Что такое карма на корабле. Корма корабля, каюты капитана и его помощников, карты и приборы

  • 15.02.2024

Корма корабля в морской терминологии называется термином "ют" и является задней частью судна. Носовая оконечность корпуса корабля ("бак") и средняя часть ("шкафут") предназначены для размещения служб жизнеобеспечения команды, вооружения, а также мест отдыха матросов, свободных от вахты. Корма на морских и океанских судах - это зона размещения кают капитана и его помощников, в кормовой части расположено машинное отделение судна, передаточные валы и Там же находится руль и все механизмы управления. В отдельном кормовом помещении находятся регалии, награды и парадная атрибутика судна.

Что такое корма корабля?

Корма в XVIII-XIX веках отличалась богатым оформлением, наружной отделкой из ценных пород дерева, множеством балюстрад и резных карнизов. Внутреннее убранство кормовых помещений также носило признаки роскоши, полы устилались коврами, стены и потолок обшивались панелями полированного красного дерева. Корма корабля - это главная его часть по всем показателям.

Судостроительные фирмы Великобритании, которые долгое время доминировали на рынке парусных судов, галеонов, фрегатов и корветов, старались привлечь заказчика именно дороговизной отделки. Считалось престижным построить судно с вызывающе роскошными каютами, при этом мореходные качества корабля нередко отодвигались на второй план. И поскольку корма корабля была наиболее подходящим местом для размещения атрибутов роскоши, то все внимание судостроителей было обращено туда. Особенно дорогие заказы выполняла шотландская фирма Scott & Linton.

Роскошь и стихия

Никого не смущало то, что дорогие корабли с роскошными каютами на корме часто тонули, иногда даже при незначительном шторме. Море не прощало небрежности в расчетах, высокие волны заваливали судно набок, и оно уходило под воду вместе с позолоченными канделябрами и тяжелыми столовыми сервизами из чистого серебра.

Наиболее ярким примером того, как роскошь победила здравый смысл, является гибель трансатлантического судна "Титаник", произошедшая весной 1912 года. Корабль был построен на верфи судостроительной компании "Харленд энд Вулф" в Белфасте и на тот момент являлся самым большим и самым роскошным судном в мире. позолота, шелк, художественное в каютах первого класса, традиционно расположенных в кормовой части огромного 14 апреля 1912 года, на четвертый день после начала путешествия "Титаник " столкнулся с айсбергом и затонул. Стоило ли противопоставлять роскошь стихии? Ответа на этот вопрос нет до сих пор.

Корма и двигатель

С появлением винтовых движителей корма корабля стала видоизменяться, обводы подводной части должны были соответствовать инженерным требованиям гидродинамики. Надводная часть кормы тоже изменилась, стала более строгой, исчезли барочные признаки роскоши. Постепенно вся задняя часть судна превратилась в командный пункт, лишенный излишеств, где были сосредоточены приборы морского оснащения и навигационные карты.

Скорость и маневренность

От формы кормы судна зависит его скорость и маневренность. Главная часть поворотного механизма, расположенного на корме, это руль. Как правило, он представляет собой вертикальную пластину с углом поворота от 0 до 90 градусов. При этом используется только 60 градусов вертикального наклона руля, остальные 30 градусов находятся в "мертвой" зоне и не работают. Для эффективного поворота всего корпуса корабля, катера или лодки необходима обтекаемость кормы на нижнем ее уровне. При неправильном расчете кормовых обводов судно будет на повороте заваливаться на бок и терять скорость.

Морские сражения в XVIII-XIX веках всегда проходили по одной и той же схеме, каждый участник старался беречь корму от попадания снарядов. Разрушение кормовой части грозило судну неминуемой гибелью, корабль уходил под воду в считанные минуты. А если оставался на плаву, то терял управление, дрейфовал и в любом случае был обречен. Корма корабля всегда была самой жизненно важной его частью.

Транцевая корма парусника.

Корма́ - задняя часть корпуса корабля (судна), подразделяется на надводную и подводную части . Форма подводной части кормы в определённой мере влияет на управляемость судна и сопротивление воды его движению. Форма надводной части кормы зависит от предназначения корабля (судна) и его размеров. Кормовая часть корабля была обычно рядом с управляющими элементами корабля (руль , судовые колёса, винт и т. д). Поэтому кормовая часть корабля обычно принадлежала капитану и в этой части корабля находились капитан и его помощники. Кормовая часть корабля обычно была защищена от ветра при движении корабля, в ней располагались элементы убранства корабля (галереи , каюты и хранились награды, которые были вручены этому кораблю).Кормовая часть корабля была самая уязвимая - поэтому в бою основной целью была корма. В кормовой части стали размещать основные приборы корабля.Также термин применим к авиации, в отношении воздушных судов.

В деревянном судостроении

Изначально парусные корабли имели практически симметричные обводы носовой и кормовой частей, что, в частности, позволяло парусно-гребному кораблю легко причаливать носом к необорудованному побережью и отходить от него задним ходом. Однако по мере увеличения размеров кораблей это преимущество оказалось менее актуальным, зато появилась необходимость во вместительных внутренних помещениях для размещения груза и команды.

Так как длина корабля была ограничена, получить дополнительный объём можно было за счёт придания корме более полных обводов и возведения кормовой надстройки - полуюта (ахтеркастля). Кроме того, появление около XII века навесного руля вместо рулевых вёсел вынуждало придавать ахтерштевню прямую форму, что также способствовало изменению формы кормы в целом. Со временем появились корпуса, у которых корма была «срезана», что позволило упростить её конструкцию, а сам срез - транец (или иначе шпигель , от нем. Spiegel - зеркало) - зашит досками.

Видимо, впервые плоская транцевая корма появилась на каравеллах около XV века. Впоследствии она распространилась практически на все типы судов и кораблей и на столетия стала характерной деталью европейского кораблестроения. Хотя, к примеру, голландцы обычно строили корабли не с транцевой, а с очень полной округлой кормой (см. Флейт) . Однако в конечном итоге победила не голландская, а английская школа кораблестроения, подразумевавшая наличие транца. Транец обычно богато украшался росписью и резьбой по дереву, на нём располагались окна капитанской каюты и офицерского салона, многоэтажные галереи с балюстрадами.

Отход от транцевой кормы наметился лишь в начале XIX века, когда сюрвеер (наблюдающий за строительством кораблей) британского Королевского флота сэр Роберт Сеппингс обратил внимание на то, что плоская корма ослабляет конструкцию корпуса и делает корабль уязвимым к продольному огню артиллерии. Он предложил делать корму не плоской, а круглой или эллиптической, с поворотными шпангоутами и толстой обшивкой, соответствующей бортовой. Это нововведение быстро распространилось во всех флотах мира.

Китайцы на своих джонках с самого начала выполняли корму транцевой, по сути это была последняя из поперечных переборок, которые у джонок играли роль шпангоутов . Более того, носовая часть джонок также нередко имела транцевую конструкцию.

В современном судостроении

К середине XIX века транцевая корма практически вышла из употребления на больших судах и кораблях, применяли её лишь при строительстве шлюпок и небольших судов прибрежного плавания.

После появления быстроходных паровых кораблей получили распространения кормы с очень острыми обводами, соответствующими наилучшей обтекаемости корпуса. Однако оказалось, что на высокой скорости такой корпус с острыми образованиями кормы приобретает сильный дифферент на корму из-за малого запаса плавучести в кормовых отсеках. Кроме того, корма сильно забрызгивалась водой, а гребные винты оказывались уязвимы к боковым ударам, для чего над ними приходилось выполнять специальное ограждение. Поэтому в первой половине XX века наметился переход обратно к транцевой корме.

Например, на советских быстроходных (43 узла) лидерах эсминцев проекта 1 «Ленинград» корма имела острые образования, однако в ходе испытаний было выявлено появление значительного кормового дифферента на полном ходу, что вынуждало принимать балласт в носовые отсеки, ухудшавший ходовые качества корабля. Поэтому на переработанном варианте проекта - лидерах пр. 38 «Минск» - конструкторы применили транцевую корму. Лидеры типа «Минск» с транцевой кормой показали на испытаниях несколько меньшую по сравнению с «Ленинградами» скорость (примерно на 3 узла) из-за ухудшения обтекания корпуса, однако на службе их скоростные возможности оказались вполне сравнимыми, при этом корабли с транцевой кормой были намного удобнее в эксплуатации, а также проще и дешевле в постройке.

Транцевая корма парусника.

Корма́ - задняя часть корпуса корабля (судна), подразделяется на надводную и подводную части . Форма подводной части кормы в определённой мере влияет на управляемость судна и сопротивление воды его движению. Форма надводной части кормы зависит от предназначения корабля (судна) и его размеров. Кормовая часть корабля была обычно рядом с управляющими элементами корабля (руль , судовые колёса, винт и т. д). Поэтому кормовая часть корабля обычно принадлежала капитану и в этой части корабля находились капитан и его помощники. Кормовая часть корабля обычно была защищена от ветра при движении корабля, в ней располагались элементы убранства корабля (галереи , каюты и хранились награды, которые были вручены этому кораблю).Кормовая часть корабля была самая уязвимая - поэтому в бою основной целью была корма. В кормовой части стали размещать основные приборы корабля.Также термин применим к авиации, в отношении воздушных судов.

В деревянном судостроении

Корма судна Soleil Royal

Изначально парусные корабли имели практически симметричные обводы носовой и кормовой частей, что, в частности, позволяло парусно-гребному кораблю легко причаливать носом к необорудованному побережью и отходить от него задним ходом. Однако по мере увеличения размеров кораблей это преимущество оказалось менее актуальным, зато появилась необходимость во вместительных внутренних помещениях для размещения груза и команды.

Так как длина корабля была ограничена, получить дополнительный объём можно было за счёт придания корме более полных обводов и возведения кормовой надстройки - полуюта (ахтеркастля). Кроме того, появление около XII века навесного руля вместо рулевых вёсел вынуждало придавать ахтерштевню прямую форму, что также способствовало изменению формы кормы в целом. Со временем появились корпуса, у которых корма была «срезана», что позволило упростить её конструкцию, а сам срез - транец (или иначе шпигель , от нем. Spiegel - зеркало) - зашит досками.

Видимо, впервые плоская транцевая корма появилась на каравеллах около XV века. Впоследствии она распространилась практически на все типы судов и кораблей и на столетия стала характерной деталью европейского кораблестроения. Хотя, к примеру, голландцы обычно строили корабли не с транцевой, а с очень полной округлой кормой (см. Флейт) . Однако в конечном итоге победила не голландская, а английская школа кораблестроения, подразумевавшая наличие транца. Транец обычно богато украшался росписью и резьбой по дереву, на нём располагались окна капитанской каюты и офицерского салона, многоэтажные галереи с балюстрадами.

Отход от транцевой кормы наметился лишь в начале XIX века, когда сюрвеер (наблюдающий за строительством кораблей) британского Королевского флота сэр Роберт Сеппингс обратил внимание на то, что плоская корма ослабляет конструкцию корпуса и делает корабль уязвимым к продольному огню артиллерии. Он предложил делать корму не плоской, а круглой или эллиптической, с поворотными шпангоутами и толстой обшивкой, соответствующей бортовой. Это нововведение быстро распространилось во всех флотах мира.

Китайцы на своих джонках с самого начала выполняли корму транцевой, по сути это была последняя из поперечных переборок, которые у джонок играли роль шпангоутов . Более того, носовая часть джонок также нередко имела транцевую конструкцию.

В современном судостроении

Транцевая корма современного судна.

К середине XIX века транцевая корма практически вышла из употребления на больших судах и кораблях, применяли её лишь при строительстве шлюпок и небольших судов прибрежного плавания.

После появления быстроходных паровых кораблей получили распространения кормы с очень острыми обводами, соответствующими наилучшей обтекаемости корпуса. Однако оказалось, что на высокой скорости такой корпус с острыми образованиями кормы приобретает сильный дифферент на корму из-за малого запаса плавучести в кормовых отсеках. Кроме того, корма сильно забрызгивалась водой, а гребные винты оказывались уязвимы к боковым ударам, для чего над ними приходилось выполнять специальное ограждение. Поэтому в первой половине XX века наметился переход обратно к транцевой корме.

Например, на советских быстроходных (43 узла) лидерах эсминцев проекта 1 «Ленинград» корма имела острые образования, однако в ходе испытаний было выявлено появление значительного кормового дифферента на полном ходу, что вынуждало принимать балласт в носовые отсеки, ухудшавший ходовые качества корабля. Поэтому на переработанном варианте проекта - лидерах пр. 38 «Минск» - конструкторы применили транцевую корму. Лидеры типа «Минск» с транцевой кормой показали на испытаниях несколько меньшую по сравнению с «Ленинградами» скорость (примерно на 3 узла) из-за ухудшения обтекания корпуса, однако на службе их скоростные возможности оказались вполне сравнимыми, при этом корабли с транцевой кормой были намного удобнее в эксплуатации, а также проще и дешевле в постройке.

Транцевая корма предотвращает появление дифферента на высокой скорости, почти не забрызгивается водой и хорошо защищает гребные винты. Кроме того, на ней удобно располагать минные скаты, предназначенные для сброса

корма на судне

Альтернативные описания

Зенон Марсель (1903-83) бельг. физиолог и радиобиолог

Перл (1892-1973) американская писательница, романы «Земля», «Сыновья», Нобелевская премия 1938

Тим (1891-1973) один из организаторов КП Канады

Большой сосуд для жидкости

Ненасытное брюхо железного коня

Носовая надстройка судна

Носовая часть верх. (осн.) палубы корабля (судна) от форштевня до фок-мачты или носовой надстройки (ходового мостика)

Картина Шардена «Медный...»

Большой сосуд для жидкостей

Американский биолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 2004 года за исследования обонятельных рецепторов и организации системы органов обоняния

Картина французского живописца Ж. Шардена «Медный...»

Писательница, псевдоним И. Седж, лауреат Нобелевской премии (1938 г.)

Куда вставляют пистолет на заправке?

Топливный...

Мусорный...

Бензиновое чрево машины

Носовая часть верхней палубы корабля, надстройка на ней

Носовая часть палубы

Емкость больше ведра

Емкость литров на сорок

Мусорный контейнер

Мусорная емкость

. «чрево» бензина у авто

Емкость для бензина

Емкость для топлива

Надстройка на судне

Надстройка на носу судна

Выросшая цистерна

Большой сосуд

Ненасытное автобрюхо

Емкость

. «аккумулятор» бензина в авто

Сосуд с краником

Большая емкость

Максикастрюля

Бензиновая емкость автомобиля

Автомобильный «желудок»

Спереди от фокмачты

Носовая надстройка корабля

Цистерна

. «желудок» автомобмоя

Резервуар

Большая кастрюля

Передняя часть шлюпки

Большой сосуд

Носовая часть палубы

Американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе

. Ёмкость, большой сосуд для жидкостей

Американская писательница (1892-1973, Нобелевская премия 1938)

Немецкий физик (1881-1959)

Бельгийский физиолог и радиобиолог (1903-1983)

Американский генетик (Нобелевская премия 2004, вместе с Р. Акселем)

. "Аккумулятор" бензина в авто

. "Желудок" автомобмоя

. "чрево" бензина у авто

Перл (1892-1973) американская писательница, романы "Земля", "Сыновья", Нобелевская премия 1938

Автомобильный "желудок"

Картина Шардена "Медный..."

Картина французского живописца Ж. Шардена "Медный..."

Куда вставляют пистолет на заправке

М. морск. часть верхней палубы судна, от передней (фок) мачты до самого носа (средняя часть шканцы, задняя или кормовая ют). На мелких или беспалубных судах это же пространство или бывающий на этом месте помост. Деревянная круглая лоханочка, служащая нижним чинам в море вместо миски, чашки; часть артели, которая ест из одного бака. нашей артели четыре бака. Бачный, баковый, до бака относящийся

Не закрывающая щеку бакенбарда