//Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ШКОЛА  ЮНОГО  ПОИСКОВИКА»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ШКОЛА  ЮНОГО  ПОИСКОВИКА»

Белгородская региональная общественная организация Патриотический поисковый клуб «За Родину»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«ШКОЛА  ЮНОГО  ПОИСКОВИКА»

Возраст учащихся: 11-16 лет

Автор-составитель: Аршинова Ж.В. педагог дополнительного образования

ГУБКИН-2019 г.

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школа Юного поисковика» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. С одной стороны гражданин получил большие возможности для реализации себя как самостоятельной личности в различных областях жизни,  с другой –  возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, гражданско-патриотический и другие аспекты.

Возникает необходимость воспитания принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад наряду с современной школой вносят и учреждения дополнительного образования.

Новизна программы: программа  «Школа Юного поисковика» ориентирована на решение проблемы педагогического руководства формированием личности юного патриота. Она будет способствовать  развитию социальной активности, созидательного творчества личности, ответственности за процесс и результаты собственной деятельности. Данная программа создаёт необходимые и достаточные условия для воспитания человека полезного обществу, способного к созидательному производительному труду, защите Отечества – патриота своей Родины.

Актуальность:

В современных экономических и социальных условиях развития государства, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в обществе получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Как показывают результаты исследования, каждое новое поколение российской молодёжи по целому ряду показателей заметно уступает предыдущему. Оно более безнравственно и криминально, с выраженными проявлениями негативного отношения к своей Родине, к труду, отчуждено от общества, государства, политики.

Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщения его к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождении традиции нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребёнка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа.

Сейчас главное состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать у молодёжи социально значимые качества, которые она сможет проявить в созидательном процессе, в совершенствовании всех видов деятельности, которые связаны с защитой и процветанием нашего Отечества. Занятия в объединениях по программе «Мы – патриоты России», являются хорошей площадкой для становления личности ребёнка как гражданина Российской Федерации, формирования его нравственных и волевых качеств, политической, правовой культуры.

Педагогическая целесообразность:

Отличительной особенностью этой программы является деятельный подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка. Программа предполагает межпредметные связи, тесно переплетаясь со школьными предметами: ОБЖ, географией, историей, биологией, физкультурой.

Цель программы:

Формирование личности гражданина-патриота Родины на героической тематике, славном историческом прошлом края и города.

Задачи программы:

  1. Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю.
  2. Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
  3. Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной.
  4. Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
  5. Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры народов России.

Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

— к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;

— к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;

— к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.

 Основные принципы:

  1. Доступность.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  1. Непрерывность.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

  1. Научность.

Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

  1. Системность.

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений подростка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

 

  1. Преемственность.

Патриотическое воспитание школьников продолжается в средней и старшей школе.

  1. Культуросообразность.

Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработку на этой основе ценностных ориентаций.

Основные направления деятельности:

Работа по программе «Школа Юного поисковика» ведётся систематически и организована по направлениям:

Патриотическое воспитание (организация и проведение мероприятий, встреч, выступлений, поисковой работы в музее, изучение героического прошлого Отечества).

Гражданственность (организация самоуправления, изучение государственного устройства страны).

Архивно-поисковая деятельность (поисковые экспедиции, установление имён погибших, запись воспоминаний очевидцев памятных событий военной истории Отечества).

Медицинская подготовка (изучение основ первой доврачебной помощи).

В ходе работы по предлагаемой программе подростки осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую.

Механизм реализации программы.

Программа осуществляется через теоретические и практические занятия, в том числе с выходом на местность: для отработки медицинских, туристических навыков, приобретения опыта работы со специальным оборудованием при проведении поисковых работ.

Рекомендуется максимальная наглядность и индивидуальная отработка с каждым членом поискового отряда приемов и навыков, требующих автоматизма при выполнении и точного расчета.

Применяются групповые формы работы, работа в парах со сменой старшего, ролевые игры. Особое внимание должно быть уделено вопросам технике безопасности в поисковой экспедиции.

Содержание обучения включает в себя познавательный, развивающий, воспитательный компоненты.

Познавательный компонент предполагает ознакомление учащихся с основами музейного, архивного и поискового дела, вспомогательными историческими дисциплинами, методами исследования и описания предметов материальной культуры.

Развивающий компонент предусматривает формирование практических навыков комплексной работы с различными видами исторических источников, развитие логического и креативного мышления, навыков самостоятельных исследований, коммуникативно-речевых умений и навыков, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Воспитательный компонент создаёт условия для развития интереса и уважения к истории и культуре своей страны, воспитания патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию, для осознанного формирования собственной культурной среды.

Содержанием программы является комплекс мероприятий, разнообразных по формам и методам проведения, конкретной тематике и направленности.

Используются следующие формы: лекционные, практические работы, самостоятельно-поисковая деятельность, деловые игры, экскурсии, работа в группах, индивидуальная работа, проектная деятельность.

Методы обучения воспитанников:

— объяснительно-иллюстративный метод;

— репродуктивный метод;

— метод проблемного изложения;

— частично-поисковый, или эвристический, метод;

— исследовательский метод,

— которые последовательно предполагают повышение степени активности и самостоятельности в деятельности обучаемых.

Сроки реализации программы:

Программа занятий рассчитана на 3 года обучения с обязательным прохождением зачётов, участием в Вахтах Памяти.

1 год обучения – 144 часа (4 часа в неделю);

2 год обучения – 144 часа (4 часа в неделю);

3 год обучения – 144 часа (4 часа в неделю).

 

Этапы работы по программе:

1 этап 1 год обучения Получение начальных поисковых навыков.
2 этап 2 год обучения Овладение поисковыми навыками. Участие в Вахтах Памяти.
3 этап 3 год обучения Закрепление и совершенствование поисковых навыков. Участие в Вахтах Памяти.

 

Ожидаемые результаты:

Предметные:

— Учащиеся в ходе реализации данной программы должны получить опыт специфической для данной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Освоение программы по патриотическому воспитанию предполагает, что дети будут знать:

—  свою этническую и национальную принадлежность, традиции российского народа и историю России;

—  правовую культуру, государственные праздники и символику Российского государства;

—  ценности многонационального российского общества (общечеловеческие и национально-культурные), охватывающие основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;

—  разнообразие природы, народов, культур и религий Российского государства.

Учащиеся будут иметь представление о роли России в мировой истории.

Школьники научатся:

— уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;

—  овладеют начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

—  быть самостоятельными и ответственными за свои поступки;

—  ориентироваться в социуме;

—  уважать и ценить старшее поколение, людей труда, героев и защитников своего Отечества;

—  любить и беречь природу своего края, своей Родины.

Личностные:

Учащиеся должны приобрести способность и готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные обеспечивают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, и межпредметных понятий.

Степень достижения результатов оценивается по трём уровням:

низкий уровень: обучающийся выполняет задания по инструкции, под руководством педагога, без желания участвует в общественно полезных делах;

средний уровень: обучающийся выполняет задания при консультативной помощи педагога, охотно участвует в общественно полезных делах, но сам не проявляет инициативы;

высокий уровень: обучающийся выполняет задание самостоятельно, сам проявляет творчество и инициативу в организации общественно полезных дел.

Ожидаемым результатом реализации программы является формирование у обучающихся в области:

ценностно-смысловых компетенций:         

— умение принимать самостоятельные решения при выполнении обязанностей в поисковой группе;

— умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять самостоятельные действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок при подготовке экспедиции,  участия в экспедиции;

— умение осуществлять поисковую, исследовательскую деятельность;

учебно-познавательных компетенций:

— умение составлять план, определять  цель и организовывать процесс её достижения;

— владеть навыками ориентирования на местности;

— умение выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

социокультурных компетенций:

— уметь определять свое место и роль, систему взаимоотношения в окружающем мире:  в семье, в классе, в туристском объединении;

— владеть культурными нормами и традициями родного края, России;

— иметь представление о системе социальных норм и ценностей в России;

— иметь представление о принципах жизнедеятельности в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

коммуникативных компетенций:

— владеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения; умениями находить компромиссы в ситуации конфликта;

— владеть способами взаимодействия с окружающими, уметь задать вопрос, корректно вести диалог;

— владеть навыками выступлений с сообщениями в группе или перед незнакомой аудиторией;

информационных компетенций:

— владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, справочниками, картами, энциклопедиями, каталогами, электронными базами данных,  Интернетом;

— самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;

— преобразовывать, сохранять и передавать эту информацию;

природоведческих и здоровьесберегающих компетенций:

— знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях в  природной,  техногенной и социальной средах;

— знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной и общественной  безопасности;

— владеть способами оказания первой доврачебной помощи.

Формы проведения аттестации учащихся:

— Промежуточная аттестация: диагностические срезы.

— Переводная аттестация: итоговое тестирование.

Адресная направленность:

Данная программа рассчитана на три года, с учётом возрастных особенностей воспитанников. Реализация данной программы осуществляется на занятиях кружка «Поиск». В него входят 3 группы по 16 человек, учащиеся 5-10 классов, которых интересует поисковая, творческая, оформительская работа, есть желание заниматься исследовательской деятельностью.

 

Программа рассчитана на 432 часа в течение 3 лет.

 

Учебный план на 3 года

 

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1 История государства российского  66 40 26  
2 Военная история 36 20 16  
3 История поискового движения в России 26 16 10  
4 Методика поиска 44 24 20  
5 Организация и проведение поисковых работ 52 30 22  
6 Огневая подготовка

Характеристика взрывоопасных предметов

18 12 6  
7 Туристическая подготовка  30 18 12  
8 Медицинская подготовка  44  28 16  
9 Архивное дело 36 20  16  
10 Музейное дело 46  28 18  
11 Экскурсоведение 34 18 16  
  Всего 432 254 178  

 

Содержание

 

Раздел 1. История государства российского (66 часов)

Зарождение Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Появление Московского княжества. Культура Московского княжества. Выдающиеся люди, кем может гордиться страна. От Московского княжества до Российской империи. Российская империя: от Петра I до Николая II.Становление Союза Советских Социалистических Республик. Распад СССР и создание нового государства – Российская Федерация. Религия в России. Культура Московского княжества. Культура Российской империи. Культура советского периода. Развитие культуры в современной России. Правители и политики, жившие и правящие в XX веке.

 

Раздел 2. Военная история (36 часов)

Вооружение славян. Боевой порядок. Дружина – состав, вооружение, тактика. Зарождение и развитие пограничной стражи. Белгородская засечная черта. Невская битва. Война с Тевтонским орденом. Ледовое побоище. Вооружение и тактика немецких и шведских рыцарей. Куликовская битва: расстановка сил, ход, итоги, значение. Стояние на р. Угре. Причины победы русских войск. Формирование стрелецкого войска. Состав, структура и вооружение русской армии. Смутное время. Освобождение России от иностранных интервентов. Великие полководцы. Военные действия на территории нашего края. Введение рекрутского набора. Создание фузейных, гренадёрских и драгунских полков. Создание русской регулярной армии и флота. Эпоха славы русского флота. Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков. Битвы, деяния и победы. Александр Васильевич Суворов. Боевой путь, битвы и победы. Война 1812 года. М.И. Кутузов и его сподвижники. Бородинская битва Изгнание неприятеля и заграничные походы. Ополченцы и партизаны. Введение всеобщей воинской повинности. Военные округа. Перевооружение русской армии. Строительство стратегических железных дорог.  История сражений Второй мировой войны. Мир накануне Второй мировой войны. Причины Второй мировой войны. Основные сражения второй мировой войны. Европейский театр боевых действий. География войны. Понятия тыл, фронт, оккупированная территория. Деление страны в поиске на «тыловые» и «боевые» регионы. Линии фронта и обороны, боевые позиции. Сожженные деревни, концлагеря, партизанское движение и др.  Работа с картой, архивными материалами. Основные сражения, крупные боевые действия в период Великой Отечественной войны. Хроника Великой Отечественной войны, основные события. Брестская битва. Битва за Москву (подвиг панфиловцев). Оборона Ленинграда («Невский пятачок»), события под Новгородом. Трагедия Аджимушкая и одесские катакомбы,  Курская битва, Прохоровское сражение. Белгородчина в годы Великой Отечественной войны. Книга Память Белгородчины. Соединения, сформированные на территории Белгородчины. В тылу ковалась Победа. Герои Советского Союза, уроженцы г. Губкина Подвиги земляков.

 

Раздел 3. История поискового движения в России (26 часов)

Понятие общественной организации. Правовые основы общественной организации. Изучение устава отряда. Цели и задачи поискового движения. Права и обязанности поисковиков. Страницы истории поискового движения в России. Поисковое движение на Белгородчине. Поисковый отряд – общественная организация. Изучение устава отряда. Поисковое движение, роль энтузиастов – Орлова, Краснова. Поисковые отряды-пионеры 60-х,70-х годов. История зарождения и развития поискового движения в Белгородской области. Поисковые отряды России. Знакомство с работой одного из отрядов, посещение поискового музея отряда. Первый слёт в г. Калуге (1989), Всесоюзный Координационный  Совет поисковых отрядов, АСПО, личности в поиске – Ю.М. Иконников, В.П. Демидов, О. Габа, Ю. Смирнов, М. Черепанов и т.д. Проблемы поискового движения. Городские, региональные и межрегиональные поисковые объединения России. Актуальное значение поискового движения. Особенности и условия работы в отдельных регионах страны.

 

Раздел 4. Методика поиска (44 часа)

Поисковые отряды. Знакомство с работой одного из отрядов, посещение поискового музея отряда. Поиск – это история, работа в архиве, опрос населения, разведка, раскопки, захоронения, поиск родных без вести пропавших, работа с Книгой Памяти, музейное дело, уход за могилами и памятниками, пропаганда патриотических традиций и т. д. Все формы документов (заявление, обязательство, протоколы эксгумации, листы опроса, инструктажи, отчёты командиров, полевые дневники, летописи отрядов). Техника работы со специальным снаряжением и оборудованием. Поисковое оборудование. Виды поискового оборудования. Правила работы с поисковым оборудованием. Техника безопасности в поисковой экспедиции. Техника безопасности при следовании к месту проведения экспедиции и обратно. Правила проведения поисковых работ. Техника безопасности при обнаружении взрывоопасных предметов. Юридическая грамотность участников поисковой экспедиции. Основные документы, регламентирующие поисковую работу. Поисковая деятельность в рамках закона. Документация в поисковом отряде. Акты, протоколы эксгумации, акты проведения захоронений и перезахоронений. Переписка с родственниками павших солдат. Летопись поискового отряда.

 

Раздел 5. Организация и проведение поисковых работ (52 часа)

Поисковая разведка. Обследование местности с целью определения необходимости и возможности проведения поисковых работ. Время года, удобное для проведения поисковых работ. Предметы, необходимые для организации поисковой разведки. Классификация захоронений. Плановые, воинские и госпитальные, боевые, санитарные, мемориальные захоронения. Технология поиска: шурф, полное вскрытие, обследование при помощи металлоискателя, щупа. Работа с медальонами. Из истории введения солдатского медальона в Красной Армии. Виды медальонов в период Великой Отечественной войны. Правила работы с медальонами и условия их хранения. Поисковые работы на местности. Изучение местности, сопоставление с картами 40-х годов (архивные документы). Организация Вахты Памяти по увековечиванию памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мероприятия, входящие в Вахту Памяти. Районы проведения Вахт Памяти.

 

Раздел 6. Огневая подготовка. Характеристика взрывоопасных предметов (18 часов)

Классификация взрывоопасных предметов. Правила по технике безопасности при проведении поисковых работ. Классификация ручных гранат. Ружейные гранаты. Агитационные гранаты. Боеприпасы артиллерии и авиабомбы. Артиллерийские выстрелы. Минометные выстрелы. Фугасные и осколочные авиабомбы. Специальные боеприпасы. Мины. Противопехотные мины. Противотанковые мины. Боеприпасы стрелкового вооружения. Боеприпасы РККА. Боеприпасы иностранных армий. Как проводятся поисковые работы. Обозначение места обнаружения взрывоопасных предметов подручными легко заметными средствами. Сообщение о месте нахождения ВОП в штаб поисковой экспедиции.

 

Раздел 7. Туристическая подготовка (30 часов)

Снаряжение. Виды снаряжения. Групповое снаряжение. Личное снаряжение. Правила по укладке рюкзака. Маршрутная подготовка. Правила при движении на маршруте. Техника движения на маршруте. Лагерная подготовка. Выход на место дислокации. Требования к постановке лагеря. Техническая организация лагеря.   Ориентирование. Определение сторон света по природным и искусственным признакам. Определение азимута. Работа с картой. Виды карт. Исторические карты. Географические карты. Топографические карты. Отличия карт. Легенда карты. Способы ориентирования по карте. Прокладывание маршрута по карте. Питание в экспедиции. Нормы питания человека (раскладка на экспедицию). Первые и вторые блюда, напитки, природная кладовая. Заготовка и хранение продовольствия.

 

Раздел 8. Медицинская подготовка (44 часа)

Травмы. Виды травм и их предупреждение. Виды травм, встречающихся в полевых условиях. Понятие травмы. Царапины. Ушибы. Вывихи. Растяжение. Переломы. Солнечный удар. Раны. Кровотечения. Комплектация аптечки. Назначение аптечки. Порядок использования аптечки. Санитарный режим бивака. Что такое привал и бивак. Основные требования к месту привала и бивака. Планировка привала. Виды и производство хозяйственных работ на биваке (развертывание и свёртывание бивака). Графики дежурств на биваках. Оказание первой медицинской помощи. Значение доврачебной помощи и правила ее оказания. Обязанности оказывающего мощь. Принципы оказания доврачебной помощи: оценка ситуации; безопасная обстановка; неотложная помощь; вызов скорой медицинской помощи. Понятие о ране. Классификация и характеристика ран. Асептика и антисептика. Перевязочный материал. Классификация и характеристика кровотечений. Способы временной остановки кровотечения. Понятие синдрома длительного сдавливания, характеристика периодов его течения. Признаки закрытых повреждений.

 

Раздел 9. Архивное дело (36 часов)

Понятие архив. Архивное делопроизводство. Классификация архивов. Работа с архивными документами. Порядок обработки архивных документов. Методика архивных запросов. Изучение военных мемуаров, фото и кинодокументов. Работа с интернет-ресурсами. Работа с найденными документами. История создания архивов. Архивное дело в советское время и до современности. Виды документов, подлежащих передаче в архив.  Сроки хранения документов в архиве. Методы последовательно-текстуального изучения источников: выяснение сущности события, факта; определение причины его происхождения; выявление взаимодействие с окружающей действительностью; определение значения события для времени его совершения и современности; выделение возможных вариантов использования исторического опыта. Методы поэтапного изучения источников. Изменение сети центральных и местных архивов во второй половине XIX в. Проект реформы Н.В. Калачева. Расширение видов архивов. Губернские архивные комиссии. Реформа Д.Я. Самоквасова. Общество и архивы. Итоги развития архивного дела в дореволюционной России. Архивное дело в 1917-1929 гг. Союз русских архивных деятелей и его роль в реформировании архивного дела. Декрет СНК РСФСР «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» (01.06.1918г.). Образование ГУАД и ЕГАФ. Ограничение доступа исследователей к архивам. Передача архивов в подчинение НКВД. Мероприятия по засекречиванию фондов. СССР. Образование Российского общества историков-архивистов (1990г.). Архивная реформа 90-х годов. Рассекречивание документов. Состояние архивных учреждений и проблемы архивного дела в новых условиях развития страны. Доступ пользователей к архивным документам. Организация работы по рассекречиванию архивных документов. Архивный фонд РФ, его состав. Государственные архивы федерального значения, состав их документов. Правила работы государственных и муниципальных архивов. Основные функции государственных архивов.

 

Раздел 10.  Музейное дело (46 часов)

Понятие музейное дело. Виды музеев. История создания музеев. Известные музеи России и мира. Понятие «фонд». Виды и характеристика фондов. Учёт и научное описание музейного фонда. Хранение материалов. Составление описи музейных экспонатов. Экспозиции музея. Тематико-экспозиционный план. Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната. Реставрация экспозиций. Особенности и специфика музейных предметов, их классификация: вещественные, письменные, изобразительные, кино, фотодокументы, фоно- и видеозаписи, компьютерные источники. Основные критерии ценности музейного предмета: научная, художественная и мемориальная значимость. Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Знакомство с началом коллекционирования древностей. Коллекционирование в различные исторические эпохи. Естественнонаучные кабинеты XVI-XVII вв. Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата – государева сокровищница XVI-XVII вв. Музеи XVIII-ХIХ в. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно-просветительной работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Правила поведения экскурсовода. Музейный праздник. Его подготовка и проведение. Музей и школа. Роль музея в социализации личности. Основные понятия. Принципы и структура построения экспозиций. Экспозиционные материалы. Проектирование экспозиций. Дизайн эк­спозиции.

 

Раздел 11. Экскурсоведение (34 часа)

Научные определения экскурсии. Особенности экскурсии как формы освоения действительности. Признаки экскурсии. Сущность экскурсии. Место экскурсии в мировой культуре. Экскурсия в истории русской культуры. Экскурсия в современном обществе. Цели и задачи экскурсионной работы. Основные методические принципы, разработанные российской экскурсионной школой. Понятие экскурсоведения. Экскурсия как составная часть туризма. Экскурсионная составляющая туров. Информационно-образовательный, развлекательный и эстетический аспекты экскурсии. Реализация информационного и эстетического потенциала экскурсии как формы досуга. Эстетическое воспитание на экскурсии. Роль и место экскурсии среди форм просветительной работы. Экскурсионная методика. Методическая разработка экскурсии (методические указания). Контрольный текст экскурсии. Каталоги экскурсионных объектов. Список литературы по теме. Индивидуальная методическая документация. Индивидуальный текст экскурсии. Конспекты и цитатники. «Портфель экскурсовода». Изобразительные материалы. Аудиоматериалы. Технология разработки экскурсии. Комплектование «Портфеля экскурсовода». разработка технологической карты экскурсии. Техника ведения экскурсии. Основы экскурсионно-выставочной деятельности

 

Учебный план на 1 год обучения

 

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1 История государства российского 20  14 6  
2 Военная история 12  6 6  
3 История поискового движения в России 10  6 4  
4 Методика поиска 10 6 4  
5 Организация и проведение поисковых работ 10 6 4  
6 Огневая подготовка

Характеристика взрывоопасных предметов

10 8 2  
7 Туристическая подготовка 12 8 4  
8 Медицинская подготовка 14 10 4  
9 Архивное дело 12 6 6  
10 Музейное дело 22 14 8  
11 Экскурсоведение 12 8 4  
  Всего 144 92 52  

 

Содержание

 

Раздел 1. История государства российского (20 часов)

Зарождение Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Появление Московского княжества. Культура Московского княжества. Выдающиеся люди, кем может гордиться страна.

 

Раздел 2. Военная история (12 часов)

Вооружение славян. Боевой порядок. Дружина – состав, вооружение, тактика. Зарождение и развитие пограничной стражи. Белгородская засечная черта. Невская битва. Война с Тевтонским орденом. Ледовое побоище. Вооружение и тактика немецких и шведских рыцарей. Куликовская битва: расстановка сил, ход, итоги, значение. Стояние на р. Угре. Причины победы русских войск. Формирование стрелецкого войска. Состав, структура и вооружение русской армии. Смутное время. Освобождение России от иностранных интервентов. Великие полководцы. Военные действия на территории нашего края.

 

Раздел 3. История поискового движения в России (10 часов)

Понятие общественной организации. Правовые основы общественной организации. Цели и задачи поискового движения. Права и обязанности поисковиков. Страницы истории поискового движения в России. Поисковое движение на Белгородчине. Поисковый отряд – общественная организация. Изучение устава отряда.

 

Раздел 4. Методика поиска (10 часов)

Поисковые отряды России. Знакомство с работой одного из отрядов, посещение поискового музея отряда. Техника безопасности в поисковой экспедиции. Техника безопасности при следовании к месту проведения экспедиции и обратно. Правила проведения поисковых работ. Техника безопасности при обнаружении взрывоопасных предметов.

 

Раздел 5. Организация и проведение поисковых работ (10 часов)

Поисковая разведка. Обследование местности с целью определения необходимости и возможности проведения поисковых работ. Время года, удобное для проведения поисковых работ. Предметы, необходимые для организации поисковой разведки. Классификация захоронений. Плановые, воинские и госпитальные, боевые, санитарные, мемориальные захоронения. Технология поиска: шурф, полное вскрытие, обследование при помощи металлоискателя, щупа. Организация Вахты Памяти по увековечиванию памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мероприятия, входящие в Вахту Памяти. Районы проведения Вахт Памяти.

 

Раздел 6. Огневая подготовка. Характеристика взрывоопасных предметов (10 часов)

Классификация взрывоопасных предметов. Правила по технике безопасности при проведении поисковых работ. Как проводятся поисковые работы. Обозначение места обнаружения взрывоопасных предметов подручными легко заметными средствами. Сообщение о месте нахождения ВОП в штаб поисковой экспедиции. Способы хранения и утилизации ВОП.

 

Раздел 7. Туристическая подготовка (12 часов)

Снаряжение. Виды снаряжения. Групповое снаряжение. Личное снаряжение. Правила по укладке рюкзака. Маршрутная подготовка. Правила при движении на маршруте. Техника движения на маршруте. Лагерная подготовка. Выход на место дислокации. Требования к постановке лагеря. Техническая организация лагеря.

 

Раздел 8. Медицинская подготовка (14 часов)

Понятие травмы. Виды травм и их предупреждение. Виды травм, встречающихся в полевых условиях. Царапины. Ушибы. Вывихи. Растяжение. Переломы. Солнечный удар. Комплектация аптечки. Назначение аптечки. Что такое привал и бивак. Санитарный режим бивака. Основные требования к месту привала и бивака. Планировка привала. Графики дежурств на биваках. Оказание первой медицинской помощи.

 

Раздел 9. Архивное дело (12 часов)

Понятие архив. Основные  архивы страны. Классификация архивов. Методика работы с архивными документами. Порядок обработки архивных документов. Методика архивных запросов. Изучение военных мемуаров, фото и кинодокументов. Работа с интернет-ресурсами. Работа с найденными документами.

 

Раздел 10. Музейное дело (22 часа)

Понятие музейное дело. Виды музеев. История создания музеев. Известные музеи России и мира. Понятие «фонд». Виды и характеристика фондов. Учёт и научное описание музейного фонда. Хранение материалов. Составление описи музейных экспонатов. Экспозиции музея. Тематико-экспозиционный план. Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната. Реставрация экспозиций.

 

Раздел 11. Экскурсоведение (12 часа)

Сущность экскурсии. Логика в экскурсии. Тематика и содержание экскурсий. Показ в экскурсии. Рассказ в экскурсии. Технология подготовки экскурсии. Составление маршрута экскурсии. Методика проведения экскурсий. Техника ведения экскурсий. Проведение экскурсий.

 

Учебный план на 2 год обучения

 

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1 История государства российского 20 10 10  
2 Военная история 12 8 4  
3 История поискового движения в России 10 6 4  
4 Методика поиска

 

14 8 6  
5 Организация и проведение поисковых работ 22 16 6  
6 Огневая подготовка

Характеристика взрывоопасных предметов

4 2 2  
7 Туристическая подготовка 10 6 4  
8 Медицинская подготовка 12 8 4  
9 Архивное дело 14 8 6  
10 Музейное дело 14 8 6  
11 Экскурсоведение 12 6 6  
  Всего  144  86 58  

 

 

 

 

 

Содержание

 

Раздел 1. История государства российского (20 часов)

Становление Российской империи. Российская империя: от Петра I до Николая II. Религия в России. Культура Российской империи.

 

Раздел 2. Военная история (12 часов)

Введение рекрутского набора. Создание фузейных, гренадёрских и драгунских полков. Создание русской регулярной армии и флота. Эпоха славы русского флота. Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков. Битвы, деяния и победы. Александр Васильевич Суворов. Боевой путь, битвы и победы. Война 1812 года. М.И. Кутузов и его сподвижники. Бородинская битва Изгнание неприятеля и заграничные походы. Ополченцы и партизаны. Введение всеобщей воинской повинности. Военные округа. Перевооружение русской армии. Строительство стратегических железных дорог.

 

Раздел 3. История поискового движения в России (10 часов)

Проблемы поискового движения. Городские, региональные и межрегиональные поисковые объединения России. Актуальное значение поискового движения. Особенности и условия работы в отдельных регионах страны. Поисковое движение Смоленской области. Поисковые отряды Белгородской области.

 

Раздел 4. Методика поиска (14 часов)

Техника безопасности в поисковой экспедиции. Техника безопасности при следовании к месту проведения экспедиции и обратно. Правила проведения поисковых работ. Техника безопасности при обнаружении взрывоопасных предметов. Юридическая грамотность участников поисковой экспедиции. Основные документы, регламентирующие поисковую работу. Поисковая деятельность в рамках закона. Документация в поисковом отряде. Акты, протоколы эксгумации, акты проведения захоронений и перезахоронений. Переписка с родственниками павших солдат. Летопись поискового отряда.

 

Раздел 5. Организация и проведение поисковых работ (22 часа)

Поисковая разведка. Обследование местности с целью определения необходимости и возможности проведения поисковых работ. Время года, удобное для проведения поисковых работ. Предметы, необходимые для организации поисковой разведки. Классификация воинских захоронений. Плановые, воинские и госпитальные, боевые, санитарные, мемориальные захоронения. Работа с медальонами. Из истории введения солдатского медальона в Красной Армии. Виды медальонов в период Великой Отечественной войны. Правила работы с медальонами и условия их хранения. Поисковые работы на местности. Изучение местности, сопоставление с картами 40-х годов (архивные документы). Технология поиска: шурф, полное вскрытие, обследование при помощи металлоискателя, щупа. Организация Вахты Памяти по увековечиванию памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мероприятия, входящие в Вахту Памяти. Районы проведения Вахт Памяти.

 

 

 

Раздел 6. Огневая подготовка. Характеристика взрывоопасных предметов (4 часа)

Классификация взрывоопасных предметов. Правила по технике безопасности при проведении поисковых работ. Классификация ручных гранат. Ружейные гранаты. Агитационные гранаты. Боеприпасы артиллерии и авиабомбы. Артиллерийские выстрелы. Минометные выстрелы. Фугасные и осколочные авиабомбы. Специальные боеприпасы. Мины. Противопехотные мины. Противотанковые мины. Боеприпасы стрелкового вооружения. Боеприпасы РККА. Боеприпасы иностранных армий. Правила по технике безопасности при проведении поисковых работ. Как проводятся поисковые работы. Обозначение места обнаружения взрывоопасных предметов подручными легко заметными средствами. Сообщение о месте нахождения ВОП в штаб поисковой экспедиции. Способы хранения и утилизации ВОП.

 

Раздел 7. Туристическая подготовка (10 часов)

Снаряжение. Виды снаряжения. Групповое снаряжение. Личное снаряжение. Правила по укладке рюкзака. Маршрутная подготовка. Правила при движении на маршруте. Техника движения на маршруте. Лагерная подготовка. Выход на место дислокации. Требования к постановке лагеря. Техническая организация лагеря. Ориентирование. Определение сторон света по природным и искусственным признакам. Определение азимута. Работа с картой. Виды карт. Исторические карты. Географические карты. Топографические карты. Отличия карт. Легенда карты. Способы ориентирования по карте. Прокладывание маршрута по карте. Питание в экспедиции. Нормы питания человека (раскладка на экспедицию). Первые и вторые блюда, напитки, природная кладовая. Заготовка и хранение продовольствия.

 

Раздел 8. Медицинская подготовка (12 часов)

Значение доврачебной помощи и правила ее оказания. Обязанности оказывающего мощь. Принципы оказания доврачебной помощи: оценка ситуации; безопасная обстановка; неотложная помощь; вызов скорой медицинской помощи. Понятие о ране. Классификация и характеристика ран. Асептика и антисептика. Перевязочный материал. Классификация и характеристика кровотечений. Способы временной остановки кровотечения. Понятие синдрома длительного сдавливания, характеристика периодов его течения. Признаки закрытых повреждений. Ушибы и их признаки. Растяжение связок, разрывы связок и мышц, их признаки. Вывихи и их признаки.

 

Раздел 9. Архивное дело (14 часов)

Понятие архив. История создания архивов. Архивное дело в советское время и до современности. Виды документов, подлежащих передаче в архив.  Сроки хранения документов в архиве. Методы последовательно-текстуального изучения источников: выяснение сущности события, факта; определение причины его происхождения; выявление взаимодействие с окружающей действительностью; определение значения события для времени его совершения и современности; выделение возможных вариантов использования исторического опыта. Методы поэтапного изучения источников.

 

 

Раздел 10. Музейное дело (14 часов)

Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Знакомство с началом коллекционирования древностей. Коллекционирование в различные исторические эпохи. Естественнонаучные кабинеты XVI-XVII вв. Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата – государева сокровищница XVI-XVII вв. Музеи XVIII-ХIХ в.

 

Раздел 11. Экскурсоведение (12 часов)

Виды экскурсий. Классификации экскурсий Критерии классификации экскурсий: по содержанию, по составу и количеству участников, по месту проведения, по форме проведения, по способу передвижения, по продолжительности. Особенности обзорных и тематических экскурсий. Обзорная городская экскурсия. Тематические экскурсии. История экскурсионного дела в России и за рубежом.  Исторические этапы: семейные традиции путешествий и экскурсионных дневников, экскурсии в природу, краеведческая связь экскурсии с педагогикой и психологией; экскурсия как важное средство идеологической, партийной пропаганды, средство отдыха и развлечения; экскурсия как средство воспитания национальной гордости неотъемлемая часть агитационно-пропагандистской работы; экскурсия как феномен прикладной культурологи, современные анимационные процессов экскурсионной деятельности. Рекреационная основа экскурсоведения. Экологические и природоведческие экскурсии. Основы современной методологии экскурсионного дела.

 

Тематический план на 3 год обучения

 

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1 История государства российского 26 16 10  
2 Военная история 12 6 6  
3 История поискового движения в России 6 4 2  
4 Методика поиска 20 10 10  
5 Организация и проведение поисковых работ 20 8 12  
6 Огневая подготовка

Характеристика взрывоопасных предметов

4 2  2  
7 Туристическая подготовка 8 4 4  
8 Медицинская подготовка 18 10 8  
9 Архивное дело 10  6 4  
10 Музейное дело 10 6 4  
11 Экскурсоведение 10 4 6  
  Всего 144  76 68  

Содержание

 

Раздел 1. История государства российского (26 часов)

Становление Союза Советских Социалистических Республик. Распад СССР и создание нового государства – Российская Федерация. Локальные конфликты в XX веке. Религия в России. Культура советского периода. Развитие культуры в современной России.  Правители и политики, жившие и правящие в XX веке.

 

Раздел 2. Военная история (12 часов)

История сражений Второй мировой войны. Мир накануне Второй мировой войны. Причины Второй мировой войны. Основные сражения второй мировой войны. Европейский театр боевых действий. География войны. Понятия тыл, фронт, оккупированная территория. Деление страны в поиске на «тыловые» и «боевые» регионы. Линии фронта и обороны, боевые позиции. Сожженные деревни, концлагеря, партизанское движение и др. Работа с картой, архивными материалами. Основные сражения, крупные боевые действия в период Великой Отечественной войны. Хроника Великой Отечественной войны, основные события. Брестская битва. Битва за Москву (подвиг панфиловцев). Оборона Ленинграда («Невский пятачок»), события под Новгородом. Трагедия Аджимушкая и одесские катакомбы,  Курская битва, Прохоровское сражение. Открытие Второго фронта.   Белгородчина в годы Великой Отечественной войны. Книга Память Белгородчины. Соединения, сформированные на территории Белгородчины. В тылу ковалась Победа. Герои Советского Союза, уроженцы г. Губкина.

 

Раздел 3. История поискового движения в России (6 часов)

Проблемы поискового движения. Городские, региональные и межрегиональные поисковые объединения России. Актуальное значение поискового движения.

 

Раздел 4. Методика поиска (20 часов)

Техника безопасности в поисковой экспедиции. Техника безопасности при следовании к месту проведения экспедиции и обратно. Правила проведения поисковых работ. Техника безопасности при обнаружении взрывоопасных предметов. Поиск – это история, работа в архиве, опрос населения, разведка, раскопки, захоронения, поиск родных без вести пропавших, работа с Книгой Памяти. Правовое регулирование проведения поисковой и архивной работы в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны. Документация в поисковом отряде. Акты, протоколы эксгумации, акты проведения захоронений и перезахоронений. Переписка с родственниками павших солдат. Летопись поискового отряда.

 

Раздел 5. Организация и проведение поисковых работ (20 часов)

Поисковая разведка. Обследование местности с целью определения необходимости и возможности проведения поисковых работ. Время года, удобное для проведения поисковых работ. Предметы, необходимые для организации поисковой разведки. Классификация воинских захоронений. Плановые, воинские и госпитальные, боевые, санитарные, мемориальные захоронения. Работа с медальонами. Из истории введения солдатского медальона в Красной Армии. Виды медальонов в период Великой Отечественной войны. Правила работы с медальонами и условия их хранения. Поисковые работы на местности. Изучение местности, сопоставление  с картами 40-х годов (архивные документы). Технология поиска: шурф, полное вскрытие, обследование при помощи металлоискателя, щупа. Организация Вахты Памяти по увековечиванию памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мероприятия, входящие в Вахту Памяти. Районы проведения Вахт Памяти.

 

Раздел 6. Огневая подготовка. Характеристика взрывоопасных предметов (4 часа)

Классификация взрывоопасных предметов. Правила по технике безопасности при проведении поисковых работ. Боеприпасы РККА. Боеприпасы иностранных армий. Правила по технике безопасности при проведении поисковых работ.

 

Раздел 7. Туристическая подготовка (8 часов)

Групповое снаряжение. Личное снаряжение. Маршрутная подготовка. Правила при движении на маршруте. Требования к постановке лагеря. Техническая организация лагеря.

 

Раздел 8. Медицинская подготовка (18 часов)

Значение доврачебной помощи и правила ее оказания. Обязанности оказывающего мощь. Принципы оказания доврачебной помощи: оценка ситуации; безопасная обстановка; неотложная помощь; вызов скорой медицинской помощи. Понятие о ране. Классификация и характеристика ран. Асептика и антисептика. Перевязочный материал. Классификация и характеристика кровотечений. Способы временной остановки кровотечения. Понятие синдрома длительного сдавливания, характеристика периодов его течения. Признаки закрытых повреждений. Ушибы и их признаки. Растяжение связок, разрывы связок и мышц, их признаки. Вывихи и их признаки.

 

Раздел 9. Архивное дело (10 часов)

Изменение сети центральных и местных архивов во второй половине XIX в. Проект реформы Н.В. Калачева. Расширение видов архивов. Губернские архивные комиссии. Реформа Д.Я. Самоквасова. Общество и архивы. Итоги развития архивного дела в дореволюционной России. Архивное дело в 1917-1929 гг. Союз русских архивных деятелей и его роль в реформировании архивного дела. Декрет СНК РСФСР «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» (01.06.1918г.). Образование ГУАД и ЕГАФ. Ограничение доступа исследователей к архивам. Передача архивов в подчинение НКВД. Мероприятия по засекречиванию фондов. СССР. Образование Российского общества историков-архивистов (1990г.). Архивная реформа 90-х годов. Рассекречивание документов. Состояние архивных учреждений и проблемы архивного дела в новых условиях развития страны. Доступ пользователей к архивным документам. Организация работы по рассекречиванию архивных документов. Архивный фонд РФ, его состав. Государственные архивы федерального значения, состав их документов. Правила работы государственных и муниципальных архивов. Основные функции государственных архивов. Муниципальные архивы. Ведомственные архивы. Критерии отбора документов с повторяющейся информацией. Критерии ценности документов личного происхождения. Перечни типовых документов с указанием сроков их хранения. Оформление результатов экспертизы ценности документов. Экспертиза ценности электронных документов. Понятие «особо ценные документы».

 

Раздел 10. Музейное дело (10 часов)

Музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция, предмет музейного значения, музейный предмет, экспонат, экспонат ведущий. Экспозиционные материалы, экспозиционный комплекс, экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы. Роль культурно-просветительной работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно-просветительной работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Правила поведения экскурсовода. Музейный праздник. Его подготовка и проведение. Музей и школа. Роль музея в социализации личности. Основные понятия. Принципы и структура построения экспозиций. Экспозиционные материалы. Проектирование экспозиций. Дизайн эк­спозиции.

 

Раздел 11. Экскурсоведение (10 часов)

Экскурсионная методика. Основная методическая документация и экскурсионные материалы. Методическая документация экскурсионной организации. Методическая разработка экскурсии (методические указания). Контрольный текст экскурсии. Каталоги экскурсионных объектов. Список литературы по теме. Индивидуальная методическая документация. Индивидуальный текст экскурсии. Конспекты и цитатники. «Портфель экскурсовода». Изобразительные материалы. Аудиоматериалы. Технология разработки экскурсии. Комплектование «Портфеля экскурсовода». разработка технологической карты экскурсии. Техника ведения экскурсии. Основы экскурсионно-выставочной деятельности

 

 

 

Список литературы:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
  2. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. – М., «Омега-пресс», 2001.
  3. Военный энциклопедический словарь, Оникс 21 век. – М., 2002.
  4. Личная безопасность, энциклопедия, МЧС РФ, Москва, , 2005.
  5. Огнестрельное оружие, энциклопедия, Аванта+, Астрель, Москва, 2006.
  6. Первая помощь, РОКК.
  7. С. Поисковая деятельность в Курской области. Сборник. Курск, 2002.
  8. М. Садовников. Поиск, ставший судьбой. М., 2004.
  9. Холодное оружие, энциклопедия, Аванта+, Астрель, Москва, 2006.
  10. Чрезвычайные ситуации, учебник, МЧС РФ, Москва, 2005.