Деревянный рельеф. Рельефная резьба

  • 14.10.2023

Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера.

Различают 2 вида рельефной резьбы – барельеф и горельеф.

Первый – это вид рельефной скульптуры, для которой характерна такая особенность: выпуклая часть изображения возвышается над плоскостью не более чем наполовину своего объема, в отличие от горельефа, при котором изображение возвышается над плоскостью более чем на половину своего объема. Эти виды различны и по сфере применения: если горельеф используется в основном в архитектуре, то барельеф находит более широкое применение: его можно встретить не только в архитектуре, но и в качестве декора памятников, на монетах, медалях, геммах и т. п.

Секреты между строк

Как найти золотую середину между крупной формой и деталями?

Для резчика важно не перегружать изделия излишней деталировкой, но и не уделять им должного внимания тоже нельзя. Владение этой стороной резьбы показывает, насколько искусен мастер. В этом помогают фотография, живопись и графика. Резчик должен собирать материал, чтобы при необходимости посмотреть аналоги, что особенно важно, если какие-то детали, например положение динамичных складок на одежде, нельзя проверить на модели. Выполнение складок требует большого опыта и мастерства, поскольку надо так изобразить их, чтобы под ними ощущалась фигура. Тогда это будет убедительно.

Поскольку основное преимущество рельефной резьбы заключается в игре светотени, то все линии и пересечения выполняют максимально четко и точно. Рельефная резьба относится к трудоемким видам резьбы, так как предполагает наличие у резчика опыта, умение работать обеими руками и владение разнообразными резчицкими инструментами.

Последовательность выполнения рельефной резьбы такова: нанесение рисунка, надрезание и подрезание контура рисунка или орнамента, черновая выборка фона, выявление форм рельефа орнамента, чистовая обработка фона, выполнение мелкого рельефа орнамента,
чеканка фона. Поскольку о нанесении рисунка мы уже говорили, нет смысла останавливаться на этом еще раз. Что касается непосредственно выполнения резьбы, то это наглядно показано на рис. 89.

Рис. 89. Последовательность выполнения рельефной резьбы: а – надрезание по контуру; б – подрезание к основанию надреза; в – черновая выборка фона; г – заоваливание орнамента и чистовая зачистка фона; д – разработка рельефа Для надрезания инструмент (для выполнения прямой линии используют нож-косяк, для криволинейной – стамеску необходимого профиля) держат вертикально по контуру рисунка, немного наклонив в его сторону (это поможет избежать «поднутрения» орнамента при высоком рельефе).

Секреты между строк

Когда можно приступать к вырезанию деталей?

Начинающие резчики, наметив общие контуры головы, переходят к деталировке лица. Этого нельзя допускать ни в коем случае. Конкретными деталями можно заниматься только тогда, когда выявлена форма, обработан силуэт, да и сами детали продуманы до мельчайших подробностей. Нарушение последовательности в резьбе приводит к серьезным и часто неисправимым ошибкам.
Подрезание осуществляют отлогими, средними и крутыми стамесками, а также тычком (инструмент держат под углом примерно 45° к плоскости заготовки и нажимают на конец ручки ладонью). Глубину подрезания выдерживают на одном уровне. В сложных орнаментах элементы могут находить друг на друга. Тогда надрезание и подрезание начинают с верхних линий и выполняют их менее глубокими, надрезание и
подрезание элементов, находящихся на фоне, – более глубокими.

На твердой древесине надрезы не всегда получаются с одного раза, поэтому допускается их повторение. При этом при первом надрезе на инструмент нажимают довольно легко, поскольку здесь главное, чтобы рез пришелся точно на линию рисунка и получился чистым и гладким. Рез углубляют во время подрезания. Фон начинают начерно выбирать в первую очередь с больших по площади участков, используя широкие стамески, которые перемещают в различных направлениях. Это определяется как площадью фона, так и направлением слоев древесины. Стамеску держат обеими руками под небольшим углом к плоскости фона. Результатом работы должен стать одинаковый по глубине фон.
Форму рельефа выявляют путем заоваливания (при этом важно добиться того, чтобы у выпуклого элемента не было резких очертаний, но при этом он не производил впечатление плоского) или закругления выпуклых элементов (после того как выполнены надрезание и
подрезание, с них снимают основную фаску под углом 45°, потом поочередно верхнюю и нижнюю, в заключение зачищают отлогой стамеской).

Секреты между строк

В какой последовательности вырезают голову и лицо деревянной скульптуры? Уточнив наклон или поворот головы, установив направление взгляда, можно приступать к деталям лица. Работа идет от общего к частному: овал лица, волосы, линия профиля. Потом намечают линии глаз, ушей, рта. Если пропорции не нарушены, уточняют детали, причем глаза и уши выполняют на заключительном этапе. Чистовую зачистку фона начинают с обработки больших участков, используя прямую широкую стамеску, которую держат практически горизонтально. В углах и узких местах нужно работать особенно осторожно, чтобы не повредить орнамент, поэтому применяют узкие стамески или клюкарзы, зачищая фон в направлении от края к центру. Далее на орнамент наносят тонкие и мелкие выемки, т. е. выявляют мелкий рельеф, для чего более всего подходят приемы контурной резьбы, а в качестве инструмента – нож-косяк и церазики.

Нередко фон покрывают чеканкой, что осуществляют с помощью чеканов (пуансонов), по которым молотком наносят короткие удары. Но необходимо заметить, что в рельефной резьбе к такому приему прибегают редко.

Этот вид резьбы дает возможность выполнять различные композиции с растительными или животными орнаментами.

Техника резьбы трудоемка и требует определенного мастерства и опыта.

Она имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами, резьба с подобранным фоном (или выбранным), резьба с подушечным фоном и рельефно-заоваленная резьба.

Резьба с заоваленными контурами и резьба с подобранным фоном выглядят строго и графично.

Резьба с подушечным фоном делает изображение рисунка более насыщенным и живописным.

Рельефно - заоваленная резьба - переходная ступень к более выпуклой резьбе - рельефной.

Глухая рельефная резьба представляет собой совершенствование резьбы с подобранным фоном.

Прежде чем приступить к освещению вопроса о технике выполнения различных видов рельефной резьбы, следует знать, что эта резьба предполагает зачастую наличие значительных рабочих площадей, чтобы разместить на них задуманные сюжеты.

Речь идет о склейке щитов. Остановимся на этом вопросе.

Склейка щитов

В домовой и художественной резьбе часто требуются широкие доски.

При сушке такие доски часто очень сильно коробятся и растрескиваются, поэтому широкие доски перед сушкой распиливаются, а нужная ширина заготовки набирается путем склеивания нескольких узких досок.

Для сборки берутся несколько строганных досок нужной длины и толщины с учетом припуска 30-100 мм. Пласть и кромка досок фугуется под углом 90°.

Качество прифуговки проверяется на свет, путем прикладывания досок друг к другу кромками.

Точность прифуговки должна быть очень высокой, в противном случае в месте склейки щит даст трещины.

Обработанные и подогнанные доски раскладываются таким образом, чтобы рисунок текстуры и цвет древесины соседних досок не отличался или был достаточно приближенным.

Отличие какой-либо одной заготовки сильно повлияет на качество изделия.

У разложенных таким образом досок смазываются клеем кромки, доски закладываются в струбцины или ваймы и зажимаются винтами или клиньями.

Если склеиваемые щиты в дальнейшем будут находиться на открытом воздухе (использование в домовой резьбе), то следует использовать синтетические или казеиновые клеи, которые обладают высокой водостойкостью и прочностью.

При использовании щитов в художественной резьбе лучше всего использовать столярный клей.

Иногда случается так, что склеенные щиты соприкасаются с поверхностью, которая сильно подвержена охлаждению или увлажнению, что вызывает их сильное коробление.

В этом случае в щиты вклеиваются профилированные бруски или рейки.

После высыхания склеенные щиты тщательно строгаются и зачищаются рубанком с двойной железкой или фуганком. Склеенные щиты перед резьбой не шлифуются!

Плоскорельефная резьба

По контуру рисунка делается надрез от линии рисунка в сторону фона. Надрез выполняется резаком с небольшим наклоном.

Наклон защищает края орнамента от случайных порезок при выборке фона. В конце работы фон подрезается вертикально и точно по линии рисунка.

После надрезки выполняется подрезка на определенную глубину, которая должна быть одинакова по всей плоскости орнамента.

Затем производится выборка фона стамесками. В зависимости, каким задуман фон, такие стамески и подбираются.

Это могут быть отлогие стамески и стамески-клюкарзы (гладкие, профильные).

Чтобы при зачистке фона на древесине не образовывались задиры, необходимо учитывать направления слоя волокон.

Резьба с заоваленными контурами

По технике выполнения она напоминает контурную резьбу (контур рисунка состоит из двухгранных выемок).

Рисунок надрезается по контуру при помощи косяка или края стамески. После этого заготовка подрезается со стороны фона.

Стамески в этом случае подбираются такие, чтобы можно было надрезать и подрезать криволинейные формы орнамента одним движением по направлению строения волокон древесины.

После подрезки грани заоваливаются со стороны элементов орнамента.

По отношению к подрезке на границе фона заоваленная грань должна круто закруглиться.

В результате резьбы получается рельефное изображение с плавными заоваленными линиями.

При выполнении крупного орнамента на твердых породах дерева выемки выполняются стамесками и киянками.

Выемка в этом случае должна проходить с внешней стороны орнамента на расстоянии в несколько миллиметров от линии рисунка.

Резьба с подобранным фоном

Резьба с подобранным фоном аналогична резьбе с заоваленными контурами.

Выборка фона делается на определенную глубину, которая придаст особую выразительность рисунку.

Изнутри фон можно зачеканить или заполнить профильными прорезками.

Резьба с подушечным фоном

Техника выполнения резьбы с подушечным фоном аналогична двум предыдущим видам, а особенность заключается в том, что фон не имеет никаких плоских линий и полностью заоваливается.

Рисунок круто заоваливается со стороны контура и более отлого - со стороны фона.

Рельефно-заоваленная резьба

В рельефно-заоваленной резьбе фон заовален, а орнамент обработан рельефно.

При подрезке контурные линии рисунка круто заоваливаются со стороны фона и несколько меньше - со стороны орнамента.

После этого отлогой стамеской срезаются линии на две стороны.

Расположенные по вертикали формы орнамента выбираются средними стамесками, в результате чего образуются выемки в виде ложбинок.

Глухая рельефная резьба

В первую очередь выполняют рисунок в плоскорельефной технике с подобранным фоном.

После этого рельеф разрабатывается на плоскости орнамента.

Выборка фона и обрубка контура на твердых породах древесины выполняется при помощи киянки.

Все фото из статьи

Резьба по дереву была освоена человеком еще сотни лет назад. Причем до наших дней дошли самые разные виды ее техник. Ниже рассмотрим наиболее распространенные виды резьбы по дереву, а также ознакомимся с инструментами, которые для нее используются.

Техники резьбы

В настоящее время резьбу по дереву различают на несколько видов:

  • Ажурную ;
  • Геометрическую ;
  • Плоскорельефную ;
  • Рельефную ;
  • Скульптурную ;
  • Накладную .

Ниже подробней ознакомимся со всеми этими ее видами.

На фото — пример украшения фасада ажурной резьбой

Ажурная

Ажурная или, как ее еще называю, пропильная резьба стала широко применяться в XIX веке. Причем она была популярной как в деревенских домах, так и городских квартирах.

Ее используют для украшения следующих элементов зданий:

  • Входов
  • Наличников,
  • Фронтонов домов и пр.

Данная техника основана на пропиливании фигурных отверстий.Смотрится пропильная резьба по дереву очень эффектно и напоминает деревянное кружево.

Что касается рисунка, то он может содержать различные мотивы:

  • Рельефной резьбы;
  • Орнаментально-декоративные узоры;
  • Геометризированные изображения, напоминающие узоры в кружевах и народной вышивке.

В наше время ажурная резьба пользуется определенной популярностью при оформлении дачных домиков, беседок и пр.

Для выполнения пропильной резьбы обычно используют простой инструмент:

  • Коловорот, для выполнения отверстий–следует отметить, что для отверстий диаметром более 10 мм применяют специальные плоские сверла – перки.
  • Пила для выпиливания деталей по внешнему контуру – применяются специальные выкружные (поворотные) пилы. Ширина их полотна находится в пределах 4-15 мм. Узкие полотна применяют для получения крутых изгибов, а широкие – для выреза плавных форм.

Отличительной особенностью лучковой пилы для резьбы является то, что полотно может поворачиваться в разных направлениях.Благодаря этому можно выполнять пропилы в разных направлениях, не изменяя при этом положение станка пилы.

  • Пила для выпиливания внутренних проемов – для этих целей используют пилы-ножовки, обладающими узкими полотнами в форме клиньев. Называют такие пилы курковками. Толщина их полотен составляет полтора миллиметра, ширина у ручки в пределах 20-40 мм, длина находится в пределах 320-530 мм.

Совет!
Курковку можно сделать своими руками из старого полотна ножовки толщиной в полтора миллиметра.
Для этого его нужно обрезать в форме острого вытянутого клина.

Для выполнения пропильной резьбы, как правило, применяют доски толщиной полтора – два миллиметра.

Они могут быть выполнены из древесины следующих пород:

  • Ольхи;
  • Сосны;
  • Осины:
  • Березы.

Следует отметить, что далеко не все заготовки подходят для данных целей. Доски обязательно должны быть хорошо высушенными и без трещин.

Глухая рельефная резьба - это резьба с непрорезным (глухим) фоном, высоким рельефным узором и почти не имеющая плоских участков поверхности, за исключением оставленных, разве что по утилитарным соображениям или по композиционному замыслу. И еще одно отличие от плоскорельефной резьбы - это разная высота резных элементов от уровня плоскости фона. Глухая рельефная резьба подразделяется на резьбу барельефную - обладающую низким рельефом, и горельефную - т.е. соответственно с более высоким. Надо сказать, что рельефная резьба отличается от других видов большей выразительностью, декоративностью, обилием светотени, значительной свободой композиции. В домовой резьбе этот вид особо прижился, тем более что там такая резьба выполняется в масштабах значительных.

Порядок ее выполнения следующий. Сначала выполняют рисунок в плоскорельефной резьбе с подобранным фоном, а затем продолжают разрабатывать рельеф на плоскости орнамента или иного декоративного украшения. Выборку фона, обруб контура зачастую приходится делать с помощью киянки, поэтому нужно внимательно следить за ходом слоев древесины.

При создании рельефа растительного орнамента с включением стилизованных изображений птиц, животных или, даже может человека нужно постараться приобрести хотя бы небольшой опыт в лепке объемов стилизованного орнамента из пластилина или на худой конец из глины, чтобы без грубых ошибок, а главное, в несколько раз быстрее выполнять рельефные композиции в дереве.

Подготовка оригинала узора в масштабе позволяет копировать лепной образец и выполнять практически любой мотив орнамента или его деталь.

В рельефной резьбе основную роль играет разработка рельефа на детали, поэтому при проработке рисунка мастер должен уметь ориентироваться в расположении высоких и низких участков, обеспечивающих игру светотени. Иногда рельефную резьбу для упрощения делают накладной.

ЛЕКЦИЯ №17

Вопросы для контроля

1. Какие инструменты используют для выполнения плоскорельефной резьбы?

2. Что представляют из себячеканы и для чего они предназначены?

3. Чем хорактерна плоскорельефная резьба с заоваленным контуром и к какой резьбе она близка по технике выполнения?

4. В чём особенность плоскорельефной резьбы с подушечным фоном?

5. Что представляет собой поверхность фона в плоскорельефной резьбе с подобранным (выбранным) фоном?

6. Из каких базовых операций состоит процесс выполнения плоскорельефной резьбы?

7. Как предупредить сколы при выполнении резьбы?

8. Какие приспособления используют для закрепления заготовки для резьбы?

9. Чем зачищают фон в резьбе с подобранным (выбранным) фоном?

10. В чём состоит подготовка поверхности резьбы к отделке?

11. Какие виды отделки используют для изделий с элементами плоскорельефной резьбы?

& А б р о с и м о в а А. А., К а п л а н Н. И., М и т л я н с к а я Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. – М., 1989. – 160 с.

А ф а н а с ь е в А. Ф. Резьба по дереву: Уроки мастерства. – М., 2001. – 256 с.

Б а р а д у л и н В. А. Художественная обработка дерева. – М., 1986. – 264 с.

Б а р т а ш е в и ч А. А., Р о м а н о в с к и й А. М. Художественная обработка дерева. – Мн., 2000. – 230 с.

Библиотечка газеты ʼʼДелаем самиʼʼ: ʼʼМастерская на домуʼʼ. – 2004. – № 2 (6).

Б о р и с о в И. Б. Обработка дерева. – Ростов-на-Дону, 2003. – 320 с.

В и н о г р а д о в А. Н. Резьба по дереву. – Мн., 2003. – 272 с.

Г у с а р ч у к Д. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. – М., 1986. – 208 с.

К а п л а н Н. И., М и т л я н с к а я Т. Б. Народные художественные промыслы. – Мн., 1990. – 186 с.

М и л ю к о в С. В. Как научиться резьбе по дереву. – М., 1958. – 99 с.

П о д г о р н ы й Н. Л. Резьба. Мозаика. Гравирование. – Ростов-на-Дону, 2000. – 320 с.

Резьба по дереву: Сборник / Авт.-сост. В. В. Н о в и к о в. – М., 2002, – 416 с.

Х в о р о с т о в А. С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. – М., 1985. – 176 с.

Х в о р о с т о в А. С., Х в о р о с т о в Д. А. Художественные работы по дереву. – М, 2002. – 304 с.

1. Рельефная резьба и её виды

2. Рельефно-заоваленная резьба

3. Глухая рельефная резьба

4. Особенности технологии глухой рельефной резьбы

5. Накладная рельефная резьба

6. Технология контррельефной резьбы

I. Рельефная резьба - ϶ᴛᴏ такая резьба, в которой рельеф орнамента выступает над фоном на половину своей толщины. Она является одним из самых распространённых видов резьбы. Иногда для упрощения процесса её получения используют накладные рельефные компоненты , ᴛ.ᴇ. элементы общего орнамента делают отдельными деталями. Крепят их на поверхности фона, получая накладную рельефную резьбу. В изученной ранее плоскорельефной резьбе только контуры орнамента делались рельефными , а сама поверхность орнамента оставалась плоской . В отличие от плоскорельефной резьбы, у резьбы рельефной почти нет плоских участков поверхности. Рельефная резьба похожа на резьбу с подобранным фоном . При этом высота рельефа орнамента у рельефной резьбы достигает 5-7 мм . Это делает изображение более выразительным, с обилием светотеней, что подчёркивает наиболее характерные особенности изделия с такой резьбой. По этой причине рельефной резьбой украшают мебель, наличники окон, элементы дверей, ворот, входов в дома и другие предметы жилища человека (рис. 78).

Учитывая зависимость отвысоты орнамента рельефная резьба бывает барельефной (с небольшой высотой рельефа узора) и горельефной (с более высоким рельефом узора). Горельефную резьбу отличает более ярко выраженное изображение и игра светотеней. При этом само изображение может не только выступать над фоном, но и быть углублено по отношению к фону. В этом случае рельеф называют вогнутым . Резьбу с вогнутым (обратным) рельефом называют контррельефной .

Учитывая сложность выполнения рельефной резьбы, набор инструментов подбирают самый разнообразный: прямые, отлогие, полукруглые стамески с размерами от 3 до 25 мм , клюкарзы – 2-15 мм , церазики – 3-5 мм , обычные резаки и др.

Для выполнения рельефной резьбы крайне важно хорошо владеть приёмами и правилами резания древесины вдоль и поперёк волокон. Следует соблюдать технологическую последовательность операций исходя из формы орнамента.

Важно заметить, что для сохранения выразительности рельефного изображения резьбу начинают с элементов, лежащих на поверхности, и затем постепенно переходят к более глубоким элементам резной композиции. В ходе работы лишнюю древесину срезают за несколько приёмов.

Простого копирования рисунка или графического его изображения в выполнении рельефной резьбы часто бывает недостаточно. Обычно перед началом работы лепят рельефный орнамент пластилином. Для этого используют стеку (деревянную палочку для лепки) или деревянные лопаточки, а также одноцветный пластилин, чтобы правильно передать светотени орнамента. Начинают с лепки простейших геометрических форм: куба, пирамиды, шара, конуса и др.
Размещено на реф.рф
Далее переходят к лепке ветки, цветка, листика, фруктов. Лепят модель рельефного орнамента будущего резного изделия строго по размерам.

Изготовленный орнамент может служить образцом при выполнении всœего процесса рельефной резьбы. Это позволит ускорить изготовление и повысить качество будущего изделия. Шероховатость срезов в рельефной резьбе недопустима, так как орнамент перед отделкой изделия не шлифуют .

В качестве материала для выполнения рельефной резьбы начинающему резчику желательно использовать ʼʼмассивʼʼ липы, осины, а также берёзы. Вместе с тем для выполнения такой резьбы используют также древесину более твёрдых пород: дуба, бука, ясеня, ореха, хотя с ними и труднее работать. При этом при использовании этих пород резьба получается более чистой и чёткой.

Рельефной резьбой по древесинœе как видом художественной обработки материалов занимаются резчики по древесинœе. Резные детали комплектуют, подгоняют и крепят в мебельном производстве сборщиком деталей и изделий из древесины.

1. Заготовку надёжно закрепляйте в державках.

Рельефная резьба - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Рельефная резьба" 2017, 2018.