Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Этнография: обычаи моего народа» – это комплексная программа по ознакомлению детей и подростков с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.
Опираясь на природную детскую и подростковую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в патриотическом клубе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Данный курс даёт возможность школьнику предоставить условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника.
Создание условий для культурного самоопределения каждого обучающегося, его практической идентификации со своим народом. Именно эту цель призвана осуществить предлагаемая программа «Этнография: обычаи моего народа».
В данной программе содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре России и Белгородского края, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися по формированию базиса их духовной культуры и социокультуризации каждого учащегося. В основу программы могут быть внесены изменения, учитывающие специфику любого региона.
Актуальность:
Программа разработана и ориентирована на формирование у ребёнка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции.
Цель программы:
Социокультуризация (практическая идентификация со своим народом) обучающихся на основе погружения в традиции и обычаи русского народа (российских народностей в региональном представительстве) с учётом особенностей возрастного развития обучающихся, воспитанников, приобщение их к культурному наследию своего народа.
Задачи:
- Формировать личность учащегося, способного самостоятельно, равноправно выполнять различные социальные роли.
- Прививать навыки социального поведения средствами данного курса на доступном материале.
- Формировать представления о семье, родном доме как основной составляющей общества.
- Формировать навыки продуктивных видов деятельности (в том числе игровой), коммуникативных умений.
- Расширять социальные контакты с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения на основе народных обрядов и традиций.
- Развивать интерес и потребность к процессу речевого общения.
- Знать народные праздники, игры, песни и танцы.
- Формировать элементы доступного пониманию анализа, синтеза, сравнения; активизировать внимание и память.
- Формировать навыки соблюдения поведенческих норм семейной жизни.
Педагогическая идея состоит в понимании:
— сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;
— к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
— уважения к окружающим – умения слушать и слышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.
Основные принципы:
- Принцип доступности: изучение материала происходит последовательно от простого к более сложному, в зависимости от возраста и возможностей детей. «Всему своё время» – метко сказано в народе. В старину детям в первую очередь предназначались всевозможные игры, доступные и понятные, простые для запоминания, развивающие смекалку, ловкость, творческую активность. Живя в условиях традиционного быта, дети постепенно и последовательно осваивали основы культуры, исполняя лишь то, что было им доступно.
- Принцип цикличности: в виду того, что традиционный быт регулировался годовым календарным циклом, который повторялся из года в год, данная программа имеет некоторые тематические повторы.
В коллективной работе очень важен индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития художественно-творческой деятельности позволяет составлять программу изучаемого материала таким образом, чтобы у каждого учащегося была возможность проявить себя, реализовать свои творческие способности, самовыразиться через исполнительскую или исследовательскую деятельность.
- Принципы личностно-ориентированного обучения: на основе доступных творческих заданий создаются условия для успешного творческого и личностного роста каждого учащегося.
- Принцип корректируемости: в зависимости от исходного уровня способностей школьников, программа корректируется, подбирается доступный материал.
- Принцип наглядности: в качестве иллюстрации уроков используются аудио и видеоматериалы экспедиционных записей народных исполнителей, фотоматериалы, рисунки предметов быта, костюмов, игрушек и пр., что способствует формированию более глубокого понимания народного творчества, создает основу для собственного творчества на основе образцов традиционного фольклора.
Направления работы:
- ознакомление с бытом и трудом русского народа;
- использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;
- приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;
- воспитание гражданственности через ознакомление детей с родным краем, его природой и культурой.
- ознакомление детей с народным искусством;
- ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.
Компоненты патриотического воспитания:
Содержательный (представления ребёнка об окружающем мире):
- О культуре народа, его традициях, творчестве;
- О природе родного края и страны и деятельности человека в природе;
- Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
- О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).
Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру):
- Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
- Интерес к жизни родного города и страны;
- Гордость за достижения своей страны;
- Уважение к культуре и традиция народа, к историческому прошлому;
- Восхищение народным творчеством;
- Любовь к родной природе, к родному языку;
- Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде;
Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности):
- Труд;
- Игра;
- Продуктивная деятельность;
- Музыкальная деятельность;
- Познавательная деятельность.
Ожидаемые результаты:
- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины.
- Расширение кругозора детей через музей быта.
- Широкое использование всех видов фольклора.
Методы:
- словесный: объяснение (с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;
- наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;
- практический: создание макетов по темам программы, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию);
- игровой: создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках;
- исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий – встреч.
Сроки реализации программы:
Программа занятий рассчитана на 1 год обучения – 68 часов (2 часа в неделю).
Ожидаемые результаты:
- Знать основные народные праздники и обычаи с ними связанные.
- Знать название и назначение предметов русского народного быта.
- Знать русские народные и музыкально-фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.
- Знать русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.
- Иметь представление о народных костюмах, промыслах; называть их, узнавать материал, из которого сделано изделие;
- Уметь провести анализ изделия; выделить характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).
Календарно-тематический план
№ | Тема | часы |
1. | Понятие и определение — «народная культура». | 3ч. |
1.1. Сущность и функции народного художественного творчества. | 1ч. | |
1.2. Многообразие видов и форм творческой деятельности. (Сказки, пословицы, поговорки, пестушки, дразнилки и т.д.) | 2ч. | |
2. | Образование Белгородской области. | 2ч. |
2.1. Территория расселения. | 1ч. | |
2.2. Уклад жизни славян. | 1ч. | |
3. | «Город, в котором я живу» | 3ч. |
3.1. Страницы истории г. Губкин. | 1ч. | |
3.2. «Их имена носят улицы….» | 1ч. | |
3.3. Культурные центры и традиции нашего города. | 1ч. | |
4. | Я и моя семья в истории и культуре России. | 4ч. |
4.1. Значение имени. | 1ч. | |
4.2. Генеалогическое дерево | 1ч. | |
4.3. Традиции моей семьи | 1ч. | |
4.4. Урок – деловая игра. | 1ч. | |
5. | Порядки, характер и обычаи русского народа. | 6ч. |
5.1. Жилые местности. | 1ч. | |
5.2. Художественная обработка дерева. | 1ч. | |
5.3. Устройство в доме. | 1ч. | |
5.4. Домоводство. | 1ч. | |
5.5. Домашняя утварь и мебель. | 1ч. | |
5.6. Русские обеды. | 1ч. | |
6. | Народные костюмы Белгородской области (женский, мужской). | 6ч. |
6.1. Основные формы и традиционные особенности народного костюма. | 1ч. | |
6.2 Женская одежда. | 1ч. | |
6.3. Традиционные особенности мужской одежды. | 1ч. | |
6.4. Художественная обработка ткани. | 1ч. | |
6.5. Значение мотивов в народном орнаменте. | 2ч. | |
7. | Праздники и обряды. | 9ч. |
7.1. Русский земледельческий календарь. | 1ч. | |
7.2. Святки. | 2ч. | |
7.3. Масленица. Изготовление чучела. | 1ч. | |
7.4. Вербная неделя. Пасха. Радоница. | 2ч. | |
7.5. Иван Купала. Петровки. | 1ч. | |
7.6. Спасы. | 1ч. | |
7.7. Альманах – «Круглый год»
|
1ч. | |
8. | Семейно-бытовые обряды. | 8ч. |
8.1. Обряд рождения. Приметы и поверья. | 2ч. | |
8.2. Детский потешный, бытовой и игровой фольклор. | 1ч. | |
8.3. Свадебная обрядность. | 3ч. | |
8.4. Похоронная обрядность. | 2ч. | |
9. | Народная кукла. | 3ч. |
9.1. Обрядовые куклы. | 1ч. | |
9.2. Куклы обереги. (их изготовление) | 2ч. | |
10. | Песенная традиция края. | 4ч. |
10.1. Жанры песен: лирические, игровые, шуточные, плясовые. Происхождение и время исполнения. | 2ч. | |
10.2. Обрядовые: Календарные, свадебные. | 2ч. | |
11. | Музыкальные народные инструменты. | 5ч. |
11.1. Разновидности народных музыкальных инструментов. | 1ч. | |
11.2. Сочинение частушек. | 2ч. | |
11.3. Исполнение частушек под балалайку с применением шумовых инструментов. | 2ч. | |
12. | Народные игры. | 9ч. |
12.1. Сюжетно – ролевые народные игры: «Кострома», «Дед Семак», «Как у деда Трифона». | 3ч. | |
12.2. Старинные игры: «Бирюльки», Без соли – соль», «Золотые ворота». | 3ч. | |
12.3. Подвижные народные игры: «Горелки», «Городки», «Медведь». | 3ч. | |
13. | Народные заблуждения. | 6ч. |
13.1. Возникновение чародейства и суеверия. | 2ч. | |
13.2. Колдуны и чернокнижники и их разновидности. | 4ч. | |
Итого | 68ч. |
Содержание курса
№ | Тема | Основное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Рекомендации по материально-техническому обеспечению занятий |
1. | Понятие и определение – «народная культура». | Человек и природа. Постоянный труд и стремление к красоте. Многообразие видов и форм творческой деятельности. | Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи). Развитие восприятия, произвольного внимания, речи, мышления. Выставка лучших «книжек-малышек» с произведениями устного народного творчества. | Видео-, фоторяд с представленными материалами, отображающими многообразие видов и форм народного творчества. Альбомы для рисования, цветные карандаши, краски. |
2. | Образование Белгородской области.
Наши предки-славяне. |
Территория расселения восточных славян. Жилища, одежда, орудия труда и занятия восточных славян. Связь между природой и занятиями людей. Предки, род, племя. | Речевая деятельность. Регулятивные действия. Познавательная, деятельность, творческая. | Иллюстративный материал. Карта «Расселение славян в V-VIII веках». Карточки-тесты. Иллюстрация «Орудия труда и оружие». |
3. | «Город, в котором я живу». | Ознакомление с историей и культурой родного края, этнокультурными традициями, особенностями быта жителей Губкина. | Речевая деятельность. Регулятивные действия. Познавательная, деятельность, творческая. Посещение краеведческого музея. | Иллюстративный материал. Архивные фото города и градообразующих предприятий. Иллюстрации учащихся «С днём рождения, любимый город!» |
4. | Я и моя семья в истории и культуре России. | Происхождение имён, фамилий, отчеств. Значение имён, имя, прозвище. Откуда к нам пришли наши имена. Имена моей семьи. Генеалогическое древо. Обучение составлению генеалогического древа своей семьи. Урок-деловая игра. | Приобретение опыта позитивного взаимодействия в семье, формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. | Альбомы для рисования, цветные карандаши, краски, канцелярские принадлежности, цветная бумага, фотоматериал. |
5. | Порядки, характер и обычаи русского народа. | Первоначальные жилища. Устройство в доме. Украшение комнат. Домоводство. Домашняя утварь. Русские обеды. Образ домашней жизни. | Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая. | Видео-, фоторяд с представленными материалами, представляющими многообразие видов жилищ. Составление кулинарной книжки-альбомы для рисования, цветные карандаши, краски. |
6. | Народные костюмы Белгородской области (женский, мужской). | Региональные разновидности женского костюма. Орнамент, украшающий элементы народного костюма, его символика. Рисование орнамента. | Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. Развитие внимания, эмоциональной сферы, памяти. Коррекция мелкой моторики, развитие творческих способностей. Творческая деятельность. | Фото и видеоматериалы по теме. Альбомы, карандаши. |
7. | Праздники и обряды. | Земледельческий календарь. Календарные обряды и праздники. Разучивание закличек. Подборка пословиц и поговорок, связанных с сезонными изменениями природы. | Коммуникативная, познавательная, творческая, художественная деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. Расширение сферы информационной компетенции. | Оформление альманаха «Круглый год». Ватманы для рисования, цветные карандаши, краски. |
8. | Семейно-бытовые обряды. | Обряд рождения. Свадебная обрядность. Похоронная обрядность. | Расширение сферы информационной компетенции, развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, создание условия для самореализации обучающихся. Создание условия для укрепления семейных отношений, для сплоченности коллектива. | Сравнительный анализ, между тем как «было» и как «есть». |
9. | Русская народная кукла. | Игрушка – древнее изображение человека. Игрушки-образы. Игрушка-оберег. | Речевая деятельность, познавательная деятельность. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. | Презентация по теме, иллюстративный материал.
Ткань и нитки для изготовления куклы «оберег». |
10. | Песенная традиция края. | Жанры песен: Лирические, игровые, шуточные, плясовые. Обрядовые: Календарные, свадебные. | Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора. | Посещение концерта в ДШИ для ознакомления с этнографическим музыкальным искусством. |
11. | Музыкальные народные инструменты. | История музыкальных и шумовых народных инструментов: баян, балалайка, кугиклы и тд. | Развитие речи, навыков исполнения частушек, эмоциональной сферы, памяти, развитие творческих способностей. | Шумовые музыкальные инструменты: ложки, трещотки, рубель и т.д. |
12. | Народные игры. | Разучивание сюжетно-ролевых и подвижных народных игр. Подвижные игры лучше проводить вне помещения, на свежем воздухе. | Развитие внимания, слуха, координация двигательной сферы. Развитие умения общаться в коллективе, в совместной игровой деятельности. Развитие творческих способностей. | Школьный двор (актовый зал). Музыкальное сопровождение, реквизит. |
13. | Народные заблуждения. | Возникновение, преследование и казнь колдунов и ведьм. | Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. | Альбомы для рисования, цветные карандаши, краски. |
Методическая литература
- Веретенников И. И. Белгородская частушка – учебное и репертуарное пособие – Белгород: издание БГЦНТ, 2008.
- Веретенников И.И. Белгородскиекарагоды. – Белгород: издательство «Везелица», 1993.
- Жиров М.С., Народная традиционная культура Белгородчины / учебное пособие. – Белгород, 2000.
- Матвеева Н.Ю. «Фольклорные отделения в детских музыкальных школах и школах искусств. Проблемы, перспективы» Методическое пособие. Белгород, 2001.
- Народное творчество, выпуск №5. – М. 2013.
- Народное творчество, выпуск №5. – М. 2012.
- Рукотворная краса земли Белгородской. Учебно-методическое пособие часть 2. – Белгород, 2000.
- Программа «Азбука русского фольклора в дошкольных, образовательных и досуговых учреждениях» (на основе региональных традиций народной художественной культуры Белгородчины), авторы-составители: М.С. Жиров, О.Я. Жирова, Белгород 2001.
Список литературы
- Веретенников И.И. «Народные песни Белгородской области» в обработке для сольного пения. Белгород, 2007.
- Веретенников И.И. Русская народная песня в школе: – Белгород. Издательство Шаповалова, 2005.
- Веретенников И. И. «Пойду, млада, во зеленый сад» обработка народных песен Белгородской области для детских хоров и ансамблей в сопровождении фортепиано, – Белгород: издание БГЦНТ, 2009.
- «Гармошечка-говорушечка», выпуск №7. Музыкально-литературный материал для детей младшего возраста. Москва «Музыка», 1989.
- Коза дереза. Народные сказки с музыкой для детей дошкольного возраста/сост. Н. Метлова. – М: издательство «Музыка», 1969.
- Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Выпуск №4 /сост. Г. Науменко. – М: издательство «Советский композитор», 1986.
- Карачаров И.Н. Песенная традиция бассейна реки Псел. Белгородско-Курское пограничье. Белгород, 2004.
- Лукашук М. «Посиделки в русской горнице» (сборник сценариев по традиционной русской культуре для детей, подростков, молодежи). Составитель Т. Л. Кузьмина. Нижний Новгород 2009.
- Народная песня Белгородского края: Хрестоматия. Белгород: Издательство Шаповалова, 1996.
- Науменко Г. Дождик, дождик перестань. Русское народное детское музыкальное творчество. Москва, 1988.
- Нотное издание. Русские народные песни. Песенник. Выпуск 7. Составитель Ю.А. Зацарный. Москва, 1987.
- Песенные узоры. Выпуск 1. Русские народные песни и игры для детей школьного возраста. Составитель П. Сорокин. Москва, 1987.
- Песенные узоры. Выпуск 2. Русские народные песни и игры для детей школьного возраста. Составитель П. Сорокин. Москва, 1988.
- Припевки, шутки, прибаутки. Выпуск №7, сост. А.П. Аверкин. – М: Издательство «Советский композитор», 1987.
- Припевки, шутки, прибаутки. Выпуск №3, сост. А.П. Аверкин. – М: Издательство «Советский композитор», 1978.
- Припевки, шутки, прибаутки. Выпуск №8, сост. А.П. Аверкин. – М: Издательство «Советский композитор», 1989.
- Русские частушки (прибаски, говорушки, завлекаши, перепевки, нескладехи, посиделочные) для голоса (хора) в сопровождении баяна(балалайки)) / сост. А.П. Аверкин. – М: издательство «Музыка», 1990.
- Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Составитель З.К. Яковлева М. 2004.Традиционная культура Белгородского края, выпуск 2. Красненский район, редактор-составитель В.А. Котеля, Белгород, 2008.
- Русские народные песни. Песенник №6 / сост. Ю.А. Зацарный. – М: издательство «Советский композитор», 1985.
- Русские народные песни. Песенник №10 / сост. Ю.А. Зацарный. – М: издательство «Советский композитор», 1991.
- Русские народные песни. Песенник №8 / сост. Ю.А. Зацарный. – М: издательство «Советский композитор», 1989.
- Русские народные песни. Песенник №1 / сост. Ю.А. Зацарный. – М: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1979.
- Русские народные песни Забайкалья (Семейский распев) составитель Н.И. Дорофеев, Москва, Советский композитор, 1989.
- Селезень утку догонял… Сборник народных музыкальных игр/ ред.-сост. Н.В. Кривчикова, – Белгород: издание БГЦНТ, 2008.
- Сельский хоровод. Игры, танцы, упражнения, стихи и загадки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва, 1987.
- Твои первые песни для детей младшего возраста / сост. В. Попов. – М: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1973.
- Хрестоматия русской народной песни. Для учащихся 1-7 классов. Издание третье. Составила Л. Меканина. Москва, 1991г.
Дополнительная литература:
- Агамова Н.С., Морозова И.А. Народные игры для детей. Организация, методика, репертуар. М.1995г.
- Алферова Е.Л. Костюмы Курской губернии 2-е издание, Курск, 2011.
- Ах ты, степь широкая» популярные русские народные песни в сопровождении баяна или аккордеона. М. Издательство «Советский композитор», 1992.
- Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. С.-П. 2013.
- Веретенников И. И. Народные песни Борисовского района Белгородской области. Обработки для коллективов разных жанров и сольного пения. – Белгород, 2012.
- Веретенников И.И. «Русская народная песня в школе» (Пособие для учителей и учащихся). – Белгород: «Северскодонечье», 1994.
- Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем (по мотивам Белгородского музыкально-обрядового фольклора для детей и школьников). Белгород, 2000.
- Вспомним, братцы-грайворонцы. Народные песни Белгородчины. Составитель И.И. Веретенников. Белгород, 1994.
- Гейченко И.Л., Исавина О.Г. Пословицы и поговорки – детям дошкольного возраста. С.-П., 2013.
- Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения) М. 1996.
- Давыдова М.А. «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников» – М.: ВАКО, 2007.
- Жемчужины России. Сост. Ф.И. Такун. – М.: «Современная музыка», 2005.
Копылова М.Л. Пьески для уличного и домашнего театра. – Йошкар-Ола. Авторское издание, 2003.
- Жиров М.С., Жирова О.Я., Алексеева О.И. Фольклорные традиции села Мощеное Яковлевского района. Белгород, 1998.
- Жиров М.С., Жирова О.Я., Алексеева О.И., Сараева Л.П. Фольклорные традиции Валуйского района. Учебно-методическое пособие. Белгород, 2010г.
- Куприянова Л.Л. «Русский фольклор». Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. – М.: Мнемозина, 1997.
- Куприянова Л.Л. «Русский фольклор». Уроки в 1 классе. Пособие для учителя музыки. – М.: Мнемозина, 1998.
- Курские песни, фольклор села Котово Пристенского района Курской области. Курск, 2008.
- Народные песни села Боровое Новооскольского района Белгородской области, составитель А.В. Горбатовская, г. Белгород, 2007.
- На родимой на сторонке» популярные русские народные песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Ярославль. Академия развития, 2006.
- Народные песни Губкинского района Белгородской области. Авторы-составители: А.В. Горбатовская, Т.В. Степанова – Губкин, 2004.
- Нестерова Д.В. Рукоделие. Энциклопедия. Москва, 2007.
- Ой, да ты соловьюшка, братцы, соловейко. Песни сёл Плёхово, Спальное, Борки Суджанского района Курской области, выпуск 8, Курск, ОДНТ, 2009.
- От зимы до осени». Фольклорный праздник в школе/ Сост. Г. Науменко, З. Новлянская. – М.: Дет. лит., 1979.
- «О песня. Русская родная…» выпуск № 1, учебное пособие, учебное пособие, составитель В.М. Сивова. – Санкт-Петербург Издательство «Гармония». 2004.
- Песни народов мира. Выпуск 2 / сост. В. Виноградов, Г. Шнеерсон. – М: Государственное музыкальное издательство, 1957.
- Похабов В.Ф. Культурное наследие русских Кузбасса (Семейно-обрядовый фольклор северо-востока Кемеровской области) М., 2000.
- Расцвели цветы лазоревые. Русские народные песни с нотами/ сост. Г.И. Ганзбург. – Ростов н/Д; Феникс; Харьков: Фолио, 2007.
- Рокитянская Т.А. «Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от трех до девяти лет». – Ярославль: Академия развития, 2006.
- Русская народная песня. Антология. Составитель С. Браз. Москва «Композитор», 1993.
- Русские народные песни и частушки, составитель А.С. Широков, Москва, Издательский Дом «Композитор», 2002.
- Русские народные песни из репертуара вокального квартета сестер Федоровых. Выпуск №2 / сост. Н. Котикова. – М: Государственное музыкальное издательство, 1955.
- Русские народные песни для хора / сост. А.Г. Новиков. – М: Государственное музыкальное издательство, 1963.
- Традиции народной художественной культуры Прохоровского района. Учебно-методическое пособие. – Белгород, 2001.
- Ты взойди, солнце красное». Русские народные песни с нотами/ сост. Г.И. Ганзбург. – Ростов н/Д; Феникс; Харьков: Фолио, 2007.
- Фольклорные песни Курской области. Выпуск 6, составитель Т.В. Котова, Курск, ОДНТ, 2009.