Понятие о воле. Понятие “Воля” в современной психологии Определение понятия воля в психологии

  • 12.01.2024

Активность человека реализуется в разнообразных действиях, направленных на преобразование окружающего мира. Все действия могут быть подразделены на непроизвольные и произвольные.

Для непроизвольного действия характерно отсутствие его сознательной регуляции, контроля со стороны субъекта. Это действие осуществляется непосредственно вслед за вызвавшей его потребностью. Произвольное действие предполагает предварительное осознание цели действия и тех операций, которые могут обеспечить ее достижение. Особую группу произвольных действий составляют действия, именуемые волевыми .

В отечественной психологии воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

В основе волевого процесса лежат механизмы саморегуляции организма, имеющие рефлекторную природу. В процессе деятельности мозг человека получает информацию не только о результатах уже завершенного действия, но и о каждом этапе его выполнения, что обеспечивает постоянную корректировку поведения в соответствии с поставленной целью.

И.П.Павлову принадлежит высказывание о человеке, как о системе в высшей степени саморегулирующейся, самосовершенствующейся, саморазвивающейся. Новые открытия в физиологии высшей нервной деятельности вплотную подводят к научному пониманию физиологических основ волевого акта человека.

Еще И.М.Сеченов утверждал, что устное или письменное слово физиологически является таким же раздражителем, как и ощущаемые человеком свойства предметов природы, что оно так же вызывает сложнейшие поступки и действия человека. Но только И.П.Павлов после огромной экспериментальной работы создал учение о двух сигнальных системах, указал путь к пониманию тонких проявлений человеческой психики.

Вторая сигнальная система, т.е. система речевых сигналов, свойственная только человеку, являющаяся высшим регулятором человеческого поведения. Она действует на первую, дающую информацию непосредственно от окружающей среды. Непосредственные раздражители воспринимаются человеком не как биологические сигналы к действию, а как социальные раздражители, имеющие свое словесное обозначение и содержание, строго определенный общественный смысл. Они побуждают к действию или воздержанию от него не непосредственно, а через осознание общественных отношений, в которые поставлен человек.

Исследования психологов (А.Р.Лурия, Е.И.Бойко) установили ряд закономерностей в развитии первой и второй сигнальных систем. Важнейшим выводом из этих исследований, как его формулирует А.В.Запорожец, явилось положение о том, что слово связывается с ответными исполнительными реакциями не непосредственно, а через их посредство, внося в них специфические изменения, оказывает влияние на двигательное поведение человека.

Для выполнения того или иного действия по словесному сигналу требуется сознательный опыт человека, фиксированный в виде образов действительности. Сами эти образы формируются с младенческих лет в процессе воспитания.

Особо важную роль в волевой деятельности людей, согласно В.И.Селиванову, играет волевое усилие. Волевое усилие проявляется каждый раз, когда человек обнаруживает дефицит энергии, необходимой для достижения цели, и сознательно мобилизует себя, чтобы привести свою активность в соответствие с теми препятствиями, которые надо преодолеть, чтобы добиться успеха. Наблюдения и специальные эксперименты (В.И.Селиванов, П.И.Рудик, Ш.Н.Чхартишвили) указывают на огромную эффективность волевых усилий в деятельности человека. Раскрывая психологические особенности воли, В.И.Селиванов пишет: ”Воля — необходимый компонент всей психической структуры личности, выполняющий свои специфические функции. Воля человека неразрывно связана с умственными и эмоциональными процессами”.

По мнению Д.Н.Узнадзе, в процессе волевого действия человека тесно переплетаются интеллектуальные и волевые процессы. Интелектуальные процессы, особенно мышление и воображение, подготавливают почву для волевого действия. Д.Н.Узнадзе выделяет три периода в протекания волевого действия. Первый период связан с интелектуальной активностью субьекта. Идет осмысливание всех аспектов будущего действия, отыскивается мотив поведения. Второй период Д.Н.Узнадзе называет “актом решения”. Субъект принимает решение выполнить одно из нескольких возможных действий. Здесь решающее значение имеет мотив действия. За актом решения следует третий период, когда реализуется уже принятое решение.

Д.Н.Узнадзе особое значение придает второму периоду, т.е. акту решения, потому что на основе этого акта вырабатывается установка, сила которой определяется характером принятого решения. Сильный мотив приводит субъекта к желанию обязательно выполнить выбранное действие. Психологической основой волевого поведения является мотив, стимулирующий предпочтение одного действия другому. Мотив — это осознание преимущества тех ценностей, которыми обладает для субъекта тот или иной вид деятельности. Принятие субъектом любого решения производится на основе стимулирующего мотива. По мысли Д.Н.Узнадзе сущность мотива заключается в том, что мотив заменяет менее приемлемый вид поведения более приемлемым.

В свою очередь стимулирующая функция мотива тесно связана с потребностями человека. Д.Н.Узнадзе пишет, что “мотивы — это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей”. Потребность человека выражает зависимость субъекта от конкретных условий его существования и одновременно выступает источником его активности. Потребность побуждает субъекта не ко всякой возможной активности, а направляет его на те предметы и явления, в которых находит свое удовлетворение.

При наличии определенной потребности и ситуации ее удовлетворения у субъекта возникает состояние готовности к действию. Это состояние, отражающее как саму потребность, так и особенности ситуации ее удовлетворения, и определяющее характер последующих действий субъекта, Д.Н.Узнадзе назвал установкой.

Характер действия субъекта в данной ситуации предопределен в его установке еще до начала самого действия. Поэтому установка является непосредственной причиной поведения и одновременно обуславливает целесообразный характер его протекания.

Динамичная, пластичная установка обеспечивает быстрое переключение субъекта с одного раздражителя на другой, от одного действия к другому. Такое переключение подразумевает мобильное действие познавательных процессов, нахождение мотива деятельности, его реализацию и т.д. Во время осуществления поведения, непосредственно обусловленного установкой, субъект целиком включен в поведение, целиком им захвачен. Но если поведение наталкивается на препятсвие, мешающее его дальнейшему осуществлению, субъект прекращает практическое действие и стремится выделить это препятствие, противопоставляя себя последнему как объекту познания. В этом заключается суть акта объективации, благодаря которому субъект из практического плана поведения переходит в теоретический. Анализ ситуации, исследование характера препятствия, выяснение возможностей для дальнейшего осуществления поведения обеспечивается мышлением субъекта.

Д.Н.Узнадзе считает, что решающую роль в выработке установки, необходимой для реализации предварительно выбранного действия, играют волевые процессы.

Относительно понятия “воля” в зарубежной специальной литературе существующие взгляды часто противоречивы и крайне отличаются от взглядов на понятие “воля” в отечественной специальной литературе.

Французские психологи, отдавая дань мотивации, вместе с тем считают волю таким же реальным явлением, как интеллект. Поль Гийом называет волей акт, “предусмотренный идеей этого акта или идеей его непосредственного эффекта и детерминированный этой идеей”. Гийом поясняет, что воля имеет свои причины, реализующиеся в необходимости приспособления к общим условиям жизни, что организм реагирует на поражение или на трудности посредством усилия, т.е. посредством вызова сил, мобилизации ресурсов, находящихся в резерве.

Жан Пиаже, анализируя трактовку воли известными зарубежными психологами (В.Джеймсом, А.Вундтом, Т.Рибо, А.Бине и др.), считает, что воля аналогична умственной операции. “Воля — говорит он,- параллельна умственной операции, с той лишь разницей, что она является эмоциональной операцией, которая имеет отношение только к сохранению и координированию значимостей и к обратимости в области значимостей, тогда как интеллектуальная операция имеет отношение к сохранению и координированнию отношений!”. Иметь волю, по Ж.Пиаже, значит обладать перманентной шкалой значимостей. Если мы ею не обладаем, конфликт разрешается путем подчинения действительной ситуации реальным значимостям.

“Почему, — говорит Ж.Пиаже, — слабая тенденция, т.е. желание низшего порядка, сильнее вначале? В этом случае индивид забывает подумать о прошлом и о будущем. Это происходит потому, что каждый живет в настоящем: я — за своим столом; я не особенно хочу работать; я вижу солнце на улице; я чувствую желание гулять. Это действительная перцептивная конфигурация, которая уносит прочь все кроме одного: если я уступлю своему желанию, значит я исходил из настоящего, не думая о прошлом и будущем”.

Ж.Пиаже прямо указывает, что волевой акт состоит в том, чтобы не следовать сильной, но низшей тенденции (в этом случае говорят об упадке воли), а усилить слабую, но высшую тенденцию вплоть до ее победы.

Понятие «воля» психология рассматривает неоднозначно, и на протяжении разных исторических эпох под ним подразумевали разные явления.

В самых общих чертах волю можно воспринимать как свойство человека, которое позволяет ему сознательно управлять своими мыслями и поступками. Исходя из этого понимания, ее можно считать одним из самых важных свойств, на проявление которых способна человеческая психика: не оно ли ставит самую яркую, разграничивающую черту между животным и человеком? Если первые ведомы своими инстинктами, то вторые способны их подавлять с помощью

Понятие воли в психологии

Итак, как мы уже выразились, существует несколько моделей понимания воли. Современная психология придерживается того, что воля человека проявляется в способности сознательно достигать своей цели, и среди основных качеств ее проявления называют мужество, решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность и др.

Для того чтобы понять волю, нужно хорошо представлять, потому что эти понятия тесно связаны.

Воля в психологии - понятие с уникальной историей, потому что его в рамках этой науки пересматривали три раза, которые породили три разных определения.

Сначала под волей понимали своеобразный механизм действий, которые совершались человеком вопреки его желаниям, но, тем не менее, побуждались разумом.

Затем волю стали воспринимать как борьбу мотивов, что роднит ее с темой проблемы выбора.

И на завершающем этапе эволюции понимания воли ее определили как способ , которые мешают достичь цели. Это определение дает достаточно поверхностное представление о воле, ведь оно освещает лишь одну грань ее проявления, но в реальности их больше: например, с помощью воли человек может преодолеть себя, свои желания, свои природные потребности, хотя это не будет являться целью. Известны случаи, когда люди спасали жизнь других, жертвуя намерено своей, и охарактеризовать одну из таких ситуаций как «преодоление трудностей для достижения цели» будет некорректно и неполно.

Самый яркий исторический и религиозный деятель, проявивший волю с оттенком самопожертвования - Иисус Христос.

Также следует отметить, что в философии есть такое понятие как «волюнтаризм». С латинского языка оно переводится как «воля» и в этом философском течении ей придавали роль первоосновы, высшего принципа бытия.

Воля: психология поведения «вопреки»

Здесь раскрывается самая интересная часть этой психической мы видим, что человек умеет не принимать обстоятельства такими, какие они есть. Данность может оцениваться отрицательно многими людьми, однако нужно иметь достаточно развитую волю, чтобы решиться изменить то, что дано. Антуан де Сент-Экзюпери в одной из своих книг рассказал историю о ручных газелях, которые росли в загоне. Когда животные подросли, то начали стремиться вырваться на свободу, однако все, что они делали, это стояли у ограждения и смотрели на просторы. Это выдуманная история, но животным свойственно такое поведение: рано или поздно они смиряются и оставляют попытки поступить вопреки ситуации. Попытка вырваться из клетки из-за инстинкта и попытка сделать это из-за убеждения в чем-либо имеют разную природу, где во втором случае слово «вопреки» является ключевым, в отличие от первого.

Воля: психология проблемы выбора

Некоторые философы (Б. Спиноза, Дж. Локк) пытались осмыслить взаимосвязь воли и Дж. Локк считал, что свобода - это возможность действовать или не действовать, а во время волевого акта человек всегда подчинен необходимости, и поэтому он разделял эти понятия. Бенедикт Спиноза, как и многие античные мыслители, оказался ближе к истине - он считал, что внутренняя свобода в том и состоит, чтобы добровольно решиться преодолеть возникшее противоречие между «хочу» и «есть».

Воля: психология контроля своих действий

Юлиус Куль выделил несколько типов контроля во время волевого порыва, которые позволяют реализовать его:

  1. Оно направлено на предмет, которого нужно достичь, при этом все остальные элементы окружения отсеиваются.
  2. Контроль эмоций. Есть некоторые эмоции, которые мешают реализовать стремление, и волевой человек отказывается от них.
  3. Контроль окружения. Все, что мешает достичь цели, устраняется из ближайшего пространства.

Таким образом, воля - удивительное свойство человека, без которого, вероятно, наш эволюционный путь имел бы совершенно иную траекторию.

Хотите быть успешными – начните с «прокачки» себя. В первую очередь развивайте силу воли. Прочитав это, многие опечалятся, ведь склонны полагать, что сила воли – это жесткая дисциплина. На самом деле все иначе. Не стоит впадать в панику и уже сейчас отказываться от того, чтобы развивать себя и делать свою жизнь лучше. Тренировать силу воли достаточно легко! Это мы вам ответственно заявляем. Главное, в самом начале пути четко понять, что такое сила воли, и какова ее сущность.

Сила воли: определение и содержание

В психологии существует несколько определений этого термина. Если объединить некоторые из них, то получится так.

Сила воли – это осознанное подчинение личности самой себя обозначенным правилам, создание условий для управления своими внутренними и внешними действиями в моменты преодоления препятствий.

Это один из множества вариантов, на котором нельзя останавливаться, если мы действительно хотим что-то понять. Такое определение действительно, указывает на то, что нам придется пытаться делать невозможное. И это настолько трудно, что, скорее всего, нас ждет провал. Многие откажутся от попыток что-то изменить, даже не попробовав. Лучше радоваться чему-то небольшому, но приносящим удовольствие и радость, чем лезть из кожи вон ради нереального. В этом и проблема. Почти все видят силу воли именно в таком ракурсе.

Сегодня мы хотим предложить вам изменить свои взгляды. Забудьте обычное определение силы воли. С этой минуты вы сможете по-другому взглянуть на, казалось бы, понятные и скучные вещи. Сила воли – это, не что иное, как желание. Научитесь видеть желаемый результат. Правильно мотивируйте себя и проблем с развитием и укреплением силы воли не возникнет. Она поможет определиться и сможете ли добиться настоящих высот в жизни.

Воля – это, в первую очередь, психологическая составляющая.

Теперь, когда о силе воли уже не так страшно говорить, давайте более детально разберемся в этом понятии. Воля – это, в первую очередь, психологическая составляющая. Она задействована во всех аспектах жизни человека. Как она работает и влияет на человека? Обычно выделяют всего три основных признака:

  • упорядочивает и направляет в нужное русло деятельность человека. Воля помогает личности осуществить заданные цели. Она контролирует и изменяет все импульсы в соответствии с первоначальным замыслом. Проще говоря, воля не дает вам отступить от задуманного . Например, решили вы бросить курить. Развитая воля не даст вам даже достать сигарету;
  • придает активности во всех действиях . С волей вы обретаете свободу. С ней вы защищены от внешних воздействий и сами принимаете все решения;
  • развивает способность преодолевать трудности на пути к задуманному и желаемому. Столкнувшись даже с незначительными препятствиями, многие опускают руки и перестают бороться. А люди с развитой волей начинают прикладывать большие усилия, чтобы осуществить свои желания.

Что полезного принесет в жизнь человека развитая сила воли?

Что такое сила воли и как она работает, мы разобрались. Но вопрос о том, зачем же она нам нужна, до сих пор открыт. Итак, сила воли помогает саморазвитию и успешности . Тренированный человек будет обладать следующими качествами:

  • целеустремленностью . Вам не будут страшны никакие препятствия. С крепкой силой воли вы просто не дадите им влиять на вас и ваши цели;
  • самостоятельностью . Вы будете уверены в своих возможностях и сможете сами принимать все сложные решения лишь на основе собственных навыков, умений и знаний;
  • решительностью . Прежде всего, она будет выражаться в своевременности принятия решения. Вам не понадобится для этого много времени или помощь окружающих. Решительная личность действует продуманно, быстро, рискованно, смело и уверенно;
  • самообладанием и выдержкой . Вы сможете держать под контролем все свои чувства и желания. Даже в самых тяжелых ситуациях;
  • настойчивостью . Вы добьетесь всего запланированного. Теперь, если есть цель, то обязательно найдутся способы ее достижения;
  • дисциплинированностью . Не может быть успех в атмосфере хаоса и отсутствия дисциплины. Только закалив волю, вы сможете навести порядок не только в своем поведении, но и в мышлении;
  • смелостью и мужеством . Укрепив силу воли, вы всегда будете готовы бороться, преодолевать опасные моменты и трудности. Вы сможете отстоять свои принципы и жизненную позицию.

Все эти характеристики будут присущи лишь личностям с развитым чувством воли. Безвольные люди обладают набором противоположных качеств. Теперь остается только один вопрос, но уже наш вам: хотите ли вы быть успешным человеком с крепкой силой воли?

Поговорим о главном или как развить силу воли?

Каждый человек должен быть сильным не только физически, но и иметь крепкую силу воли. Мы уже выяснили, что это способность человека самостоятельно управлять своими действиями и желание стремиться к своим целям. С крепкой силой воли:

  • повышается самооценка;
  • достигаются самые высокие результаты;
  • обретается контроль над всеми аспектами жизни;
  • теряют смысл вредные привычки;
  • повышается самоорганизованность, стрессоустойчивость и конкурентоспособность;
  • развивается позитивное мышление;
  • приобретаются коммуникационные навыки.

Это приблизительный список мотивов для того, что начать тренировку силы воли. У каждого может быть другая, своя личная для этого причина. Запомните! Кто бы и что бы ни утверждал силу воли развить может каждый. Это своеобразная психологическая мышца, которую можно накачать. Как же это сделать?

Способов существует масса. Многие ученые по всему миру создали и продолжают совершенствовать огромное количество методик. Существуют даже курсы, мастер-классы и семинары по тренировке силы воли. Мы приведем ниже несколько действенных упражнений. Мы не можем гарантировать вам 100% успеха от них. Все очень индивидуально. Однако утверждаем, что при серьезном и ответственном отношении, ваша жизнь точно станет лучше. Да, будет непросто, но очень увлекательно. Приступим.

Упражнение 1. Отказ от вредных привычек

Начнем с кардинальных изменений. Проанализируйте свои привычки и увлечения. Определите те, которые не приносят пользы: курение, частое употребление алкоголя, вредная еда, регулярная потеря ключей и т.п. И начните работу по избавлению от них.

Упражнение 2. Испытание искушением

Непростое упражнение, но радикальное. В чем состоит его суть? Избавляясь от вредных привычек, вы должны всегда иметь под рукой предмет своего искушения. К примеру, решили отказаться от шоколада. У вас дома или с собой всегда должна быть шоколадка или конфетка, которую можно съесть в любой момент. Как бы вам ни хотелось, есть ее категорически запрещено. Упражнение трудное, воспринимайте его, как игру и тогда оно превратится в интересную борьбу самим с собой.

Упражнение 3. Переключаем внимание

Это упражнение противоположное предыдущему. Заключается оно в том, что как только вы почувствовали тягу к чему-то запретному. Например, хотите съесть гамбургер или поиграть в бессмысленную, убивающую время игру и т.п. В этот момент вы должны резко перевести свое внимание на что-то совершенно другое. Отвлекаясь, вы быстро забудете про запретные желания.

Упражнение 4. Создаем новые привычки

Избавляясь от вредных привычек, хорошо сформировать у себя новые, но уже правильные и полезные. Какими они могут быть? Например, бег по утрам, зарядка, есть рыбу хотя бы раз в неделю, убирать вещи в определенное место и все другое, что придет в голову. Обратите внимание, что привычка сама по себе не появляется. Для ее формирования необходимо систематическое повторение. Не имеет смысла, что именно вы желаете делать, важно делать это регулярно.


Упражнение 5. Хорошие дела

Интересный и не совсем обычный прием. Его предлагают американские ученые. Они придерживаются мнения, что сила воли тренируется за счет благотворительной деятельности . Смысл в том, что бескорыстно помогая кому-то, мы лишаем чего-то себя: жертвуем часть заработанных денег, отдаем вещи или еду, тратим энергию и т.д. Это закаляет. К тому же благотворительность – это огромный стимул не совершать действий, о которых потом можно пожалеть.

Упражнение 6. Напрягайте мышцы

Доказанный факт: напрягая мышцы, мы активизируем силу воли. Начните применять этот прием при борьбе с вредными привычками. Захотелось закурить или чувствуете какой-то другой соблазн, быстро напрягите мышцы, можно даже просто сжать кулаки. Справиться с желаниями так будет намного проще. Выработайте таким образом полезную привычку и впоследствии сможете максимально быстро активизировать свою силу воли.

Поведение и деятельность человека стимулируется и регулируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях.

Воля - форма психического отражения, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий. Понятие "воля" рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Сложность понятия "воля" объясняется тем, что оно очень тесно связано с понятием "сознание", сложным психологическим явлением, и выступает одним из его важнейших атрибутов.

Воля - это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия. Волевые действия направлены на изменение неких качеств личности. Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Профессор Е.П. Ильин отмечает, что настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по-разному истолковывающих понятие "воля": воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция.

Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит советскому ученому Павлову, который рассматривал волю как инстинкт свободы, как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Воля, по мнению Павлова, выступает не меньшим стимулом поведения, чем физиологические инстинкты, например, инстинкт голода. Так, для человеческого поступка препятствием может быть не только внешние факторы, ограничивающее двигательную активность, но и содержание собственного сознания человека. Так, как понятие воли рассматривалось как проявление рефлекса, и, по своей сути, данная трактовка впоследствии нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма. Волевая активность имеет сложную психологическую структуру и включает отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.

Рубинштейн С.Л. считал, что воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними. Волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Рассмотрим позицию зарубежных специалистов. В.Вундт был первым, кто выделил понятие волевого процесса в рамках своей психологии сознания.

Вундт считал волевой процесс аффективным процессом. «Каждый аффект представляет собой связное преемство чувств, отмеченное характером цельности». Именно аффективный процесс служит основанием для волевых процессов.

Вундт выделял два вида волевых процессов. Первый вид - это подлинные аффекты. Это собственно аффекты, представляющие собой обычные течения чувств, которые прекращаются без какого-либо результата. Второй вид - это волевые действия, которые Вундт понимал как изменение общего состояния представлений и чувств, подготовленных аффектом и мгновенно прекращающих его. Волевые действия имеют вполне определенный конечный результат; тогда аффективный процесс превращается в волевой.

Структура волевого процесса по Вундту включает в себя волевые мотивы, которые по представлению Вундта являются связями, представлениями и чувствами, подготавливающими какое-либо действие. Волевой мотив, в свою очередь, имеет два аспекта: основание мотива и побудительная причина. Основание мотива это представление предмета, а связанное с ним чувства - это побудительная причина воли.

Для У. Джеймса проблема исследования воли стала центральной в его работах. Он считал, в частности, что волевые качества человека являются основными качествами, влияющими на развитие личностных качеств.

Исследуя волевые процессы, Джеймс начинал с определения непосредственных проявлений воли, переходя к более сложным волевым движениям. Так, единственные непосредственные внешние проявления желаний человека есть телесные движения; они могут совершаться непосредственно сразу после возникновения желания. Но телесные движения могут быть и автоматическими движениями. Приступая же к анализу воли, Джеймс подчеркивает, что «волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма… И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции». Таким образом, первая предпосылка, из которой исходит Джеймс - волевые движения являются преднамеренными и заведомо составляют объект желаний, и, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть.

Одним из условий для возникновения волевых, произвольных движений является предварительное накопление идей, которые остаются в памяти человека после того, как человек неоднократно произведет соответствующие движения непроизвольным образом.

Согласно Джеймсу идея (мысленное предварение чувственных впечатлений, непосредственных или опосредованных) предшествовать движению и обусловливать его произвольный характер. Это мысленное предварение определяет, по крайней мере, каковы они будут волевые движения.

Джеймс выделяет также идеомоторные действия, которые являются типичными волевыми действиями, при этом мысль о совершении такого действия вызывает само действие непосредственно, без особого решения воли. Однако, в некоторых волевых актах, по мнению Джеймса недостаточно одной только идеи; так, Джеймс утверждает, что «по-видимому, необходимо еще к мысленному предварению движения присоединить особое решение воли, согласие ее на то, чтобы движение было сделано». Особое решение воли возникает в том случае, когда совершение действия не задерживается никаким другим представлением, кроме как тем, направленным на осуществление этого конкретного действия. Эти идеи или представления (направляющие действие и препятствующие совершению действия) могут одновременно находиться в сознании человека. Таким образом, «особое решение воли, ее согласие на то, чтобы движение было произведено, является в том случае, когда необходимо устранить задерживающее влияние этого последнего представления». Когда задержка устранена, человек чувствует внутреннее облегчение и, по Джеймсу, это и есть тот добавочный импульс, то решение воли, благодаря которому и совершается волевой акт. Итак, идеомоторное действие по Джеймсу не является исключительным действием, как его понимали (до Джеймса этот термин использовал В.Карпентер) и понимают другие исследователи, а подходит под общий тип сознательных действий, который Джеймс принимает за исходный пункт для объяснения тех действий, которым предшествует особое решение воли.

Рассматривая волевые действия, Джеймс анализирует «обдуманные действия», а именно ситуации, при которых перед нашим сознанием имеется несколько объектов в виде противодействующих или равно благоприятных альтернатив. Человек, обдумывая эти альтернативы и мотивы в пользу каждой из альтернатив, приходит к принятию волевого решения.

Таким образом, суммируя позицию Джеймса в отношении психологии воли, повторим, что Джеймс определяет волю как сочетание идеи (представления), что есть не что иное как направленное сознание и усилия (преодоление торможения, препятствия в виде других идей). Любое волевое усилие не может совершаться без осознания того действия, которое человек собирается совершить. Четкая мысль о том, каким будет это действие, и намеренная умственная сосредоточенность должны предшествовать этому действию. По мнению Джеймса, любая идея приводит к какому-то действию, если только другая идея не противоречит ему. «Основная работа воли, если это кратко выразить, заключается в том, что, будучи наиболее „произвольной“, она направляет внимание на трудный объект и помогает не упустить его из виду».

Рассматривая вопрос развития волевых качеств у детей дошкольного возраста, обратимся к точке зрения украинского психолога В. К. Котирло, которая занималась проблемой развития воли ребенка на начальных этапах онтогенеза. Общая позиция ученого заключалась в том, что воля проявляется и как процесс, и как действие, и как состояние, но непременно выполняет присущую ей функцию регуляции деятельности и поведения. Волевой процесс, по В. К. Котирло, оказывается в его сознательном целеустремленности, уместности и произвольности. Волевые проявления реализуются через волевую действие, волевое усилие и характерную напряженность, которая мобилизует и регулирует активность личности. Специфику волевой действия оказывает волевое усилие, которое определяется своеобразной напряженностью, мобилизуя характер. Волевое усилие является также основой состояния волевой активности, которая составляет временную характеристику психической деятельности человека.

Научные достижения В. К. Котирло связанные с выявлением психологических особенностей волевых проявлений, источников волевой поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста, с установлением значимости объективных препятствий и субъективных трудностей для генезиса детской воли, по определению эффективных путей, средств и условий формирования волевой поведения и воспитанием отдельных волевых качеств у ребенка.

О роли воспитания воли у детей дошкольного возраста мы остановимся более подробно в третьем вопросе. Далее рассмотрим свойства и функции воли.

Воля - это одно из наиболее сложных понятий в психологии. Оно рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля - это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо «наращивает» усилия, чтобы преодолеть барьер, т. е. осуществляет особое действие, выходящее за границы его изначальных побуждений и целей; это особое действие заключается в изменении самого побуждения к действию. Человек намеренно привлекает дополнительные мотивы действования, иначе говоря, строит новый мотив. Важную роль в построении новых мотивов играет воображение человека, предвидение и идеальное «проигрывание» тех или иных возможных последствий активности.

В конечном итоге сложность понятия «воля» объясняется тем, что оно очень тесно связано с понятием «сознание», предельно сложным психологическим явлением, и выступает одним из его Важнейших атрибутов. Будучи тесно связанной также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека. Она предполагает инициацию, стабилизацию и ингибицию (торможение) ряда стремлений, побуждений, желаний, мотивов; организует системы действий в направлении достижения осознаваемых целей.

Три основные функции волевых процессов.

1. Инициирующая, или побудительная, функция (непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.

2. Стабилизирующая функция связана с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

3. Ингибирующая, или тормозная, функция состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, не согласующихся с главными целями деятельности (и поведения) в тот или иной момент времени. Человек способен тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, противоречащих его представлению о должном, способен сказать «нет!» побуждениям, осуществление которых могло бы поставить под удар ценности более высокого порядка. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Наряду с этим у волевых действий также существуют три основных признака.

Первый - осознание свободы осуществления действий, чувство принципиальной «непредопределенности» собственного поведения.

Второй - обязательная объективная детерминированность любого, даже кажущегося предельно «свободным» действия.



Третий - в волевом действии (поведении) личность проявляется в целом - максимально полно и явно, поскольку волевая регуляция выступает как высший уровень психической регуляции.

Воля как сознательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей, это прежде всего, власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом - как слабость воли. Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.

Абулия - это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его.

Апраксия - сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга - наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.

Абулия и апраксия - сравнительно редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, не мозговой патологией, а определенными условиями воспитания. Коррекция безволия возможна, как правило, лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.