Стоимость годных остатков. Методика определения стоимости годных остатков погибшего (уничтоженного) транспортного средства Годные к реализации остатки снятые с тс отечественного производства

  • 07.12.2023

Иногда, после ДТП и проведения независимой экспертизы стоимости восстановительного ремонта автомобиля, выясняется, что автомобиль не ремонтопригоден по тем или иным причинам. Расчет стоимости годных остатков может быть произведен в случае если произошла полная конструктивная гибель транспортного средства, либо, когда стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость аналогичного автомобиля неповрежденного и не разукомплектованного. Так же расчет стоимости годных остатков производится в случае если техническое состояние автомобиля вследствие ветхости не соответствует требованиям к безопасному техническому состоянию. Так же стоимость годных остатков не производится в случае если годные остатки транспортного средства не пользуются спросом на рынке автозапчастей. Оценка и в том и в другом случае является результатом вывода эксперта о целесообразности проведения оценки условно годных остатков.

Для того чтобы понять, что такое годные остатки автомобиля можно представить себе автомобиль у которого в результате ДТП целым остался например только один бампер. Так вот этот оставшийся целым бампер и является остатком, годным к реализации на рынке бывших в употреблении запчастей. Исправные узлы и детали, которые имеют стоимость и могут быть реализованы с целью их дальнейшей эксплуатации. Поэтому под стоимостью годных остатков понимается стоимость возможных к реализации деталей с учетом затрат на их разборку, ремонт и хранение.

Условия, которым должны отвечать условно годные остатки описываются большинством исследователей с точки зрения степени поврежденности и работоспособности. Так же детали годные к реализации не могут иметь нарушений геометрических размеров, дополнительных отверстий и вырезов, не предусмотренных заводом изготовителем. Следы остаточных пластических деформаций после ремонтных воздействий не допускаются.

Порядок определения стоимости годных остатков автомобиля после ДТП ограничен действиями эксперта и включает в себя те же мероприятия что и определение стоимости восстановительного ремонта автомобиля после ДТП, а именно:

– Установление номенклатуры узлов и деталей годных к реализации;

– Желательно проводить осмотр транспортных средств с использованием средств инструментального контроля технического состояния ТС (на стендах или подъемнике);

В случае если годных остатков ТС не выявлено, то стоимость автомобиля определяется как стоимость металлолома на вес за вычетом расходов на утилизацию.

Для получения бесплатной консультации выберете услугу ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК или отправьте личное сообщение на e-mail нашей организации.

Глава 5. Порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства

5.1. Комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) поврежденного транспортного средства, исправные, имеющие остаточную стоимость и годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства в случае его полной гибели (либо высвобождение которых планируется в процессе ремонта) и реализовать (годные остатки транспортного средства) должны отвечать следующим условиям:

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) не должны иметь повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, а узлы или агрегаты, кроме того, должны находиться в работоспособном состоянии;

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) не должны иметь изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных производителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования);

детали не должны иметь следов предыдущих ремонтных воздействий (например, следов правки, рихтовки, шпатлевания).

5.2. В случае когда страховщик по согласованию с потерпевшим организовал и оплатил замену деталей, к годным остаткам относятся детали (узлы), которые поставляются только в комплекте и которые подлежат оплате страховщиком в качестве комплекта, из которого только часть подлежит использованию при восстановительном ремонте, а также комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые в условиях ремонтной организации, проводящей ремонт, не могут быть отремонтированы, но технологии ремонта которых существуют на рынке. Расчет стоимости таких комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) производится на основании отдельного письменного поручения заказчика (страховщика, потерпевшего).

5.3. Стоимость годных остатков транспортного средства (стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу) определяется по данным специализированных торгов, осуществляющих открытую публичную реализацию поврежденных транспортных средств (определяется стоимость годных остатков в сборе). В отсутствие специализированных торгов допускается использование и обработка данных универсальных площадок (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") по продаже подержанных транспортных средств либо определение стоимости годных остатков проводится расчетным методом в соответствии с требованиями глав 2 , , настоящей Методики.

5.4. Расчет стоимости годных остатков расчетными методами не производится в случае, если:

транспортное средство может быть оценено или реализовано на специализированных торгах (аукционах) либо оценено путем обработки данных универсальных площадок продажи подержанных транспортных средств в срок, не превышающий 15 дней;

транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.

Расчетный метод торгов применяется при условии подробного обоснования невозможности определения их стоимости иными методами, предусмотренными настоящей Методикой.

5.5. Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу определяется по формуле:

Ц - стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;

Коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;

Коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;

Коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений транспортного средства;

Процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства, %;

n - количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов).

5.6. Коэффициент снижения стоимости годных остатков, учитывающий затраты на разборку, дефектовку, хранение, продажу, рекомендуется принимать равным 0,7 для легковых автомобилей, малотоннажных грузовых автомобилей и мототехники и равным 0,6 для грузовых автомобилей, автобусов, специальной техники.

5.7. Величина коэффициента , учитывающего срок эксплуатации транспортного средства на момент определения стоимости годных остатков, а также спрос на неповрежденные детали определяется в соответствии с приложением 9 к настоящей Методике.

5.8. Величина коэффициента, учитывающего объем (степень) механических повреждений транспортного средства , а также процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства определяются в соответствии с приложением 10 к настоящей Методике.

5.9. Не подлежащие дальнейшему использованию по назначению остатки транспортного средства определяются стоимостью лома черных или цветных металлов, входящих в их конструкцию, на основании выборки данных специализированных организаций, осуществляющих сбор и обработку лома. Стоимость остатков, изготовленных из неметаллических материалов, не определяется.

Политика конфиденциальности

Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.

Сбор и использование персональной информации

Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.

От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.

Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.

Какую персональную информацию мы собираем:

  • Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.

Как мы используем вашу персональную информацию:

  • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
  • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
  • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
  • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.

Раскрытие информации третьим лицам

Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

Исключения:

  • В случае если необходимо - в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ - раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
  • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.

Защита персональной информации

Мы предпринимаем меры предосторожности - включая административные, технические и физические - для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.

Приложение 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАСЧЕТУ СТОИМОСТИ ГОДНЫХ ОСТАТКОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАСЧЕТУ СТОИМОСТИ ГОДНЫХ ОСТАТКОВ

(РФЦСЭ, 2008 г.)

1.1. Условия для расчета стоимости годных остатков

1.1.1. Стоимость годных остатков автотранспортного средства может рассчитываться только при соблюдении следующего условия:

Полная гибель автотранспортного средства в результате ДТП. Под полной гибелью понимается случай, когда стоимость восстановительного ремонта поврежденного АМТС, с учетом износа, равна или превышает 85% от его стоимости на момент повреждения, или проведение восстановительного ремонта технически невозможно.

1.1.2. Расчет стоимости годных остатков не следует производить в следующих случаях:

Когда автотранспортное средство не подлежит, с учетом технического состояния, разборке на запасные части;

Когда, в силу региональных особенностей вторичного рынка запасных частей, годные остатки данного автотранспортного средства не пользуются спросом.

1.2. Годные остатки автотранспортного средства

1.2.1. Под годными остатками автотранспортного средства понимаются исправные, имеющие остаточную стоимость детали (агрегаты, узлы) поврежденного автотранспортного средства, как правило, годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного автотранспортного средства и реализовать. Соответственно под стоимостью годных остатков понимается наиболее вероятная стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу.

Годные остатки должны отвечать следующим условиям:

1) Деталь (агрегат, узел) не должна иметь повреждений, нарушающих ее целостность и товарный вид, а агрегат (узел), кроме того, должен находиться в работоспособном состоянии.

2) Деталь (агрегат, узел) не должна иметь изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных изготовителем автотранспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования);

3) Деталь не должна иметь следов предыдущих ремонтных воздействий (следов правки, рихтовки, следов шпатлевки, следов частичного ремонта и т.д.).

1.3. Расчет стоимости годных остатков

1.3.1. Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу, определяется по формуле:

где: Ц – стоимость автомобиля в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;

К з – коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;

К в – коэффициент, учитывающий срок эксплуатации автомобиля на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;

К оп – коэффициент, учитывающий объём (степень) механических повреждений автомобиля.

- процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости автомобиля, %.

n – количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов);

1.3.2. Процентное соотношение стоимости не поврежденных деталей определяется согласно таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Примерное процентное соотношение стоимости узлов, агрегатов легковых автомобилей к стоимости автомобиля


Наименование агрегата, узла, детали

% соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов АМТС к стоимости АМТС в неповрежденном виде (С i)

Оборудование кузова (салон а/м)

20

Кузов в металле

30

Остов кузова (пол салона, пороги, стойки, крыша, остекление салона (без стекол дверей))

13

Крыло переднее левое, брызговик крыла, передний левый лонжерон, наружные приборы освещения слева спереди

3

Крыло переднее правое, брызговик крыла, передний правый лонжерон, наружные приборы освещения справа спереди

3

Капот, рамка радиатора, навесные элементы рамки радиатора (вкл. бампер)

2,5

Крыло заднее левое (боковина), арки заднего левого колеса, приборы освещения слева сзади

2 (2,5*)

Крыло заднее правое (боковина), арки заднего правого колеса, приборы освещения справа сзади

2 (2,5*)

Крышка багажника (дверь задка), пол задний с лонжеронами, задняя панель с навесными деталями (вкл. бампер), облицовки багажного отсека

2,5

Двери (в сборе с арматурой)

2 (1*)

Двигатель со сцеплением и навесным оборудованием

16

Двигатель со сцеплением без навесного оборудования

10

Коробка переключения передач (АКПП)

7(8)

Передняя подвеска в сборе с рулевым приводом (подвеска в сборе, стабилизатор, тяги, тормозные механизмы, колеса, подрамник)

10 (8**)

Рулевой механизм

2

Задняя подвеска в сборе (подвеска в сборе, стабилизатор, тяги, тормозные механизмы, колеса, подрамник, задний мост)

8(10**)

Подвеска в сборе для полноприводных автомобилей (подвеска в сборе, стабилизатор, тяги, тормозные механизмы, колеса, подрамники, передний и задний мосты)

18 (9+9)

Карданная передача (раздаточная коробка)

2

Радиаторы (ДВС, КПП, кондиционера, интеркулер, прочие), АКБ, топливный бак, система выпуска газов

2

Не учтенные детали (прочее)

3

* - в скобках указано значение для легковых автомобилей с двух дверным кузовом.

** - в скобках указывается значение для автомобилей с задним приводом.
При частичном повреждении детали (узла, агрегата), согласно таблице 1.1, эксперт должен принять значение С i пропорционально объёму этих повреждений. Например, при повреждении передней подвески справа автомобиля с задним приводом (левая часть подвески не повреждена), значение С i для позиции «передняя подвеска» принимается равным 4.
1.3.3. Коэффициент снижения стоимости «годных остатков» автомобиля, учитывающий затраты на разборку, дефектовку, хранение, продажу, (К з) рекомендуется принимать равным - 0,7.

1.3.4. Величина коэффициента К в, учитывающего срок эксплуатации автомобиля на момент определения стоимости «годных остатков», а также спрос на не поврежденные детали, определяется согласно таблице 1.2.

Таблица 1.2. Значения коэффициента К в

1.3.5. Величина коэффициента, учитывающего объём (степень) механических повреждений автомобиля (К оп), определяется согласно таблице 1.3.

Таблица 1.3.


Объём механических повреждений

Процентное соотношение стоимости неповрежденных элементов к стоимости автомобиля С i , %.

Значение коэффициента учитывающего объём механических повреждений

К оп


Незначительный

Более 80%

Интервал

0,9-1

Среднее

0,95

80-60

Интервал

0,8-0,9

Среднее

0,85

Средний

60-40

Интервал

0,7-0,8

Среднее

0,75

40-20

Интервал

0,6-0,7

Среднее

0,65

Значительный

20-0

Интервал

0,5-0,6

Среднее

0,55

1.4. Порядок проведения экспертизы годных остатков автотранспортного средства

1.4.1. Основной целью экспертного осмотра при экспертизе годных остатков, является установление номенклатуры и степени повреждения деталей (агрегатов, узлов), которые могут быть отнесены к годным остаткам поврежденного автотранспортного средства.

1.4.2. Автотранспортное средство должно быть представлено на экспертный осмотр в не восстановленном после ДТП виде. Предъявленные на экспертизу остатки автотранспортного средства должны однозначно идентифицироваться, как принадлежащие поврежденному автотранспортному средству, экспертиза годных остатков которого проводится.

1.4.3 Экспертный осмотр автотранспортного средства для экспертизы годных остатков рекомендуется проводить с привлечением средств инструментального контроля технического состояния автотранспортных средств и их отдельных агрегатов.

1.4.5. Не подлежащие дальнейшей эксплуатации остатки АМТС определяются стоимостью лома, черных или цветных металлов, входящих в их конструкцию. Так как в настоящее время, стоимость разборки легкового автомобиля для сдачи в металлолом, затрат на дефектовку, доставку до места сдачи в металлолом и сдачу металлолома, как правило, превышает стоимость, по которой можно сдать в лом металл, содержащейся в конструкции автомобиля, то стоимость не подлежащих дальнейшей эксплуатации остатков для легковых автомобилей, не рассчитывается.

Методика 1

Определение стоимости транспортного средства (ТС), пришедшего в негодность по причинам аварийного повреждения или разукомплектования, производится по процентной доле сохранившихся агрегатов, узлов и деталей в стоимости ТС. При этом должны быть применены корректирующие коэффициенты, отражающие степень возможного повреждения исправных частей при разборке и в зонах их сопряжения с аварийно поврежденными частями, вероятность их реализации на вторичном рынке, а также наличие возможных скрытых повреждений:

Сд,а = Сп,агр х Кповр х Кспр х Ксд,

где Сд,а - рыночная стоимость аварийного (неисправного) ТС; Сп,агр - процентная стоимость сохранившихся базовых агрегатов, узлов и деталей;

Сп,агр = Сд х SUM Пагр,

Где SUM Пагр - сумма процентных долей стоимостей основных сохранившихся агрегатов и узлов в стоимости ТС, определяемая по таблицам; Кповр - коэффициент, учитывающий возможную степень повреждения Х исправных частей при разборке и в зонах сопряжения с поврежденными элементами, определяемую по формуле:

Х = 1 - SUM Пагр, где Сд - действительная стоимость идентичного неисправного ТС.

Корректирующий коэффициент Кповр определяется в зависимости от степени повреждения Х по таблице 3. Для степени повреждения транспортного средства Х менее 0,2 стоимость определяется как разность между 90% рыночной стоимости транспортного средства и затратами по его ремонту, которые определяются расчетным путем. Для степени повреждения транспортного средства более 0,85 - действительную стоимость необходимо определить по действующим методикам с учетом того, что восстановление ТС может быть нецелесообразно.

Кспр - коэффициент спроса на агрегаты, узлы, детали, определяет степень пригодности и уровень спроса на остатки ТС (агрегаты, узлы, детали) на отечественном рынке. Он в большой степени зависит от распространенности на рынке определенных марок и моделей, а также от возраста ТС и степени надежности данной марки и определяется по таблице 4.

Ксд - коэффициент, учитывающий наличие возможных скрытых дефектов, которые невозможно выявить без разборки агрегата или узла. Для расчетов Ксд = 0,9.

Значение "Передняя подвеска в сборе с рулевым приводом" включает элементы подвески с колесами и шинами, тормозные механизмы, детали рулевого привода, реактивные штанги, стабилизатор поперечной устойчивости, балку передней оси. Значение "Задняя подвеска в сборе - задняя ось" включает элементы подвески колес с колесами и шинами, тормозные механизмы, балку задней оси, реактивные штанги, стабилизатор поперечной устойчивости. К прочему относятся аккумулятор, радиаторы охлаждающей жидкости, масляный, воздушный, топливный бак, система выпуска газов и т.д.

Примерное процентное соотношение стоимостей элементов кузова легковых автомобилей к стоимости кузова приведено в таблице 1.

Таблица 1

ЭЛЕМЕНТЫ КУЗОВА

В % к стоимости кузова

Крыша, днище, пороги, стойки, двери, салон, остекление
Крыло, защита крыла, брызговик, лонжерон, светотехника правая сторона
Крыло, защита крыла, брызговик, лонжерон, светотехника левая сторона
Капот, передняя панель, решетка радиатора, бампер передний
Боковина, лонжерон, арка колеса, усилитель, светотехника правая сторона
Боковина, лонжерон, арка колеса, усилитель, светотехника левая сторона
Крышка багажника (задняя дверь), задняя панель, пол багажника, обивка багажника, бампер задний.

Процентная доля стоимости основных частей ТС в стоимости легковых автомобилей, Пагр

Таблица 2

Агрегат, узел

Тип привода
Передний Задний Полный

Кузов первой комплектности

Кузов без оборудования, окрашенный

Оборудование кузова

Двигатель с оборудованием и сцеплением

Двигатель без оборудования со сцеплением

Коробка передач

Карданная передача (раздаточная коробка)

Главная передача с приводами колес

Передняя подвеска в сборе с рулевым приводом

Задняя подвеска в сборе - задняя ось

Ведущий мост задний

Рулевое управление, включая сервомеханизм

Корректирующий коэффициент степени повреждения ТС Таблица 3

Кповр

Кповр

0,2-0,3

0,95

0,6-0,70

0,75

0,3-0,4

0,7-0,80

0,4-0,5

0,85

0,8-0,85

0,5-0,6

Коэффициент спроса на агрегаты, узлы, детали Таблица 4

Страна происхождения ТС

Взраст транспортного средства, лет

СНГ

Германия

Великобритания

Транспортные средства из других
стран, нетиповые транспортные
средства, уникальные

Неремонтируемые узлы и детали, снятые с ТС по причине их неисправности, имеют цену бытового лома (вторичного сырья) с учетом его доставки к месту утилизации.

Методика 2

Стоимость годных остатков АМТС расчитывается двумя подходами:
сравнительным подходом путем определение стоимости АМТС на рынке аварийных АМТС.
затратным подходом, как суммарную стоимость исправных деталей, узлов и агрегатов аварийного АМТС, годных к дальнейшей реализации (далее годные запчасти) и утилизационной стоимости деталей, узлов и агрегатов, непригодных к реализации (утилизационные остатки) за вычетом стоимости затрат на разборку АМТС, дефектовку и продажу запчастей, а также утилизацию нереализованных остатков АМТС.

Доходный подход не применяется так как в данном случае доходов от объекта оценки не ожидается.

1.Определение стоимости аварийных АМТС, не подлежащих восстановлению.

При определении рыночной стоимости аварийных АМТС, не подлежащих восстановлению, применяется сравнительный подход, если в данном регионе есть развитой рынок аварийных АМТС. Процедура применения сравнительного подхода подробно изложена ниже в п.3.1. «Определение стоимости сравнительным подходом». В случае отсутствия в регионе развитого рынка аварийных АМТС, рассчитывается стоимость годных к реализации запчастей и утилизационных остатков.

2. Расчет стоимости годных к реализации запчастей и утилизационных остатков АМТС.

Аварийное АМТС можно разобрать на работоспособные агрегаты, узлы и детали и реализовать их на рынке вторичных запчастей. В этом случае стоимость годных остатков можно опредедить по формуле:

Сл = Слз + Су - Зп - Зт - Зу, руб (2.4),

где:
Сл - стоимость годных остатков, руб;
Слз - стоимость годных запчастей на рынке подержанных запчастей, руб;
Су - стоимость утилизационных остатков, руб;
Зп - предпродажные затраты (транспортировка, разборка, дефектовка и т.п.);
Зт - торговые издержки.
Зу - затраты, связанные с утилизацией АМТС, руб.

Примечание: годные импортные запчасти , снятые с АМТС и предназначенные к реализации должны иметь износ не более 60% и срок службы не более 15 лет.Для импортных запчастей срок службы которых превышает 15 лет или износ которых превышает 60% учитывается стоимость только утилизационных остатков (Су).

Примечание: годные отечественные запчасти , снятые с АМТС и предназначенные к реализации должны иметь износ не более 60% и срок службы не более 7 лет. Для отечественных запчастей срок службы которых более 7 лет или износ которых превышает 60% учитывается стоимость только утилизационных остатков (Су).

Стоимость годных запчастей, утилизационных остатков, предпродажные затраты, торговые издержки, затраты, связанные с утилизацией АМТС, определяются, исходя из сложившейся в данном регионе рыночной ситуации сравнительным подходом.

В случае отсутствия в регионе развитого рынка вторичных запчастей для оцениваемой модели АМТС, то стоимость годных остатков можно определить как часть доаварийной стоимости АМТС.

Расчет стоимости годных остатков, как части доаварийной стоимости АМТС, осуществляется поэтапно.

1 этап.Определяется стоимость воспроизводства нового, т.е. без учета физического износа, АМТС идентичного оцениваемому (Ц0):

Ц0 = Цн * К пр, (2.5)

где:
Цн - цена нового а/м на момент выпуска, руб.
Кпр - коэффициент приведения.

2 этап. Рассчитывается отношение стоимости необходимых для ремонта запчастей и материалов к стоимости АМТС. Учитывая, что при восстановительном ремонте используются только новые запчасти и материалы, то разумно определить долю (Д) стоимости необходимых для ремонта запчастей в стоимости нового АМТС (Ц0):

Д = Срзм /Ц0. (2.6)

где:
Срзм - стоимость необходимых для ремонта запчастей и материалов.
Цз - стоимость нового АМТС, привиденная к моменту оценки, руб.

3 этап. Определяется максимально возможная стоимость годных запчастей (Сз.max), при этом предполагается, что запчасти, которые подлежат реализации, не имеет аварийных дефектов:

Сз.max = Ц0 * (1 - Д) * Кфиз, (2.7)

где: Кфиз - коэффициент физического износа.

Учитывая, что Сда = Ц0 * Кфиз (2.8),

где: Сда - доаварийная стоимость АМТС, определяемая затратным подходом;

Получаем:

Сз.max = Сда * (1 - Д). (2.9)

4 этап. Определяется рыночная стоимость годных запчастей путем корректировки максимально возможной стоимости запчастей с учетом физического износа АМТС и коньюктуры на рынке подержаных запчастей:

Слз = Сз.max * В1 * В2 (2.10)

где:
В1 - коэффициент, учитывающий величину физического износа АМТС;
В2 - коэффициент, учитывающий коньюктуру на рынке подержаных запчастей.

После подстановки Слз, формула (2.4) расчета стоимости годных остатков

Сл = Слз + Су - Зп - Зт - Зу, руб.

примет вид:

Сл = Сз.max * В1 * В2 + Су - Зп - Зт - Зу, руб. (2.11)

Учитывая, что в среднем затраты на предпродажную подготовку составляют 10% от стоимости годных запчастей:

Зп = 0,10 х (Сз.max * В1 * В2), (2.12)

а уровень торговых издержек составляет 15% от себестоимости:

Зт = 0,15 х (Сз.max * В1 * В2), (2.13)

Получаем окончательно:

Сл. = (Сз.max ´ В1 ´ В2)х0,75 + Су - Зу. (2.14)

Эмпирическая зависимость значения коэффициента В1 от физического износа АМТС приведена в таблице 5.

Таблица 5 Зависимость коэффициента В1 от физического износа АМТС
Величина физического износа Значение коэффициента В1

0 <= Итр < 20

20 <= Итр < 30

30 <= Итр < 40

40 <= Итр < 50

50 <= Итр < 60

60 <= Итр < 70

70 <= Итр < 80

80 <= Итр < 90

90 <= Итр < 100

100 <= Итр

Коэффициент В2, учитывающий конъюнктуру вторичного рынка запчастей, определяется следующим образом: если на момент оценки прекращен выпуск оцениваемого АМТС, то значение коэффициента лежит в диапазоне от 0,60 - 0,95, если выпуск не прекращен, то В2 = 1,0.