Фонетические единицы языка. Соотношение буквы и звука Графика алфавит соотношение между буквами и звуками

  • 03.01.2024

Звук (фонема) – наименьшая единица языка; предмет изучения в фонетике.

Буква – знак, служащий для передачи звука речи на письме; предмет изучения в графике.

При изучении фонетики для различения букв и звуков, для более точной передачи звучащей речи используют особую запись – транскрипцию . Звуки записываются в соответствии с орфоэпическими нормами современного литературного языка. Транскрибируемая речь, отдельный звук указываются в квадратных скобках. Знаком [ ́] над звуком обозначается ударный гласный. Знаком [’] после согласного обозначается его мягкость. Например, слово косьба транскрибируется как [каз’ба́].

Характеристика звуков

Все звуки подразделяются на гласные и согласные.

Гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Согласные звуки классифицируются по двум основным признакам:

  • по звонкости/глухости – звонкие (парные и непарные) и глухие (парные и непарные);
  • по твёрдости/мягкости – твёрдые (парные и непарные) и мягкие (парные и непарные).

Согласные звуки состоят из шума (глухие согласные) или из шума и голоса (звонкие согласные).

Звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Глухие согласные: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Звонкие и глухие согласные могут быть парными и непарными.

Парные согласные по звонкости-глухости образуют 11 пар: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с], [б’] – [п’], [в’] – [ф’], [г’] – [к’], [д’] – [т’], [з’] – [с’].

Остальные согласные не имеют пары по звонкости–глухости. Звонкие непарные согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Глухие непарные согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

По участию средней части языка в произнесении согласного звуки подразделяются на твёрдые и мягкие согласные.

Твёрдые согласные образуются без участия средней части языка. Это согласные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка. Это согласные: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’].

Парные согласные по твёрдости–мягкости образуют 15 пар: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’].

Твёрдые непарные согласные: [ж], [ш], [ц].

Мягкие непарные согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Русский алфавит

Для обозначения звуков речи на письме используются буквы, каждая из которых имеет своё название. Все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке, образуют алфавит, или азбуку.

Буква Название Буква Название Буква Название
А а а К к ка Х х ха
Б б бэ Л л эль Ц ц цэ
В в вэ М м эм Ч ч че
Г г гэ Н н эн Ш ш ша
Д д дэ О о о Щ щ ща
Е е е П п пэ ъ твёрдый знак
Ё ё ё Р р эр ы ы
Ж ж жэ С с эс ь мягкий знак
З з зэ Т т тэ Э э э
И и и У у у Ю ю ю
Й й и краткое Ф ф эф Я я я

В русском алфавите 33 буквы:

  • 10 гласных букв («а», «е», «ё», «и», «о», «у», «ы», «э», «ю», «я»), основная функция которых – обозначение гласных звуков;
  • 21 согласная буква («б», «в», «г», «д», «ж», «з», «й», «к», «л», «м», «н», «п», «р», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ»), основная функция которых – обозначение согласных звуков;
  • 2 буквы, которые не обозначают звука («ъ», «ь»).

Буквы бывают прописные (заглавные, большие) и строчные (маленькие).

Соотношение букв и звуков

Одна и та же буква может обозначать разные звуки, например:

  • буква «я» может обозначать звуки [а́], [й’а́] под ударением (пять [п’а́т’], ямы [й’а́мы], рьяный [р’й’а́ный’], баян [бай’а́н]); звук, близкий к [и] или [э]; [й’и] или [й’э] без ударения (пятак [п’ита́к], дьячок [д’й’ич’о́к]);
  • буква «а» без ударения после согласных «ч», «щ» обозначает звук, близкий к [и] или [э] (пощадить [пащ’ид’и́т’]);
  • буква «и» после «ж», «ш», «ц» обозначает звук [ы] (широкий [шыро́к’ий’]);
  • буква «д» может обозначать звуки [д], [д’], [т], [т’]: дать [да́т’], гудят [гуд’а́т], род [ро́т], дядька [д’а́т’ка].

Количественное соотношение звуков и букв, их обозначающих, может быть различным:

1. Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают 2 звука: [й’] и один из гласных звуков – в следующих случаях:

  • в начале слова (ель [й’эл], ёж [й’о́ш], юг [й’у́к], ярд [й’а́рт]),
  • после гласной буквы (боец [бай’эц], поёт [пай’о́т], союз [сай’у́с], баян [бай’а́н]),
  • после разделительных «ъ» и «ь» (съел [с’й’эл], пьёт [п’й’о́т], вьюн [в’й’у́н], рьяный [р’й’а́ный’]).

В остальных случаях буквы «е», «ё», «ю», «я» используются для обозначения одного из гласных звуков и обозначения мягкости предыдущего мягкого парного согласного (сел [с’эл], лёд [л’о́т], люк [л’у́к], мял [м’а́л]). Буква «е» в заимствованных словах может не обозначать мягкость согласного, например: тезис [тэз’ис].

2. Буква «и» обозначает 2 звука после разделительного «ь»: [й’и] (чьи [ч’й’и́]). В остальных случаях буква «и» используется для обозначения [и] и обозначения мягкости предыдущего мягкого парного согласного (тир [т’и́р]).

3. В некоторых случаях несколько букв могут обозначать один звук, например, сочетание «сч» обозначает [щ’] (счастье [щ’а́с’т’й’э]).

4. В некоторых сочетаниях согласная буква может не обозначать звука (такая согласная называется непроизносимой), например, не произносится буква «в» в слове здравствуй [здра́ствуй’].

5. Буквы «твёрдый знак» и «мягкий знак» не обозначают звуков. Например, в слове чушь четыре буквы («ч», «у», «ш», «ь»), но три звука ([ч’], [у́], [ш]).


Буквы называются гласными или согласными потому, что они обозначают гласные или согласные звуки. Но полного соответствия между звуками и буквами нет.
Например, гласные буквы а, о, у, ы, э обозначают соответствующие гласные звуки. А гласные буквы е, ё, ю, я есть только в алфавите. Звуков таких нет. Эти буквы обозначают или два звука: е - йэ (ехать), ё - йо (ёжик), ю - йу (юмор), я - йа (яхонт), или указывают на мягкость предшествующего согласного звука и обозначают один звук: е - ьэ (между), ё - ъо (мед), ю - ъу (люк), я - ьа (мята) (см. § 27). Эти четыре буквы е, ё, ю, я относятся к гласным, так как при отчетливом чтении вслух ясно слышатся гласные звуки э, о, у, а.
Буква итак же, как буквы е, ё, ю, я, может обозначать один звук ьи после мягкого согласного: мьир, но может обозначать и два звука, т. е. йи, например, муравьи (муравйи), т. е. эта буква, как и буквы е, ё, ю, я,- двузначна, в отличие от букв а, э, о, у, ы, которые однозначны.
Таким образом, в русском языке выделяется шесть гласных звуков: а, и, о, у, ы, э и десять гласных букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
Нет полного соответствия между согласными звуками и согласными буквами. Например, в русском алфавите нет букв, которые бы соответствовали мягким согласным звукам. Для обозначения мягкости согласных используются разные средства: или особый знак ь, или буквы е, ё, ю, я, а также и.
В русском алфавите нет специальной буквы для обозначения долгого мягкого звука ж (дрожжи). На письме этот звук передается сочетанием букв жж, жд, зж: вожжи, дожди, заезжать.
С другой стороны, в алфавите есть буквы ь и ъ, которые не обозначают звуков. Они используются для того, чтобы при произношении гласные звуки не сливались с согласными. В этом случае их называют разделительными. Ср.: полёт - польёт, солю - солью, сели -съели.
Разделительный ъ пишется только перед буквами е, ё, ю, я после приставок, которые оканчиваются на согласный (подъезд, подъем, предъюбилейный, межъярусный), а также в сложных словах после числительных двух, трех, четырех (lt;двухъякорный). (Об употреблении ъ см. § 46, п. IV.)
Во всех остальных случаях перед буквами е, ё, ю, я, а также перед и пишется разделительный ь. Например: выльет, бьёт, вьюга, сыновья, воробьй.
Примечание. В некоторых иноязычных словах после согласного с последующим разделительным ь вместо е пишется буква о: батальон, бульон, гильотина, компаньон, медальон, почтальон и др.
Буква ь, кроме разделительного значения, может обозначать мягкость согласных: письмо, мальчик, (см. §23), а также отдельные грамматические формы (ночь, отрежь, поставь).
Упражнение 100. Прочитайте по слогам и укажите, какое из двух приводимых попарно слов будет стоять первым в словаре.
Опустить - опускать, погрузить - погружать, нагрузить - нагружать, ночь - ночной, винтовой - винтик, ощутить - ощущать, комсомольцы - комсомольский, демонстрация - демонстративный, спугнуть - спугивать, освежить - освеженный, полноводье - полноводный, сквозняк - сквозить.
Упражнение 101. Укажите, какова роль ь и ъ знаков в приводимых ниже словах.
Молю, моль-молью, объезд, мыть, мытье, съехать, бурьян, льет, медь, дальний, подъем, межъярусный.
Упражнение 102. Приводимые ниже слова прочитайте по слогам и расположите в алфавитном порядке, учитывая не только первую букву, но также вторую, третью и т. д.
Масленка, один, плавать, кровеносный, масса, половодье, диктант, завалинка, кровавый, масло, половить, кровинка, нумерация, масляный, белорус, автогонки, дефект, кровопускание, маслянистый, смешанный, лиственница, плавучий, кровообращение, алюминий, пятибалльный, веснушчатый, глубинный, линолеум, иллюминатор, половодье.
Упражнение 103. Прочитайте и укажите, сколько звуков и сколько букв в каждом из приводимых ниже слов.
Угол, уголь, стал, сталь, кров, кровь, мыло, мило, горки, горьки, банка, банька, сядь, сад, кость, кости.
Упражнение 104. Прочитайте приводимые ниже пары слов и укажите, чем в произношении и написании они отличаются друг от друга.
Удар - ударь, тук - тюк, мол - моль, вес - весь, клад - кладь, рад - ряд, лук - люк.
Упражнение 105. Прочитайте и укажите, какие звуки обозначав ют буквы е, ё, ю, я. Для справок используйте §§ 20 и 27 данного учебника.
Объем, веять, лето, еда, якорь, рядок, ехать, южный, дюны.
Упражнение 106. Прочитайте слова, правильно называя буквы. АТС, КПСС, ВЛКСМ, РСФСР, РТС, МГУ, ВЦСПС, США, ФЗУ.

Предмет фонетики

Предметом фонетики является звуковое средство языка: звуки, ударение, интонация.

Задача фонетики - изучение и описание звуковой системы языка на данном этапе его развития.

Основные фонетические единицы и средства

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

· Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

o Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

o Фонетическое слово (ритмическая структура) - часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

o Слог - наименьшая единица речевой цепочки.

o Звук - минимальная фонетическая единица.

· Суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

o Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

o Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

o Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

o Длительность - время звучания сегмента речи.


Звуковая сторона речи представляет собой очень сложное и многостороннее явление. Звук речи образуется непосредственно в речевом аппарате человека, который состоит из пяти основных частей:

· дыхательный аппарат,

· гортань,

· надаставная труба, которая включает в себя полость рта и носа,

· органы произношения,

· головной мозг - нервная система.

Дыхательный аппарат - это грудная клетка, грудно-брюшная полость, лёгкие и дыхательное горло. Каждая из составных частей дыхательного аппарата выполняет свойственные её функции.

Гортань представляет собой трубку из хрящей, соединённых между собой короткими упругими мускульными связками. Голосовые связки прикреплены к хрящам, образующим гортань, и, благодаря их подвижности, изменяют степень натяжения.

В полости рта расположены органы произношения, т.е. органы, от работы которых обеспечивается окончательная качественная отделка каждого звука речи. Эти органы принято делить на активные (губы, язык, голосовые связки, нижняя челюсть) и пассивные (зубы, язычок, нёбо, верхняя челюсть).



Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях.

· Сильная позиция - позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие.

· В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель.

Под ударением различаются все шесть гласных звуков.
В безударном положении вместо [а], [о], [з] в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки. Так, вместо [о] произносится несколько ослабленный звук [а] - [вад]а, вместо [э] и [а] в безударных слогах произносится [иэ] - звук, средний между [и] и [э], например: [м"иэста], [ч"иэсы], [п"иэт"брка], [с*иэло].

Чередование сильной и слабой позиций гласных звуков в одной и той же части слова называется позиционным чередованием звуков.

Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному они находятся.

· В первом предударном слоге гласные звуки изменяются меньше, например: ст[о]л - ст[а]ла.

· В остальных безударных слогах гласные изменяются больше, а некоторые вообще не различаются и в произношении приближаются к нулю звука, например^: перевёз - [п"ьриэв"6с], садовод - [съдавот], водовоз - [въдавбс] (здесь ъ к ь обозначают неясный звук, нуль звука).

Чередование гласных звуков в сильной и слабой позициях на письме не отражается, например: удивляться - диво; в безударном положении пишется та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: удивляться - значит «встретиться с дивом (чудом)».

Это ведущий принцип русской орфографии - морфологический, предусматривающий единообразное написание значимых частей слова - корня, приставки, суффикса, окончания вне зависимости от позиции.

Морфологическому принципу подчиняется обозначение безударных гласных, проверяемых ударением.


1. Основная классификация языков мира
В настоящее время на земле насчитывается от 3-х до 5-ти тысяч языков. Разница связана с различием диалектов и языков, во-вторых с определением ареала и сферой использования, в-третьих с оценкой «жизненности» языка.
Множественность языков обуславливает необходимость классификации. В современном языкознании разработано 4 классификации:
1) Ареальная (географическая)
2) Функциональная
3) Типологическая (морфологическая)
4) Генеалогическая
Первая основана на изучении языковой карты мира. Описывает границы распространения.
Вторая основана на исследовании функций и сфер использования языка (культурная, дипломатическая, язык образования и др.)
Самыми важными являются типологическая и генеалогическая классификации.

Языковые семьи,

I. Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.

II. Алтайская семья. 76 миллионов носителей.
III. Уральские языки.
IV. Кавказская семья. (грузинский, абхазский, чеченский, кабардинский)
V.Китайско-тибетская семья
VI. Афроазийская семья (семитохамитская семья)


Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.

Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.

В русском языке 36 согласных звуков.

Согласные звуки русского языка - это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума.

В первом случае образуются звонкие согласные, во втором - глухие.

Чаще всего звонкие и глухие согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с].

Однако некоторые согласные являются только глухими: [х], [ц], [ч"], [ш] или только звонкими: [л], [м], [н], [р], [Г].

Различают также твердые и мягкие согласные. Большинство из них образуют пары: [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д»], [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м*], [н] - [н*], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"].

Не имеют парных звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные , [ч"], [т"].

В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове.

· Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для согласного звука это позиция перед гласным (слабый), сонорным (правда), перед [в] и [в*] (свить). Все остальные позиции являются для согласных слабыми.
При этом согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить - [патшыт"]; глухой перед звонким становится звонким: просьба - [прбз"ба]; звонкий в конце слова оглушается: дуб - [дуп]; звук не произносится: праздник - [праз"н"ик]; твердый перед мягким может стать мягким: власть - [влас"т"].


Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.
1) индоиранская ветвь.
а) индийская группа (санскрит, хинди, бенгали, пенджаби)
б) иранская группа (персидский, пушту, форси, осетинский)
2) Романо-германская ветвь. Особняком этой ветви являются греческий и арабский языки.
а) романские (итальянский, французский, испанский, португальский, провансальский, румынский)
б) германская группа

Северогерманская подгруппа (шведский, датский, норвежский, исландский)

Западногерманская подгруппа (немецкий, английский, голландский)
в) кельтская группа (ирландский, шотландский, валлийский).

3) Балто-славянская ветвь языков
а) балтийская группа (Литовский, Латвийский)
б) славянская группа

Западнославянская подгруппа (Польский, Чеченский, Словацкий)

Южная подгруппа (Болгарский, Македонский, Словенский, Сербский, Хорватский)

Восточнославянская подгруппа (Украинский, Белорусский, Русский).

Место русского языка в генеалогической классификации: Русский язык принадлежит к Индоевропейской семье языков, балто-славянской ветви, восточнославянской подгруппе.


Речевой звук - звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).


Похожая информация.


15 Б Русский ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ. ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ. СООТНОШЕНИЕ БУКВЫ И ЗВУКА.

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Предметом фонетики является материальная (звуковая) сторона языка.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке.

Виды фонетики в зависимости от методов изучения.

    Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

    Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

    Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

    Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

    Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Ф онетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Фонетические единицы языка

Фраза самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой.

Даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация совокупность средств организации звучащей речи, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания.

Синтагма объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы.

Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова: . Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками . В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: ,энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:,. В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение:по ´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Соотношение буквы и звука

Возможны несколько типов соотношения между буквой и звуком.

1. Одна буква может обозначать только один звук. Например, буква й обозначает только звук «йот», буква у - только звук [у].

2. Одна буква может обозначать выступающие в разных позициях разные звуки. Например, буква о в слове городовой [гъръдаво:j] обозначает 3 разных звука - безударные гласные [ъ], [а] и ударный гласный ; буква б в слове рыба обозначает звонкий звук [б], а в форме Р. п. мн. ч. рыб - глухой звук [п]: [рып]. Буква е часто в печатных текстах используется не только в своем основном звуковом значении, но и заменяет букву ё, т. е. обозначает в подобном употреблении ударный звук [о] (принёс, лёд, вёл), а после гласной буквы или разделительных ъ и ь - сочетание (приём, подъём, вьётся).

3. Одна буква может обозначать сочетание двух звуков. Например, йотированные буквы, как уже говорилось выше, часто обозначают сочетание согласного звука [j] и гласного звука: пою [пajy].

4. Буква может не обозначать ни одного звука , т. е. не иметь звукового значения. Это касается не только безгласных букв ъ и ь (подъезд, тетрадь), но и, например, так называемых непроизносимых согласных: чувство [чуствъ], сердце [с`эрцъ], солнце [сонцъ].

5. Сочетание двух букв в слове может обозначать один звук . Например, в слове считать две первые согласные буквы обозначают один долгий мягкий согласный звук: [ш`итат`]. Сочетание согласной буквы с мягким знаком обозначает один согласный звук: день [д`эн`], мышь [мыш].

6. Разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Так, буквы т и д могут обозначать один и тот же звук [т]: тот [тот], год [гот].

Несмотря на особенности соотношения между буквами и звуками, современная русская графика удобна. Она позволяет достаточно точно представить на письме соотношение звуков русской речи и является хорошей базой для русской орфографии.

Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся, И чаще награждаемся подарками судьбы. Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемся И наполняемся мы силою, дарующей успех.

Успеха вам!!!



I. Организационный момент

II. Проверка домашней работы

Игра «Альпинисты»

III. Подготовка к восприятию новой темы

IY. Новая тема

1-я станция «Находчивая»

2-я станция «Разминочная»

3-я станция «Соревновательная»

4-я станция «Сообразительная»

Y. Закрепление урока

Метод «Верно-неверно»

YI. Итог урока

Оценивание

YII. Домашнее задание





А - а - - а –

а- - а – и -

А - и – а

а - - у -Слайд 6


к - р - нд – ш

Лф – в - т

стр - н - ц –

Станция «Разминочная»



Фонетический разбор слов

Юрок, сапог, лодка, дед, флаг, булка, герб.



Фонетическая зарядка

Группа № 1. В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

1)в слове 2 слога, 7букв, 6звуков

2)в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких

3)в слове 1слог, все согласные звуки твердые

4)в слове 4 слога

В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.


Фонетическая зарядка

Группа № 2.

1) В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, арония, ирга, смородина, крыжовник. Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты: в названии плодов звуков больше, чем букв.

2) Какие плоды лежат в вазе, если в их названии букв больше, чем звуков (яблоки, сливы, апельсины, груши)?



Звонкие согласные

Глухие согласные

Игра « Верно- Неверно »

Если вы считаете, что вопрос верный, то поднимете правую руку, если нет, то левую.

- В русском алфавите 33 буквы.

- Гласных букв 15

-Гласных звуков 10

- Ж, ш, ц всегда твердые

- Ч, щ,й всегда мягкие

- Сонорные буквы л, м, н, р, й.

-Ъ и Ь знак обозначают звук

- Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.