По разному способ образования. Алгоритм определения способа образования слова

  • 10.01.2024

1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать. Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.

2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.

3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.

4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.).

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

5. Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.

Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

Обобщение в виде таблицы (к B1)

1. Приставочный Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах

писать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать, ПОДписать, Списать.

внук → ПРАвнук, общественный → АНТИобщественныЙ

модный → СВЕРХмодный

всегда → НАвсегда

2. Суффиксальный Этот

способ действует в образовании всех основных частей речи

желтый→ желтОК,

мечтать→ мечтаТЕЛЬ,

глаз →глазНой,

красный → краснЕТЬ,

красивый→ красивО

два → двоЕ,

белый → белИЗНа

3. Приставочно-суффиксальный Этот способ действует в образовании существительных, наречий, некоторых глаголов(-СЯ)

город → ПРИгородНый,

звук → ОзвучИТЬ,

пятеро → ВпятерОМ,

плотный → ВплотнУЮ,

свеча ПОД свечНИК

мечтать → РАЗмечтатьСЯ

4. Бессуффиксный Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

синий → синь

входить → вход

переходить переход

5.Сложение:

-слов или основ

- сокращением основ

- аббревиатура

Этот способ часто действует в образовании существительных.

Язык , знание – языкознание

Физ ическая культура – физкультура

М осковский Г осударственный У ниверситет – МГУ

6. Переход слов одной части речи в другую

Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.)

Всё для учебы » Русский язык » Способы словообразования слов в русском языке

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya

Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.

Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания.

1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число ; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род ; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число , а в прошедшем времени - род и число .
Окончание может быть нулевым , то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс .

Корень слова.

Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    - де - - надеть, переодеть;
    - ня - - занять, нанять, отнять;
    - пт - - птенец, пташка, птица;
    - сяг - - присяга, досягать, посягать;
    - у - - разуть, обуть;
    - ул - - улица, переулок;
    - й - - войти, отойти, пройти, зайти.
В слове может быть один корень или два корня.

Суффикс.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Примечание.

Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

Примечания.

  1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

Способы образования слов.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными .
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи .
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок , глаголы с суффиксом -ся , наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

Сложение как способ образования слов.

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .

Примечания.

  1. В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
  2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
Сложные слова образуются:
  1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
  3. С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
  4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
  5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

Сложение сокращенных основ.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).

Алгоритм определения способа образования слова

1.Надо растолковать лексическое значение слова и определить исходное слово.

2. Определите, с помощью чего и каким способом образовано слово.

СПРАВКА.

Способы словообразования

Описание и примеры

1. Приставочный

К исходному слову присоединяется приставка. Этим способом образуются многие части речи (друг-недруг,большой-небольшой,всюду-повсюду), но чаще всего глаголы:

Петь-запеть;остановить-приостановить

2. Суффиксальный

Новое слово образуется путем присоединения суффикса к основе исходного. При этом образуется слово другой части речи.

Дельфин-дельфин ий, уверенный-уверенн ость, прополоть - пропол к а

3. Приставочно-суффиксальный

Новое слово образутся путем присоединения приставки и суффикса одновременно. Под бород ок , по -русс ки , раз мечтать ся .

«4 .Бессуфиксный

Этим способом образуются только существительные от глаголов (пррубить-прорубь,заходить-заход) или прилагательных (глухой –глушь, синий-синь)

5. Сложение(неморфемный способ)

В таких словах должно быть не менее двух корней.

6. Переход слов одной части речи в другую(неморфемный способ)

Особенно продуктивен способ для существительных, которые образовались переходом из других частей речи.

Учительская,гостиная, курящие,раненые.

Лингвистическое сочинение.

Образец сочинения. Из предложения надо выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом .

Глаза его были открыты, но взор бродил где-там, по далеким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

Сначала выделим все слова, которые потенциально могут служить ответом. В данном случае это все слова с приставками: взор, открыты, натыкался,прибрежные .Определим исходные слова и способ образования.

Существительное «взор» образовано от глагола «взирать» бессуффиксным способом

(от основы отсекается суффикс А).

Краткая форма причастия открыты образована от полной- открытые.

Глагол «натыкаться» образован от глагола «наткнуться» с помощью суффикса А суффиксальным способом.

Наконец, прилагательное «прибрежные» с лексическим значением «находящиеся около берега» образовано от существительного «берег» с помощью приставки « при» и суффикса «н».

Таким образом, слово «прибрежные» образовано указанным способом.

Определения способа образования слова

Напишите лингвистическое сочинение –рассуждение.

1 вариант: ?

Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли еще что. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привез.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2 вариант: Есть ли в данном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом ?

Под елочкой такое не хочется петь . Все это написано не от души, а для промоушина.Как тяжкая трудовая повинность.А Рождество и Новый год слишком человечные праздники, чтобы петь на них песни, написанные ради места под солнцем шоу-бизнеса, а не от полноты переполняющих чувств. Поэтому петь мы с вами будем милую,бесхитростную «В лесу родилась елочка», хотя никто из нас не знает ни авторов, ни первых исполнителей этих шлягеров.

____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 1 . Распределите слова на две группы: 1) с одним суффиксом, 2) с двумя суффиксами.

Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,

Два ^

Один ^

Задание 2

Задание 3 .

9.Новый-..............- обновка

Задание 4. (На дом!) Составьте сл\сч прил.+сущ. со следующими словами.

Букварный-буквальный,волновой-волнистый,вражий-вражеский, гармоничный- гармонический, глиняный- глинистый, голосовой-голосистый, органичный-органический.

Задание 1

Задание 2 .Выделите суффиксы. Определите их значение в словах каждого ряда.

1.Языкастый, мордастый, глазастый, головастый.

2.Практикант, квартирант, магистрант.

3.Патриотизм, анархизм, идеализм.

4.Оленина, осетрина, кабанина.

5.Крестьянство, братство, студенчество.

Задание 3

1.Заразить- ...............- обеззараживать

3.Два- ......................-двойной- двояко

4. Густой-густо-...........................-густонаселенность

5.Бодрый- бодрить-......................приободрить

6.Блок-блокировать_........................блокировочный

7.Долгий-............-дольше-подольше

8.Наставить-наставник-..............- по-наставнически

9.Новый-обновить-..............- обновка

Задание 1 . Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове: два или один?

букварный, пожарный, звонарный, базарный.

Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.

Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление

Основа-основать-.............-обоснование

____________________________________________________________________

Задание 1 . Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове: два или один?

Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,

букварный, пожарный, звонарный, базарный.

Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.

Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление

Бодрый- бодрить-...................-приободрить

Основа-основать-.............-обоснование

____________________________________________________________________

Задание 1 . Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове: два или один?

Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,

букварный, пожарный, звонарный, базарный.

Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.

Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление

Бодрый- бодрить-...................-приободрить

Основа-основать-.............-обоснование

____________________________________________________________________