Евгения тимонова личная жизнь. Тимонова Евгения Валентиновна: биография, личная жизнь

  • 14.04.2024

Евгения Тимонова

Натуралист. Образование: биологический факультет ТГУ, факультет литературоведения и факультет психологии НГПУ. Автор и ведущая программы «Все как у зверей» на ютьюб-канале и телеканале «Живая планета»

Вообще-то, я не люблю писать колонки - мне больше нравится читать лекции, чтобы видеть глаза живых людей. Кажется, что во время лекции перед большой аудиторией все равно, на кого смотреть, но на самом деле это не так. Я всегда выбираю людей со светлыми глазами и говорю, обращаясь к ним. Светлые - в буквальном смысле: серые, голубые, зеленые. Давно замечено, что у светлоглазых по сравнению с кареглазыми лучше развиты эмпатия и эмоциональный интеллект: с ними легче устанавливать контакт, они охотнее дают обратную связь, лучше усваивают информацию и в целом готовы к конструктивному диалогу. Да вы сами наверняка замечали эту разницу.

А теперь - внимание внутрь. Что вы сейчас чувствуете? Ну, кроме неловкости за человека, которого попросили написать научно-популярную статью, а он втирает какую-то дичь. Это действительно зависит от цвета ваших глаз: если они темные, то в них сейчас наверняка отражается что-то похожее на обиду, гнев и прочие эмоциональные реакции, сигнализирующие о нарушении представлений о справедливости. В них так и написано: «Да что она несет?!» Если же ваши глаза светлые, то возмутились вы гораздо меньше, может, даже совсем не возмутились, хотя удивились, конечно: «Да, это как-то немного странно, но что-то в этом есть…» Удивление - эфемерная эмоция, она проходит стремительно, а вместо нее появляется уверенность - сначала теплая и податливая, но скоро она крепчает: «А в целом да, похоже на правду! Как я этого раньше не замечал? Хотя нет, замечал!»

Сейчас вы сидите перед монитором один на один с этим странноватым текстом, а его автор - просто фотография, так что излить свои эмоции вам совершенно некуда. Именно поэтому читать лекции я люблю больше, чем писать колонки: на лекции прекрасно видно, как в этот момент происходит поляризация аудитории. Сами того не желая, кареглазые начинают нехорошо коситься по сторонам, ища того, о ком можно будет подумать: «Ну и где тут эмоциональный интеллект?! Рожа тупая, как вымя!» Голубоглазые на фоне легкого чувства превосходства вдруг замечают, что кареглазые и правда смотрят на них как-то неэмпатично. А я сама, сильно упав в карих глазах аудитории, но приподнявшись в голубых, получаю в руки инструмент для манипуляции несколькими десятками незнакомых мне людей. Лекция превращается в практикум, и дальше можно с помощью нескольких нехитрых приемов оставить целую аудиторию взведенной и обиженной друг на друга и - особенно - на меня, а можно вскрыть карты и вместе поразбираться, что происходит.

Из-за того, что эти механизмы такие глубокие, мощные и слабо осознаваемые, они становятся идеальным инструментом для межчеловеческой манипуляции

Потребность объединяться в одну группу и противостоять другой сидит в нашей прошивке настолько глубоко, что мы даже не осознаем, насколько она влияет на нас и на решения, которые мы принимаем. И если бы она одна - под человеческим поведением существует мощный неосознаваемый базис: врожденный, природный, животный, генетически детерминированный. Это не инстинкты в чистом виде (у высших приматов, включая человека, их уже нет), не жесткое предписание и не приговор - это просто путь наименьшего сопротивления, привычные тропинки нейронного контура, протоптанные тысячами поколений наших предков. Благодаря им одни поведенческие схемы нам усвоить проще, чем другие: на что-то мы ведемся гораздо охотнее, что-то дается нам тяжело, а что-то будто само возникает в голове - как внутренний голос.

Все эти врожденные психологические болванки, заготовки под будущее поведение, очень помогали нам выживать в суровые доисторические времена, когда мозгов было мало, а опасностей - много. И сейчас из них можно извлечь если не пользу, то хотя бы удовольствие. Но есть и темная сторона: из-за того, что эти механизмы такие глубокие, мощные и слабо осознаваемые, они становятся идеальным инструментом для межчеловеческой манипуляции. И пользуются ими не только развлекающиеся лекторы, но и ребята с целями похуже.

Потребность объединяться - самый мощный из этих механизмов и по силе воздействия, и по охвату аудитории. Собственно, способность объединяться в большие группы и сделала нас людьми. Для шимпанзе предел коллектива - примерно 50 особей, для древнего человека - уже 150, это называется числом Данбара (количество постоянных социальных связей, которые может поддерживать один человек. - Прим.ред. ). Троекратное увеличение группы понадобилось, для того чтобы победить другую группу и захватить ее ресурсы: территорию, еду, репродуктивных самок. Пара миллионов лет таких практик сформировала Homo sapiens - гиперсоциальный вид с выраженной межгрупповой конкуренцией.

Общество для нас - это все. Правда, не все общество сразу, а какая-то его часть, то есть «свои». У нас есть сильнейшая потребность выделить из бескрайней человеческой массы этих самых «своих», чтобы с ними объединиться. По каким критериям - не важно. Это могут быть родственные связи, эстетические вкусы, политические пристрастия, язык, религия, территория, да хоть цвет глаз - история знала поводы и нелепее. Главное - отличать «своих» от «чужих».

Преданность своей группе мы проявляем через парохиальный альтруизм (альтруизм, направленный только на «своих». - Прим. ред .). А сплоченность поддерживаем за счет агрессии к чужой группе, особенно когда она расположилась неподалеку и явно, чует сердце, задумала нехорошее. Тут возникает интересный эффект: неприязнь к чужим заставляет лучше относиться к представителям своей группы. Возможно, раньше они мне не особенно нравились, но теперь я с радостью отдам им последнюю рубаху, и это только начало. Ах, этот окситоцино-дофаминовый (так называемые гормоны счастья. - Прим. ред. ) дольче эт декорум (строка из оды Горация «Dulce et decorum est pro patria mori» на латыни - буквально «Сладостно и почетно умереть за родину». - Прим. ред. ), пьянящая эйфория единения перед лицом общего врага. Я хочу обниматься и воевать, хочу братской любви, вражеской крови! Но не потому, что чужие такие плохие, а свои такие хорошие, а потому, что древние механизмы моей психики заставляют меня все это испытывать.

Рефлексы защищают нас от внешних опасностей, а рефлексия - от внутренних

По сути, любой парохиальный (парохиальность - местечковость, ориентированность на свою группу. - Прим. ред. ) угар, объединяющий членов одной группы против членов другой, - патриотический, либеральный, религиозный, атеистический, гомофобный, революционный, фанатский - действует на нашу психику подобно ПМС. Он плевал на факты, он презирает рациональные аргументы и потому способен так накачать вас эмоциями, что если вы не включите голову принудительно, то, неровен час, и правда можете кого-нибудь убить.

Но если вы понимаете природу происходящего, то лучше посидите, подождите, порадуйте мир желчными максимами «ПМС не портит настроение, он просто организует событийность наихудшим из возможных способов» - и все пройдет. Рефлексы защищают нас от внешних опасностей, а рефлексия - от внутренних. Люди, которые осознают, что с ними на самом деле происходит, реже совершают поступки, о которых им приходится жалеть, хуже ведутся на манипуляции, не рвутся причинять добро и карать зло, они устойчивы к пропаганде… только встречаются гораздо реже. Хотя их число растет: медленно с точки зрения человеческой жизни, но очень быстро с точки зрения эволюции.

Парохиальный комплекс «преданность своим ft. агрессия к чужакам» - древний механизм. Его придумали не мы, не наши палеолитические предки и даже не обезьяны, от которых они произошли. Он работает у всех социальных животных: собак, крыс, ворон. Даже у рыб. Поставьте зеркало перед самцом-колюшкой, и он выбьется из сил, защищая территорию от своего отражения. Но если вы поставите еще одно зеркало сбоку, он снова воспрянет, увидев, что какой-то славный парень бьется с ним плечом к плечу.

Для колюшки это совершенно нормально - ведь это просто рыба без особого самосознания. Самосознание появляется только у некоторых высших животных, которые способны узнавать себя в зеркале. У человека это происходит в возрасте около двух лет и сохраняется всю жизнь, хотя битвы в комментариях под показывают, что взрослые люди иногда начисто утрачивают способность узнавать себя в зеркале, видимо, вместе с самосознанием. И вот тут самое время напомнить, что глаза - это тоже зеркало. И ваши, и вашего оппонента - и карие, и голубые. Давайте смотреться в них почаще и в том, что видим, стараться каждый раз узнавать себя.

Видеоблог "Все как у зверей" Евгения Тимонова начала вести, уйдя с работы в рекламе, на которой платили $10 тыс. в месяц. Многие темы Тимоновой вряд ли могли быть подняты в передачах о животных на федеральных телеканалах. Но именно выпуски о прыщах и многоженстве, гомофобии и патриотизме привлекают интересную рекламодателям аудиторию, которая брезгует обычным ТВ.


АЛЕКСЕЙ БОЯРСКИЙ, ЮРИЙ ЛЬВОВ


Вообще-то "Все как у зверей" можно и детям. Тестируем выпуск "Как приручили котиков" на второкласснике. "Ловлю мышей. Уровень — бог",— объясняет Тимонова суть оферты, которую 10 тыс. лет назад сделали нашим предкам предки нынешних барсиков. При этом за истекший с тех пор период собаки, например, чему только не научились, а котики, не скрывает восхищения Тимонова, не научились вообще ничему новому: "Могу ловить мышей. Могу не ловить". Пацан смеется. Ведущая сует в кадр пакет кошачьего корма известной фирмы и прямо говорит: корм хороший. Но даже этот ход не выглядит грубым после слащавых телероликов про кисок, ведь это же нам говорит сама Тимонова, пиарщик эволюции.

Детям, конечно, ее можно только в ограниченных дозах. "Людям нравится, когда их сравнивают со львом, а на самом деле лев — животное-м...дак" — это один из самых известных ее посылов, ставший мемом. И верно, м...дак — точнее не скажешь. Лев тунеядствует: сам не охотится, отбирает добычу у львиц, от охотника убегает первым, но целыми днями ревет и дерется. Не считая секса по 40 раз в день.

В выпуске "Ложь, наглая ложь и мать их мимикрия" Тимонова, постоянно изменяя окрас, учит нас виртуозно лгать, а в самой успешной своей передаче "Звериный оскал патриотизма" (более 1,1 млн просмотров на YouTube) рассказывает о животной природе такого чувства, как любовь к родине. При этом злит ведущая десятки патриотично настроенных комментаторов, чаще всего это чувство совершенно не полезно самой особи, а нужно вожаку, который преследует собственные цели и соплеменников в грош не ставит. Звучит политично, как и передача о том, что гомосексуализм встречается в природе повсеместно, а вот гомофобия вообще не встречается, поэтому именно она противоестественна. Но политика для Тимоновой явно не самоцель. "В кого люди такие", "О чем умолчал Николай Николаевич Дроздов" — вот слоганы передачи. Мы едем на встречу с Тимоновой в джунгли, благо это недалеко: центр Москвы, оранжерея Аптекарского огорода Ботанического сада МГУ. Здесь в невероятной зелени и цветении она снимает передачу о трипофобии — боязни открытых отверстий, всяких язв и увеличенных кожных пор.

"Теперь я достаю из кустов опарышей, и погнали"


Два оператора с камерами, парень со звукозаписывающей аппаратурой, ассистент с прожектором и еще дама с пустыми руками — видимо, режиссер. "Пока вы, задрав голову, любуетесь на всю эту замечательную флору, на вас самих из зарослей с нескрываемым гастрономическим интересом смотрят тысячи глаз",— с самыми милыми интонациями повествует идущая на камеру Тимонова. Господи, да кто же тут хочет нас сожрать? Она достает планшет и демонстрирует картинку: из глубоких отверстий какого-то растения высовывают глазастые головки то ли гусеницы, то ли еще какие-то омерзительные насекомые. "Ааа! Страшно?! — она со смехом тычет планшет прямо в камеру оператора.— Омерзительные насекомые, говорите? Именно так эту картинку и воспринимает большинство людей. А на самом деле это всего лишь соцветие лотоса с семенами внутри". Но есть вещи и действительно пугающие.

Как таковой редколлегии, выбирающей темы, у проекта "Все как у зверей" нет. ""Звериному оскалу патриотизма" мы не прочили никаких миллионов просмотров, более того, думали, его вообще мало кто до конца осилит,— пожимает плечами Тимонова.— Тема должна быть интересна мне — это главный критерий выбора, если не единственный".

Как рождаются темы-ассоциации, мы наблюдаем на следующем месте съемок — в Московском зоопарке. Евгения сюда заходит через служебный вход. После запуска в 2013 году быстро набравшего популярность видеоблога сотрудники зоопарка сами вышли на нее, предложив содействие в подготовке материалов. В террариуме на шею Евгении бросается дежурный кипер Александр. Читаем надписи на табличках: "Монгольская жаба", "Квакша дальневосточная", "Баросский тритон". Для фото в журнал выбираем, какое бы существо поколоритнее дать Тимоновой в руки. Останавливаемся перед аквариумом с огромной лягушкой с внешностью борца сумо. На табличке она значится как "Африканский водонос".

"Это самец, ядовитый, но яд только в коже, зубы есть, в природе кусается, но у нас вполне спокоен — можно взять в руки",— говорит Александр. Тимонова берет лягушку — такую дыньку с мордой-чемоданом — двумя руками под брюхо. "Килограмма полтора",— оценивает она, ласково удерживая малоприятное существо. "И из них полкило — моча,— замечает Александр.— Запасает жидкость на случай засухи".

Пока идет фотосессия, Евгения рассказывает о водоносе: оказывается, тоже многоженец, как и лев. Только у этого вида самцы бьются не за самок (гарем), а за место в луже, то есть жилую недвижимость. А самки уже выбирают самца по наличию этой жилплощади и ее размеру. "А ведь это может стать темой нового выпуска — квартирный вопрос, который испортил не только людей",— говорит Тимонова, подхватывая начинающую ерзать лягушку.

Водонос выпускает на руки видеоблогеру свой резерв жидкости. Лужа на полу — как после собаки средних размеров. Тимонова в восторге: "Ой, он написал на меня!" На съемках она постоянно кого-то берет в руки, но обычно все проходит без эксцессов. "Не кусали, но покусывали. Морская свинка, афалина, императорский скорпион, попугай ара, циветта... До крови дошло только с калимантанским муравьем-солдатом, но это была полностью моя инициатива — хотела показать на камеру, как он защищает колонну муравьев-фуражиров. И он показал. Еще отличился калонг, индонезийская гигантская летучая лисица. Что удивительно, прокус бесследно зажил уже на следующий день. С интересом ждала полнолуния, но обошлось. А самые страшные покусы были от комаров в Беловежской пуще. Думали, живьем сожрут. Еще муха цеце кусала. Пока что без последствий, но вообще инкубационный период сонной болезни до десяти лет". Тимонова готова увлеченно описывать чудеса природы и без камеры. Продолжаем прогулку по зоопарку — Евгения может выступать здесь экскурсоводом. Как выясняется, благотворительный фонд "Эволюция" уже и продает "экскурсию с Евгенией Тимоновой". "Деньги идут на благотворительность, равно как и сборы от моих лекций, за вход на некоторые из них берут по 500 руб.,— поясняет Евгения.— Я в этом участвую бесплатно".

В слоновнике к нам подходит девушка: "Ой, вы Евгения Тимонова? Мы с мужем ваши поклонники. Можно с вами сфотографироваться?"

Натуральный бизнес


Тимонова из Новосибирска, еще в детстве считала себя биологом, таскала домой жуков и червяков. Уговаривала родителей купить собаку, но уломать их удалось только на аквариум. Точнее, на пять аквариумов. "Народившихся мальков я сдавала в зоомагазины за деньги",— вспоминает она. Мечтала заниматься фауной морей и океанов, поступила на биофак Новосибирского государственного университета. Но дошла до третьего курса, на котором настала пора изучать любимых животных, вскрывая их скальпелем, тут и поняла, что ей интересно поведение живых существ, а не их строение, и вообще, не биолог она, а натуралист. Бросив биофак, выучилась на филолога и пошла работать в рекламу. Но интерес к животному миру не исчез. Постоянно развлекала коллег рассказами, как все "происходит у зверей". Коллеги привычно замечали, что тебе, Тимонова, с этим по телевизору надо выступать.

"В рекламе я отработала более десяти лет, последнее место — крупное агентство BBDO. Мне там стало уже скучно, а они такие вещи хорошо чувствуют. Ну мы и расстались,— рассказывает Тимонова.— Потом параллельно писала колонки в матовый женский журнал. Колонки совсем не про животных. Но была и одна про того самого льва-м...дака". В 2012 году Тимонова победила в конкурсе одной из компаний на лучшую идею видеоролика об исследовании пользы морской воды. Приз — поездка на Адриатику и съемка серии репортажей на деньги спонсора. Там она познакомилась с владельцем голландского рекламного агентства Сергеем Фененко. "Он прочитал колонку про льва и сказал, что из этого можно было бы сделать классный видеосюжет. А дальше делать в таком же ключе цикл передач,— вспоминает Тимонова.— Сначала думали о ТВ, но туда просто так не попадешь, а потом поняли, что сами себе телевизор".

Сергей Фененко — режиссер и партнер Тимоновой в проекте: у обоих по 50%. "Материал для первых восьми роликов, в том числе и про льва, мы сняли в Кении — отправились туда на три недели, потратив на всю поездку около $8 тыс. Можно считать, что просто отдыхали и попутно снимали. Никакой съемочной группы тогда еще не было — Сергей снимал сам. И первый год работали только вдвоем. Во второй год к нам присоединился в качестве художника Андрей, ставший впоследствии моим мужем, а на третий год мы пригласили и профессионального оператора,— рассказывает Тимонова.— Два года мы только вкладывали — выпустили около двадцати роликов".

Потом подтянулись рекламодатели — например, сотовый оператор Yota заплатил €6 тыс. за шесть выпусков, снятых в Португалии. Один из этих роликов как раз "Звериный оскал патриотизма". "Мы написали синопсисы сценариев, объявили через соцсети о поиске спонсора. Yota откликнулась быстрее всех. Заключили договор на 100 тыс. просмотров спонсированных роликов об эволюции этики плюс 20 тыс. просмотров спецсюжета о природных изобретениях. Yota совершенно не вмешивалась в творческий процесс, не пыталась его контролировать и полностью доверилась нам, за что в итоге получила почти 2 млн просмотров, и эта цифра продолжает расти",— о бизнесе, связанном с рекламой, Тимонова говорит столь же непринужденно, как о зверях.

На телевидение Евгения в итоге тоже попала. Команда, которую мы застали в Аптекарском огороде,— это не ее коллектив, а съемочная группа телеканала "Живая планета". "Мы подписали контракт на 18 выпусков. С ними недавно съездили в Африку, все там отсняли. А то, что вы видели в Ботаническом саду, так у нас этот сюжет ветром задуло — пришлось в оранжерее переснимать,— рассказывает Тимонова.— Идеи мои, сценарий мой. Снимаю свой стандартный десятиминутный выпуск плюс еще 16 минут довесок. Полный сюжет показывают на "Живой планете", а десятиминутный — на моем канале".

Съемки нового сезона летом 2016 года запланированы в Индии, но спонсоров пока нет — пока опять будут снимать на свои. "Средней себестоимости у ролика нет, снятое на Калимантане обходится нам в одну сумму, снятое в Москве — в другую, но заказчик платит за резонанс и количество просмотров, а уж какими средствами мы это добиваемся, это технический вопрос. Хотя картинка, снятая в экзотическом месте, всегда интереснее и привлекательнее. Но успех ролика — это не только картинка",— говорит Тимонова. Сезон — шесть выпусков. Спонсорство сезона — от €7,9 тыс. без НДС, один спецвыпуск — €3,5 тыс.

Миллионные просмотры обычно набирают ролики из категории "поржать" — это дешевая аудитория. Мой же канал — "для умных", его смотрят люди со сравнительно высоким IQ

"В рекламе я зарабатывала в переводе на валюту около $10 тыс. в месяц. Здесь пока таких денег нет, но мы понемногу движемся в эту сторону. Правда, и курс доллара сейчас другой. Так что это точно не дауншифтинг",— смеется Тимонова. Основным заработок на проекте является и для художника-мультипликатора, работавшего раньше в студии "Пилот" Андрея Кузнецова, мужа Евгении. Андрей, конечно, выполняет другие заказы, да и сама Тимонова читает курс по видеоблогингу в Московской школе радио и телевидения. Принято считать, что популярные видеоблогеры получают ощутимые деньги от самого YouTube — долю от рекламы хостинга. По словам Тимоновой, в ее случае отчисления YouTube копеечные — до $100 в месяц.

У того же выпуска про котиков при 118 тыс. просмотров 6 тыс. лайков и 400 комментов. Это 5,4% от количества просмотров, в то время как обычный уровень для популярного видео на YouTube — около 0,5-0,7%.

"Популярность наших роликов ниже, чем у самых популярных блогеров YouTube. Обычный наш ролик набирает в первый год более 100 тыс. просмотров, а видео топ-блогеров — миллионы. Но тут, конечно, разница в аудитории: миллионные просмотры обычно набирают ролики из категории "поржать" — это дешевая аудитория,— рассуждает Тимонова.— Мой же канал — "для умных", его смотрят люди со сравнительно высоким IQ, высока доля и детей, но это тоже умные дети. Такую аудиторию трудно зацепить ТВ и печатной прессой, эти люди резистентны к рекламе по традиционным каналам, их медиа — интернет".

Дикая смерть

Натуралисты нередко становятся жертвами нападения животных.


Одна из недавних историй - нападение оцелота (дикой кошки) на ведущего шоу о животных Brave Wilderness Койота Петерсона. Видеоролик, в котором оно запечатлено, выложили в YouTube 17 мая. Сюжет о жизни оцелотов снимался ночью, когда животные выходят на охоту. В итоге хищники поохотились на саму съемочную группу. Ведущий взмахнул рукой, оцелоту это не понравилось. Кошка прыгнула журналисту на голову, оцарапала лицо и покусала уши.

Предсказать, когда и какое действие человека вызовет недовольство животного, часто не может даже опытный натуралист. В 2015 году фотограф дикой природы Кристоф Курто снимал гориллу в парке Бирунга в Руанде. Спокойно встав на колено, он навел объектив на животное. Горилла мигом бросилась на фотографа и повалила на землю. Пострадавший тогда отделался лишь небольшим шрамом на лбу.

Авторы научно-популярных шоу часто преднамеренно подвергают себя опасности. В 2014 году натуралист Пол Разоли должен был быть проглочен пятиметровой анакондой на съемках фильма канала Discovery. Проглочен в самом прямом смысле: ученому изготовили специальный защитный скафандр, обеспечивавший его воздухом, с датчиками дыхания и сердцебиения. В этом скафандре он собирался попасть внутрь змеи, а потом рассказать об увиденном и своих ощущениях. Дабы привлечь внимание хищника, скафандр специально вымазали свиной кровью. Но все пошло не так. Глотать человека в скафандре змея побрезговала, однако стала душить - скафандр едва спас исследователя.

Смертельные случаи тоже не редкость. В 2003 году российский ученый и фотограф Виталий Николаенко был растерзан медведем. В 200 км от Петропавловска-Камчатского он фотографировал спящего медведя. Внезапно зверь проснулся. Фотограф успел выпустить в медведя паралитический газ из баллончика, но это не остановило хищника.

Знаменитый австралийский натуралист, тележурналист, автор сериала «Охотник на крокодилов» Стив Ирвин однажды нырнул вместе с крокодилом и был укушен - получил травму руки. В другой раз кенгуру сильным ударом разбил ему губу. В 2006 году Стив Ирвин с оператором делали подводную съемку больших хвостоколов (скатов) для фильма «Смертельно опасные существа океана». Случаи нападения на человека этих хищников крайне редки, да и для натуралиста это было уже не первое погружение к скатам. Но в этот раз один из скатов поднял свой хвост с ядовитым жалом на конце и ударил им проплывающего над ним журналиста прямо в грудь. Журналист погиб. Плывший сзади оператор успел все заснять.

Но обаяния у Тимоновой действительно вагон. Мы встретились с ней в Москве в перерыве между двумя экспедициями, по Австралии и Камчатке, в восточном кафе. Евгения ела плов и рассказывала о гомофобии, картине мира, эволюции и сексе - и это было обаятельно и увлекательно, как 10 выпусков «Все как у зверей» подряд.

По-прежнему самым популярным вашим выпуском остается ранний «Лев - животное-мудак» с миллионом просмотров. Или «Секс в воде», где вы вся такая красивая на пляже рассказываете о сексе морских обитателей, разных актиний и прочих существ, названий которых я не выговорю. Провокация - ваша цель?

Мы не устраиваем намеренных провокаций. Принцип нашей программы - через поведение животных объяснить поведение людей, чтобы люди узнали себя, получили ответы на свои вопросы или, наоборот, задали вопросы себе. Например, выпуск о гомосексуальности с примерами нетрадиционной ориентации у баранов мы сделали максимально корректным и взвешенным: ни тем, ни другим. Поэтому в комментах к тому выпуску главным настроением была растерянность: мол, а куда бежать, кого бить-то?

Гомофобы удивляются: а в Чечне-то ОНИ откуда?! Говоришь: вот тебе нравятся девочки - что с тобой нужно сделать, как распропагандировать, чтобы ты захотел обниматься-целоваться с мальчиками? Это биология, это вне «нравственности». Не дают ответа. Почему?

Хороший вопрос! Я попыталась ответить на него в своей недавней колонке . Гомофобия иррациональна, в ней один аргумент смешнее другого. «Это неестественно» - вспоминаем тех же баранов и еще тысячи видов, которые тоже бывают «такими». «Гомосексуальная связь не дает потомства» - лесбийская пара может дать в два раза больше потомства, чем традиционная, там ведь две женщины, Капитан. И вообще, актуальная демографическая проблема человечества - не сокращение популяции, а, наоборот, перенаселенность.

Раз уж об этом зашла речь, то простое биологическое воспроизводство - задача животного мира, а для нас, если мы мним себя хозяевами этой планеты, более важна социальная эволюция, свойственная только нам.

Залог выживания вида гомо сапиенс сегодня - этика, с которой не очень все хорошо. Только этика позволит избежать глобальных войн и гармонизировать наши отношения с пространством, где мы живем.

С гомофобами более-менее разобрались; как быть с другими агрессивными проповедниками ненаучных взглядов - креационистами? Что отвечать им?

Да можно ничего особенного и не отвечать, кто их слушает-то.

Если серьезно, научный взгляд на мир подразумевает использование пресловутой «бритвы Оккама»: если для объяснения одного явления достаточно одного набора фактов, не нужно придумывать еще что-то. Рациональных объяснений возникновения жизни именно здесь и развития именно таким образом хватает.

У креационистов же припекает по уважительным причинам. Трудно согласиться с тем, что из неорганики случайно возникла органика, потом в ней опять же случайно собрались РНК, и понеслась… Позвольте, говорят креационисты, прошло всего каких-то три с половиной миллиарда лет, и вот из этой слизи якобы получились мы, такие разумные и прекрасные? Невозможно представить масштаб этого времени.

К тому же у нас, людей, есть большая потребность в противопоставлении себя другим существам. Это, собственно, когда-то и сформировало наш вид; у нас очень высокая внутригрупповая кооперация и очень жесткая межвидовая конкуренция. Есть Мы, и должны быть Они - другие, которые хуже, глупее, недостойнее Нас.

И поэтому когда говорится: Они - это тоже Мы, что человек также родом из этого первобытного бульона, что он не произошел от обезьяны, а и есть обезьяна, что мы не венец эволюции, а одна ее маленькая ветвь, - происходит, как говорится, разрыв шаблона.

Что креационисты; возьмем лингвистов, серьезных людей, носителей научного сознания. Они категорически отрицают наличие у животных разума и языка (Мы - Они).

Правда ли, что различие между мышлением человека и других высших животных (не только приматов) - не качественное, а количественное, что дело в объеме информации, которая может быть обработана в единицу времени?


- Но мы же никогда не сможем доказать это, представив себе внутренний мир собаки, гориллы.

Не «никогда», а, к сожалению, пока не можем.

Есть классическое понятие Umwelt, введенное Якобом Икскюлем, немецким биологом и зоопсихологом, который описал «внутренний мир» иксодового клеща. У него нет зрения, слуха, ничего, для него весь мир - это запах масляной кислоты. Это и есть его Umwelt. Фантастические для нас умвельты богомола с его глазами, летучей мыши с эхолокатором - как это можно представить?

- Есть известный проект по обучению шимпанзе языку глухонемых - амслену.

А еще есть провальный проект «Ним Чимпски», в котором детеныша шимпанзе учили этому языку, он вроде бы чему-то научился, но это было на уровне обычной дрессуры. Проект взяли на вооружение те, кто отрицает наличие животного разума, и долго потом говорили: чтобы мы про этот «язык животных» больше не слышали.

А шимпанзе Уошо ругалась: она переносила значение слова «грязный» - «запачканный» на «грязный» - «плохой». Лингвист Светлана Бурлак в книге «Происхождение языка», описывая этот проект, цитирует фразу, составленную Уошо на языке амслен: «грязный сортирный дьявол».

Та же Уошо про лебедя сказала «птица + вода». Но приматолог Франц де Вааль, который занимался этими шимпанзе, предупреждает, что эти случаи нужно проверять и еще раз проверять, потому что они, увы, могут оказаться статистикой, результатом избирательного внимания исследователя.


- Хорошо, одна обезьяна «умная», другая «глупая» - это ли не доказательство того, что Они - как Мы?

Еще бы. Более того: когнитивные различия проявляются не только на таких сложных уровнях, как владение жестовым языком. Уже про мышей можно сказать - одни более умные, другие менее. Птицы, рыбы - они все показывают различия в интеллекте, а следовательно, его наличие. Осьминоги используют орудия. Осы распознают человеческие лица.

- Зачем?!

Ну, собственно наши лица им глубоко безразличны, но они настолько хорошо распознают «лица» друг друга, что способны применять это и к другим существам.

Мы можем представить собственную ближайшую биологическую эволюцию, или наша судьба теперь будет определяться только социальным развитием?

Мы стоим на пороге квантового скачка в нашей биологической эволюции.

Совсем скоро мы научимся редактировать свой геном - и тогда сможем, грубо говоря, сделать с собой что угодно. То есть социальное - научно-технический прогресс - теперь будет определять биологическое.

Сначала будут побеждены возрастные заболевания, главное, в общем-то, наше биологическое безобразие. Все эти нейродегенеративные альцгеймеры - это ужас, этого не должно быть.

Но с точки зрения эволюции это ведь как раз будет плохо: старые, больные должны умирать, освобождать место, ресурсы?

А вот тут фокус: в нашем виде старые особи - не бесполезные поглотители ресурсов, а носители полезного опыта, как раз той этики, о которой мы говорили в начале и которая поможет нам выжить. Традиция человечности - это очень крутая эволюционная адаптация!


- Давайте наконец займемся сексом. Почему размножаться приятно - это стимул?

В деле «приятного» полового размножения мы, гоминиды, уже пришли на все готовенькое. Про беспозвоночных мы точно не знаем, но вот рыбы определенно получают удовольствие от спаривания, у них есть система вознаграждения, вот это все. Вообще, начать нужно с преимуществ именно полового размножения - оно дает генетическое разнообразие, невозможное при гермафродитизме. Быть гермафродитом ведь гораздо проще: не надо заморачиваться, кого-то искать… Но с разнообразием при этом беда. И именно спаривание двух особей связалось с нейромедиаторным подкреплением, вызывающим субъективное чувство удовольствия. А так как допамин универсален для всех организмов, все организмы, соответственно, и начали усиленно спариваться и размножаться.

Вас любят не только за научно-популярную фактологию, но и за литературные достоинства ваших сценариев. Есть планы помимо видео заняться непосредственно писательством?

В свое время я перешла с биофака Томского государственного университета на филфак Новосибирского государственного педагогического, когда поняла, что наука в чистом виде - это не мое. Грубо говоря, я не могла бессмысленно разрезать лягушку (разрезать и съесть при необходимости смогла бы). Какие-то просто достоевские метания я испытывала: я не могла, как другие, собирать коллекции бабочек, против их жизни эти коллекции не стоят ничего. Конвейер смерти вокруг биологии как науки в итоге оттолкнул меня, я ушла на филфак, и там было прекрасно…


- Короче, книжку напишете?

Да пишу я уже! Но пока со всеми нашими поездками, с моим ритмом, когда меня рвет на тысячу мелких медвежат, не получается. Это же надо сесть и написать.

Слоган «Программа о том, в кого мы такие» - о нашей схожести с другими животными. А чем все-таки человек принципиально отличается от них?

Наверное, все-таки речью. Как мы уже говорили, сигнальные системы есть у многих животных, но все это ерунда по сравнению с полнотой, богатством и уникальностью человеческого языка. С возможностью фиксации того самого умвельта и передачи его через поколения. Мы можем смотреть на мир глазами сотен живших до нас людей, взяв всего одну книгу, ту же «Войну и мир».

- А техника и технологии? Международная космическая станция?

Орангутан может сделать раздвижную антенну из палочек разных диаметров. Пройдут сотни миллионов лет - и вы получите антенну МКС.



Фотография: Serge Fenenko, Facebook

Из чего, собственно, «Все как у зверей» выросло? Из идеи, что биология, бестиарий - это универсальная метафора всех аспектов человеческого бытия. То есть все, что ты видишь у человека, имеет какую-то рифму в мире животных. И все, что мы видим у животных, имеет какой-то отголосок в том, что мы считаем чисто человеческим. И поиск вот этих рифм, созвучий, отражений - он фантастический.

Когда осознаешь, что жалко тратить жизнь на зарабатывание денег, все вдруг начинает складываться . Исчезает надоевшая работа, появляются люди, которые помогают сделать то, что ты, оказывается, всю жизнь хотел. Просто в один момент чувствуешь себя шариком в пинболе, который запускают, и он пошел. То есть здесь уже не зависит ничего от твоей воли, оно просто действительно складывается как-то само. И вдруг понимаешь, что мечта делать собственную программу была еще в раннем детстве, когда я смотрела «Ребятам о зверятах». У меня в детстве был неприличный багаж биологических знаний, и очень хотелось им делиться. Потом это все отошло на третий план и теперь вдруг всплыло. Бери и делай.


С этологией, наукой о врожденных формах поведения у животных и человека, не все так просто . Ее методы можно назвать научными с некоторой натяжкой. Этологическая гипотеза о поведении человека с большим трудом поддается проверке на фальсификацию. До создания этологии предполагалось, что все поведение животных диктуется условными и безусловными рефлексами. Но Конрад Лоренц доказал, что животные рождаются со сложным схемами в голове. Например, цыплята. Если им показать крестообразную фигуру, они падают и сжимаются в комочек, потому что крест похож на хищника, пикирующего сверху. И если новорожденному, который еще слабо фокусируется, показать последовательно три кружка, один больше другого, то младенец закрывает глаза, прячется - это тоже реакция на резкое приближение хищника. И вот такой ерунды очень-очень много. И насколько эти древние программы диктуют наше поведение, интересный вопрос.

Конечно, бывают вопросы разного уровня сложности. Первый выпуск был про проституцию пингвинов - там все прозрачно и нечего придумывать . А следующий, второй выпуск, про аксолотлей и асцидию, про вечное детство и про то, что взрослые устроены более примитивно, чем дети, - это уже моя авторская история. Есть теза, антитеза, и синтез делаешь сам, в чем самый кайф.

Потом про «внутренних хомяков» - почему мы прокрастинируем.

Или, например, почему люди перешли от эстрального цикла к менструальному? По одной из теорий, чтобы растянуть период инверсии доминирования. У приматов обычно самки подавлены, самцы доминируют. И самка становится значимой только в тот момент, когда у нее происходит эструс, то есть течка, потому что она в это время преображается. Есть редкие исключения типа бонобо и верветок, самки которых научились постоянно демонстрировать признаки овуляции. То есть они развили в себе гиперсексуальность. Их самцам кажется, что она постоянно готова, что она постоянно королева.

Мы вообще перешли от эстрального цикла, когда течка раз в год, к менструальному, когда овуляция раз в месяц, но никто не знает, в какой именно день. И та самая женская загадка, о которой все говорят, - скрытая овуляция, которая делает тебя желанной и манящей в любой момент, можешь ты зачать или нет.

Но это только одна из многих теорий. Поэтому никогда нельзя говорить, что это так - и никак иначе. Апломб и категоричность всех бесит, и меня тоже. Мне важнее не претендовать на истину в последней инстанции, а научить людей перекидывать мостики между людьми и животными.

Идеи берутся сами, из головы. Пока готовишь одну передачу, возникает примерно пять других. Сейчас у нас уже идей на двадцать программ вперед, и они появляются еще.

Например, когда готовили программу про верветок, читая про уровни иерархии у самцов, я вспомнила комедию «В джазе только девушки». У каракатиц и некоторых коралловых рыбок есть такая брачная стратегия: обычные самцы контролируют гарем самок и бьются за него друг с другом, но есть еще мелкие самцы, которым совсем ничего не светит в честном бою. Так вот, они мимикрируют под самок, у них такая женская окраска, и пролезают в гарем, где и оплодотворяют всех, кого хотят. Соответственно, передают свою способность следующим поколениям. Опять же, бродячий сюжет. И сейчас мы делаем про это ролик.

На одну серию мы тратим дней пять: четыре из них я рою интернет, набираю информации в тысячу раз больше, чем нужно для шестиминутного сценария. В последнюю ночь пишу сценарий, отправляю. Режиссер делает правки и пожелания, когда историй набирается штуки три, мы встречаемся в Москве, Минске или Киеве и снимаем. Потом он увозит это все к себе в Голландию - или теперь в Португалию, и там это монтируют. Сейчас как раз думаем, что с этим делать дальше, потому что видно, что тема хорошая и конца и края ей не видно. Смотришь на растущий список тем, и руки чешутся. Мы собираемся сейчас ехать снимать все на натуре, ехать в саванну и снимать вживую. Пока без профессионального оператора, вдвоем. Не знаю, что мы там наснимаем, будем пробовать. Сейчас программа в состоянии «кто меня поймает, того я буду чья». Мы не влезаем очень активно в переговоры, не спамим, как-то вот не хочется выступать в духе «купите мой сборник стихов».