//ПРОГРАММА «ЭТНОГРАФИЯ: ОБЫЧАИ  МОЕГО  НАРОДА»

ПРОГРАММА «ЭТНОГРАФИЯ: ОБЫЧАИ  МОЕГО  НАРОДА»

 Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Этнография: обычаи моего народа» – это комплексная программа по ознакомлению детей и подростков с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и  художественно-эстетическое воспитание детей.

Опираясь на природную детскую и подростковую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в патриотическом клубе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Данный курс даёт возможность школьнику предоставить условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника.
Создание условий для культурного самоопределения каждого обучающегося, его практической идентификации со своим народом. Именно эту цель призвана осуществить предлагаемая программа «Этнография: обычаи моего народа».

В данной программе содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре России и Белгородского края, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися по формированию базиса их духовной культуры и социокультуризации каждого учащегося. В основу программы могут быть внесены изменения, учитывающие специфику любого региона.

Актуальность:

Программа разработана и ориентирована на формирование у ребёнка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции.

Цель программы:

Социокультуризация (практическая идентификация со своим народом) обучающихся на основе погружения в традиции и обычаи русского народа (российских народностей в региональном представительстве) с учётом особенностей возрастного развития обучающихся, воспитанников, приобщение их к культурному наследию своего народа.

 

Задачи:

  1. Формировать личность учащегося, способного самостоятельно, равноправно выполнять различные социальные роли.
  2. Прививать навыки социального поведения средствами данного курса на доступном материале.
  3. Формировать представления о семье, родном доме как основной составляющей общества.
  4. Формировать навыки продуктивных видов деятельности (в том числе игровой), коммуникативных умений.
  5. Расширять социальные контакты с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения на основе народных обрядов и традиций.
  6. Развивать интерес и потребность к процессу речевого общения.
  7. Знать народные праздники, игры, песни и танцы.
  8. Формировать элементы доступного пониманию анализа, синтеза, сравнения; активизировать внимание и память.
  9. Формировать навыки соблюдения поведенческих норм семейной жизни.

Педагогическая идея состоит в понимании:

— сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

—  восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;

— к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;

— уважения к окружающим – умения слушать и слышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Основные принципы:

  1. Принцип доступности: изучение материала происходит последовательно от простого к более слож­ному, в зависимости от возраста и возможностей детей. «Всему своё время» – метко сказано в народе. В ста­рину детям в первую очередь предназначались всевозможные игры, доступные и понятные, простые для запоминания, развивающие смекалку, ловкость, творческую активность. Живя в условиях традицион­ного быта, дети постепенно и последовательно осваивали основы культуры, исполняя лишь то, что было им доступно.
  2. Принцип цикличности: в виду того, что традиционный быт регулировался годовым календарным циклом, который повторялся из года в год, данная программа имеет некоторые тематические повторы.

В коллективной работе очень важен индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт индиви­дуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития художественно-творческой деятель­ности позволяет составлять программу изучаемого материала таким образом, чтобы у каждого учащегося была возможность проявить себя, реализовать свои творческие способности, самовыразиться через исполнительскую или исследовательскую деятельность.

  1. Принципы личностно-ориентированного обучения: на основе доступных творческих заданий создаются условия для успешного творческого и личностного роста каждого учащегося.
  2. Принцип корректируемости: в зависимости от исходного уровня способностей школьников, про­грамма корректируется, подбирается доступный материал.
  3. Принцип наглядности: в качестве иллюстрации уроков используются аудио и видеоматериалы экспедиционных записей народных исполнителей, фотоматериалы, рисунки предметов быта, ко­стюмов, игрушек и пр., что способствует формированию более глубокого понимания народного творчества, создает основу для собственного творчества на основе образцов традиционного фольклора.

Направления работы:

  • ознакомление с бытом и трудом русского народа;
  • использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;
  • приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;
  • воспитание гражданственности через ознакомление детей с родным краем, его природой и культурой.
  • ознакомление детей с народным искусством;
  • ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.

 

Компоненты патриотического воспитания:

Содержательный (представления ребёнка  об окружающем мире):

  • О культуре народа, его традициях, творчестве;
  • О природе родного края и страны и деятельности человека в природе;
  • Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
  • О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).

Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру):

  • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
  • Интерес к жизни родного города и страны;
  • Гордость за достижения своей страны;
  • Уважение к культуре и традиция народа, к историческому прошлому;
  • Восхищение народным творчеством;
  • Любовь к родной природе, к родному языку;
  • Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде;

Деятельностный  (отражение отношения к миру  в деятельности):

  • Труд;
  • Игра;
  • Продуктивная деятельность;
  • Музыкальная деятельность;
  • Познавательная деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины.
  • Расширение кругозора детей через музей быта.
  • Широкое использование всех видов фольклора.

 

Методы:

  • словесный: объяснение (с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;
  • наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;
  • практический: создание макетов по темам программы, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию);
  • игровой: создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках;
  • исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий – встреч.

 

Сроки реализации программы:

Программа занятий рассчитана на 1 год обучения – 68 часов (2 часа в неделю).

 

Ожидаемые результаты:

  • Знать основные народные праздники и обычаи с ними связанные.
  • Знать название и назначение предметов русского народного быта.
  • Знать русские народные и музыкально-фольклорные игры, изучаемые в рамках   программы.
  • Знать русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.
  • Иметь представление о народных костюмах, промыслах; называть их, узнавать материал, из которого сделано изделие;
  • Уметь провести анализ изделия; выделить характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).

  

Календарно-тематический план

 

Тема часы
1. Понятие и определение — «народная культура». 3ч.
  1.1. Сущность и функции народного художественного творчества. 1ч.
  1.2. Многообразие видов и форм творческой деятельности. (Сказки, пословицы, поговорки, пестушки, дразнилки и т.д.) 2ч.
2. Образование Белгородской области. 2ч.
  2.1. Территория расселения. 1ч.
  2.2. Уклад жизни славян. 1ч.
3. «Город, в котором я живу» 3ч.
  3.1. Страницы истории г. Губкин. 1ч.
  3.2. «Их имена носят улицы….» 1ч.
  3.3. Культурные центры и традиции нашего города. 1ч.
4. Я и моя семья в истории и культуре России. 4ч.
  4.1. Значение имени. 1ч.
  4.2. Генеалогическое дерево 1ч.
  4.3. Традиции моей семьи 1ч.
  4.4. Урок – деловая игра. 1ч.
5. Порядки, характер и обычаи русского народа. 6ч.
  5.1. Жилые местности. 1ч.
  5.2. Художественная обработка дерева. 1ч.
  5.3. Устройство в доме. 1ч.
  5.4. Домоводство. 1ч.
  5.5. Домашняя утварь и мебель. 1ч.
  5.6. Русские обеды. 1ч.
6. Народные костюмы Белгородской области (женский, мужской). 6ч.
  6.1. Основные формы и традиционные особенности народного костюма. 1ч.
  6.2 Женская одежда. 1ч.
  6.3. Традиционные особенности мужской одежды. 1ч.
  6.4. Художественная обработка ткани. 1ч.
  6.5. Значение мотивов в народном орнаменте. 2ч.
7. Праздники и обряды. 9ч.
  7.1. Русский земледельческий календарь. 1ч.
  7.2. Святки. 2ч.
  7.3. Масленица. Изготовление чучела. 1ч.
  7.4. Вербная неделя. Пасха. Радоница. 2ч.
  7.5. Иван Купала. Петровки. 1ч.
  7.6. Спасы. 1ч.
  7.7. Альманах – «Круглый год»

 

1ч.
8. Семейно-бытовые обряды. 8ч.
  8.1. Обряд рождения. Приметы и поверья. 2ч.
  8.2. Детский потешный, бытовой и игровой фольклор. 1ч.
  8.3. Свадебная обрядность. 3ч.
  8.4. Похоронная обрядность. 2ч.
9. Народная кукла. 3ч.
  9.1. Обрядовые куклы. 1ч.
  9.2. Куклы обереги. (их изготовление) 2ч.
10. Песенная традиция края. 4ч.
  10.1. Жанры песен: лирические, игровые, шуточные, плясовые. Происхождение и время исполнения. 2ч.
  10.2. Обрядовые: Календарные, свадебные. 2ч.
11. Музыкальные народные инструменты. 5ч.
  11.1. Разновидности народных музыкальных инструментов. 1ч.
  11.2. Сочинение частушек. 2ч.
  11.3. Исполнение частушек под балалайку с применением шумовых инструментов. 2ч.
12. Народные игры. 9ч.
  12.1. Сюжетно – ролевые народные игры: «Кострома», «Дед Семак», «Как у деда Трифона». 3ч.
  12.2. Старинные игры: «Бирюльки», Без соли – соль», «Золотые ворота». 3ч.
  12.3. Подвижные народные игры: «Горелки», «Городки», «Медведь». 3ч.
13. Народные заблуждения. 6ч.
  13.1. Возникновение чародейства и суеверия. 2ч.
  13.2. Колдуны и чернокнижники и их разновидности. 4ч.
     
  Итого 68ч.

 

  

Содержание курса

 

Тема Основное содержание Характеристика деятельности учащихся Рекомендации по материально-техническому обеспечению занятий
1. Понятие и определение – «народная культура». Человек и природа. Постоянный труд и стремление к красоте. Многообразие видов и форм творческой деятельности. Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи). Развитие восприятия, произвольного внимания, речи, мышления. Выставка лучших «книжек-малышек» с произведениями устного народного творчества. Видео-, фоторяд с представленными материалами, отображающими многообразие видов и форм народного творчества. Альбомы для рисования, цветные карандаши, краски.
2. Образование Белгородской области.

Наши предки-славяне.

Территория расселения восточных славян. Жилища, одежда, орудия труда и занятия восточных славян. Связь между природой и занятиями людей. Предки, род, племя. Речевая деятельность. Регулятивные действия. Познавательная, деятельность, творческая. Иллюстративный материал. Карта «Расселение славян в V-VIII веках». Карточки-тесты. Иллюстрация «Орудия труда и оружие».
3. «Город, в котором я живу». Ознакомление с историей и культурой родного края, этнокультурными традициями, особенностями быта жителей Губкина. Речевая деятельность. Регулятивные действия. Познавательная, деятельность, творческая. Посещение краеведческого музея. Иллюстративный материал. Архивные фото города и градообразующих предприятий. Иллюстрации учащихся «С днём рождения, любимый город!»
4. Я и моя семья в истории и культуре России. Происхождение имён, фамилий, отчеств. Значение имён, имя, прозвище. Откуда к нам пришли наши имена. Имена моей семьи. Генеалогическое древо. Обучение составлению генеалогического древа своей семьи. Урок-деловая игра. Приобретение опыта позитивного взаимодействия в семье, формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Альбомы для рисования, цветные карандаши, краски, канцелярские принадлежности, цветная бумага, фотоматериал.
5. Порядки, характер и обычаи русского народа. Первоначальные жилища. Устройство в доме. Украшение комнат. Домоводство. Домашняя утварь. Русские обеды. Образ домашней жизни. Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая. Видео-, фоторяд с представленными материалами, представляющими многообразие видов жилищ.  Составление кулинарной книжки-альбомы для рисования, цветные карандаши, краски.
6. Народные костюмы Белгородской области (женский, мужской). Региональные разновидности женского костюма. Орнамент, украшающий элементы народного костюма, его символика. Рисование орнамента. Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. Развитие внимания, эмоциональной сферы, памяти. Коррекция мелкой моторики, развитие творческих способностей. Творческая деятельность. Фото и видеоматериалы по теме. Альбомы, карандаши.
7. Праздники и обряды. Земледельческий календарь. Календарные обряды и праздники. Разучивание закличек. Подборка пословиц и поговорок, связанных с сезонными изменениями природы. Коммуникативная, познавательная, творческая, художественная деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. Расширение сферы информационной компетенции. Оформление альманаха «Круглый год». Ватманы для рисования, цветные карандаши, краски.
8. Семейно-бытовые обряды. Обряд рождения. Свадебная обрядность. Похоронная обрядность. Расширение сферы информационной компетенции, развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, создание условия для самореализации обучающихся. Создание условия для укрепления семейных отношений, для сплоченности коллектива. Сравнительный анализ, между тем как «было» и как «есть».
9. Русская народная кукла. Игрушка – древнее изображение человека. Игрушки-образы. Игрушка-оберег. Речевая деятельность, познавательная деятельность. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. Презентация по теме, иллюстративный материал.

Ткань и нитки для изготовления куклы «оберег».

10. Песенная традиция края. Жанры песен: Лирические, игровые, шуточные, плясовые. Обрядовые: Календарные, свадебные. Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора. Посещение концерта в ДШИ для ознакомления с этнографическим музыкальным искусством.
11. Музыкальные народные инструменты. История музыкальных и шумовых народных инструментов: баян, балалайка, кугиклы и тд. Развитие речи, навыков исполнения частушек, эмоциональной сферы, памяти, развитие творческих способностей. Шумовые музыкальные инструменты: ложки, трещотки, рубель и т.д.
12. Народные игры.  Разучивание сюжетно-ролевых и подвижных народных игр. Подвижные игры лучше проводить вне помещения, на свежем воздухе. Развитие внимания, слуха, координация двигательной сферы. Развитие умения общаться в коллективе, в совместной игровой деятельности. Развитие творческих способностей. Школьный двор (актовый зал). Музыкальное сопровождение, реквизит.
13. Народные заблуждения. Возникновение, преследование и казнь колдунов и ведьм. Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Альбомы для рисования, цветные карандаши, краски.

 

Методическая литература

  1. Веретенников И. И. Белгородская частушка – учебное и репертуарное пособие – Белгород: издание БГЦНТ, 2008.
  2. Веретенников И.И. Белгородскиекарагоды. – Белгород: издательство «Везелица», 1993.
  3. Жиров М.С., Народная традиционная культура Белгородчины / учебное пособие. – Белгород, 2000.
  4. Матвеева Н.Ю. «Фольклорные отделения в детских музыкальных школах и школах искусств. Проблемы, перспективы» Методическое пособие. Белгород, 2001.
  5. Народное творчество, выпуск №5. – М. 2013.
  6. Народное творчество, выпуск №5. – М. 2012.
  7. Рукотворная краса земли Белгородской. Учебно-методическое пособие часть 2. – Белгород, 2000.
  8. Программа «Азбука русского фольклора в дошкольных, образовательных и досуговых учреждениях» (на основе региональных традиций народной художественной культуры Белгородчины), авторы-составители: М.С. Жиров, О.Я. Жирова, Белгород 2001.

 

Список литературы

  1. Веретенников И.И. «Народные песни Белгородской области» в обработке для сольного пения. Белгород, 2007.
  2. Веретенников И.И. Русская народная песня в школе: – Белгород. Издательство Шаповалова, 2005.
  3. Веретенников И. И. «Пойду, млада, во зеленый сад» обработка народных песен Белгородской области для детских хоров и ансамблей в сопровождении фортепиано, – Белгород: издание БГЦНТ, 2009.
  4. «Гармошечка-говорушечка», выпуск №7. Музыкально-литературный материал для детей младшего возраста. Москва «Музыка», 1989.
  5. Коза дереза. Народные сказки с музыкой для детей дошкольного возраста/сост. Н. Метлова. – М: издательство «Музыка», 1969.
  6. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Выпуск №4 /сост. Г. Науменко. – М: издательство «Советский композитор», 1986.
  7. Карачаров И.Н. Песенная традиция бассейна реки Псел. Белгородско-Курское пограничье. Белгород, 2004.
  8. Лукашук М. «Посиделки в русской горнице» (сборник сценариев по традиционной русской культуре для детей, подростков, молодежи). Составитель Т. Л. Кузьмина. Нижний Новгород 2009.
  9. Народная песня Белгородского края: Хрестоматия. Белгород: Издательство Шаповалова, 1996.
  10. Науменко Г. Дождик, дождик перестань. Русское народное детское музыкальное творчество. Москва, 1988.
  11. Нотное издание. Русские народные песни. Песенник. Выпуск 7. Составитель Ю.А. Зацарный. Москва, 1987.
  12. Песенные узоры. Выпуск 1. Русские народные песни и игры для детей школьного возраста. Составитель П. Сорокин. Москва, 1987.
  13. Песенные узоры. Выпуск 2. Русские народные песни и игры для детей школьного возраста. Составитель П. Сорокин. Москва, 1988.
  14. Припевки, шутки, прибаутки. Выпуск №7, сост. А.П. Аверкин. – М: Издательство «Советский композитор», 1987.
  15. Припевки, шутки, прибаутки. Выпуск №3, сост. А.П. Аверкин. – М: Издательство «Советский композитор», 1978.
  16. Припевки, шутки, прибаутки. Выпуск №8, сост. А.П. Аверкин. – М: Издательство «Советский композитор», 1989.
  17. Русские частушки (прибаски, говорушки, завлекаши, перепевки, нескладехи, посиделочные) для голоса (хора) в сопровождении баяна(балалайки)) / сост. А.П. Аверкин. – М: издательство «Музыка», 1990.
  18. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Составитель З.К. Яковлева М. 2004.Традиционная культура Белгородского края, выпуск 2. Красненский район, редактор-составитель В.А. Котеля, Белгород, 2008.
  19. Русские народные песни. Песенник №6 / сост. Ю.А. Зацарный. – М: издательство «Советский композитор», 1985.
  20. Русские народные песни. Песенник №10 / сост. Ю.А. Зацарный. – М: издательство «Советский композитор», 1991.
  21. Русские народные песни. Песенник №8 / сост. Ю.А. Зацарный. – М: издательство «Советский композитор», 1989.
  22. Русские народные песни. Песенник №1 / сост. Ю.А. Зацарный. – М: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1979.
  23. Русские народные песни Забайкалья (Семейский распев) составитель Н.И. Дорофеев, Москва, Советский композитор, 1989.
  24. Селезень утку догонял… Сборник народных музыкальных игр/ ред.-сост. Н.В. Кривчикова, – Белгород: издание БГЦНТ, 2008.
  25. Сельский хоровод. Игры, танцы, упражнения, стихи и загадки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва, 1987.
  26. Твои первые песни для детей младшего возраста / сост. В. Попов. – М: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1973.
  27. Хрестоматия русской народной песни. Для учащихся 1-7 классов.  Издание третье. Составила Л. Меканина. Москва, 1991г.

 

Дополнительная литература:

  1. Агамова Н.С., Морозова И.А. Народные игры для детей. Организация, методика, репертуар. М.1995г.
  2. Алферова Е.Л. Костюмы Курской губернии 2-е издание, Курск, 2011.
  3. Ах ты, степь широкая» популярные русские народные песни в сопровождении баяна или аккордеона. М. Издательство «Советский композитор», 1992.
  4. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. С.-П. 2013.
  5. Веретенников И. И. Народные песни Борисовского района Белгородской области. Обработки для коллективов разных жанров и сольного пения. – Белгород, 2012.
  6. Веретенников И.И. «Русская народная песня в школе» (Пособие для учителей и учащихся). – Белгород: «Северскодонечье», 1994.
  7. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем (по мотивам Белгородского музыкально-обрядового фольклора для детей и школьников). Белгород, 2000.
  8. Вспомним, братцы-грайворонцы. Народные песни Белгородчины. Составитель И.И. Веретенников. Белгород, 1994.
  9. Гейченко И.Л., Исавина О.Г. Пословицы и поговорки – детям дошкольного возраста. С.-П., 2013.
  10. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения) М. 1996.
  11. Давыдова М.А. «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников» – М.: ВАКО, 2007.
  12. Жемчужины России. Сост. Ф.И. Такун. – М.: «Современная музыка», 2005.

Копылова М.Л. Пьески для уличного и домашнего театра.  – Йошкар-Ола. Авторское издание, 2003.

  1. Жиров М.С., Жирова О.Я., Алексеева О.И. Фольклорные традиции села Мощеное Яковлевского района. Белгород, 1998.
  2. Жиров М.С., Жирова О.Я., Алексеева О.И., Сараева Л.П. Фольклорные традиции Валуйского района. Учебно-методическое пособие. Белгород, 2010г.
  3. Куприянова Л.Л. «Русский фольклор». Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. – М.: Мнемозина, 1997.
  4. Куприянова Л.Л. «Русский фольклор». Уроки в 1 классе. Пособие для учителя музыки. – М.: Мнемозина, 1998.
  5. Курские песни, фольклор села Котово Пристенского района Курской области. Курск, 2008.
  6. Народные песни села Боровое Новооскольского района Белгородской области, составитель А.В. Горбатовская, г. Белгород, 2007.
  7. На родимой на сторонке» популярные русские народные песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Ярославль. Академия развития, 2006.
  8. Народные песни Губкинского района Белгородской области. Авторы-составители: А.В. Горбатовская, Т.В. Степанова – Губкин, 2004.
  9. Нестерова Д.В. Рукоделие. Энциклопедия. Москва, 2007.
  10. Ой, да ты соловьюшка, братцы, соловейко. Песни сёл Плёхово, Спальное, Борки Суджанского района Курской области, выпуск 8, Курск, ОДНТ, 2009.
  11. От зимы до осени». Фольклорный праздник в школе/ Сост. Г. Науменко, З. Новлянская. – М.: Дет. лит., 1979.
  12. «О песня. Русская родная…» выпуск № 1, учебное пособие, учебное пособие, составитель В.М. Сивова. – Санкт-Петербург Издательство «Гармония». 2004.
  13. Песни народов мира. Выпуск 2 / сост. В. Виноградов, Г. Шнеерсон. – М: Государственное музыкальное издательство, 1957.
  14. Похабов В.Ф. Культурное наследие русских Кузбасса (Семейно-обрядовый фольклор северо-востока Кемеровской области) М., 2000.
  15. Расцвели цветы лазоревые. Русские народные песни с нотами/ сост. Г.И. Ганзбург. – Ростов н/Д; Феникс; Харьков: Фолио, 2007.
  16. Рокитянская Т.А. «Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от трех до девяти лет». – Ярославль: Академия развития, 2006.
  17. Русская народная песня. Антология. Составитель С. Браз. Москва «Композитор», 1993.
  18. Русские народные песни и частушки, составитель А.С. Широков, Москва, Издательский Дом «Композитор», 2002.
  19. Русские народные песни из репертуара вокального квартета сестер Федоровых. Выпуск №2 / сост. Н. Котикова. – М: Государственное музыкальное издательство, 1955.
  20. Русские народные песни для хора / сост. А.Г. Новиков. – М: Государственное музыкальное издательство, 1963.
  21. Традиции народной художественной культуры Прохоровского района. Учебно-методическое пособие. – Белгород, 2001.
  22. Ты взойди, солнце красное». Русские народные песни с нотами/ сост. Г.И. Ганзбург. – Ростов н/Д; Феникс; Харьков: Фолио, 2007.
  23. Фольклорные песни Курской области. Выпуск 6, составитель Т.В. Котова, Курск, ОДНТ, 2009.