Занимательное чтиво по кабелям. Занимательное чтиво по кабелям Можно ли использовать межблочный кабель заместо коаксиального

  • 07.07.2023
  • 04.10.2007 12:01 # 0+

    Если Вы впервые на нашем Форуме:

    1. Обратите внимание на список полезных тем в первом сообщении.
    2. Термины и наиболее популярные модели в сообщениях подсвечиваются быстрыми подсказками и ссылками на соответствующие статьи в МагВикипедии и Каталоге.
    3. Для изучения Форума не обязательно регистрироваться - практически весь профильный контент, включая файлы, картинки и видео, открыты для гостей.

    С наилучшими пожеланиями,
    Администрация Форума автозвука Магнитола

  • КГ/АМ

    Цитата из первоисточника:
    "Автор неоднократно пытался прослушивать музыку, пользуясь различными кабелями. Для чистоты эксперимента пришлось приобрести в фешенебельном магазине города-героя Токио крутейший бескислородный кабель конкретно без базара японского производства, чего безуспешно добиваются многие пуристы-аудиофилы. Но, увы! Никакой разницы обнаружить не удалось, может быть, по причинам, изложенным в начале этого опуса. Из изложенного можно сделать следующий вывод: для акустических кабелей пригоден любой медный многожильный провод сечением от 2,5 до 4,0 ммІ "

    И это мнение с позволения скзать "специалиста". Ни как мерил, ни на чем мерил... одни эмоции.
    На вопросы про методику измерений ни слова. Вот ссылка из 190 старниц обсуждения проводов, если кто асилит http://dom.hi-fi.ru/forum/33/18471/11

    Кроме того, есть Hi-Fi (high fidelity, высокая точность), а есть High-End. Да, провода из серебра пробы 0.99999 (Kimber), пропущенные через алмазные волочильные доски стоят дороже чем золотые провода тогоже веса. Потому что оборудование для их производства тоже стоит соответствующе.

    Вот имхо более интерсное чтиво, правда 25 летней давности

  • Re: Маленький FAQ по кабелям (занимательное чтиво)

    чем выше линейка, тем более нейтральна она к звуку. но это в идеале. на практике любой кабель вносит те или иные нюансы, и подбор кабеля к уже законченной системе в домашнем звуке позволяет внести последние корректирующие штрихи в том или ином диапазоне, в зависимости от системы и того как в нее данный кабель впишется.

    В кар-аудио имхо применение дорогих и качественных кабелей позволит один раз проложить проводку и в дальнейшем менять только компоненты, будучи уверенным в том, что грязь в звуке не из-за проводов.

    Имхо проблема "научного подхода" в общем случае в попытках измерить спектр сигнала вольтметром. вообще не сказано ЧТО, КАК и ЧЕМ мерилось, просто "нет разницы и все". ну да, скрипка Стардивари от обычной не отличается, если в печку кинуть. а если подключить гамма-спектрометр и посмотреть химический анализ из чего они состоят, то отличия будут колоссальны. как и в звуке.

    Скромное обаяние кабелей. Кабель и его секреты

    Углубляясь в сущность явления, мы обнаруживаем все новые глубины...
    Речь идет, впрочем, не об НЛО или переселении душ, а о тривиальном кабеле.
    Однако этот самый кабель, несмотря на свою внешнюю (и равно внутреннюю) простоту, таит в себе массу сюрпризов, не имеющих четкого научного обоснования. Понятие voodoo science (колдовская наука) укоренилось именно в среде производителей аудиокабелей высшего качества, распространившись затем и на область аксессуаров: всевозможных конусов, подставок и пр. Никакие умозаключения и прецизионные измерения не в силах выявить причину резких различий в "звучании" кабелей. Те, кто не сталкивался с этим на практике, не верят, особенно техники. Как это возможно?! В диапазоне до 20 кГц, да при сопротивлении проводника в десятые-сотые доли Ома - какая там может быть разница! Да возьмите вы хоть гвоздь вместо кабеля, ничего не изменится! Включают - и меняется, до гвоздя дело даже не доходит. Для дипломированного инженера это шок, и тем более жестокий, чем выше оценки в его дипломе. Бедный инженер начинает судорожно вспоминать поверхностный эффект, диэлектрическую абсорбцию, групповое время задержки (иные даже закона Ома не чураются). Бедняге, пытающемуся объяснить наспех сколоченной гипотезой явно слышимую разницу, повезло, если он не додумался заключить пари!

    И в нормальной науке, и в ее "вуду"-суррогате фигурируют одни и те же физические реалии.

    Поверхностный эффект. С ростом частоты сигнала плотность тока возрастает ближе к поверхности проводника и убывает в середине. Это явление становится заметным на достаточно высоких частотах, значительно превышающих звуковой диапазон. Теоретически. Но бывалые "кабельщики" утверждают, что "толстый провод в центре кабеля обеспечивает хорошее прохождение басов, тонкие же - на периферии - не дают ослабнуть высоким". На практике такие кабели, как правило, действительно демонстрируют глубокий бас и звонкий "верх".

    Групповое время задержки. "Расслаивание" спектра частот, когда различные его компоненты по-разному изменяют фазу и в результате приходят "на финиш" при несколько иных временных соотношениях, нежели "на старте". Это следствие распределенных параметров индуктивности и емкости усугубляется также поверхностным эффектом (увеличивающим сопротивление проводника на высокой частоте).

    Электромагнитное взаимодействие . Вспомним несложный школьный опыт: по двум параллельным проводам пропускают постоянный ток, и если его направление одинаково, провода отталкиваются друг от друга, выгибаясь дугой, в противном же случае притягиваются. Подобные эффекты питаются энергией тока через наведенное вокруг проводника магнитное поле. Значит, частичка энергии сигнала в кабеле тратится бесполезно! Даже несмотря на массу и инертность кабеля, взаимное влияние соседних проводников с одинаковыми противофазными сигналами остается: где ток, там и магнитное поле. В межблочных кабелях ток практически равен нулю, но там передается переменное напряжение, а, значит, также сохраняется взаимодействие - через электрическое поле А "вудуисты" учат нас, что пренебрегать нельзя ничем!

    Металл. Как известно, кабели делают в основном из меди. Это прекрасный материал: удельное сопротивление меди небольшое, и в этом медь уступает (причем незначительно) только серебру - кстати, уверенно опережая золото. Но медь меди рознь. Считается, что хороший кабель не может быть изготовлен из той же "грязной" меди, что и обычный электрический. Медь должна быть не просто чистой, а сверхчистой (99.999:% Cu), ее принято называть "бескислородной". Чем чище медь, тем меньше она подвержена окислению, примеси же различных металлов играют роль катализаторов и ускоряют окисление при контакте с воздухом. В сущности, чем это плохо? Пленка окисей и закисей на поверхности проводника может обладать полупроводниковыми свойствами, обладая при этом гораздо более высоким сопротивлением, чем сам металл. А ведь именно в поверхностном слое, как мы знаем, плотность тока на высоких частотах максимальна.
    Притаившиеся за последней "девяткой" ионы чужеродных металлов, отличающиеся размерами и валентностью, неизменно нарушают регулярность кристаллической решетки. Может быть, электронам действительно неприятно перескакивать через препятствия, как нам - ехать на автомобиле по неровной дороге. Но особую ненависть поборников чистоты звука и меди вызывают примеси металлов группы железа - кобальта, никеля, обладающих, как и само железо, магнитными свойствами. Раздражение вызывают даже небольшие потери энергии сигнала на переориентацию магнитных доменов, которые вполне могут возникать при наличии сгустков ионов этих металлов! Невероятно, но есть модели кабелей, в которых применены проводники не из металла, а: из углеродистого композита! Тут уж точно никакого магнетизма, хоть и сопротивление гораздо выше, чем у меди. И такие кабели (Van Den Hull) - наглядный пример отличного звука, хоть и за баснословные деньги.
    Однако оставим чистоту сигнала, тут вряд ли кто-то из дипломированных инженеров станет спорить с "вудуистами". Последние часто апеллируют также к молекулярной структуре меди, подчеркивая, что на звук она влияет очень сильно. Любой металл имеет поликристаллическую структуру. Но обычный медный прокат состоит из волокон, как бы спекшихся друг с другом, и длина этих волокон порядка миллиметра. Специальные технологии позволяют увеличивать ее чуть не до бесконечности - так, что в пределах одного кабеля волокна оказываются непрерывными. Это улучшает характеристики кабеля, уменьшая внутренние неравномерности.
    Но что мы все о меди. Есть и серебро! Аудиофилы разделяются на два лагеря, медный и серебряный. Оба металла имеют довольно четкие звуковые свойства. Например, медь звучит более телесно, бархатисто, тогда как серебро - легко, воздушно и необыкновенно прозрачно. Что предпочесть - дело вкуса. Комбинирование серебра и меди в одном кабеле не примирила "медных" и "серебряных". Хотя среди подобных моделей кабелей встречаются очень неплохие. Наконец, посеребренные медные провода применяются очень часто, особенно в качестве видео и цифровых: там поверхностный эффект действительно ощутимо сказывается, и серебряное покрытие его несколько сглаживает. Цельное же серебро, да еще при большом сечении кабеля, недешево. Серебряный акустический кабель нередко стоит более 1000 у.е. за погонный метр.

    Изоляция. Вы ошибаетесь, если думаете, что качество металла в кабеле решает все. Изоляция! У нее лишь две полезных функции: собственно изоляционная и механическая. Остальные свойства вредны. И главное из них - диэлектрическая абсорбция.
    Дело в том, что часть энергии сигнала уходит на ориентирование молекул-диполей в полимерной структуре диэлектрика. То есть в тепло, образующееся вследствие "внутреннего трения". Часть энергии возвращается, и это хуже, чем ее потери: "рикошет" смазывает мелкие подробности, поскольку слегка отстает по времени. Этот процесс к тому же обладает частотной зависимостью, что делает картину еще более печальной.
    Кроме этого, в слоях изоляции может накапливаться статический заряд, воздействующий на сигнал. Поэтому вы никогда не встретите хорошего кабеля с полихлорвиниловой изоляцией проводников (из нее делается чаще всего внешний слой, еще из нейлона, силикона и т.п.). Хорошими диэлектриками считаются полипропилен, полистирол, поликарбонат (они же применяются в качественных конденсаторах). Гораздо хуже - полиэтилен, лавсан. Царь всех диэлектриков - тефлон. Конечно, он дорог, не слишком технологичен (в частности, у тефлона довольно высокая температура плавления), но применяется весьма часто. Впрочем, вспененные полимеры более "низкого" происхождения позволяют ощутимо приблизиться к "царской особе". Воздух весьма близок к вакууму - идеальному диэлектрику. Конечно, вспененный тефлон и тут лидирует с большим отрывом.
    Чтобы обеспечить сток статических зарядов, изолятор иногда импрегнируют графитным порошком (при этом электрическая проводимость остается ничтожной, поскольку частицы углерода не соприкасаются друг с другом). Этой же цели в некоторых кабелях служит т.н. дренажный провод: специальный проводник, заземленный на одном конце кабеля. Но почему те же заряды не могут стекать по сигнальным проводникам? Если дренажный провод (или целый экран) расположен на поверхности кабеля или хотя бы неглубоко, то он действительно выравнивает электрические потенциалы внутренней и внешней поверхности изоляции.

    Геометрия. Особого разнообразия в конструкции кабелей не наблюдается. Стандартные варианты: обычная или витая пара, открытая или экранированная, и коаксиальная конструкция. Последняя используется на высоких частотах: в видео- и цифровых кабелях, где необходимо придерживаться стандартного волнового (характеристического) сопротивления (обычно 75 Ом, в отдельных случаях 50 или 110 Ом). Это достигается просто: выбором нужного соотношения диаметров центрального проводника и полого экрана. Поверх может присутствовать еще один или несколько экранов, изолированных слоем диэлектрика - для защиты от эфирных помех, уровень которых в больших городах становится все более ощутимым. В частности, от "цифрового эфирного фона", который непрерывно растет из-за обилия цифровой техники и импульсных устройств, особенно диммеров, резко отсекающих часть периода синусоиды сетевого напряжения и загрязняющих как сеть (острые пики напряжения могут достигать нескольких киловольт), так и эфир. И, наконец, тривиальные наводки от сети 50 Гц (и второй гармоники 100 Гц) очень часто проявляются в виде неприятного гула. Поэтому экранируют не только высокочастотные коаксиальные кабели, но и межблочные "пары" (акустические кабели обходятся без экрана).
    Неэкранированный кабель чаще всего звучит не в пример лучше экранированного - видимо, потому, что энергия сигнала не расходуется на наведение токов в экране. Если "электромагнитный микроклимат" позволяет обойтись без экрана (то есть его отсутствие не ведет к увеличению уровня шумов и низкочастотному гулу), опытный аудиофил предпочтет "голый" кабель.
    Вспомним еще раз пример с параллельными проводами, которые притягиваются друг к другу или отталкиваются в зависимости от взаимного направления постоянного тока. Если провода пустить под некоторым углом, взаимовлияние ослабнет и полностью исчезнет, когда этот угол станет прямым. Именно поэтому витая пара более популярна, чем обычная: провода в ней находятся под некоторым углом друг к другу. Кроме того, извиваясь по спирали, они лучше "усредняют" наводки. Помехи, наведенные на оба провода, оказываются синфазными, их влияние меньше, чем у противофазных, особенно в балансных схемах и кабелях (имеющих два "горячих" проводника, по которым идут аналогичные, но противофазные сигналы, и общий "земляной"). Балансные кабели позволяют без особых помех (в прямом смысле) передавать слабые сигналы на значительные расстояния, поэтому все без исключения студии звукозаписи имеют балансную конфигурацию.

    Встречаются и экстремальные конструкции кабелей, угол между проводниками в которых действительно равен 90°.
    Далее. Есть одножильные и многожильные провода и, соответственно, кабели. Одножильные встречаются заметно реже. Иногда в одном кабеле комбинируют жилы разного сечения, ссылаясь на некий оптимальный "рецепт", найденный экспериментально. Такое возможно: во всяком случае, в кабельном деле эмпирический метод, безусловно, превалирует над аналитическим. "Рассчитать" кабель с заданным характером звучания невозможно, хотя с заданными физическими параметрами - обычная практика.
    Многожильный кабель легко сделать любого нужного сечения при сохранении приемлемых механических свойств (это особенно актуально в акустических кабелях). Но чем больше сечение, тем больше последствия поверхностного эффекта: хотя поверхность с ростом сечения увеличивается, но увеличивается и неравномерность сопротивления для разных частот. Многожильный провод в этом смысле ничуть не лучше, чем одножильный с тем же сечением, к тому же отдельные жилки то выходят на поверхность, то "ныряют" в глубину, внося дополнительную неопределенность. Совсем другое дело в случае применения литцендратов: многожильных кабелей с индивидуальной изоляцией каждой жилы, которая ведет себя как отдельный кабель, и их проводимости суммируются, не увеличивая поверхностный эффект. Другое решение проблемы предложила американская фирма Kogan-Hall: полые тонкостенные медные трубки. Однако это непрактично из-за их жесткости и ломкости.
    Наиболее интересное в плане геометрии направление - кабели с плоскими проводниками. Раскатанный в тонкую полоску фольги проводник достаточно большого сечения имеет значительно большую поверхность по сравнению с цилиндрическим, и вместе с тем практически лишен глубины. К тому же такой акустический кабель ничего не стоит "спрятать".
    Геометрия изолятора далеко не всегда полностью соответствует геометрии проводника. Часто проводники не просто изолируются друг от друга слоем диэлектрика, но разносятся на какое-то расстояние. При этом просвет изолятора может превосходить диаметр проводника, который в этом случае почти со всех сторон окружен воздухом.
    Затем: внешняя изоляция выполняет функцию механического демпфирования кабеля: акустические колебания (например, музыка) вызывают вибрации, при этом сигнал может модулироваться этими вибрациями. Например, в многожильном кабеле - из-за меняющегося контакта между жилками, в кабеле любого типа - из-за нестабильности расстояния между проводниками. "Вудуисты" всерьез относятся к "микрофонному эффекту" кабеля. И при кажущейся нелепости их наблюдения в этом случае принесли пользу, что доказано практикой.

    Теперь немного о фирмах, внесших весомый вклад в арсенал шедевров кабельного искусства.

    AudioQuest (США). Большой ассортимент кабелей любых назначений, прекрасная репутация и гарантированно максимальная отдача от вложенной суммы даже в самой бюджетной категории. Масса патентованных передовых технологий. Так, HyperLitz - усовершенствованный литцендрат: изолированные одножильные проводники образуют полый цилиндр, что, кроме прочих преимуществ, исключает нерегулярности электромагнитных взаимодействий в кабеле. SST (Spread Spectrum Technology, технология расширенного спектра) использует различные сечения проводников в литцендрате, что, как утверждают авторы, есть средство тонкой "настройки" кабеля на равномерную передачу широкого спектра частот. Компания AudioQuest первой начала применять длинноволокнистую медь и серебро, а также "воздушную подушку" - проводник контактирует с изоляционной трубкой только по одной линии, оказываясь в "диэлектрически идеальной" воздушной среде. Во многих моделях паяные соединения (в терминалах) заменены на сварные или комбинированные - обжим и пайка, последняя больше "консервирует" контакт, предохраняя металл от окисления, и обеспечивает большую прочность. Вообще же любой припой, даже серебросодержащий, уступает по многим характеристикам меди и серебру.

    Monster Cable (США). Огромный ассортимент, довольно сложная конструкция, качественные наконечники. Масса достоинств, благодаря которым компании удается удерживать лидерство на рынке, несмотря на значительное усиление конкуренции в последние 10-15 лет.

    Kimber Kable (США). Фирменный почерк - "плетенка" из нескольких многожильных медных или серебряных проводов в виде "косички", жилки различных сечений. Большинство моделей не экранировано. Изоляция в основном тефлоновая, за исключением лишь самых недорогих моделей. Характерное мягкое, благородное звучание. Мировые бестселлеры - акустические кабели 4TC и 8TS, а также межблочный PBJ - один из самых популярных бюджетных кабелей. Лет десять назад был поставлен рекорд: компания выпустила акустический кабель Black Python толщиной с руку, внешняя оболочка была заполнена вибропоглощающим гелем. Кабель стоил 15 000 у.е.!

    XLO Electric (США). "Полый литцендрат" в виде нескольких намотанных на трубчатое основание в две спирали (строго под 90°) индивидуально изолированных медных проводников (межблочные и цифровые (!) кабели), обычный литцендрат большого суммарного сечения в качестве акустических кабелей. В более дорогих моделях тефлоновая изоляция. Выраженный звуковой почерк, проявляющийся в исключительной прозрачности и хорошей детализации.

    Ultralink (Канада). Молодая компания, делающая заметные успехи как на локальном, так и на мировом рынке. Продукция, как правило, не отличается заоблачными ценами, но при этом весьма и весьма качественна. Используется бескислородная медь "шесть девяток" специальной технологии проката, в качестве диэлектрика тефлон и вспененный азотом полиэтилен. Интересны также оригинальные подпружиненные RCA-наконечники, гарантирующие качественный контакт в течение длительного времени. Недавно фирма Ultralink приобрела знаменитую американскую XLO Electric с правом использования брэндового имени последней.

    Chord (Великобритания). Выпускающая множество замечательных моделей кабелей фирма интересна своим подходом: попытками найти не просто лучшие материалы и конструктивные решения, но оптимальные их комбинации. Так, например, опытным путем установлены удачные сочетания "серебро плюс тефлон" и "медь плюс вспененный полиэтилен". Межблочные кабели серии Signature используют коаксиальную конструкцию, внешний экран заземляется с одной стороны либо имеет отдельный вывод с "крокодилом", что делает кабель более универсальным в устранении низкочастотного фона из-за замкнутых "земляных" контуров. Большое внимание уделяется чистоте металла.

    MIT, Transparent Cable (США). Эти две замечательные компании роднит то, что свои кабели они снабжают пассивными корректорами реактивных параметров (емкость и индуктивность), помещенными в висящих на кабеле коробочках. Обширные исследования и инструментальные измерения с помощью совершенного оборудования дают возможность максимально оптимизировать кабель осознанным путем, а не путем уменьшения погонной индуктивности и емкости любой ценой, как это принято. По мнению MIT, для лучшей передачи мощности акустический кабель должен иметь вполне определенные и взаимно увязанные величины реактивных параметров. Transparent Cable также активно борется с шумами, наводимыми на кабель, как на антенну, с помощью своих фильтров-корректоров. На деле продукция обеих компаний действительно достойна восхищения.

    Audio Note (Япония, Великобритания). Культовый характер продукции обеих отделений Audio Note в полной мере распространяется и на кабели. Последние отличаются относительно простой конструкцией, часто используют серебро, и выделяются тем, что в качестве диэлектрика в них применен полиуретан. В наиболее дорогих моделях японской Audio Note чистейшее серебро покрывается слоями полиуретана прямо на последней стадии проката, практически исключая контакт с воздухом (хотя серебро и не столь подвержено окислению, как медь). Отдельные кабели изготовляются в виде литцендрата.

    Nordost (Великобритания). Особый интерес вызывают линейки плоских межблочных и акустических кабелей из бескислородной меди и серебра. Диэлектрик - штампованный тефлон. Проводники прямоугольного сечения (по несколько штук на прямое и обратное направление) идут строго параллельно и в одной плоскости. Это минимизирует реактивные составляющие. Примечательно, что погонные емкость и индуктивность приводятся компанией на каждую модель кабеля. Естественно, емкость в такой конфигурации минимальна.

    Goertz (США). Серебряные и плоские медные кабели с диэлектриком из полипропилена. В противоположность моделям Nordost, прямой и обратный проводник накладываются друг на друга "бутербродом", порождая (при довольно широкой фольге) Бог знает какую емкость! Однако на этот счет у компании есть свое мнение: большая погонная емкость уменьшает характеристическое сопротивление, приближая его, таким образом, к стандартным 8 Омам (входное сопротивление акустических систем). Теория весьма спорная, поскольку выходное сопротивление усилителей весьма далеко от этого значения, да и импеданс АС сильно зависит от частоты. Поэтому идеальной передачи энергии ожидать трудно. Но практика снова одерживает верх над теорией: при хорошей состыковке с усилителем и колонками кабели Goertz способны приятно удивить даже бывалого аудиофила.

    Cardas (США). Одна из самых аристократических кабельных компаний, успешно применяющая принцип золотого сечения в своих разработках. Литцендрат состоит из медных проводников различного диаметра, постепенно уменьшающегося к центру в соотношении Золотого сечения, в изоляции из вспененного тефлона. Это исключает электромеханические резонансы и, как утверждает производитель, улучшает остальные характеристики кабеля, в частности, позволяет добиться стабильной электрической добротности. Традиционно кабели Cardas получают самые высокие оценки экспертов.

    Stereovox (США). Это - вершина кабельного искусства. Крис Соммовиго, разработчик и глава фирмы, получил известность в начале 90-х благодаря революционному цифровому кабелю Black Orchid. Нынешняя продукция отличается массой инноваций. Например, серебряные проводники эллиптического сечения в многослойной изоляции из вспененного тефлона окружены экраном из параллельно идущих жил (межблочники). В акустических проводах применяется посеребренный медный провод. Наконечники оригинальной конструкции припаиваются серебросодержащим припоем, состав которого жестко нормируется. По разрешению и прозрачности кабели Stereovox заметно обгоняют лучшие модели других фирм.

    В заключение добавим, что кабель, даже сетевой, несомненно, является полноценным компонентом тракта. Результат зависит и от направления кабеля (обычно оно указывается стрелками либо определяется экспериментально), и от времени его "приработки". Недооценивать роль кабеля - значит лишить свою систему тонкой настройки . Кабели должны подбираться индивидуально, как подбирается подходящий галстук к парадному костюму.

    Вместе с тем не следует и переоценивать роль кабеля в системе. Серьезные дефекты, например явные огрехи тонального баланса, кабель исправить не в состоянии: это все же не эквалайзер. У кабелей слишком много своих болячек, чтобы они могли успешно лечить чужие!

    (с) журнал "АrtElectronics

  • Коммутация аудиочасти комплекса

    Продолжаем разговор. В этой статье речь пойдёт о коммутации аудиосигналов между компонентами комплекса домашнего театра. Помимо советов по собственно коммутации, в данной статье уделяется внимание кабелям, а также проблеме экономии денег путём изготовления самодельных кабелей. Стоит ли овчинка выделки?

    Кабели

    Разновидности межблочных кабелей

    Межблочные кабели представляют собой более сложные изделия, нежели колоночные. Тут и другая конструкция самого кабеля, где применяется значительно большее количество инноваций как в плане используемого материала проводников, так в области диэлектриков, в отличие от колоночных. Во-вторых - обязательное наличие разъёмов на обоих концах кабеля. Ну и, конечно, современный межблочный кабель сегодня сложно представить себе без презентабельного и стильного внешнего вида не только разъёмов, но и самого кабеля.

    И на рынке сейчас можно встретить «межблочники« на любой вкус, цвет и кошелёк. Готовый кабель в упаковке сейчас можно купить и за $10 и за $500. Тут многое зависит не только от качества кабеля, но и от «брэндовости» производителя (его репутации и известности). Однако, сегодня мы будем говорить, в основном, о вполне доступных по цене межблочных кабелях, а не о супер-элитных проводах в позолоченных коробках с бархатным нутром.

    Все межблочные соединители можно разделить на две основные категории: кабели, ориентированные на передачу аналогового сигнала (так называемые «межблочники« или «аналоговые» кабели), и кабели, предназначенные для передачи цифровых данных, именующиеся для простоты «цифровыми» кабелями.

    «Аналоговые» межблочные кабели

    Данный вид межблочных соединителей рассчитан на передачу слаботочных сигналов от источника к устройствам обработки, коммутатору, усилителю и так далее. Для данного вида соединений обычно используют экранированный аудиокабель, построенный по коаксиальной схеме расположения проводников, где центральный проводник защищён от наводок экраном, сделанным обычно из множества тонких металлических жил. Такая конструкция позволяет избежать наводок от расположенных поблизости электроприборов, и позволяет провести слаботочный сигнал от одного компонента к другому с минимальными потерями. Для подключения таких кабелей к устройствам применяются удобные коннекторы RCA (прозванные в народе «тюльпанами» или «колокольчиками»), являющиеся наиболее распространёнными разъёмами в бытовой аудиоаппаратуре. Обычно под определением «межблочный кабель» следующее: соединитель, состоящий из двух кабелей и 4 разъёмов RCA (то есть, говоря проще, кабель «2 тюльпана на 2 тюльпана»), способный передать сигнал двух каналов из одного компонента системы в другой.

    «Цифровые» кабели

    В свою очередь этот тип кабелей делится на два вида: кабели, предназначенные для передачи цифрового сигнала в виде электрического тока («цифровые коаксиалы» в простонародье) и для передачи цифрового сигнала в виде света (оптоволоконные или, проще говоря, «оптические» кабели). Начнём с первых.

    Данный кабель внешне практически не отличается от обыкновенного «аналогового» межблочника. Внешне разница состоит лишь в отсутствии второго соединителя. То есть, «цифровой коаксиал» представляет собой лишь один кабель с разъёмами на концах (обычно это разъёмы RCA). Или, говоря проще, кабель будет называться «1 тюльпан - 1 тюльпан». Изготавливается «цифровой коаксиал» только по коаксиальной схеме (от чего и соответствующее название), причём, в отличие от «аналогового межблочника», «цифровой коаксиал» должен обладать волновым сопротивлением 75 Ом.

    Также крайне желательно, чтобы и разъёмы обладали также волновым сопротивлением 75 Ом, однако это [желательное, но не обязательное] условие выполняется только при изготовлении достаточно дорогих «бытовых» и почти всех профессиональных кабелей.

    И, наконец, оптоволоконные кабели. Тут всё просто: цифровой сигнал передаётся в виде света через гибкое оптоволокно, которое может быть изготовлено из специального полимера (в относительно недорогих кабелях и кабелях средней ценовой категории), так и из специального гибкого стекла (эти кабели уже подороже).

    Оптические кабели имеют несколько плюсов перед электрическими «коаксиалами»: во-первых, потенциально «оптика» способна передать больший объём цифровой информации. Во-вторых - оптоволокно позволяет сделать развязку по «земле» между двумя компонентами (особенно это актуально при подключении системного блока компьютера к ресиверу). Но качественный оптический кабель стоит весьма недёшево, а недорогая его реализация (обычно до $40-50) и схем передачи данных в бюджетном оборудовании не позволяют насладиться всеми преимуществами «оптики». Поэтому, если вы не хотите отдавать за «цифровой» кабель более $30-40 (обычно именно такие по стоимости «цифровые» кабели и покупаются чаще всего к DVD-плееру и ресиверу начального и среднего уровня), то лучше обратите внимание на коаксиальный «цифровой» кабель.

    Часто задаваемые вопросы по этой теме:

    А всё-таки - что лучше по звуку: «оптика» или «коаксиал»?

    Если говорить даже о компонентах среднего класса ($400-800 за каждый), то принципиальной разницы по звуку не будет. Более того, вероятность того, что между «оптикой» и «коаксиалом» вы разницы вообще не услышите, равна 99%. Так что подключайте как вам удобно, но помните, что при прочих равных, «коаксиал» почти всегда дешевле аналогичной по классу «оптики».

    Какова максимальная длинна цифрового кабеля?

    Для оптического кабеля - 7 метров. Для «электрического коаксиала» таких чётких ограничений нет, поскольку всё зависит от качества самого кабеля. При использовании хорошего качественного коаксиального кабеля цифровые данные могу без проблем передаваться на 10-15 метров и более.

    Большинство спутниковых ресиверов имеют только оптический цифровой выход - стоит ли покупать дорогой кабель?

    Нет, не стоит. Дело в том, что качество звука в спутниковом телевидении не самое высокое (относительно невысокий битрейт цифрового потока аудиоданных), по отношению к музыкальному DVD или, скажем, CD, поэтому даже совсем простенького оптического кабеля за $10-15 будет более чем достаточно.

    Если планируется подключать видеомагнитофон, игровую приставку, караоке, тюнер или подобные устройства, то вне зависимости от ценовой категории этих аппаратов можно ограничиться совсем недорогими «межблочниками» за $10-20, либо изготовить их самостоятельно (об этом ниже). Качественный межблочный кабель имеет смысл покупать лишь для соединения хорошего стационарного CD-плеера или DVD-A/SACD плеера с усилителем или достаточно качественным ресивером. Скажем, для CD-плеера среднего класса ($300-500) имеет смысл покупать межблочный кабель за $40-70. Далее по возрастающей - в зависимости от класса компонентов. Если же вы не верите в способность кабелей влиять на звук, то можно и для хорошего CD-плеера (или качественного DVD-A/SACD плеера) купить недорогой «межблочник» или сделать кабель самому.

    Можно ли сэкономить, сделав межблочный кабель самому?

    Если вы умеете паять, то на покупке межблочных кабелей можно довольно ощутимо сэкономить. Как уже говорилось, большинство компонентов системы (караоке, видеомагнитофон, отдельный тюнер) не нуждаются в особо качественных кабелях, поэтому для подключения этих компонентов воспользоваться самодельными кабелями можно и нужно. Выгодно ли это? Безусловно. Причём, не только с финансовой точки зрения, но даже и с точки зрения качества (!) Дело в том, для изготовления самодельных межблочных кабелей используются хорошие (но очень недорогие) профессиональные микрофонные или инструментальные кабели (Proel, Canare, Tasker и так далее - производителей профессиональных кабелей немало), которые продаются в любом магазине профессионального звукового оборудования. И качество этих кабелей обычно на голову выше, нежели у совсем недорогих «брэндовых» межблочников. Стоит метр такого профессионального кабеля около $1. Качественные разъёмы RCA обойдутся по $1-2 за штуку (напомню, их надо 4). Вот и получается, что хороший самодельный кабель с разъёмами обойдётся в $5-10. Это при том, что по качеству такой «межблочник» будет находится на уровне примерно 30-долларового покупного межблочного кабеля, или даже выше. Не забывайте, ведь в случае готового кабеля вы платите за коробку, рекламу, работу пайщика и продавца-консультанта.

    А можно ли изготовить хороший межблочный кабель для CD-плеера?

    Многие люди так и делают, но покупают уже более качественные микрофонные или инструментальные кабели по $1.5-2 за метр и хорошие разъёмы по $2-3 за штуку, Если использовать качественный припой и всё сделать грамотно, то такой «самопальный» межблочный кабель сможет запросто конкурировать по звуку с межблочным кабелем «класса Hi-Fi» за $50-70 или дороже.

    Кто не верит в способность кабелей «звучать» - однозначно спаяет себе подобный межблочный кабель сам. Ну а если вы сомневаетесь сможет ли покупной кабель «переиграть» самодельный, то поступите так: спаяйте (или попросите умеющего человека это сделать) один «межблочник» из хорошего микрофонного кабеля и разъёмов RCA. потом ступайте в любой крупный салон или магазин по продаже Hi-Fi и возьмите под залог несколько подходящих по цене готовых «межблочников» известных производителей. Дома сравните звук, подключая по очереди к CD-плееру то готовые кабели, то самодельный. Хотя, лучше, если подключать будет кто-то другой - это будет честное «слепое» прослушивание. Там уж и решите для себя сразу два вопроса: есть ли вообще разница в звучании кабелей, а также поймёте насколько хуже/лучше самодельный кабель, учитывая, что он в разы дешевле покупного. Если покупные кабели «победят», то, по крайней мере, уже сделанный кабель вы сможете использовать для подключения того же видеомагнитофона. А если «победит »самодельный - радуйтесь. Таким образом, можно сэкономить на кабелях не одну сотню долларов, если по звуку вас самодельные кабели устраивают.

    Я верю, что кабель изменяет звучание системы, но вот не знаю какой выбрать.

    Нет ничего проще. Ступайте в любой крупный салон или магазин по продаже Hi-Fi, возьмите под залог несколько подходящих по цене «межблочников» и сравните их звучание на вашей системе. Именно на вашей системе и в вашей комнате. Так вы будете иметь более точное представление о характере «звучания» каждого кабеля.

    Можно ли сделать «цифровой» кабель самому?

    Да, только если речь идёт о «цифровом» коаксиальном кабеле, поскольку изготовление оптического кабеля в домашних условиях отнимет слишком много сил, а то и денег- уж проще купить готовый. А вот «цифровой коаксиал» сделать можно самому вполне, особенно, если ваша система состоит из компонентов начального или среднего уровня. Также стоит заниматься изготовлением «цифрового» кабеля, если вы не горите желанием отдавать большие деньги за покупной, зная, что на практике выигрыша от покупного в вашем случае не будет точно. Итак, какие требования предъявляются к «цифровому коаксиалу»? Во-первых - коаксиальная конструкция, а во-вторых - волновое сопротивление 75 Ом. Этим требованиям удовлетворяет... антенный кабель. Да-да, именно качественный антенный кабель ($0,8-1,5 за метр). Если есть возможность, то можно купить качественный антенный или видеокабель (например, тот же Canare) по цене $0,8-3 за метр в магазине профессионального оборудования, поскольку по качеству такой кабель будет гарантированно лучше, чем продающийся на радиорынке антенный, хоть и очень хороший, по словам продавца.

    Важно помнить: если вы не обладаете очень дорогими компонентами, если вы планируете делать кабель небольшой длины (1-2 метра), то про влияние цифрового кабеля на звук системы можете вообще не вспоминать, поскольку даже самодельный «цифровой коаксиал» (на фото внизу), собранный из куска хорошего антенного или видеокабеля с двумя хорошими разъёмами RCA (такой кабель вместе с разъёмами обойдётся в $4-6), будет ничуть не хуже любого покупного цифрового коаксиального кабеля за десятки долларов. Разве что у вас не будет красивой коробки и модных шильдиком на разъёмах и кабеле. Впрочем, и самодельный тоже неплохо может выглядеть.

    Коммутация

    На схематических изображениях аппаратов нет входов/выходов видеосигналов, дабы они не отвлекали, ведь сегодня речь идёт только про коммутацию аудио сигналов.

    Подключение DVD-плеера к AV-ресиверу

    Тут всё довольно просто. Весь звуковой поток в цифровом виде передаётся по одному единственному «цифровому» кабелю: оптическому или коаксиальному электрическому (меняется лишь способ доставки сигнала, но суть остаётся прежней: доставить цифровой поток от источника до декодера). Поэтому цифровой выход DVD-плеера нужно соединить с соответствующим цифровым входом ресивера одним единственным «цифровым» кабелем. Каким именно, я уже рассказал выше. В этом случае DVD-плеер будет отдавать «сырой» цифровой поток, а «мозги» ресивера будут этот поток превращать в многоканальный звук, либо в стереозвук (зависит от формата исходного цифрового потока и настроек ресивера). Если ваш DVD-плеер оборудован встроенным декодером многоканального звука, однако является аппаратом одного класса (аka цены) с AV-ресивером, то использовать встроенный в DVD-плеер декодер нет никакого смысла, поскольку декодер и ЦАПы (цифро-аналоговые преобразователи) ресивера будут не хуже, однако будут предоставлять более широкие возможности по настройке звука под конкретное помещение прослушивания.

    Что на схеме делает ещё и CD-плеер? Он является одним из возможных вариантов расширения комплекса с целью улучшения воспроизведения музыки. Не секрет, что даже DVD-плееры среднего класса (не говоря уже о бюджетных моделях) обладают не самыми выдающимися способностями по части воспроизведения музыки, часто уступая в этом даже относительно недорогим стационарным CD-плеерам. Равно как не могут похвастаться хорошими ЦАПами и многие AV-ресиверы среднего класса ($500-600). Поэтому многие люди находят выход: купив вполне приличный AV-ресивер с многоканальным аналоговым входом, покупают совсем недорогой DVD-плеер только для кино (положа руку на сердце, можно сказать, что DVD-плеер за $150-200 показывает не то что бы сильно хуже, чем аппарат за $400-600, особенно если смотреть картинку на телевизоре 21«-29»), поскольку декодированием многоканального звука будет заниматься всё равно ресивер, значит от DVD-плеера требуется только цифровой аудиовыход и более-менее приличное качество изображения. А сэкономленные средства идут на покупку качественного (хотя бы за $400-450) CD-плеера. В этом случае хозяин системы получает и качественный звук при воспроизведении музыки, и очень неплохой кинотеатр.

    Так вот, купленный CD-плеер подключается не к входу «CD» на ресивере, как можно было подумать, а именно к многоканальному аналоговому входу. Почему? Извольте взглянуть на схему:

    Если поглядеть на схему, то можно увидеть два возможных пути аналогового сигнала внутри ресивера (от аналоговых входов до усилителя). Верхняя половинка графика показывает путь сигнала, поступающего с любого аналогового входа, вроде TAPE, AUX, CD и т.д. В этом случае аналоговый сигнал оцифровывается (АЦП - аналого-цифровое преобразование), затем с уже оцифрованным сигналом работает DSP-процессор, который «по желанию клиента» может разложить исходный стереосигнал на многоканальный (скажем, по алгоритму Dolby Pro Logic II), отфильтровать низкие частоты, чтобы пустить их на сабвуфер, обработать звук эквалайзером или одним из пресетов пространственных режимов. После всех этих манипуляций сигнал снова переводится в аналог (ЦАП - цифро-аналоговое преобразование) и только потом идёт к усилителю. Но проблема в том, что «слабым звеном» в этой цепи является не столько ЦАП, сколько АЦП, который, разумеется, и определяет «потолок» качества звука. А АЦП в ресиверах обычно стоит довольно посредственный, хотя его и вполне хватает для оцифровки аудиосигнала с видеомагнитофона, тюнера или караоке. Но если вы подключите хороший CD-плеер, то сразу услышите, что звук вашего хорошего CD-плеера стал более «дешёвым» и «бедным». Чтобы использовать потенциал вашего CD-плеера, его надо подключить именно к фронтальным каналам многоканального входа. Ведь только сигнал с многоканального входа не подвергается губительной для качественного сигнала процедуре АЦП > DSP > ЦАП (нижняя половинка схемы). То есть, сигнал с многоканального аналогового входа идёт прямиком на предварительный усилитель, а затем и на усилитель мощности. И по такому принципу работает подавляющее большинство современных AV-ресиверов. Проверить «честность» многоканального входа ресивера очень просто: для сигнала, поступающего на многоканальный вход, не должны быть доступны никакие регулировки звука (эквалайзер, темброблок*, пространственные режимы звучания) - работать должен только регулятор громкости. В этом случае всё в порядке.

    * если конечно у ресивера темброблок не аналоговый, выполненный в виде механических рукояток на передней панели

    Классом выше

    Если же у вас довольно серьёзный ресивер и качественный DVD-плеер с возможностью воспроизведения DVD-Audio и/или SACD дисков, то отдельный CD-плеер вам, скорее всего, уже не понадобится. Коммутировать компоненты тогда будем следующим образом: для кино остаётся цифровое подключение («коаксиал» или «оптика» - не столь важно), а для DVD-A/SACD дисков надо воспользоваться аналоговым, соединив 6-канальный выход декодера DVD-плеера с многоканальным входом ресивера 3 парами приличных межблочных кабелей, поскольку в данном случае ЦАПы плеера будут наверняка качественнее тех, которые установлены в ресивере, да и, к тому же, ресивер наверняка просто «не поймёт» по цифре поток ни DVD-A (это могут только самые новые и дорогие модели), ни, тем более, SACD (Super Audio CD). Так что смело используем два типа подключения.

    Остальные компоненты (караоке, видеомагнитофон, кассетную деку и так далее) подключаем к свободным аналоговым входам ресивера. Качество звука этих аппаратов от внутренних процессов, происходящих в ресивере, практически не пострадает на слух.

    Как правило, подключение между DVD проигрывателем и ресивером выполняется по цифровым каналам, оптическим или коаксиальным кабелем. Сигнал поступает на 6 канальный декодер ресивера и... Оговорюсь сразу: эти виды кабелей в данной статье не рассматриваются. Если Вы используете внешний декодер, декодер встроенный в проигрыватель, или в вашей системе присутствуют другие источники звука (например CD, MD), то, несомненно, Вам потребуются низкочастотные соединительные кабели.

    Открывая коробку.

    Производители частенько комплектуют свои изделия такими кабелями, такие кабели можно недорого купить в коммерческих палатках. Он представляет собой тонкий экранированный провод с разьемами "тюльпан" в пластмассовом корпусе (часто неразборном) на концах.

    Такой кабель очень хорош, чтобы убедиться в работоспособности аппарата, и только. Звук он убивает напрочь, хотя для подключения канала переводов к телевизору, бумбоксу или музыкальному центру их можно попытаться использовать. Однако, лучшее решение - оставить их в коробке аппарата и отправить на антресоль, чтобы при продаже этого аппарата в будущем передать их следующему счастливому владельцу. Производителям не интересно излишне завышать стоимость своей аппаратуры, потому в комплекте всегда идет самый дешевый примитивный кабель. Итак, наш путь лежит в магазин...

    Покупаем кабель.

    Заглянем в магазин, торгующий кабелями посерьезней. Первое, что привлечет наше внимание - это относительно недорогие кабели от "Vivanco" и "Hama". Внешне похожие кабели в коробках с надписями Video, Audio и даже Audio gold выглядят несколько посолиднее тонких шнурков в упаковках аппаратов. А вот и стеллаж с "Монстрами" и "Аудиолинками", толстый кабель, металлические разьемы, но цены, цены... Не у каждого хватит духа сходу купить кабель по цене 50 - 100$ за пару. А ведь при подключении встроенного в проигрыватель декодера потребуется сразу три пары кабелей. Взгляд возвращается к стойке с Hama, выглядят не так внушительно, но и цены гораздо ниже. Лишь пластмассовые неразборные корпуса разьемов оставляют сомнения.

    _

    Вот тут и приходят воспоминания о том, что приходилось же иногда держать в руках паяльник, и может то, что дорого купить, вполне можно сделать самому. Аудиофильский магазин встречает нас красочными коробочками с разьемами и бобинами кабелей. При более близком рассмотрении, становится очевидно, много денег не выиграть. Конечно, коплектующие для кабеля стоят дешевле готового, но разница не так велика, как хотелось. Придется идти на компромисс.

    Компромисс.

    Вспомним, не только аудиофильные фирмы выпускают кабели с хорошими параметрами и позолоченные разьемы. Резкое снижение цены присуще массовому производству. Угадали? Наш путь лежит в магазин комп. комплектующих... покупать разьемы. Заходим в торговый дом Бурый медведь . Каталог товаров, группа: разьемы, тип: аудио - вот он "Вилка RCA(тюльпан) на кабель позол.тефлон(RPC-3GT)(K29320T) Производитель: Тайвань. Код: 220034 Цена: 1.44 $ ".

    _

    Тефлоновая изоляция, позолоченные контакты, невысокая цена... Единственное "но" - предназначен он для коаксиального кабеля. Значит, первый межблочный кабель мы будем делать коаксиальной конструкции.

    Коаксиальный межблочный кабель.

    По ряду причин, для использования был выбран кабель "SAT 703b gas injected" 75 Ом (производство Италии), применяемый в системах приема спутникового телевидения. Толстая центральная медная моножила, толстый вспененный диэлектрик, двойная экранировка (оплеткой и фольгой), малое затухание сигнала в полосе частот до гигагерца - неплохие качества и для межблочника. Диаметр кабеля 6 мм, кабель достаточно жесткий и не любит резких изгибов. Распайка симметричная на обоих концах кабеля, для пайки использовался припой с небольшим содержанием серебра.

    Были изготовленны кабели длиной 0.6, 1.0, 1.5 и 2 метра. Разницы между ними в электрических параметрах и звучании доступными средствами обнаружено не было. Одновременно возник план использовать эти разьемы и для некоаксиального кабеля.

    Межблочный кабель - косичка.

    Для изготовления будем использовать компьютерный кабель "витая пара 5 категории". Он содержит 8 медных проводников в изоляции, скрученных попарно. Снимаем наружную изоляцию и разделяем витые пары, не раскручивая их. Всего потребуется кусок кабеля длиной около 4 длин нужного межблочного (8 длин на пару). Разрезаем вынутые пары на 3 равных части и набираем в жгуты по цветам (3 красно-белые пары, 3 зелено-белые пары и 3 сине-белые пары). Переплетаем эти жгуты косичкой и надеваем на концы куски кембрика подходящего диаметра длиной 3-5см (например куски оболочки от кабеля SAT 703), следя при этом, чтобы на свободном конце пары одного цвета выходили в середине жгута, а пары двух других цветов были равномерно распределены вокруг.

    Например, в центре - зеленые, красные и синие - по краю. Припаиваем зеленые проводники к центральному контакту тюльпана, а красные и синие к внешнему контакту. На противоположном конце кабеля к разьему припаиваем только 2 жгута (зеленый и синий), а провода красного жгута просто обрезаем чуть короче и оставляем неподключенными. Кабель направленный, конец, где подсоединены два жгута, подключается к источнику, а тот, где три, - к приемнику сигнала.

    Длина межблочных кабелей в моем случае была 0.6 метра. Итак, у нас есть материал для сравнения.

    Сравниваем.

    Для сравнения были проведены "слепые" тесты на двух комплектах аппаратуры. Источником сигнала служили проигрыватели CD дисков Pioneer PD-S605 и Micromega Minimum, приемником - усилители Pioneer A-303R и Harman/Kardon 2.0. Следует заметить, что при использовании относительно дешевого комплекта от Pioneer разница в звучании кабелей обоих конструкций практически не ощущалась, и стала явно заметна на более дорогом комплекте аппаратуры. Здесь "косичка" явно переигрывала коаксиал, хотя и не "дотягивала" до дорогого кабеля "Кимбер" похожей конструкции, взятого для сравнения. На обоих комплектах аппаратуры оба самодельных кабеля легко обыграли недорогую продукцию "Hama".

    Следует отметить, что параметры кабелей, использованных для изготовления межблочников, могут сильно отличаться в зависимости от партии и производителя, особенно для витой пары, что не позволяет гарантировать повторяемость результатов при использовании кусков кабеля с различных бобин, купленных в разных местах и в разное время. Лучше сразу заготовить необходимое количество кабеля, для всех межблочников, ведь для подключения DVD проигрывателя с декодером Вам может потребоваться до 8 таких кабелей.

    Были изготовлены также кабели с использованием других коаксиальных кабелей (для компьютерной сети 50 и 98 Ом), и с различным количеством витых пар в жгуте косички. Описанные здесь конструкции (коаксиальный кабель SAT 703 и косичка по 3 витых пары в жгуте - 6 сигнальных проводников, 6 земляных проводников и 6 экранных проводников), показали наилучшие результаты в своих классах.

    Углубляясь в сущность явления, мы обнаруживаем все новые глубины...
    Речь идет, впрочем, не об НЛО или переселении душ, а о тривиальном кабеле.
    Однако этот самый кабель, несмотря на свою внешнюю (и равно внутреннюю) простоту, таит в себе массу сюрпризов, не имеющих четкого научного обоснования. Понятие voodoo science (колдовская наука) укоренилось именно в среде производителей аудиокабелей высшего качества, распространившись затем и на область аксессуаров: всевозможных конусов, подставок и пр. Никакие умозаключения и прецизионные измерения не в силах выявить причину резких различий в «звучании» кабелей. Те, кто не сталкивался с этим на практике, не верят, особенно техники. Как это возможно?! В диапазоне до 20 кГц, да при сопротивлении проводника в десятые-сотые доли Ома - какая там может быть разница! Да возьмите вы хоть гвоздь вместо кабеля, ничего не изменится! Включают - и меняется, до гвоздя дело даже не доходит. Для дипломированного инженера это шок, и тем более жестокий, чем выше оценки в его дипломе. Бедный инженер начинает судорожно вспоминать поверхностный эффект, диэлектрическую абсорбцию, групповое время задержки (иные даже закона Ома не чураются). Бедняге, пытающемуся объяснить наспех сколоченной гипотезой явно слышимую разницу, повезло, если он не додумался заключить пари!
    И в нормальной науке, и в ее «вуду»-суррогате фигурируют одни и те же физические реалии.
    Именно:
    Поверхностный эффект . С ростом частоты сигнала плотность тока возрастает ближе к поверхности проводника и убывает в середине. Это явление становится заметным на достаточно высоких частотах, значительно превышающих звуковой диапазон. Теоретически. Но бывалые «кабельщики» утверждают, что «толстый провод в центре кабеля обеспечивает хорошее прохождение басов, тонкие же - на периферии - не дают ослабнуть высоким». На практике такие кабели, как правило, действительно демонстрируют глубокий бас и звонкий «верх».
    Групповое время задержки . «Расслаивание» спектра частот, когда различные его компоненты по-разному изменяют фазу и в результате приходят «на финиш» при несколько иных временных соотношениях, нежели «на старте». Это следствие распределенных параметров индуктивности и емкости усугубляется также поверхностным эффектом (увеличивающим сопротивление проводника на высокой частоте).


    Электромагнитное взаимодействие . Вспомним несложный школьный опыт: по двум параллельным проводам пропускают постоянный ток, и если его направление одинаково, провода отталкиваются друг от друга, выгибаясь дугой, в противном же случае притягиваются. Подобные эффекты питаются энергией тока через наведенное вокруг проводника магнитное поле. Значит, частичка энергии сигнала в кабеле тратится бесполезно! Даже несмотря на массу и инертность кабеля, взаимное влияние соседних проводников с одинаковыми противофазными сигналами остается: где ток, там и магнитное поле. В межблочных кабелях ток практически равен нулю, но там передается переменное напряжение, а, значит, также сохраняется взаимодействие - через электрическое поле. А «вудуисты» учат нас, что пренебрегать нельзя ничем!
    Проводник . Как известно, кабели делают в основном из меди. Это прекрасный материал: удельное сопротивление меди небольшое, и в этом медь уступает (причем незначительно) только серебру - кстати, уверенно опережая золото. Но медь меди рознь. Считается, что хороший кабель не может быть изготовлен из той же «грязной» меди, что и обычный электрический. Медь должна быть не просто чистой, а сверхчистой (99.999…% Cu), ее принято называть «бескислородной». Чем чище медь, тем меньше она подвержена окислению, примеси же различных металлов играют роль катализаторов и ускоряют окисление при контакте с воздухом. В сущности, чем это плохо? Пленка окисей и закисей на поверхности проводника может иметь полупроводниковые свойства, обладая при этом гораздо более высоким сопротивлением, чем сам металл. А ведь именно в поверхностном слое, как мы знаем, плотность тока на высоких частотах максимальна.
    Притаившиеся за последней «девяткой» ионы чужеродных металлов, отличающиеся размерами и валентностью, неизменно нарушают регулярность кристаллической решетки. Может быть, электронам действительно неприятно перескакивать через препятствия, как нам - ехать на автомобиле по неровной дороге. Но особую ненависть поборников чистоты звука и меди вызывают примеси металлов группы железа - кобальта, никеля, обладающих, как и само железо, магнитными свойствами. Раздражение вызывают даже небольшие потери энергии сигнала на переориентацию магнитных доменов, которые вполне могут возникать при наличии сгустков ионов этих металлов! Невероятно, но есть модели кабелей, в которых применены проводники не из металла, а… из углеродистого композита! Тут уж точно никакого магнетизма, хоть и сопротивление гораздо выше, чем у меди. И такие кабели (Van Den Hull) - наглядный пример отличного звука, хоть и за баснословные деньги.


    Однако оставим чистоту сигнала, тут вряд ли кто-то из дипломированных инженеров станет спорить с «вудуистами». Последние часто апеллируют также к молекулярной структуре меди, подчеркивая, что на звук она влияет очень сильно. Любой металл имеет поликристаллическую структуру. Но обычный медный прокат состоит из волокон, как бы спекшихся друг с другом, и длина этих волокон порядка миллиметра. Специальные технологии позволяют увеличивать ее чуть не до бесконечности - так, что в пределах одного кабеля волокна оказываются непрерывными. Это улучшает характеристики кабеля, уменьшая внутренние неравномерности.
    Но что мы все о меди. Есть и серебро! Аудиофилы разделяются на два лагеря, медный и серебряный. Оба металла имеют довольно четкие звуковые свойства. Например, медь звучит более телесно, бархатисто, тогда как серебро - легко, воздушно и необыкновенно прозрачно. Что предпочесть - дело вкуса. Комбинирование серебра и меди в одном кабеле не примирило «медных» и «серебряных». Хотя среди подобных моделей кабелей встречаются очень неплохие. Наконец, посеребренные медные провода применяются очень часто, особенно в качестве видео и цифровых: там поверхностный эффект действительно ощутимо сказывается, и серебряное покрытие его несколько сглаживает. Цельное же серебро, да еще при большом сечении кабеля, недешево. Серебряный акустический кабель нередко стоит более 1000 у.е. за погонный метр.
    Изоляция . Вы ошибаетесь, если думаете, что качество металла в кабеле решает все. Изоляция! У нее лишь две полезных функции: собственно изоляционная и механическая. Остальные свойства вредны. И прежде всего - диэлектрическая абсорбция.
    Дело в том, что часть энергии сигнала уходит на ориентирование молекул-диполей в полимерной структуре диэлектрика. То есть в тепло, образующееся вследствие «внутреннего трения». Часть энергии возвращается, и это хуже, чем ее потери: «рикошет» смазывает мелкие подробности, поскольку слегка отстает по времени. Этот процесс к тому же обладает частотной зависимостью, что делает картину еще более печальной.
    Кроме этого, в слоях изоляции может накапливаться статический заряд, воздействующий на сигнал. Поэтому вы никогда не встретите хорошего кабеля с полихлорвиниловой изоляцией проводников (из нее делается чаще всего внешний слой, еще из нейлона, силикона и т.п.). Хорошими диэлектриками считаются полипропилен, полистирол, поликарбонат (они же применяются в качественных конденсаторах). Гораздо хуже - полиэтилен, лавсан. Царь всех диэлектриков - тефлон. Конечно, он дорог, не слишком технологичен (в частности, у тефлона довольно высокая температура плавления), но применяется весьма часто. Впрочем, вспененные полимеры более «низкого» происхождения позволяют ощутимо приблизиться к «царской особе». Воздух весьма близок к вакууму - идеальному диэлектрику. Конечно, вспененный тефлон и тут лидирует с большим отрывом.
    Чтобы обеспечить сток статических зарядов, изолятор иногда импрегнируют графитным порошком (при этом электрическая проводимость остается ничтожной, поскольку частицы углерода не соприкасаются друг с другом). Этой же цели в некоторых кабелях служит т.н. дренажный провод: специальный проводник, заземленный на одном конце кабеля. Но почему те же заряды не могут стекать по сигнальным проводникам? Если дренажный провод (или целый экран) расположен на поверхности кабеля или хотя бы неглубоко, то он действительно выравнивает электрические потенциалы внутренней и внешней поверхности изоляции.
    Геометрия . Особого разнообразия в конструкции кабелей не наблюдается. Стандартные варианты: обычная или витая пара, открытая или экранированная, и коаксиальная конструкция. Последняя используется на высоких частотах: в видео- и цифровых кабелях, где необходимо придерживаться стандартного волнового (характеристического) сопротивления (обычно 75 Ом, в отдельных случаях 50 или 110 Ом). Это достигается просто: выбором нужного соотношения диаметров центрального проводника и полого экрана. Поверх может присутствовать еще один или несколько экранов, изолированных слоем диэлектрика - для защиты от эфирных помех, уровень которых в больших городах становится все более ощутимым. В частности, от «цифрового эфирного фона», который непрерывно растет из-за обилия цифровой техники и импульсных устройств, особенно диммеров, резко отсекающих часть периода синусоиды сетевого напряжения и загрязняющих как сеть (острые пики напряжения могут достигать нескольких киловольт), так и эфир. И, наконец, тривиальные наводки от сети 50 Гц (и второй гармоники 100 Гц) очень часто проявляются в виде неприятного гула. Поэтому экранируют не только высокочастотные коаксиальные кабели, но и межблочные «пары» (акустические кабели обходятся без экрана).
    Неэкранированный кабель чаще всего звучит не в пример лучше экранированного - видимо, потому, что энергия сигнала не расходуется на наведение токов в экране. Если «электромагнитный микроклимат» позволяет обойтись без экрана (то есть его отсутствие не ведет к увеличению уровня шумов и низкочастотному гулу), опытный аудиофил предпочтет «голый» кабель.
    Вспомним еще раз пример с параллельными проводами, которые притягиваются друг к другу или отталкиваются в зависимости от взаимного направления постоянного тока. Если провода пустить под некоторым углом, взаимовлияние ослабнет и полностью исчезнет, когда этот угол станет прямым. Именно поэтому витая пара более популярна, чем обычная: провода в ней находятся под некоторым углом друг к другу. Кроме того, извиваясь по спирали, они лучше «усредняют» наводки. Помехи, наведенные на оба провода, оказываются синфазными, их влияние меньше, чем у противофазных, особенно в балансных схемах и кабелях (имеющих два «горячих» проводника, по которым идут аналогичные, но противофазные сигналы, и общий «земляной»). Балансные кабели позволяют без особых помех (в прямом смысле) передавать слабые сигналы на значительные расстояния, отсюда распостраненность балансной конфигурации.


    Встречаются и экстремальные конструкции кабелей, угол между проводниками в которых действительно равен 90°.
    Далее. Есть одножильные и многожильные провода и, соответственно, кабели. Одножильные встречаются заметно реже. Иногда в одном кабеле комбинируют жилы разного сечения, ссылаясь на некий оптимальный «рецепт», найденный экспериментально. Такое возможно: во всяком случае, в кабельном деле эмпирический метод, безусловно, превалирует над аналитическим. «Рассчитать» кабель с заданным характером звучания невозможно, а с заданными физическими параметрами - обычная практика.
    Многожильный кабель легко сделать любого нужного сечения при сохранении приемлемых механических свойств (это особенно актуально в акустических кабелях). Но чем больше сечение, тем больше последствия поверхностного эффекта: хотя поверхность с ростом сечения увеличивается, но увеличивается и неравномерность сопротивления для разных частот. Многожильный провод в этом смысле ничуть не лучше, чем одножильный с тем же сечением, к тому же отдельные жилки то выходят на поверхность, то «ныряют» в глубину, внося дополнительную неопределенность. Совсем другое дело в случае применения литцендратов: многожильных кабелей с индивидуальной изоляцией каждой жилы, которая ведет себя как отдельный кабель, и их проводимости суммируются, не увеличивая поверхностный эффект. Другое решение предложила американская фирма Kogan-Hall : полые тонкостенные медные трубки. Однако это непрактично из-за их жесткости и ломкости. Наиболее интересное в плане геометрии направление - кабели с плоскими проводниками. Раскатанный в тонкую полоску фольги проводник достаточно большого сечения имеет значительно большую поверхность по сравнению с цилиндрическим, и вместе с тем практически лишен глубины. К тому же такой акустический кабель ничего не стоит «спрятать».
    Геометрия изолятора далеко не всегда полностью соответствует геометрии проводника. Часто проводники не просто изолируются друг от друга слоем диэлектрика, но разносятся на какое-то расстояние. При этом просвет изолятора может превосходить диаметр проводника, который в этом случае почти со всех сторон окружен воздухом.
    Затем: внешняя изоляция выполняет функцию механического демпфирования кабеля: акустические колебания (например, музыка) вызывают вибрации, при этом сигнал может модулироваться этими вибрациями. Например, в многожильном кабеле - из-за меняющегося контакта между жилками, в кабеле любого типа - из-за нестабильности расстояния между проводниками. «Вудуисты» всерьез относятся к «микрофонному эффекту» кабеля. И при кажущейся нелепости их наблюдения в этом случае принесли пользу, что доказано практикой.
    Теперь немного о фирмах, внесших весомый вклад в арсенал шедевров кабельного искусства.
    AudioQuest (США). Большой ассортимент кабелей любых назначений, прекрасная репутация и гарантированно максимальная отдача от вложенной суммы. Масса патентованных передовых технологий. HyperLitz - усовершенствованный литцендрат: изолированные одножильные проводники образуют полый цилиндр, что, кроме прочих преимуществ, исключает нерегулярности электромагнитных взаимодействий в кабеле. SST (Spread Spectrum Technology , технология расширенного спектра) использует разные сечения проводников в литцендрате. Это делает доступной, как утверждают авторы, тонкую «настройку» кабеля на равномерную передачу широкого спектра частот. Компания AudioQuest первой начала применять длинноволокнистую медь и серебро, а также «воздушную подушку» - проводник контактирует с изоляционной трубкой только по одной линии, оказываясь в «диэлектрически идеальной» воздушной среде. Во многих моделях паяные соединения (в терминалах) заменены на сварные или комбинированные - обжим и пайка, последняя больше «консервирует» контакт, предохраняя металл от окисления, и обеспечивает большую прочность. Вообще же любой припой, даже серебросодержащий, уступает по многим характеристикам меди и серебру.
    Monster Cable (США). Огромный ассортимент, довольно сложная конструкция, качественные наконечники. Масса достоинств, благодаря которым компании удается удерживать лидерство на рынке, несмотря на значительное усиление конкуренции в последние 10-15 лет.
    Kimber Kable (США). Фирменный почерк - «плетенка» из нескольких многожильных медных или серебряных проводов в виде «косички», жилки различных сечений. Большинство моделей не экранировано. Изоляция в основном тефлоновая, за исключением самых недорогих моделей. Характерное мягкое, благородное звучание. Мировые бестселлеры - акустические кабели 4TC и 8TS , а также межблочный PBJ - один из самых популярных бюджетных кабелей. Лет десять назад был поставлен рекорд: компания выпустила акустический кабель Black Python толщиной с руку, внешняя оболочка была заполнена вибропоглощающим гелем. Кабель стоил 15 000 у.е.!
    XLO Electric (США). «Полый литцендрат» в виде нескольких намотанных на трубчатое основание в две спирали (строго под 90°), индивидуально изолированных медных проводников (межблочные и цифровые (!) кабели), обычный литцендрат большого суммарного сечения в качестве акустических кабелей. В дорогих моделях тефлоновая изоляция. Выраженный звуковой почерк, проявляющийся в исключительной прозрачности и хорошей детализации.
    Ultralink (Канада). Молодая компания, делающая успехи и на локальном, и на мировом рынке. Продукция не имеет заоблачных цен, но при этом весьма и весьма качественна. Используется бескислородная медь «шесть девяток» специальной технологии проката, в качестве диэлектрика тефлон и вспененный азотом полиэтилен. Интересны также оригинальные подпружиненные RCA-наконечники, гарантирующие качественный контакт в течение длительного времени. Недавно фирма Ultralink приобрела знаменитую американскую XLO Electric с правом использования брэндового имени последней.
    Chord (Великобритания). Фирма, выпускающая множество замечательных кабелей, ищет не просто лучшие материалы и конструктивные решения, но оптимальные их комбинации. Так, например, опытным путем установлены удачные сочетания «серебро плюс тефлон» и «медь плюс вспененный полиэтилен». Межблочные кабели серии Signature используют коаксиальную конструкцию, внешний экран заземляется с одной стороны либо имеет отдельный вывод с «крокодилом». Низкочастотный фон снижается благодаря замкнутым «земляным» контурам. Большое внимание уделяется чистоте металла.
    MIT, Transparent Cable (США). Эти две замечательные компании роднит то, что свои кабели они снабжают пассивными корректорами реактивных параметров (емкость и индуктивность), помещенными в висящих на кабеле коробочках. Обширные исследования и инструментальные измерения ведут к осознанной оптимизации кабеля, без уменьшения погонной индуктивности и емкости любой ценой, как это принято. По мнению MIT , для лучшей передачи мощности акустический кабель должен иметь вполне определенные и взаимно увязанные величины реактивных параметров. Transparent Cable также активно борется с шумами, наводимыми на кабель (как на антенну) с помощью своих фильтров-корректоров. Продукция обеих компаний действительно достойна восхищения.

    Audio Note (Япония, Великобритания). Культовый характер продукции обоих отделений Audio Note в полной мере распространяется и на кабели. Последние отличаются относительно простой конструкцией, в них часто используется серебро. Выделяются они тем, что в качестве диэлектрика применен полиуретан. В наиболее дорогих моделях японской Audio Note чистейшее серебро покрывается слоями полиуретана прямо на последней стадии проката, практически исключая контакт с воздухом (хотя серебро и не столь подвержено окислению, как медь). Некоторые модели изготовляются в виде литцендрата.
    Nordost (Великобритания). Подчеркнутый интерес вызывают линейки плоских межблочных и акустических кабелей из бескислородной меди и серебра. Диэлектрик - штампованный тефлон. Проводники прямоугольного сечения (по несколько штук на прямое и обратное направление) идут строго параллельно и в одной плоскости. Это минимизирует реактивные составляющие. Примечательно, что погонные емкость и индуктивность приводятся компанией на каждую модель кабеля. Естественно, емкость в такой конфигурации минимальна.
    Goertz (США). Серебряные плоские медные кабели с диэлектриком из полипропилена. По контрасту с моделями Nordost , прямой и обратный проводник накладываются друг на друга «бутербродом», порождая (при довольно широкой фольге) Бог знает какую емкость! Однако на этот счет у компании есть свое мнение: большая погонная емкость уменьшает характеристическое сопротивление, приближая его, таким образом, к стандартным 8 Омам (входное сопротивление акустических систем). Теория весьма спорная: выходное сопротивление усилителей весьма далеко от этого значения, а импеданс АС сильно зависит от частоты. Но практика в данном случае побеждает теорию: при хорошей стыковке с усилителем и колонками кабели Goertz способны приятно удивить даже бывалого аудиофила.
    Cardas (США). Одна из самых аристократических кабельных компаний, успешно применяющая принцип золотого сечения в своих разработках. Литцендрат состоит из медных проводников различного диаметра, постепенно уменьшающегося к центру в соотношении золотого сечения. Изоляция из вспененного тефлона. Это исключает электромеханические резонансы и, как утверждает производитель, улучшает остальные характеристики кабеля, в частности, позволяет добиться стабильной электрической добротности. Традиционно кабели Cardas получают самые высокие оценки экспертов.
    Stereovox (США). Это - вершина кабельного искусства. Крис Соммовиго, разработчик и глава фирмы, получил известность в начале 90-х благодаря революционному цифровому кабелю Black Orchid . Нынешняя продукция отличается массой инноваций. Например, серебряные проводники эллиптического сечения в многослойной изоляции из вспененного тефлона окружены экраном из параллельно идущих жил (межблочники). В акустических проводах применяется посеребренный медный провод. Наконечники оригинальной конструкции припаиваются серебросодержащим припоем, состав которого жестко нормируется. По разрешению и прозрачности кабели Stereovox превосходят лучшие модели других фирм.
    В заключение добавим, что кабель, даже сетевой, несомненно, является полноценным компонентом аудиосистемы. Разумеется, ему надо дать время на «приработку» и подключить в точном направлении (обычно оно указывается стрелками либо определяется экспериментально). Недооценивать роль кабеля - значит лишать свою систему тонкой настройки. Кабели должны подбираться индивидуально, как подбирается галстук к парадному костюму.
    Однако серьезные дефекты, например явные огрехи тонального баланса, кабель исправить не способен: это все же не эквалайзер. У кабелей слишком много своих болячек, чтобы они могли успешно лечить чужие!