Церковь николая чудотворца на большеохтинском кладбище. Церковь свт

  • 24.02.2024

Большеохтинское кладбище - это одно из самых знаменитых исторических мест великого и непревзойденного Санкт-Петербурга. Оно считается крупнейшим некрополем, расположенным в черте самого города. Его примерная площадь составляет семьдесят гектар. Эти земли до конца еще не изучены и представляют собой удивительную загадку. Здесь хранятся чьи-то тайны, о которых время может поведать только самым настырным, любознательным и ищущим. Это кладбище очень древнее и до сих пор действующее. Официальная его история берет отчет с начала XVIII века. Для наблюдательных людей надо отметить, что рядом с кладбищем проходит небольшая речушка под названием Чернавка, которая уже больше походит на узкую и болотистую, заросшую травой канавку. Через нее перекинут небольшой мостик, который находится в самом невзрачном и плохо освещенном месте старинного некрополя.

История Большеохтинского кладбища в СПб

Однако еще каких-то три сотни лет назад эта река была мощным притоком судоходной реки Охты. Привлеченные для работ по указу Петра I, на ее берегах селились плотнических и корабельных дел мастера. Народ этот был очень набожным, поэтому по проекту архитектора Потемкина в 1725 году здесь была построена небольшая деревянная церковь. Ее освятили в честь Иосифа Древодела, покровительствующего плотникам. Со временем появилась и колокольня, которую украсил стопудовый колокол, считавшийся одним из лучших и красивейших в городе. Но время ничего не щадит, и вскоре этот храм пришел в аварийное состояние. Да и зимой в нем было очень холодно, так что невозможно было священничеству вести длительные богослужения. И вот тогда-то и было решено отстроить новую каменную церковь в честь праздника Покрова Божией Матери, но уже в центре кладбища, по проекту М. Земцова (1746-1748 гг.).

Знаменитости некрополя

Очень впечатляет тот факт, что Большеохтинское кладбище Санкт-Петербурга посещали А. Пушкин, Ф. Достоевский, В. Измайлович и многие другие известных фамилий люди. На нем похоронены: первая выпускница Смольного института Е. Нелидова, декабрист А. Булатов, балерина А. Истомина. Здесь много захоронений воинов советско-финской войны (1939-1940 гг.) и Великой Отечественной.

В 1732 году Священным синодом было решено использовать Охтинское кладбище (это его изначальное название, ведь оно было основано изначально на Охте) как общегородское, наравне с другими. К концу XVIII века начались страшные эпидемии чумы и оспы, которые унесли много тысяч жизней. Из-за этого кладбище так сильно переполнилось, что его решено было закрыть.

В 1773 году, 16 мая, открыли новое кладбище, которое стало называться Большеохтинским. На старом закрытом кладбище только изредка хоронили людей.

Годы шли, со временем обветшала и церковь Покрова Божией Матери, которую также разобрали, чтобы на территории нового погоста воздвигнуть церковь св. Георгия Победоносца. После этого кладбище стало называться Георгиевским.

Петербург: Большеохтинское кладбище

В 1812 году возле храма св. Георгия появилась еще одна новая церковь, которую освятили в честь св. Николая Чудотворца, покровительствующего морякам и корабелам. Средства на ее строительство выделил богатый питерский купец Григорий Никонов. В этом храме потом были похоронены члены семейства Никоновых и генерал-лейтенант П. Орловский - Охтинской верфи начальник.

Кроме них, на Большеохнинском кладбище похоронены выдающиеся мастера-корабелы, которые трудились на верфи. Здесь также покоятся останки древних родов Мусиных-Пушкиных, Шуваловых, Муравьевых, Всеволожских, купцов Строгановых, директора Царскосельского лицея В. Малиновского, композитора П. Турчанинова и т. д.

Старообрядцы и единоверческая церковь

В 1832 году для «воинов, подвизавшихся во славу Отчизны» было выделено специальное место. Здесь стали хоронить умерших в военных госпиталях солдат. В самой южной части Большеохтинского кладбища было также отведено место для старообрядцев, и вскоре там появилась единоверческая церковь.

В 1846 году на участке для единоверцев по проекту архитектора К. Брандта была отстроена церковь св. Димитрия Солунского, которую снесли уже в советское время.

В 1847 году Смольному был тоже выделен участок.

Меценат Елисеев

До наших дней церковь св. Георгия Победоносца (1817-1860 гг., проект К. Брандта и К. Кузьмина) не сохранилась.

Единоверческая церковь прп. Марии, построенная в 1898 году, была снесена еще в 1929 году.

В 1885 году на средства мецената Степана Елисеева была построена пятикупольная церковь Казанской Божией Матери. Этот храм стал усыпальницей рода Елисеевых. Она обошлась в кругленькую сумму - один миллион рублей. Церковь была названа в честь иконы Богородицы в Казанском соборе, перед которой каждое утро перед работой молился Елисеев.

В лихолетье революции кладбище претерпело всю разрушительную силу человечества. Храмы были уничтожены, разорены и разграблены, значительное количество памятников и склепов были снесены и вывезены на свалки.

Новое время разрушений

Единственной уцелевшей оказалась Никольская церковь. Построенный в 1926 году храм Казанской Божьей Матери снесли в 1929 году. В 1930 году было уничтожено еще три церкви единоверческого участка кладбища.

В 1935 году закрыли, а затем снесли и храм св. Георгия Победоносца.

В 1939 году на бывшем единоверческом участке стали хоронить воинов советско-финской войны. На востоке кладбища в Великую Отечественную хоронили защитников Ленинграда.

В период с 1940 по 1970 год на кладбище шли интенсивные захоронения. Старые могилы уничтожались. Лишь часть из них осталась около Никольской церкви.

Уже в наше время, в 1984 году, через кладбище прошла часть центральной ленинградской магистрали, имеющей название проспект Энергетиков. Он поделил некрополь на две части: на старый участок и на блокадные захоронения.

Сегодня Большеохтинскиое кладбище функционирует как общегородское.

Никольская церковь

История Никольской церкви рассказывает, что когда-то богатый купец Григорий Никонов захотел построить церковь на кладбище - при самом въезде, рядом с могилами своих близких. В 1812 году ее заложили, и началось строительство, на которое было потрачено 10 тысяч рублей. Через два года ее освятили в честь св. Николая Чудотворца.

В этой церкви до сих пор хранятся древние иконы: Христа Вседержителя, Богородицы, именуемой «Скоропослушницей», Смоленской Божией Матери и св. вмц. Параскевы Пятницы. Эти иконы почитались в ранее уничтоженных храмах Охты, в том числе и в храме прав. Иосифа Древодела. Никольская церковь никогда не закрывалась, в ней и до сих пор проходят службы. При храме была выстроена отдельная звонница (1951 г.), отстроен левый придел (1976 г.).

Патриарх

Святейший Патриарх всея Руси Кирилл тоже посещает это скорбное место, так как здесь похоронены его благочестивые родители, знакомые и друзья. Вот и в 2016 году, после служения Литургии в соборе св. апостолов Петра и Павла в Петропавловской церкви, вместе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием он побывал на Большеохтинском кладбище, где совершил литию возле могилы своих родителей - протоиерея Михаила и Раисы Гундяевых. Святейший владыка побывал также на могилах и других своих родственников.

Большеохтинское кладбище: как доехать

Сегодня это самое большое кладбище в Северной столице, расположенное в Красногвардейском районе города. Ближайшие станции метро - "Ладожская" и "Новочеркасская". Здание администрации Большеохтинского кладбища вместе с главными воротами и Никольской церковью располагается вдоль западных границ погоста - по проспекту Металлистов. Работает кладбище каждый день с 10:00 до 17:00.

Многих интересует, где именно находится Большеохтинское кладбище. Адрес: 195248, Санкт-Петербург, пр. Металлистов, 5. Этот внушительных размеров некрополь занимает большую территорию между пр. Металлистов, улицами Бокситогорской и Партизанской. Получить интересующую информацию можно, позвонив по номеру, указанному на официальном сайте.

Вообще, многие священники советуют почаще посещать кладбища, когда с нами что-то происходит - неважно, плохое или хорошее: оно может остудить, отрезвить и успокоить.

И. В. Попов

Церковь свт. Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище

На правом берегу Невы, против Смольного монастыря и Александро-Невской Лавры, раскинулся один из старейших районов Петербурга - Охта. Северная его часть, лежащая на правом берегу реки Охты, именуется Большой Охтой, а располагающаяся на левом берегу, южная - Малой.

Река Охта, от которой поселение получило свое имя, упоминается в новгородской летописи еще под 1300 годом. В устье ее в древности стояло новгородское селение Невское Устье. В начале XVII века, в период шведского владычества, на его месте была построена крепость Ниеншанц (Канцы), после взятия которой русскими войсками 3 мая 1703 года, Россия вернула себе выход к Балтийскому морю. По приказу Петра Великого крепость была срыта, а на ее месте основана Охтинская верфь (ныне Петрозавод), где строились русские военные и торговые корабли.

Согласно царскому указу, из разных губерний России сюда были переведены корабельные плотники, ставшие первыми поселенцами охтинских слобод. Работавшие из поколения в поколение на судостроительных верфях охтяне прославились как искусные плотники и мастера деревянной резьбы. Их стараниями были сооружены замечательные резные деревянные иконостасы петербургских и охтинских храмов; произведения их рук украсили многие дворцы Петербурга и его пригородов.

8 августа 1722 года охтинские поселяне обратились в Святейший Синод с прошением об устроении церкви. Ответом был указ об отводе до времени в домах светлицы для служения вечерни, утрени и часов. Светлицу эту срубили из казенного леса и стали именовать часовней, а в 1725 году обратили ее во храм, освятив по мысли Императора Петра I во имя праведного Иосифа Древодела, покровителя плотницкого и корабельного ремесел. При церкви была устроена деревянная колокольня, замечательная тем, что на ней висел отлитый в 1725 году колокол в 1000 пудов весом, да такой звонкий, что ему завидовали обыватели столицы. В 1731 году церковь была разобрана и на ее месте выстроена небольшая деревянная часовня, называвшаяся Иосифовской. Без храма охтяне жить не могли - вскоре вместо упраздненной церкви возводится новая в честь Святой Троицы; позже она была заменена каменным храмом во имя Сошествия Святого Духа, долгое время бывшего главным храмом Охты. Причт Свято-Духовной церкви окормлял весь Большеохтинский приход, простиравшийся на 15 верст вдоль правого берега реки Невы - от Полюстрова до реки Охты и от Невы до Охтинских пороховых заводов.

Охта была своеобразным «петербургским Замоскворечьем»,- тихой и уютной частью города, удаленной от петербургской суеты. Она имела свой размеренный и неспешный ритм, старый купеческий уклад жизни, была крепка своими традициями и обычаями.

В начале XX века она оставалась удивительным местом, мало похожим на парадный Петербург: здесь высились старинные храмы, ровесники Петербургу, приходские, кладбищенские, а позже монастырские подворья, напоминавшие своей архитектурой Москву. Многочисленные часовни и богоугодные заведения, дома призрения и приюты были устроены здесь на средства благочестивых и богобоязненных охтинских и петербургских купцов и мещан. Кладбища - Большеохтинское (Георгиевское) православное и единоверческое, Малоохтинские - православное и старообрядческое с XVIII века служили местом упокоения петербуржцев.

Даже после постройки в 1908-1911 гг. постоянного Большеохтинского моста имени Императора Петра Великого через Неву, связавшего Охту с центром Петербурга, когда район стал стремительно превращаться в фабрично-заводскую окраину, Охта оставалась еще глубоко своеобразной и вплоть до 1920-30-х годов сохраняла свой облик и колорит. Испытав в эти годы уничтожение многих замечательных своих храмов, искаженная однообразной жилой застройкой 50-80-х годов нашего века, Охта еще хранит отдельные старинные нетронутые уголки. Одним из них является Большеохтинское кладбище с расположенной на нем церковью во имя святителя Николая Чудотворца. Она является одним из немногих храмов, не закрывшихся в городе в долгие годы гонений...

Большеохтинское кладбище было основано в 1773 году на берегах небольшой речки Чернавки и первоначально служило для захоронения умерших жителей Охты. В 1774-78 гг. на средства, отпущенные приходским Свято-Духовским храмом, здесь была выстроена первая церковь во имя вмч. Георгия Победоносца, по которому кладбище именовалось также Георгиевским. Хотя постоянного моста через Неву не было, здесь часто хоронили городских обывателей, и потому кладбище быстро росло и несколько раз расширялось. Среди похороненных здесь были и представители известной купеческой семьи Никоновых.

В начале XIX века однопрестольный Георгиевский храм стал тесен для отпеваний. В 1812 году настоятель Большеохтинской церкви прот. Андрей Журавлев, при участии начальника Охтинской верфи капитана Орловского, убедил купца Григория Григорьевича Никонова построить на кладбище еще одну каменную церковь. По желанию Г. Г. Никонова, новая церковь была выстроена «при самом въезде, у ворот, на правой руке». 24 августа (6 сентября - н. ст.) 1812 года после доработки проекта, составленного неизвестным архитектором, была свершена закладка храма. Строительство велось только на средства жертвователя купца Никонова и обошлось ему в 10 тысяч рублей. Им же были даны деньги на иконостас, утварь и ризницу. Кто резал иконостас и писал образа - неизвестно. Все работы по строительству, внутреннему и внешнему оформлению церкви были закончены за два года, и 27 сентября (10 октября - н. ст.) состоялось освящение этого небольшого ампирного храма. Посвящен он был святому Николаю Чудотворцу.

Сам храм, хотя и был передан епархиальной власти, долгое время поддерживался и ремонтировался за счет. наследников строителя. В 1869 году Никольская церковь была возобновлена на средства братьев Елисеевых, почетного гражданина А. Алферовского и купца Синебрюхова. По возобновлении своем она была освящена местным благочинным Н. Парийским 22 октября 1870 года. В первозданном виде храм простоял до революции.

В 1936-38 гг. древний Георгиевский храм был снесен. После войны, когда наметилось некоторое потепление в отношении Церкви со стороны государства, Никольским Большеохтинским храмом была выкуплена земля, примыкающая к зданию церкви с севера и запада, а также три склепа на кладбище. В это время старостой храма был Михаил Васильевич Смирнов, ставший в 50-х годах священником, а позже принявший монашеский постриг. Скончался о. Михаил в 70-х годах и похоронен в г. Окуловке Новгородской епархии.

Отец Михаил любил строить и в историю храма вошел как строитель. С севера к церкви им был пристроен деревянный придел для отпеваний, возле ограды сооружены деревянные здания крещальни и колокольни,- до этого при храме была только звонница. Колокола для церкви были привезены тогда же о. Михаилом со своей родины, из Новгородской области. Рядом с храмом была выстроена деревянная часовня для отпевания умерших. Ныне она заменяется каменной, строительство которой планируется завершить в 1992 году.

В левом приделе храма, используемом для отпеваний, богослужения свершались в 1970-х годах, во время ремонта главного храма. В середине 80-х гг. он был выстроен заново в камне. В нынешнем 1991 году купол храма был заново покрыт медью, а сам храм - поновлен снаружи.

Среди святых икон храма в начале XX века были: в алтаре с правой стороны в особом киоте - глава Спасителя; за правым клиросом находилась древняя икона Господа Вседержителя, в серебряной позолоченной ризе,- дар купца Ивана Аверина. За левым клиросом помещался образ Божией Матери Тихвинской. На южной стене над могилой Никоновых был устроен киот из серого мрамора с двумя родовыми их иконами - Спасителя и Божией Матери. Некогда в храме было очень много заупокойных икон, оставляемых после отпевания; они почти сплошь покрывали стены.

В настоящее время в Никольской Большеохтинской церкви хранятся несколько чтимых образов, переданных сюда из закрытых или снесенных охтинских храмов. Среди них - древний образ праведного Иосифа Древодела и Смоленской Божией Матери из Свято-Духовской Охтинской церкви.

Первый помещался некогда еще в светлице-часовне, первом храме при Охтинской корабельной верфи. Позже он был перенесен в Свято-Духовский храм, где в честь прав. Иосифа был освящен придел. На месте самого древнего охтинского храма на Конторской улице была сооружена каменная часовня (см. фото). После закрытия Свято-Духовской церкви в 1936 году иконы из нее свезли в охтинские бани, дабы топить ими печи. Один из прихожан храма, коренной охтянин Л. Л. Лукичёв, спас от сожжения в числе других и образ прав. Иосифа Древодела, принеся его позже в Никольский Большеохтинский храм. Ныне эта старейшая охтинская икона помещается в алтаре храма с левой стороны.

Самой почитаемой иконой храма является Божия Матерь Скоропослушница.

В 1881 году на Большеохтинском кладбище на средства купцов Елисеевых был выстроен замечательный по архитектуре храм в русско-византийском стиле в честь Казанской Божией Матери (взорван в 1929 году). Рядом в 1900-1903 гг. по проекту В. А. Демяновского на средства П. и Л. Елисеевых была выстроена богадельня на 120 стариков и 30 детей с амбулаторией и школой. По закрытии храма Елисеевской богадельни из нее в Никольскую церковь была перенесена чтимая икона Божией Матери Скоропослушницы, ныне пред которою с умилением молятся прихожане храма.

В церковь был также перенесен чтимый образ св. Параскевы Пятницы из одноименного храма на Пороховых (снесен).

С благоговением прихожане молятся также пред иконами свт. Николая Чудотворца, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и вмч. Георгия Победоносца, попавшей в храм, видимо, из снесенной Георгиевской кладбищенской церкви.

Кроме упомянутых на Большеохтинском кладбище находились еще две церкви: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя св. вмч. Димитрия Солунского, близ которой располагалось единоверческое отделение кладбища. При кладбище действовала также основанная в начале XIX века богадельня для лиц духовного звания.

В наши дни Никольский храм на Большеохтинском кладбище остается единственным действующим на Охте, он всегда чист и ухожен. В храме во всякое время людно: петербуржцы приходят сюда на родные могилы и в храм, помянуть своих близких. Уже долгие годы настоятелем храма служит прот. Александр Кудряшов.

Старинное Большеохтинское кладбище, где погребены многие известные петербуржцы: митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим (Никитин, ум. 1979 г.), архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев, † 1986 г.), профессора Духовной Академии- А. Сагарда († 1950 г.), В. Верюжский († 1955 г.), М. Сперанский (†1984 г.), а также композитор духовной музыки П. И. Турчанинов, балерина Е. И. Истомина, фрейлина Е. И. Нелидова, кормилица Императора Александра I E. П. Петрова, купцы Елисеевы, ныне нуждается в уходе и благоустройстве.

Престольными праздниками в Никольской Большеохтинской церкви являются дни:

9 (22) мая - перенесение мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар.

Прихожанами чтятся также: Духов День - в память престольного праздника главного охтенского храма во имя Сошествия Святого Духа.

Память Праведного Иосифа Древодела, Обручника Пресвятой Девы Марии, свершается в неделю праотец и в неделю по Рождестве Христовом.

По воскресеньям в храме соборно поется акафист Божией Матери пред чтимой ее иконой «Скоропослушница». По четвергам - акафист святителю Николаю Чудотворцу; по вторникам - попеременно прп. Серафиму Саровскому и св. Параскеве Пятнице.

В Красногвардейском районе Петербурга располагается старинное кладбище, история которого стала частью истории самого города, настолько неразрывно оно с ним связано. Когда-то его называли Георгиевским. Оно лишь на два десятилетия моложе самого города и помнит времена Петра I. В наши дни это самый большой городской некрополь. Его площадь составляет почти семьдесят гектаров. Называется он Большеохтинское кладбище. Как доехать до него и что интересного там можно увидеть — вот это мы и постараемся сейчас выяснить.

Деревянная церковь на берегу Чернавки

Для того чтобы начать разговор о его истории, следует мысленно вернуться в начало XVIII века. На берегах Невы строилась новая столица, и со всей России стекались сюда мастеровые люди, большую часть которых составляли вольные плотники. Вот для них, по повелению государя Петра Алексеевича, было отведено место вблизи устья реки Охты. Здесь они селились, жили и умирали.

Но православному человеку никак нельзя без храма Божьего, и в 1725 году по проекту архитектора Потёмкина была построена деревянная церковь. Освятили её в честь покровителя плотников — святого Иосифа Древодела. Именно так величали на Руси святого Иосифа — обручника Пресвятой Девы Марии. Он, как известно, был плотником. Вскоре на берегу небольшой речки Чернавки - притока Охты - образовалось кладбище. Назвали его Охтинским — по названию самой реки.

Постройка Покровской церкви

Через некоторое время деревянная постройка обветшала. И вместо неё построили новую каменную церковь. Однако вышла промашка — не учли суровые Питерские морозы. Храм построили «холодный», то есть без отопления, и проводить в нём службы зимой оказалось совершенно невозможным.

Ничего не оставалось, как раскошелиться ещё раз, и рядом с ним построить другой храм, на этот раз с учётом нашего северного климата. Так появилась Покровская церковь, автором проекта которой стал архитектор Петербуржцам хорошо известна другая его работа — церковь святых и праведных Симеона и Анны на углу улиц Белинского и Моховой.

Эпидемии конца XVIII века

Тем временем Петербург разрастался, и всё больше места требовалось для последнего пристанища тем, кто закончил в нём свой земной путь. В связи с этим в 1732 году, по распоряжению Святейшего Синода, Охтинское кладбище получило статус общегородского и использовалось наряду с остальными кладбищами столицы. Но прогневали петербуржцы Господа, и в конце века попустил Он случиться двум страшным эпидемиям — оспы и тифа. Многие жители были свезены на Охтинское кладбище, и оно оказалось переполненным.

В связи с этими печальными событиями в мае 1773 года открыли новое — Большеохтинское кладбище. Расположилось оно на берегу всё той же речки Чернавки и вплотную примыкало к Охтинскому. Старое кладбище хоть и считалось закрытым, но там продолжали ещё долгое время подхоранивать умерших к могилам их родственников. В том же году был построен новый храм на Большеохтинском кладбище. Его освятили в честь святого Георгия Победоносца, что и дало название всему комплексу.

Строительство Никольской церкви

Петербург изначально был городом корабелов и моряков. А у них свой небесный покровитель — святитель Николай чудотворец Мир Ликийских. Вот в его честь на территории кладбища в 1812 году была заложена новая церковь. Строилась она на пожертвования купца Никонова, и находилась как раз на месте их семейного захоронения. Издревле бытует у русских людей благочестивая традиция — завещать нажитое на богоугодные дела.

В этом храме перед погребением отпевались многие мастера - корабелы и мореплаватели, а чуть позже был создан особый участок для захоронения солдат и офицеров, скончавшихся от ран в военном госпитале. В официальных документах их именовали как «воины, подвязавшиеся во славу Отечества».

Участки — старообрядческий и Института благородных девиц

Примерно в это же время Большеохтинское кладбище, в своей южной части, становится местом захоронения старообрядцев. На отведённом им участке в середине XIX века по проекту архитектора К. И. Брандта возводится единоверческая церковь во имя Димитрия Солунского. До наших дней она не сохранилась, так как вместе со многими другими храмами была разрушена в советский период.

Большеохтинское кладбище стало местом упокоения безвременно ушедших из жизни воспитанниц Института благородных девиц — закрытого учебного заведения для девочек из дворянских семей. Оно находилось на противоположном берегу Невы. Ныне существующего моста Петра Великого ещё не было и в помине, и летом на лодках, а зимой по льду замёрзшей реки переправлялись на правый берег, где находилось Большеохтинское кладбище. Как добраться до него по талому весеннему льду или первому осеннему — нам, современным людям трудно даже представить.

Фамильная усыпальница семьи Елисеевых

В начале восьмидесятых годов XIX века была построена ещё одна церковь на Большеохтинском кладбище. Её возводили на средства знаменитых российских предпринимателей — братьев Елисеевых. Церковь была освящена в честь иконы Казанской Божьей Матери — особо почитаемой ими святыни. Известно, что старший брат - Степан Петрович - никогда не начинал рабочий день, не помолившись перед ней. Строительство церкви обошлось в рекордную по тем временам сумму — один миллион рублей, и с тех пор она стала родовой усыпальницей семьи Елисеевых.

Многими святыми, воссиявшими на берегах Невы, славен Петербург. Большеохтинское кладбище упоминается в житие одной из них — святой блаженной Ксении Петербургской. Именно туда она направила засидевшуюся в девицах дочь офицерской вдовы и чудесным образом устроила её брак с молодым человеком, похоронившим свою жену. Не раз о том кладбище мы читаем и в жизнеописании другого светоча православия — святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Кладбище после революции

Революция и наступивший после неё период богоборчества во многом изменили облик старинного некрополя. Подверглись разрушению храмы, которыми было столь известно Большеохтинское кладбище. Памятники и склепы, усыпальницы и надгробия — варварски разрушались в годы атеистического мракобесия. Чудом сохранилась лишь Никольская церковь.

В 1939 году Большеохтинское кладбище стало местом массового захоронения советских военнослужащих, погибших в ходе Финской войны. Для их могил отвели значительные участки в южной части кладбища, а через несколько лет обширные территории заняли погребения павших защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Кладбище в наши дни

Схема Большеохтинского кладбища, приведённая в конце статьи, показывает, что представляет собой этот крупнейший городской некрополь сегодня. Хорошо видно, что он состоит из двух частей. Построенный в конце семидесятых годов прошлого века проспект Энергетиков отделил участок со старыми захоронениями, от территории, где покоятся жертвы ленинградской блокады. Следует отметить, что в результате того, что в период сороковых - семидесятых годов было похоронено очень большое количество жителей города, многие участки со старыми могилами использовались повторно, и в настоящее время старинные надгробия можно увидеть лишь вокруг Никольской церкви.

Многие гости Петербурга, желая получить наиболее полное представление о городе, стараются посетить и Большеохтинское кладбище. Как доехать к нему? Можно воспользоваться троллейбусом № 16 или автобусом № 132, отправляющимися от станции метро "Площадь Александра Невского", а также троллейбусом №18 от метро "Новочеркасская". Его адрес: проспект Металлистов, 5.

В начале XVIII века в районе устья реки Охты по указу Петра I было устроено поселение приезжих вольных плотников, которые были привлечены со всей страны для работы на городских верфях.

Для их нужд в 1725 году на берегу одного из притоков Охты, реки Чернавки, по проекту архитектора Потёмкина была построена небольшая церковь, освященная во имя Иосифа Древодела, покровителя плотников.

Через два года на противоположном берегу Чернавки было обустроено кладбище. Через некоторое время деревянный храм обветшал, и вместо него был построен новый, каменный, но уже в центре кладбища. Поскольку новый храм был холодным, и службы зимой вести было невозможно, рядом с ним в 1746-1748 гг. по проекту архитектора М. Г. Земцова построили Покровскую церковь.

К концу века, в связи с прошедшими эпидемиями оспы и тифа кладбище оказалось переполнено. 16 мая 1773 года рядом с Охтинским, на берегу Чернавки, было открыто новое кладбище - Большеохтинское. Старое кладбище официально закрыли, хотя и после этого там изредка продолжали хоронить людей. В 1836 году Покровская церковь была разобрана.

В 1773 году на территории нового кладбища была построена церковь святого Георгия Победоносца, в связи с чем кладбище стало называться Георгиевским.

В 1812 году рядом с церковью Георгия Победоносца на средства купца Никонова была заложена новая церковь, в 1814 году освященная во имя святого Николая Чудотворца, покровителя моряков и корабелов.

В мае 1810 году купец Г. Г. Никонов выразил желание возвести на кладбище за свой счёт ещё одну каменную церковь «при самом въезде, у ворот, на правой руке», рядом с местом захоронения своих близких.

Постройка обошлась купцу в 10 тыс. руб., ибо он дал деньги также на иконостас, утварь и ризницу.


Здесь в 1857 похоронили начальника Охтинской верфи генерал-лейтенанта П. Г. Орловского. Неподалеку погребали и других корабелов, в течение многих лет трудившихся на верфи.

После капитального ремонта и росписи интерьера, средства на которые дали богатые купцы, храм был освящен 22 октября 1870 малым освящением. Из святынь отметим древнюю икону Христа Вседержителя и Божией Матери "Скоропослушницы".

Сейчас в храме также хранятся чтимые иконы из закрытых и снесенных храмов Охты и Пороховых, в том числе: прав. Иосифа Древодела, Смоленской Божией Матери и вмц. Параскевы Пятницы. Ранее все стены были сплошь увешаны заупокойными иконами.

После революции судьба кладбища была весьма печальна - были снесены почти все храмы, уничтожено значительное количество склепов и памятников. Единственным уцелевшим храмом оказалась Никольская церковь. В 1926 г. церковь Казанской иконы Божьей Матери была закрыта, а в 1929 г. снесена. В начале 1930-х гг. были снесены еще три церкви, располагавшиеся на единоверческом участке кладбища, в 1935 г. была снесена церковь святого Георгия Победоносца.


После революции церковь даже на краткое время не закрывалась. В 1951 при ней выстроили отдельную звонницу, в 1976 расширили левым приделом.

На старинном кладбище были похоронены духовный композитор П. И. Турчанинов, балерина Е. И. Истомина, фрейлина Е. И. Нелидова, декабрист А. М. Булатов, первый директор лицея В. Ф. Малиновский и преподаватель лицея А. П. Куницын, малолетний сын Достоевского – Алеша; художники – П. А. Суходольский и А. В. Щекатихина-Потоцкая; врачи – нейрохирург А. Л. Поленов и ортопед Г. И. Турнер, а также другие исторические деятели.

Здесь находились захоронения представителей известных дворянских фамилий: Всеволожских, Муравьевых, Мусиных-Пушкиных, Шуваловых, Оболенских, Шаховских. После войны за церковью похоронили нескольких известных профессоров С.-Петербургской Духовной академии: А. Сагарду, В. М. Верюжского, М. К. Сперанского.

В настоящее время на Большеохтинском кладбище хоронят мало, но оно выглядит не столь запущенным, как другие старые городские кладбища, хотя многие исторические могилы и здесь утрачены.

Церковь на Большеохтинском кладбище

Располагается в Красногвардейском районе на востоке Санкт-Петербурга, между улицами Дегтярёва и Партизанская. За годы существования погост неоднократно расширялся. На сегодняшний день это самое большое кладбище в городе, общая его площадь превышает 70 га . Западная граница некрополя — проспект Металлистов, здесь находятся главные ворота, Никольская церковь и административные здания.

История Большеохтинского кладбища СПб

Большеохтинское кладбище ведет свою историю с 1775 года , оно было открыто с целью заменить старый, переполненный Охтинский погост. В то время оно называлось Георгиевским, от имени церкви Георгия Победоносца, возведенной в том же году (до наших дней храм не сохранился, он был снесен в 1935 году). События Октябрьской революции отразились на внешнем облике кладбища: практически все церковные постройки, а также большое количество памятников было ликвидировано, уцелела только Никольская церковь .

В период советско-финской войны на южной части кладбища, там, где ранее находился единоверческий участок, хоронили советских солдат, а восточный участок позднее отвели для похорон павших защитников Ленинграда. Эти и последующие интенсивные захоронения привели к тому, что значительная часть старинных могил пропала. Самые старые надгробия сохранились около Никольской церкви.

Захоронения времен советско-финской войны

Исторические захоронения на Большеохтинском кладбище

На территории мемориального комплекса находятся 28 памятников федерального значения . Здесь покоятся останки представителей дворянского рода Шуваловых и Мусиных-Пушкиных, купцов Строгановых. Там похоронены директор Царскосельского лицея В. Ф. Малиновский, декабрист А. М. Булатов, композитор П. И. Турчанинов.

Администрация большое внимание уделяет благоустройству территории: сделаны новые водозаборники, установлены мусорные контейнеры, отремонтированы дороги, открыт новый участок для захоронения урн с прахом в землю, обустроено несколько современных колумбарных стен .

Большеохтинское кладбище продолжает действовать как общегородское, но имеет статус полузакрытого . Любые виды захоронений осуществляются только в родственные могилы .