Смоленцева, Августа Алексеевна - Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учеб. Московский государственный университет печати Другие книги схожей тематики

  • 14.12.2023

Читается : 1-2 модули 2 курса

Пререквизиты : нет

Трудоемкость : 5 кредитов

76 аудиторных часов :

  • 38 часов лекций;
  • 38 часов семинаров.

Формы контроля :

  • экзамен,
  • 1 эссе,
  • 2 домашних задания.

О курсе

Целями освоения дисциплины «Введение в мировую экономику» являются ознакомление студентов с ключевыми проблемами мировой экономики, основными факторами, определяющими развитие мировой экономики в исторической перспективе, а также установление связей между факторами и основными теориями, целями и методами политики экономического развития в условиях открытой экономики. Предусмотрено изучение следующего круга вопросов: история развития мировой экономики и науки о ней, демография, теории фирмы и роль корпоративного сектора в мировой экономике, международная торговля и международная интеграция, финансовые рынки и роль спекулятивного капитала в дестабилизации международной экономической системы, социальная структура общества, урбанизация и ее динамика в развитых и развивающихся странах, экономические циклы и кризисы. Курс также включает изучение роли формальных и неформальных институтов в экономической жизни, социальный капитал и культурные факторы экономического роста. В рамках курса не останутся без внимания актуальные глобальные проблемы, которые оказывают все большее влияние на мировую экономику. К ним относятся проблема изменения климата, продовольственная проблема, дефицит воды и водные кризисы, энергобезопасность. Изучение дисциплины «Введение в мировую экономику» не только значительно расширит кругозор у слушателей, но и сформирует у них научно обоснованное понимание объективных процессов, происходящих в мировой экономике как динамично изменяющейся системе взаимосвязей.

Технология "Введение в мир экономики"


Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Сущность предлагаемого подхода к экономическому образованию дошкольника не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Процесс экономического воспитания реализуется через: игры, комплексно-тематические занятия, вечера досуга. Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых, моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции.

Особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения ("КВН", "Аукцион", "Бизнес-клуб") - все вместе: взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Такое сотрудничество обладает огромным воспитательным потенциалом.

Обучаясь по этой технологии, ребенок познает:

Азы семейной экономики,

Узнает о труде, профессиях родных и близких,

О финансовых возможностях семьи,

Научатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товары,

Узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.

Первые шаги в мир экономики ребёнок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Привлекать детей к домашнему труду путём организации систематических поручений и совместной трудовой деятельности всех членов семьи.

В семье дети узнают обязанности каждого ее члена: папа выполняет сложную "мужскую" работу, мама занимается приготовлением пищи, уборкой и т.д. Разделение домашнего труда, но полу, возрасту, способностям повышает его результативность.

Именно в семье при включении в совместную хозяйственную деятельность они упражняются в бережливости, экономности.

3накомить детей с профессиями родных и близких, раскрывая при этом, каким образом эти профессии обеспечивают нужды и потребности семьи.. Кто кем работает на производстве? Какие есть профессии? Чем занимается человек этой профессии? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Почему? Родители рассказывают о своей профессии, где они работают и что производят. Вместе с детьми выясняют, представители каких профессий есть в семье, сколько человек имеют одну и ту же профессию (династия), сколько - разные профессии.

Ребёнок, путешествуя с родителями по городу, району, в котором они живут, видит разные здания: больница, банк, магазин, парикмахерская, школа и др. - это места работы родителей и других людей. Работа существует для того, чтобы обеспечить семью предметами, которые ей необходимы и которые она хотела бы иметь.

Постепенно у детей формируются представления о многообразии профессий, о ценности труда родителей и близких родственников, о взаимосвязи понятий труд и деньги?

Совершать с ребёнком совместные покупки, обосновывая при этом их необходимость (значимость), возможность приобретения и особенности использования в домашнем хозяйстве. Каждая семья приобретает определенные товары, необходимые для жизни. Эти товары значимы как для ребёнка, так и для его родителей. В семье ребёнок знакомится с современной техникой.

Ему показывают и в доступной форме объясняют назначение каждого бытового прибора. Ребёнок наглядно видит, что использование механических и электрических приборов (пылесоса, стиральной и посудомоечной машины и др.) облегчает труд, экономит время, повышает качество труда. Он начинает понимать значение бытовой техники в жизни человека.

Привлекать (по возможности) детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания правильного (рационального) отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи. Если с детства он получит элементарные знания о доходах и расходах, о деньгах, о зарплате родителей, это во многом предотвратит конфликты, которые могут возникнуть позднее из-за неудовлетворения его потребностей и желаний.

Обогащать опыт впечатлений детей о красоте, богатстве окружающего мира, но вместе с тем ограниченности ресурсов. Посредством чтения художественной литературы, организации прогулок в природу, совместного труда и т.д. ребёнок познаёт "экономическую" картину окружающей действительности, способы рационального использования имеющихся ресурсов, значение бережного отношения к природным богатствам. Родителям следует помнить, что приобщение ребёнка к миру экономических знаний должно происходить естественно и непринуждённо. Гуляя с ребёнком по улицам города, привлекайте его внимание к рекламе, разнообразию магазинов и товаров, яркости упаковок и т.д.: Какие товары? Где производятся? Для кого? О чём "говорит" реклама? ..

Несколько советов

Сделать "занятия" экономикой понятными и интересными помогут игры. Многие настолько-печатные игры можно сделать самостоятельно.

Игрa "Слова-беглецы". Ребёнку предлагается вспомнить сказку "Репка".

Посадил дед репку... А как? Взял молоток, забил семечко в землю, расчесал землю гребешком и пригладил гребешком, чтоб ровно было. Потом взял верёвку, полил землю. Потом спилил сорняки пилой и сыграл на балалайке, чтобы тучи пришли: пусть репке будет прохладней. А когда репка выросла, он подцепил её вилкой и вытащил...

Если ты не согласен, выбери из картинок то, что нужно, чтобы посадить и вырастить репку. Сколько орудий труда тебе понадобится? Какие?

В каждой семье читают малышам детские книжки. Правильно поступают те родители, которые подбирают книги экономической направленности, доступные по содержанию и с яркими художественными иллюстрациями. Это могут быть рассказы Э. Успенского, А. Ивича, И. Шведовой и др., стихотворения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С. Михалкова и др., авторские и народные сказки, загадки, пословицы и поговорки. Например, перед чтением произведения В. Маяковского "Кем быть?" спросите сына или дочь: "Кем бы ты хотел (а) стать, когда вырастешь? Почему?" После чтения сказки "Золушка" можно спросить ребёнка: "В чём главная красота Золушки?" и т.п.

Слушая разные произведения, ребёнок запоминает экономические термины, устанавливает простейшие экономические связи, сочувствует положительному герою, осуждает зло и т.д.

При формировании социальной позиции ребёнка важно использовать самые разнообразные ситуации. Так, значение бережного отношения к вещам раскрывается в предложенной ребёнку проблемной ситуации "Встреча в ремонтной мастерской".

Проблемная ситуация "Спор двух друзей" раскрывает необходимость предметов в конкретной ситуации, одинаково бережное отношение к ним со стороны хозяина.

Заспорили однажды самовар и чайник: кто из них важнее и нужнее хозяину. "Я большой старый самовар. Я собираю в доме много гостей. Моим хозяевам и гостям, когда они пьют чай, становится радостно и тепло". - "А я чайник. Меня используют каждое утро. Я очень быстро кипячу воду для чая и кофе".

Вопрос к детям. Как разрешить этот спор хозяину, чтобы не обидеть свои любимые вещи?

Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В семье, а это реальная экономическая среда, накапливается определенный "экономический" опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается, уточняется, систематизируется. Знаниям придаётся социальная направленность, что позволяет ребёнку впоследствии выстраивать линию собственного поведения.

Мировое хозяйство представляет собой сложный механизм, подверженный быстрому изменению под влиянием много-численных факторов экономического и политического характера. Научно-техническая революция определила качественные преобра-зования в производительных силах, выход развитых стран на постиндустриальную ступень развития, обусловила структурные сдвиги в мировой экономике. За последние десятилетия в мире произошли существенные изменения в расстановке экономических сил, прослеживалась тенденция к многополюсному строению мирового хозяйства. В этих условиях возрастает значение дисциплин, изучающих мировое хозяйство как единое целое, а также экономику зарубежных стран, международные экономи-ческие отношения и внешнеэкономическую деятельность.

Данное учебное пособие предназначено для изучения курса «Мировая экономика», который занимает важное место в системе экономических знаний.

Актуальность изучения мирового хозяйства вызывается следующими обстоятельствами:

Во-первых , в двадцатом столетии сложилась мировая система хозяйства, мировая экономика вышла на этап глобализации и международные экономические отношения стали играть более важную роль в общей системе экономических отношений. В этих условиях тенденции развития любой национальной экономики, в том числе и экономики России, нельзя правильно оценить и прогнозировать без учета как всей совокупности мирохозяйственных связей, так и без учета конкретных форм внешнеэкономических связей каждой отдельной страны.

Во-вторых , в настоящее время возникли и оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни ряд глобальных проблем, решение которых не под силу отдельным, даже самым развитым странам.

В-третьих , сегодня Россия стремится строить свою экономику на рыночных основах, стремится интегрироваться в мировую экономику, стать полноправным членом многочисленных междуна- родных экономических организаций. Поэтому важно знать законы, которые господствуют на мировом рынке, уяснить те правила игры, которыми руководствуются в своей деятельности наши зарубежные хозяйственные партнеры, понимать те принципы, на основе которых функционируют международные экономические организации.

Предмет курса «Мировая экономика» многообразен. Данная учебная дисциплина изучает:

2.Механизмы, посредством которых реализуются экономи-ческие интересы субъектов хозяйствования, вступающих в между-народные экономические отношения.

3.Значение международных экономических организаций и принципы, на основе которых они были созданы и функционируют, а также рычаги, посредствам которых эти международные экономи-ческие организации воздействуют на экономические процессы в мире.

4.Место и роль тех или иных стран и их объединений в мировой системе хозяйства.

Активное исследование международных экономических отношений давно входит в круг интересов ученых экономистов, начиная с меркантилистов. Важный шаг в теории международных экономических отношений был сделан в связи с разработками Д. Рикардо, который обосновал сравнительные преимущества стран от участия в международном разделении труда. Как особая отрасль знаний «Мировая экономика» складывается в двадцатом столетии. Значительный вклад в развитие этой науки внесли такие ученые: Б. Олин, Э. Хекшер, М. Портер, Д. Мид и другие.

Значение курса «Мировая экономика» можно проследить в функциях, которые выполняет эта учебная дисциплина.Выделяют познавательную, мировоззренческую и практическую функции.

Познавательная функция заключается в том, что курс «Мировая экономика» дает комплекс знаний о строении мировой экономики, помогает понять основные тенденции развития мирохозяйственных связей.

Мировоззренческая (критическая) функция заключается в том, что данная учебная дисциплина позволяет студентам выработать собственное мнение о своевременности и степени позитивности решений, принимаемых правительствами разных стран во внешнеэкономической сфере, а, следовательно, позволяет критически оценивать правительственные проекты, а также программы международных экономических организаций.

Практическая функция может воплотиться в действиях людей при обмене валюты, а также в хозяйственной практике при решении конкретных вопросов, связанных с внешнеэкономической деятельностью фирм и организаций, где в качестве специалистов и руководителей могут работать выпускники ВУЗов.

При подготовке данного курса лекций использовались труды ведущих российских и зарубежных специалистов в области мировой экономики, список важнейших из них приводится в конце данного учебного пособия. Приведенные источники, вопросы к зачету и экзамену позволят студентам лучше изучить курс «Мировая экономика» и подготовиться к соответствующим формам проверки знаний.

Тема 1. Мировое хозяйство: содержание, структура и особенности современного этапа развития.

1.1. Объективные основы становления, содержание и этапы развития мирового хозяйства.

Международные экономические отношения возникли несколько тысячелетий назад, однако мировое хозяйство стало складываться лишь в период великих географических открытий. За XV-XVI столетия европейцы открыли и стали использовать в своих интересах территории Земли, в 6 раз бòльшие по площади, чем были им известны до ХV века. Тогда же начался процесс колонизации этих земель. Как целостное единство мировое хозяйство формируется к концу XIX века. К этому времени практически все страны оказались вовлеченными в мирохозяйственный оборот. Передовые страны переживали период промышленной революции и все более нуждались в сырьевых и энергетических ресурсах, которые в значительной степени ввозились из слаборазвитых стран. В свою очередь крупное машинное производство, основанное на высоком уровне концентрации производства и капиталов, приводит к тому, что внутренний рынок развитых стран становится узким для потребления всего объёма производимых товаров. Передовые страны становятся поставщиками на мировой рынок прежде всего готовых товаров. В свою очередь, накопив огромные капиталы, монополии развитых стран стремятся к вывозу относительно избыточного капитала туда, где наблюдаются более низкие цены на экономические ресурсы, а именно, где дешевле земля, сырьевые и энергетические ресурсы, а также рабочая сила. В результате процесс производства в отдельных странах приобретает интернациональный характер и становится частью процесса воспроизводства во всемирном масштабе.

Интернационализация производства предусматривает наличие следующих обстоятельств:

1. Для осуществления производства хозяйствующим субъектам страны всё более необходимы экономические ресурсы других стран.

2. Само производство ориентируется на растущие рынки других стран, и продукт этого производства предназначен для продажи и потребления в других странах.

3. Происходит объединение капиталов различных стран в деятельности самостоятельных хозяйствующих ячеек и при реализации совместных международных экономических проектов и программ.

Следует заметить, что отношения между странами не ограничиваются лишь торговыми связями, воплощающимися в обмене товарами. Международные экономические отношения развиваются как с количественной, так и с качественной стороны. Это означает, что, с одной стороны, все больше стран и субъектов вовлекаются в международный хозяйственный оборот, а с другой стороны, появляются новые формы международного экономического сотрудничества.

Международные экономические связи становятся многообразными и представлены в торговле товарами и услугами, в международной миграции предпринимательских и ссудных капиталов, в международной миграции рабочей силы, в отношениях прямого кооперирования. Тем самым экономики отдельных стран дополняют друг друга, переплетаются друг с другом, проникают друг в друга, что как раз и свидетельствует о формировании мирового хозяйства как единого целого, как системы.

В экономической литературе встречается множество определений мирового хозяйства:

Мировое хозяйство – это сумма всех национальных экономик мира.

Мировое хозяйство – это совокупность тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром.

Мировое хозяйство – это совокупность экономик различных стран в их взаимодействии, взаимодополнении, взаимопроникновении и взаимозависимости, которая проявляется в становлении и развитии системы международных экономических отношений.

Мировое хозяйство – это совокупность национальных хозяйств, взаимосвязанных системой международного разделения труда, экономических и политических отношений.

Мировое хозяйство предполагает сложный комплекс международных экономических отношений. В эти отношения вступают многообразные субъекты: отдельные граждане, различного рода фирмы (и по организационно-экономической форме, и по отраслевой направленности, и по масштабам деятельности), а также государственные органы различных уровней и международные экономические организации.

Мировое хозяйство в своем развитии прошло ряд этапов:

Этап становления мирового хозяйства берет начало от великих географических открытий и длится до промышленного переворота в передовых странах. В этот период главной формой международных хозяйственных связей выступает международная торговля, которая в значительной степени носит неэквивалентный, колониальный характер. Европейские страны продают свою продукцию в колониях по завышенным ценам, а оттуда вывозят товары по низким ценам. Перепродажа колониальных товаров приносит купечеству и ростовщикам огромные прибыли и является одной из основ первоначального накопления капитала. В структуре мировой торговли преобладали потребительские товары (мед, пушнина, посуда, пряности и т.д.). Ведущее место в мировом хозяйстве занимали Испания, Португалия, Голландия, Англия и Франция. Они же были одновременно крупнейшими колониальными державами.

Второй этап начинается в период промышленного переворота и продолжается до конца ХIХ века . В этот период развитые страны, к которым относятся Англия, Франция, Голландия, все более нуждаются в сырьевых ресурсах для расширения промышленного производства, в том числе в хлопке, шерсти, ценных породах деревьев, рудах, красителях и т.д. В свою очередь они в крупных размерах вывозят промышленные товары: шерстяные и хлопчатобумажные ткани, станки, рельсы, паровозы, вагоны и т.д. Таким образом, в этот период мировая торговля расширяется по масштабам и изменяется по структуре. Именно на этом этапе происходит становление мирового рынка. Лидером мирового хозяйства являлась Англия. Её называли «мастерской мира». Здесь ранее, чем в других странах, завершился промышленный переворот и произошло становление фабричного производства. На неё приходилось около 1/3 мировой торговли. К концу ХIХ века складывается мировая колониальная система, и соответственно весь мир оказался поделенным между великими державами. Начинается борьба за его передел.

Третий этап датируется с конца ХIХ века до І Мировой войны .

В период вызревания монополий на рынках ведущих стран мира и образования монополистических союзов появляется относительно избыточный капитал. Мирохозяйственные связи в форме мировой торговли и международного кредита дополняются международной миграцией предпринимательского капитала. На этом этапе экономи-ческое объединение стран и народов происходило прежде всего в интересах крупнейших империалистических держав. Импульсы развития мирового хозяйства исходили от промышленно развитых стран. Отношения между промышленно развитыми и отсталыми странами носили явно эксплуататорский характер. Именно на рубеже ХIХ-ХХ в.в. международный обмен потребительскими товарами и услугами, сырьевыми и энергическими ресурсами, ссудными и предпринимательскими капиталами принял всемирный характер, что свидетельствовало о формировании мировой системы хозяйства.

Тенденция к расширению господства определённых государств и монополистических групп сопровождалась нарастанием острейших противоречий между крупнейшими индустриальными державами, что привело к двум мировым войнам в ХХ веке. Поэтому история мировой экономики представляет собой, с одной стороны, процесс углубления и укрепления мирохозяйственных связей, а с другой стороны, периоды усложнения отношений и даже разрыва тех или иных связей.

Четвертый этап: от Первой Мировой войны до 50-х г.г. ХХ в .

Первая Мировая война, а потом и революция в России нарушили многие международные хозяйственные связи. Россия вышла из мировой капиталистической системы хозяйства. Германия, наказанная за агрессию, практически до середины 20-х г.г., не могла восстановить взаимовыгодные международные хозяйственные связи. Во второй половине 20-х г.г. происходит существенный рост мирохозяйственных отношений на фоне экономического подъема в странах с рыночной экономикой. В 1922 году был образован СССР, который в период НЭПа также стремился расширить внешне-экономические связи. Однако в 1929-1933 г.г. страны с развитыми рынками поразил экономический кризис, названный «Великой депрессией». Он охватил все капиталистические страны и сопровождался резким сокращением объемов производства (особенно в США и Германии). В этот период многие промышленные державы стремились обеспечить снижение потерь от кризиса в собственных странах через возведение барьеров на пути импорта товаров, что, в конечном итоге, определило снижение параметров мирового товарооборота и сильное стремление к автаркии.

Пятый этап: после Второй мировой войны (50-70-е г.г.).

В этот период возникают первые интеграционные группировки (ЕЭС, СЭВ). Наблюдается бурный процесс интернационализации. Происходит активное перемещение между странами товаров, услуг, знаний (технологии), предпринимательского капитала. Формируется современный облик мирового рынка ссудных капиталов. На особую роль в мировом хозяйстве претендуют социалистические и развивающиеся страны. Именно на этом этапе происходит деление мировой системы хозяйства на два блока: капиталистический и социалистический. Начинается распад колониальной системы. Ведущие позиции в мировой экономике занимают США. Однако в период НТР усиливается конкуренция между ведущими державами мира. Наблюдается «японское» и «германское» экономическое чудо, определившие возрастание роли Японии и ФРГ в мировом хозяйстве.

Шестой этап: 80-е годы XX века – начало ХХI века.

В этот период осуществляется переход наиболее развитых стран на этап постиндустриального развития. Наблюдается стремление многих отсталых стран к преодолению своего экономического отставания. В бывших социалистических странах идет процесс формирования рыночных институтов и проводятся рыночные реформы. На этом этапе многие государства стараются придерживаться более либеральной политики в области внешнеэкономической деятельности. Характерной чертой становится глобализация мирового хозяйства.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Books" />

Рассмотрены ключевые темы курса «Экономическая география зарубежных стран», в каждой из которых – вопросы для самопроверки, тестовые задания, терминологическиесловари и список литературы по каждой теме, а также приложения. Основной акцент сделан на организацию контроля знаний студентов по ключевым категориям экономической географии с позиций развития современного мирового хозяйства, а также на сопоставление и анализ экономико географических характеристик отдельных стран и регионов мира. Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, слушателей системы послевузовского образования, а также специалистов, занимающихся вопросами экономической географии и мировой экономики.

Издательство: "КноРус"

ISBN: 978-5-406-04382-0

электронная книга

На Litres

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Евгений Смирнов
    490 электронная книга
    Самал Смагулова Введение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран). Практикум Рассмотрены ключевые темы курса «Экономическая география зарубежных стран», в каждой из которых – вопросы для самопроверки, тестовые задания, терминологическиесловари и список литературы по каждой… - КноРус, электронная книга
    420 электронная книга
    Е. Н. Смирнов Введение в курс мировой экономики. Экономическая география зарубежных стран. Учебное пособие Рассмотрены ключевые вопросы экономической географии зарубежных стран (население, сельское хозяйство, транспорт). Сопоставлены экономико-географические характеристики отдельных стран и регионов мира… - КноРус, (формат: 60x90/16, 406 стр.) 2016
    721 бумажная книга
    Е.Н. Смирнов,С.М. Смагулова Введение в курс мировой экономики. Экономическая география зарубежных стран. Практикум. Учебное пособие - (формат: 60x90/16, 406 стр.) 2017
    587 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Международная финансовая помощь - (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора

      - (Indonesia) Республика Индонезия (Republik Indonesia). I. Общие сведения И. государство в Юго Восточной Азии. Расположено на островах Малайского (Индонезийского) архипелага, простирающихся между континентальной Азией и… …

      Экономическая история. Расцвету Киевской Руси в 9 11 вв. способствовало ее выгодное положение на перекрестке торговых путей и создание единого экономического и культурного пространства. В 12 в., после перекрытия кочевниками торгового пути по… … Энциклопедия Кольера

      РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

      Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

      - (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

      Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… … Большая советская энциклопедия

      Бразилия - (Brazil) Страна Бразилия, география, природа и лимат Бразилии Информация о стране Бразилия, география, природа и лимат Бразилии, политическая и экономическая система Содержание Содержание Природа Рельеф местности Атлантическая прибрежная равнина… … Энциклопедия инвестора

      Экономика США - (U.S. Economy) Экономика США это крупнейшая экономика в мире, локомотив мировой экономики, определяющая ее направление и состояние Определение экономики США, ее история, структура, элементы, периоды роста и краха, экономические кризисы в Америке … Энциклопедия инвестора

      УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

      Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия