Многообразие рыб. Класс хрящевые рыбы — Гипермаркет знаний

  • 16.04.2024

Рыбы – класс позвоночных животных, живущих в водоемах. Характерные черты рыб:

  • Обтекающая форма;
  • присутствие сердца с двумя камерами;
  • жабры для дыхания;
  • плавники и чешуя, покрывающие тело.

Разнообразие рыб огромно: от маленьких тропических видов, до акул с весом 12 тонн. Одни обитают в поверхностных водах океана, другие живут на глубине более 2км, одни пресноводные, иные населяют солёные воды. Эти факторы и повлияли на развитие, и эволюцию рыб, таким образом сформировав многообразие рыб, известных человеку.

Особенности надкласса Костных рыб

Характерные признаки костных рыб:

  • Костные или жаберные крышки — покрывают жаберные щели;
  • костный скелет;
  • покрыты ганоидной чешуей;
  • плавательный пузырь;
  • иногда имеются легкие;
  • оплодотворение только внешнее (икра);

Костистые рыбы — многообразная группа и насчитывает 22000 представителей. Местами их обитания служат все водоемы Земли.

Отряды Костных и их характеристика


Отряд Осетровые . Позвоночник в основном состоит из хрящевой ткани, кости только в черепе. Характерным для них является наличие чешуи (довольно толстые чешуйки), расположенной пятью рядами: один на спине, два располагаются по бокам, два в брюшной области. Головной отдел вытянут, с небольшим выступом, который помогает в поиске пище на дне (разные виды беспозвоночных). Встречаются в морях — Каспийском и Черном, а во время нереста уходят к прилегающим к ним устьям рек. Самая большая из Осетровых — белуга, масса которой около 1000кг.

Отряд Карпообразные . Почти все обитают в пресной воде, характерно отсутствие зубов. Недостаток компенсируется глоточными зубами, которые служат для перетирания еды. Карпообразные — это карась, лещ, сом, а также пираньи и пр.

Сельдеобразные . Все являются морскими обитателями, живут в больших стаях, питаются мелкими рачками. Вид сельдеобразные имеют округлый, приплюснутый с боков, на теле располагается мелкая серая чешуя. Известными представителями отряда являются анчоусы, шпроты, килька и др.

Отряд Тресковые . Почти все тресковые живут в морях, только налим является пресноводным. Отличительная черта представителей отряда — наличие усика в области подбородка. Особенно ценится печень трески, как источник витамина В.

Отряд Кистеперые . Науке известен лишь один представитель — латимерия. Размер тела латиметрии — около 1,5м. Встречается в Индийском океане. Вид исчезает в течении 100 миллионов лет и скорее всего исчезнет.

Особенности надкласса Хрящевых

  • Скелет состоит из хрящевой ткани;
  • отсутствуют крышки жаберных щелей;
  • у всех представителей отсутствует жаберный пузырь.

Отряды Хрящевых и их характеристика


Отряд Акулы . Все плавники (первый, второй спинной, грудной, брюшной, хвостовой) расположены горизонтально, хвостовой плавник особенно массивный. В головном отделе располагаются внешние жаберные щели, ноздри, голова имеет вытянутый вид – рострум. Акулы дышат через рот, также из-за отсутствия плавательного пузыря, они постоянно передвигаются, чтобы не уйти на дно.

Оплодотворение внутреннее, для акул характерно живорождения или откладывание яиц. Среди акулоподобных встречаются как маленькие представители, длиной всего лишь 17 см, так и китовая акула, длинной 12 метров. Практически все акулы хищники и представляют опасность для человека. Некоторые из них питаются только кальмарами или планктоном (большеротая, гигантская, китовая).

Отряд Скаты . Привычное место обитания – дно моря, тело их сплющено в спиннобрюшном отделе, плоское, в виде ромба. Хвостовая часть видоизменилась в жгут. Размеры скатов колеблются от 4см, до крупных, например морской дьявол, с массой около 2.5 тонн.

Скаты для защиты от врагов могут использовать электрический заряд (напряжение около 70 Вт), мелких животных они способны убить или парализовать. Крупные представители могут быть опасны и для человека. Как и акулам, скатам свойственно живорождение, рождают потомство от 1-3 до 20-25 детенышей.

К этим более примитивным рыбам, чем костные, относятся акулы, скаты и свое­образные химеры. Большинство хрящевых рыб населяют моря и океаны, и лишь некоторые обитают в пресных водоемах. Наравне с очень древними чертами организа­ции, современные хрящевые рыбы имеют высокоразвитую нервную систему, органы чувств и весьма совершенную биологию размножения.

Все хрящевые рыбы характеризуются следующими примитивными признаками: кожа либо покрыта плакоидными чешуями, либо голая (у химер и некоторых скатов). Жаберные щели открываются наружу, как у миног, и жаберной крышки нет. Однако у химер имеются кожные перепонки, закрывающие жаберные щели. Скелет не имеет костей и образован исключительно хрящом. Непарные плавники и дистальная часть парных плавников поддерживаются эластиновыми (“роговыми”, а не костными) лучами. Межжаберные перегородки широкие, доходящие обычно до поверхности тела. Нет ни плавательного пузыря, ни легких.

К характерным признакам относятся также следующие прогрессивные особенности организации, которых нет у костных рыб: головной мозг имеет сильно развитые (для рыб) полушария переднего мозга. У самцов существуют своеобразные копулятивные органы, представляющие видоизмененные части брюшных плавников. Осеменение внутреннее, самки или откладывают большие яйца, покрытые плотной рогоподобной оболочкой, или рождают живых детенышей, развитие которых происходит в яйцеводах (яйцеживорождение).

Современные хрящевые рыбы разделяются на два подкласса: акуловые и химеровые.

Подкласс акуловые, или Пластиножаберные

Этот подкласс включает акул и скатов, у которых голова заканчивается рылом, или иначе говоря, рострумом, тела позвонков хорошо развитые, присутствует клоака и отсутствует общая кожистая складка, покрывающая жаберные щели, так что щели от­крываются непосредственно наружу: у акул на боках позади глаз, у ска­тов - на брюшной стороне тела.

Акулы и скаты широко распространены по всем морям и служат объек­том промысла. Мясо некоторых акул обладает высокими вкусовыми ка­чествами и весьма ценится. Кожа акул идет на изготовление дамских су­мочек, туфель и т.п., а также используется для наведения ворса на фетр. Из печени вытапливается жир, содержащий большое количество витаминов.

Отряд Акулы. Акулы - наиболее примитивные из всех современных рыб. В боль­шинстве случаев они являются хищниками и имеют удлиненно-веретено­образное тело с пропорционально развитыми плавниками. Тело приспособлено к быстрому плаванию в поверхностных слоях воды в погоне за рыбами, составляющими основную пищу большинства акул. Многочисленные острые зубы служат для захвата и удержания добычи. Размеры сильно варьируют: некоторые акулы имеют длину тела менее 1 м, другие достигают 5 м длины и более.

Форма тела большинства акул сходна с формой тела колючей акулы, или катрана. Катран самый обычный представитель среди акул, часто встречается в умеренных водах Тихого и Атлантического океанов, в Черном море. Размеры тела до 1 м. К уклоняю­щимся по форме тела видам относятся чрезвычайно примитивная плащеносная акула , рыба-молот и морской ангел . Плащеносная акула имеет удлиненное тело, 6 пар жаберных щелей и рот, расположенный на конце морды, водится в Атлантическом и Тихом океанах, где живет на больших глубинах. Рыба-молот имеет форму тела типичной акулы, но глаза располагаются на кон­цах широких отростков, благодаря чему вся голова похожа на молот; живет в тропических морях. Морской ангел обладает уплощенным телом, широкими грудными и брюшными плавниками; форма тела до известной степени переходная к скатам.

Отряд Скаты. Скаты, имеющие тело, уплощенное в спинно-брюшном направлении, представляют собой хрящевых рыб, приспособившихся к донному образу жизни. Бока тела скатов образованы сильно разросшимися грудными плавниками, слившимися с боками головы и туловища; жаберные щели, рот и ноздри открываются на нижней стороне тела, тогда как на верхней стороне располагаются глаза и большие брызгальца, через которые вода втягивается и выталкивается из жаберных полостей.

Скаты ведут малоподвижный образ жизни, большую часть времени проводят, лежа на дне, и питаются преимущественно моллюсками, ракови­ны которых измельчают своими более или менее притупленными зубами.

Типичные скаты, например шиповатый скат , лучистый скат , имеют ромбическое тело и длинный тонкий хвост. Электрические скаты обладают округлым туловищем и живут в тропических морях. К уклоняющимся формам относится пила-рыба , которая по форме тела приближается к акулам, но имеет очень длинный рострум, вооруженный большими зубцами, достигает нескольких метров длины и водится, главным образом, в тропических морях.

Разделы: Биология

Образовательные:

  • раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды,
  • определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека,
  • основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб.

Развивающие:

  • научиться узнавать изученных рыб,
  • уметь сравнивать особенности строения рыб,
  • уметь работать с учебником,
  • соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоёмов.

Воспитательные:

  • показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение,
  • раскрыть относительный характер приспособленности,
  • доказать естественное происхождение рыб,
  • познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения,
  • показать влияние человека на численность рыб.

Оборудование:

  • таблицы,
  • рисунки

Форма проведения урока: урок-конференция ТСО. Компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент на протяжении всего урока.

“Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой -
Они им чуют, слышат воды...”

Ф.И. Тютчев

Уважаемые друзья. Прочтите эти слова Ф.И. Тютчева. Как вы считаете, кому они посвящены? Конечно же, удивительным и таинственным животным - рыбам. Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в жизни человека, в природе, охраной рыбных богатств. Для этого постараемся решить следующие задачи нашего с вами общения. Мы будем проводить наш урок в виде конференции. Для этого мы пригласили различных представителей, которых также интересуют наши задачи, на которые они смогут дать более полные ответы, так как являются специалистами в данной области.

Представляю наших гостей:

СПЕЦИАЛИСТЫ:

  • Эволюционист,
  • Систематик,
  • Ихтиолог,
  • Эколог,
  • Инженер рыбнадзора,
  • Шеф-повар из ресторана "Рыбный рай",
  • Искусствовед,
  • Врач-диетолог,
  • Специальные корреспонденты 2-х журналов: "Юный натуралист " и "Рыболов-спортсмен ",
  • Рыбак-затейник, который будет участвовать в проведении конкурса "Рыбак рыбака видит издалека".

А остальная часть нашей аудитории будет внимательно слушать вместе со всеми, участвовать в конкурсах, а в конце нашей конференции мы подведём итоги. Для этого вы будете зарабатывать очки (рыбки).

2. Изучение нового материала.

Рыбы - самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден - сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.

Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение. ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены), ПЛОСКИЕ (скаты, камбала), ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы семейства солнечниковых, рыба-луна), ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы), ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.

Ещё более невероятной кажется окраска рыб. Зачастую яркая и контрастная, она может служить средством опознания особей своего вида или быть предупреждением о несъедобности или ядовитости хозяина.

Что же определяет окраску рыб? Давайте спросим об этом у ихтиолога.

Рыбак-затейник:

Но для начала скажите, как называется наука, изучающая рыб. (Ихтиология. Учёный-специалист, который этим занимается - ихтиолог).

Специалист-ихтиолог:

Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной чешуёй. Эти цветоносные клетки называются хроматофорами и содержат в себе зёрна пигментов, чаше всего оранжевого, жёлтого и красного цветов. Встречается в них и чёрный пигмент, и кристаллики гуанина, который может давать белые, серебристые и перламутрово-радужные тона. При объединении двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зелёные отливы.

Рыбак-затейник:

Давайте спросим у ребят, как называется такая окраска рыб? (Покровительственная).

Ихтиолог:

Правильно! Тёмная спина и белый или серебристый низ делают рыбу малозаметной. Очень искусно маскируются под цвет грунта донные рыбы. Одни из самых умелых мастеров камуфляжа - обыкновенная камбала, которая с лёгкостью хамелеона подделывает свою окраску под камни, песок, ил. Иногда рыбы достигают такого совершенства, что имитируют окружающие предметы не только по цвету, но и по форме. Например, амазонская рыба-лист удивительно напоминает побуревший опавший лист дерева. Не уступает ей и морской конёк-тряпичник, сливающийся с водорослями, в которых обитает. Таким же затейливым образом маскируется саргассовый морской клоун, покрытый длинными кожными выростами вроде нитей, имитирующими стебли растений.

Спасибо за обстоятельный рассказ.

Скажите, какие ещё признаки, помимо окраски, характерны для рыб? (Форма тела, по которой они отличаются, поведение, образ жизни).

На самом деле рыбы имеют много признаков, которые помогают им существовать, но все эти признаки носят относительный характер приспособленности, так как помогают им выживать в определённых условиях существования; если условия жизни меняются, то эти приспособления оказываются бесполезными.

Мы уже знаем, что в природе существует огромное количество современных видов рыб, для этого их предки прошли очень длительный этап эволюции. Что нам по этому поводу скажет учёный-эволюционист?

Специалист-эволюционист:

Прежде я хотел бы спросить у ребят, что обозначает термин "эволюция "? Каждому биологу ясно, что знания о происхождении и эволюции какой-либо ныне живущей группы организмов нужны не только потому, что “это интересно”, но и потому, что эти знания помогают лучше разобраться в родственных отношениях современных организмов, стратегии их приспособленности к условиям жизни, в том числе, к всё более возрастающему воздействию антропогенного фактора. Эти знания нужны для экономически грамотных постановок и решения задач по рациональному использованию ресурсов современной флоры и фауны. К сожалению, вопросы эволюции рыб изучены очень слабо.

Разрешите задать вопрос! Каковы причины этого?

Специалист-эволюционист:

Причин этому несколько, но главная из них - сравнительно небольшое количество палеонтологического материала. И чем древнее ископаемые остатки рыб, тем меньше число их находок.

Корреспондент журнала “Юный натуралист”:

Какие находки чаще всего попадаются?

Специалист-эволюционист:

Чаще всего находят окаменевшие зубы, чешую и позвонки древних рыб, реже отдельные кости черепа. Редкими и ценными для науки находками являются отпечатки скелета или даже всего тела рыбы. Очень редко в окаменевшем состоянии оказываются мягкие ткани животных. Например, найдена окаменевшая мышца акулы, жившей более 300 млн. лет назад.

Благодаря эволюционным преобразованиям произошёл расцвет рыб. Что по этому вопросу скажет нам учёный-систематик?

Учёный-систематик:

Впроцессе эволюции (на протяжении 500 млн. лет) происходила не только смена видов рыбообразных и рыб, но, самое главное, изменялись их внешнее и внутреннее строение, физиология, образ жизни, появились разнообразные систематические группы рыб, видов которых около 25 тысяч. Давайте спросим у ребят, как называется наука, которая занимается классификацией организмов в группы по степени их родства? (Систематика). Каковы основные систематические единицы? (Тип-подтип-класс-подкласс-отряд-род-вид. Хордовые, черепные или позвоночные).

Надкласс рыбы. Подкласс - хрящевые и костные.

Отряд акулы - костно-хрящевые.

Отряд скаты - двоякодышащие.

Кистепёрые.

Костистые.

Ребята, с учебником дома заполнить "Систематика группы рыб".

Сходство разных видов рыб может объясняться или близким родством (систематизация признаками), или сходными чертами поведения, образа жизни (биологическими признаками).

Главный вывод:

Многообразие рыб - результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.

Итак, мы с вами познакомились с многообразием рыб, их систематическим положением. Немаловажное значение имеет практическое значение рыб в природе и жизни человека, и, конечно, их охрана. Продолжим дальше нашу работу. Мы уже с вами знаем, что рыбы заселяют практически все водоёмы, различающиеся по солёности воды, насыщенности её кислородом и температуре. С возрастанием глубины водоёмов увеличивается сила давления воды, уменьшается освещённость, обедняются кормовые условия. В процессе исторического развития выживают те рыбы, у которых выработались различные приспособления к условиям жизни в водоёмах и их частях. Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности.

Я вижу, у журналистов уже возникли вопросы, предоставляем им слово.

Журналист:

Спецкор журнала “Юный натуралист”. Мой вопрос специалисту-систематику. Объясните, почему так велико разнообразие рыб в водоёме?

Систематик:

По этому вопросу я уже говорил, но я ещё продолжу. Большинство видов рыб обитает в морях. Морские пресноводные виды можно встретить в толще воды, придонных слоях и на дне. Рыбы, обитающие в толще воды и у её поверхности, обычно имеют обтекаемую форму тела, сильно развитый хвостовой плавник. Это позволяет им быстро плавать, спасаясь от преследования. Придонные плавают медленно, их уплощённое тело малозаметно и для добычи, и для врагов. Рыбы, живущие среди ярких зарослей, имеют яркую окраску; в водоёмах пещер, в условиях темноты обитают бесцветные рыбы. Как мы уже говорили, рыбы по-разному могут приспосабливаться к условиям окружающей среды, сохраняя свою численность.

Свой вопрос желает задать спецкор журнала “Рыболов-спортсмен”.

Журналист:

Яхотел бы задать вопрос экологу. Каково значение рыб в природе?

Ни для кого не секрет, что рыбы поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Велико значение рыб в регуляции численности водных беспозвоночных. Рыбы часто служат кормом друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.

Таким образом, рыба является важным звеном в целях питания живых организмов.

Рыбак-затейник:

Я рыбак, и рыбака вижу издалека. Поэтому предлагаю справиться со следующим испытанием: составить цепи питания обитателей водоёма.

Слово журналисту:

Спецкор журнала “Юный натуралист”. Наши читатели хотели бы узнать, каково практическое значение рыб для человека.

Кто, как не шеф-повар, ответит на этот вопрос.

Шеф-повар:

Значение рыб в жизни человека исключительно велико: общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т. Главная ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках. Мясо рыбы не уступает по питательности свойствам мяса крупного рогатого скота. Белые рыбы с меньшими энергозатратами перевариваются и почти полностью усваиваются в желудочно-кишечном тракте. Кроме того, из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым. Рыба - богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I.

Нашу беседу продолжит врач-диетолог.

Врач-диетолог:

Рыбак-затейник:

Я рыбак, рыбака вижу издалека. Вот вам следующее задание: составьте меню из трех рыбных блюд.

Ведущий:

Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки для откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения. Только несведущему человеку кажется, что рыбы и искусство - это вещи не вполне совместимые, вот наш искусствовед думает по-другому.

Искусствовед:

Конечно, рыбы попали и на полотна художников, например, натюрморты с рыбой, или картина А. Матисса “Красные рыбки”. Названия рыб запечатлены в именах, например, фильм. “Место встречи изменить нельзя” (герой Карпуша) , город Бычки (Рязанская обл.), г. Елец, г. Ершов (Саратовская обл.), г. Судак, есть Щучье озеро, река Язъва (Пермская обл.), рыба входит в гербы некоторых городов.

  1. Крылья есть, а не летает? (Рыба).
  2. Драчун и забияка, живёт в воде, когти на спине, и щука не проглотит. (Ерш).
  3. Он в самом омуте живёт, хозяин глубины.
    Имеет он глубокий рот, а глазки чуть видны. (Сом).

Есть рыбы, которые носят название светил небесных - Луна-рыба, рыба-солнце.

Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их необходимо охранять.

Слово предоставляется специалисту по рыбнадзору.

Инженер рыбнадзора:

Воздействие человека на естественную природную среду постоянно растёт, в результате под угрозой исчезновения оказалось существование многих видов животных и растений. У нас в стране принят закон “Об охране и использовании животного мира. Отдельная глава, посвященная рыбам, предписывает всем рыболовецким учреждениям и организациям, а также рыболовам-любителям строго соблюдать установленные правила рыболовства. Законодательством определены способы и сезоны лова. Сети должны иметь ячейки не меньше определённого размера, чтобы в них попадались только взрослые рыбы. Категорически запрещено глушить рыбу взрывами, так как при этом бесполезно гибнет огромное количество рыбы.

Человек сокращает и уничтожает место обитания рыб своей хозяйственной деятельностью. Строим города, дома, заводы, загрязняем и осушаем водоёмы - нет рыбам пристанища! К сожалению, всё больше видов рыб попадает на страницы Красной книги, и в этом виноват человек.

Журналист (спецкор журнала “Юный натуралист”):

Я хочу задать вопрос экологу: есть ли на страницах Красной книги Брянской области рыбы, подлежащие охране?

ВКрасную книгу редких и исчезающих животных Брянской области занесены 8 видов рыб.

  • стерлядь (осетровые),
  • обыкновенный сом (сомообразные),
  • жерех (карпообразные),
  • судак,
  • обыкновенный подуст,
  • подкаменщик,
  • обыкновенный усач,
  • сырть (окунеобразные).

Численность этих видов резко падает.

Ещё Роберт Бернс предвидел беду, нависшую над классом "Рыб ", в своём стихотворении.

Живая быстрая форель в стремительном полёте
Обречена попасть на мель, барахтаться в болоте.
Увы! Ничем я не могу помочь своей форели -
Она лежит на берегу и дышит еле-еле.

Журнал "Рыболов-спортсмен", вопрос:

Кто желает на это ответить?

Рыбнадзор:

Ядумаю, смогу ответить на этот вопрос. Большое внимание уделяется вопросу очистных сооружений, которые препятствуют попаданию в водоёмы воды, загрязнённой отходами заводов. В тех местах, где реки перегорожены плотинами электростанций, для проходных рыб устраивают специальные ступенчатые обходные речные пути, а также лифты. Чтобы увеличить численность ценных промысловых рыб, их разводят на специальных рыбных заводах, создавая благоприятные для размножения условия. (См. схему развития рыб, рис.1).

Наша конференция подходит к концу, мы обменялись мнениями, постарались ответить на многие вопросы. Давайте ещё раз повторим, каково значение рыб в природе и жизни человека. Для этого обратимся к схеме:

А теперь подведём итоги конкурса “Рыбак рыбака видит издалека”.

3. Заключение.

Подведение итогов, выставление оценок, сбор карточек, жетонов.

О рыбах много знаем мы,
И в то же время мало;
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало!

Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»

Урок проведенен в 7А классе, учитель – Гатауллина Р.И.

Цель урока:

Задачи: 1. Образовательные:

    закрепить знания о внешнем и внутреннем строении рыб

    раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды,

    определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека,

    основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб.

Развивающие:

    работать с классификацией типа хордовые животные,

    научиться узнавать изученных рыб,

    уметь сравнивать особенности строения рыб,

    уметь работать с учебником,

Воспитательные:

    показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение,

    раскрыть относительный характер приспособленности,

    показать влияние человека на численность рыб.

Оборудование : таблицы, презентации, натуральные представители отрядов костные рыбы, рисунки, конверты с заданиями по классификации.

Тип урока: урок систематизации и усвоения новых знаний с элементами методики развития критического мышления

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой -
Они им чуют, слышат воды...”

Ф.И. Тютчев

1.Вступительное слово учителя (тема, цель)

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб», целью которого является - систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявить причины многообразия и значения костных рыб.

Продолжим знакомство с удивительным миром рыб-обитателей водной стихии, вспомним их особенности строения, образ жизни, узнаем о большом многообразии и значении рыб в природе и для человека.

В сознании людей вода – это сказочная стихия, где обитают разнообразные сказочные существа, многие из которых--рыбы. У многих народов рыба – это символ изобилия, плодовитости. В Японии и Китае карп- символ упорства и храбрости, так как карп способен плыть против течения. В русских сказках мы встречаем рыб- щука, линь, лещ, карась. Сверхъестественным даром обладала пушкинская золотая рыбка. В республике Татарстан, в городе Тетюши есть памятник белуге, которая была поймана в 1921году в реке Волга.

Сегодня мы совершим путешествие в царство золотой рыбки, но чтобы открыть её тайны, надо вспомнить особенности её строения, образа жизни и т.д.

    Повторение.

1.1.Проведем опрос, используя структуру «КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД»

1.2.Выбрать верные суждения (самопроверка с использованием структуры «ТАЙМ-ПЭА-ШЭА»)

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)

4. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)

5. Кровеносная система рыб незамкнутая.

6. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)

7. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

8. Органы выделения рыб – почки. (+)

9. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. (+)

10. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. (+)

11. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы. (+)

Отправляясь в царство Золотой рыбки надо набраться сил. Окунёмся в подводный мир золотой рыбки и представим себя любой рыбой(используется структура «КОНЕРС»).

Релаксация (30 секунд) (слушают шум океана и представляют себя какой-нибудь рыбой). Какой же рыбой вы себя представили? (ответы: акула, сом, карась, окунь.)

2. Изучение новой темы.

Если вы смогли представить себя таким многообразием рыб, то, скорее всего, вам известно уже немало видов рыб. Костные рыбы (лат. Osteichthyes ) - класс рыб, имеющих парные конечности (плавники). Рот этих рыб образован хватающими челюстями с зубами, жабры расположены на жаберных дугах с внутренней скелетной опорой, ноздри парные.Имеют полностью или частично окостеневший скелет. К этому классу относятся целых 96% рыб. Форма тела очень разнообразна: вытянутая, кругообразная, торпедообразная, сплюснутая, листовидная, змееобразная. Действительно, класс костных рыб очень богат своим разнообразием, их более 36 отрядов, но сегодня на уроке познакомимся с 5 основными отрядами.

Повторив классификацию, вспомнив особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни костных рыб, главная наша задача на данном этапе выяснить, каким же образом сформировалось такое пёстрое многообразие рыб и для чего они нужны? Отобразим цель и ожидаемый результат нашей работы.

Зарисуйте скелет рыбы: голова – это наша цель на данном этапе, отростки позвонков – отряды и их особенности, а хвост – вывод или результат.

Представим себя участники семинара «Юный ихтиолог». Ваша задача: использовать материал из учебника, дополнительную литературу, натуральные объекты отрядов, заполнить рабочую карту вместе со своей группой по тому отряду, который вы должны охарактеризовать, прочертите шапку таблицы в тетради для изучения других отрядов дома. Работа в группах (5 минут). По истечении времени заслушаем одного из представителя группы с докладом по таблице.

Задание: Изучите информацию, рассмотрите рисунки. Заполните соответствующую строку в таблице

Отряды

Условия обитания

Особенности внешнего строения

Представители

Лососеобразные

Сельдеобразные

Карпообразные,

Осетрообразные

Окунеобразные

Подвели итоги семинара.

Вернёмся к нашей цели: выявить причину многообразия рыб в природе. Каждая команда приводит тот особенный признак, который характерен только для представителей ими описанного отряда (Сельдеобразные- симметрично сжатое с боков тело – позволяет маневрировать от хищников и серебристо-синяя окраска, окунеообразные – характерная особенность в том, что их плавательный пузырь теряет связь с кишечником и существует самостоятельно, что позволяет им быстро плавать, перемещаясь спокойно по толще, например, в этом отряде рыба-меч, которая развивает скорость 120 км/ч, характерная особенность лососёвых - наличие жирового плавника, расположенного на спинной стороне перед хвостовым плавником, карпообразные- зубы отсутствуют, растительноядные, но есть глоточные зубы, служащие для перетирания пищи, осетрообразные – гибкий костно-хрящевой скелет- большая подвижность, но есть внешняя опора – костные бляшки, длинный конец хвостового плавника помогает рыбе удерживаться на дне)

Заполняем вместе «рыбью кость» и вывод: такое многообразие рыб- результат жизни в разных условиях, способах добычи пищи, т.е. приспособленность к конкретной среде обитания, что позволяет им максимально адаптироваться к водной среде.

Вывод: разнообразие условий жизни обусловливает богатство этой группы видами и крайнее их многообразие.

Но приспособленность относительна, если поменять условия, например, карася речного отпустить в море, где вода солёная, а он приспособлен к пресной воде, то организм его погибнет или любого осетрового выпустить в стоячий водоём вместо, пригодного для него, проточного, он погибнет. Здесь подходит поговорка «Где родился, там и пригодился».

Чтобы понять значение рыб в широком смысле слова я заранее к уроку попросила подготовиться Полякову Ксению по данной теме (рассказ по презентации о значении рыб)

Выделим несколько важных моментов в значении рыб, чтобы понять, почему надо беречь и охранять рыб, заполнив схему. Зарисуйте рыбу и стрелками укажите значения. Демонстрация витамина Д (рыбий жир для нормального обмена кальция в организме растущего ребёнка)

Теперь вы знаете несколько отрядов костных рыб и их представителей. Вспомните, какие виды рыб обитают, приходят на нерест или их путь пролегает по Волге и из каких они отрядов?

Окунь (окунеобразные), сазан (карпообразные), тюлька (сельдеобразные), стерлядь (осетровые) и т.д.

Молодцы! Много видов рыб встречаются на Волге, а сколько их здесь встречалось несколько лет назад? Ещё больше, но потребительское и нерациональное отношение в отношении рыб привело к их сокращению. Далеко ходить за примером не надо. Я вам продемонстрирую окуня 2 видов: один – с реки Волги, а другой – из пруда одного из районов нашей республики. В чём их отличие? (на волжском экземпляре мы видим чёрные образования, то есть рыба больна каким-то видом грибка или иным заболеванием) Причина: вода на реке Волга загрязнена и от этого страдают её жители.

3.Закрепление.

Для закрепления изученного мы создадим «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА», где ключевым понятием будут – костные рыбы (модель содержит обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры, противоположные примеры)

Вот и побывали мы с вами в гостях у золотой рыбки,выяснили, что не всё в порядке в её царстве, так как человек вмешивается в жизнь рыб и зачастую его деятельность отрицательная.

1. Рыбы - водные животные, внешнее и внутреннее строение которых максимально приспособило их к жизни в водной среде

2. Все приспособления – это результат длительной эволюции животного с окружающей средой

3.Осваивая водную среду обитания рыбы адаптировались к разнообразным её условиям (освещённости, температуре, солёности, растительности, плотности и т.д.)

4.За длительный исторический путь своего развития совместно с другими обитателями воды, рыбы стали неотъемлемой частью природы

5.Рыбы широко используются в жизни человека в качестве источника витаминов, микроэлементов, корма для скота, пища человеку и т.д.

6.Человечество должно понимать, какая у него ответственная роль – заботиться о водных богатствах природы и её обитателях

4. Результаты. По кол-ву рыбок проставить оценки.

5. Рефлексия.

Вот вам две рыбки, выберите, какая вам нравится, подняв руки (одна – улыбается (цель достигли), грустная (не достигли цели урока).

5. Домашнее задание : прочитать параграф, заполнить таблицу до конца, 3 человека составить кроссворд

Класс: 7

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомиться с многообразием рыб; выявить признаки основных классов рыб; сформировать умения сравнивать и определять наиболее распространённые отряды рыб; воспитывать бережное отношение к природе

Задачи:

Образовательные: раскрыть многообразие рыб, изучить признаки классов и отрядов рыб.

Развивающие:

  • научиться узнавать изученных рыб,
  • уметь сравнивать особенности строения рыб,
  • уметь работать с материалом,

Воспитательные: формировать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на охрану животных, рациональное природопользование,

Оборудование: презентация «Многообразие рыб», таблицы «Морские рыбы», «Пресноводные и проходные промысловые рыбы», «Тип Хордовые. Класс Рыбы», проектор, компьютер, фотографии рыб, табл. систематические группы рыб.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Объяснение материала

Учитель - Ребята сегодня мы с вами отправимся на корабле знаний в открытое море, заходя в реки и каналы, мы будем спускаться под воду и знакомится с водными обитателями, а именно с рыбами. Отдать швартовый, в путь!

Пока доплываем до первого погружения давай те подумаем кого мы можем встретить на нашем пути. Перед вами схема назовите основные классы и отряды рыб (слайд 3). Мы плывем в научное путешествие поэтому должны записывать свои наблюдения.

Учитель раздает таблицы и маленькие фотографии рыб.(приложение 1)

Ну вот мы и доплыли до места, все в батискаф и погружаемся. Ой, ой, ой кто это перед нами (слайд 4).

Ученики - Это акула. Быстрая и мощная рыба с хрящевым скелетом, обитающая в морях и океанах. У нее нет плавательного пузыря и она лишена нейтральной плавучести. Эта рыба имеет острую чешую, которою называют плакоидной, а так же опасные зубы, у нее внутреннее оплодотворение и ей присущ процесс живорождения.

Учитель – молодцы, посмотрим некоторые виды акул (слайд 6) (слайд 7)

А вот и китовая акула (слайд 8). Она медленно движется вперед, разинув огромную пасть. По мере того как вода попадает в жабры, мелкая рыбешка и планктон запутываются в "ворсинчатых матах", закрывающих жаберные щели. Эти гребневидные сита называются жаберными тычинками. Животному остается только глотать пищу. Ой смотрите кто это? (слайд 8,9)

Ученики – Это скат. Эти рыбы занесены в перечень опасных животных, а в общем они безобидные и безвредные. У некоторых грозный и свирепый вид, некоторые могут уколоть, отравить или оглушить человека, но не было случая, чтобы кто-нибудь из них совершил неспровоцированное нападение на людей. Большинство их имеет плоское тело, а их грудные плавники расплющились, расширились и превратились в "крылья", представляющие одно целое с головой и боками.

Учитель – возвращаемся на корабль и проверим, что мы узнали. Зачитывается таблица.

Впереди пресноводный пролив, а это, что за рыба? (слайд 12)

Ученик – Осетр. Немногочисленная группа рыб. В строении осетрообразных сохранились древние признаки, подчеркивающие их сходство с хрящевыми рыбами. В течение всей жизни у осетрообразных сохраняется хорда, скелет костно-хрящевой. Тело удлиненное, голова начинается с уплощенного рыла, с нижней стороны которого имеются две пары усиков и рот в виде поперечной полулунной щели. Челюсти лишены зубов. В кожном слое по бокам вдоль тела и на хребте располагается пять рядов крупных костных бляшек, между ними хаотично разбросаны мелкие костные пластинки. Грудные и брюшные плавники прикрепляются к телу горизонтально. Хвостовой плавник неравнолопастный, напоминает хвост акул. Есть плавательный пузырь.

Представители семейства осетровых встречаются в основном в северном полушарии умеренных широт Европы, Северной Азии и Северной Америки. Во взрослом состоянии большую часть жизни эти рыбы проводят в морях. Байкальский осетр, американский озерный осетр и стерлядь считаются пресноводными рыбами. (слайд 12)

Мясо осетровых ценится за прекрасные вкусовые качества. В пищу оно употребляется свежим, соленым, копченым. Икра осетровых - очень ценный питательный продукт.

Учитель – мы опять в море смотрите как блестит вода, кто это? (слайд 14,15)

Ученики – Это сельдеобразные. Рыбы этого отряда обладают вытянутым телом, слегка сжатым с боков. Окраска спинки темно-синяя или зеленоватая, брюшко белое с серебряным отливом. Парные и непарные плавники мягкие. Боковая линия незаметна. Длина тела обычно 5-75 см, иногда бывают до 5 м.Большинство сельдеобразных обитает в морях, есть и проходные - перемещающиеся для размножения из морей в реки и наоборот.

Немногие представители отряда обитают в пресных водоемах. Питаются планктонными беспозвоночными. Крупные особи, как правило, - хищники, поедающие мелких рыб.

Отряд состоит из трех семейств. Наиболее известны рыбы из семейства сельдевых, относительно мелкие или средних размеров, длиной обычно 35-45 см, реже - более. Обитают сельдевые преимущественно в морях. Промысловое значение имеют океаническая (атлантическая, балтийская, беломорская, тихоокеанская) сельдь, сардина, иваси. Наиболее мелкими рыбами из имеющих промысловое значение являются килька и тюлька, обитающие в Балтийском, Черном и Каспийском морях.

Учитель – почти достигли цели нашего путешествия, но кто это впереди?

(слайд 16,17)

Ученик – это семга, из отряда лососевых. Общеупотребительные в быту названия «лосось» и «форель» вопреки стереотипу не соответствуют ни одному виду рыб. Это собирательные названия либо целого семейства или подсемейства (характерно для имени «лосось»), либо большой группы видов, объединённых одним свойством (форель).

Собственно лососем считается сёмга вообще, или сёмга во время нереста. С другой стороны, термин «лосось» присутствует в названии более десятка разных видов рыб из разных подсемейств, а также в названии двух родов - Благородные лососи и Тихоокеанские лососи.

Все рыбы лососевых пород промыслового значения: семга, Каспийский, Черноморский, Аральский лососи, белорыбица и другие - находятся под особой охраной Министерства рыбной промышленности РФ, поэтому ловля любого лосося и любым способом, в том числе и спиннингом, может производиться лишь с особого на то разрешения, выдаваемого Министерством или местными органами, регулирующими рыболовство, или на местах, специально отведенных для ловли спортивным способом.

Рыбы лососевых пород относятся или к проходным, которые живут в море и только на время нереста входят в реки для икрометания, или к пресноводным, которые живут в реках и в море совершенно не уходят. Лососи - рыбы севера. Но некоторые из них водятся в Черном, Каспийском и Аральском морях. Это объясняется геологическим прошлым названных морей, которые некогда были соединены с Северным Ледовитым океаном.

Семга очень красива: тело ее стройное, удлиненное, с мелкой ярко-серебристой чешуей, среди которой, выше боковой линии, разбросаны в небольшом количестве Х-образные темные пятнышки; спина ее темная, с синим стальным отливом; брюхо белое; хвостовой и спинной плавники темно-серые, а остальные несколько светлее. Рот у семги большой, челюсти хрящевато-костистые с довольно крупными зубами и очень сильные. Семга в море питается мелкой рыбой и вырастает до 1,5 м длиной, нагуливая до 32 кг и больше прекрасного по вкусу мяса. Отличительным признаком семги, как и всех вообще лососевых, служит жировой плавник, помещающийся на спине около мощного хвоста.

Учитель – но вот мы почти дома, впереди пресная вода, какая красивая рыба – прямо из сказки – золотая рыбка. И это кто? (слайды 18,19,20)

Ученик – карп. Карп -рыба семейства карповых - это культурная (одомашненная) форма сазана. Карп - стайная рыба, желто-зеленого и коричневого цвета. Характерными признаками карпа являются два уса с каждой стороны верхней челюсти. Окраска тела у этой рыбы может варьировать в зависимости от места обитания. Его спина обычно темного, даже черного цвета с зеленоватым отливом, бока - желтоватые и светловатое брюхо. Слегка выемчатый спинной плавник - темно-серый, брюшные, грудные и анальный плавники - светло-серые с фиолетовым оттенком, хвостовой - красно-бурый.

Карпы - очень неприхотливые, хотя и теплолюбивые рыбы (выносит температуру до 35 °С, живёт в прудах с небольшим количеством кислорода, (выносит значительное загрязнение), карьерах, оросительных и дренажных каналах, реках. Если карп попадает в реку, то предпочитает держаться в тихих заросших заводях с медленным течением. Речные карпы имеют более вытянутое тело и пойманные на крючок оказывают большее сопротивление по сравнению с сородичами из стоячих водоемов.

В водоемах России наиболее распространенными представителями карпообразных являются плотва, елец, жерех, линь, усач, лещ, рыбец, уклейка, чехонь, сазан, карась, амур, все имеют большое промысловое значение. Ряд видов искусственно разводят в прудовых хозяйствах.

Учитель – а теперь спросим рыбаков – знаете ли вы следующих рыб, которые сейчас проплывают мимо нас.(слайд 21,22)

Ученики – окунь. Отряд Окунеобразные - самая многочисленная по видовому составу группа рыб (рис. 5). Распространены они в водоемах всех материков и в океанах. Характерная особенность окунеобразных - наличие двух спинных плавников с острыми колючками. Плавательный пузырь у некоторых из них отсутствует. Длина тела от 1 см до 5 м и масса от менее грамма до 1000 кг и более. Почти все рыбы отряда окунеобразных съедобны и являются объектами промысла, а также любительского лова. Мелкие рыбы этой группы прекрасно живут и размножаются в аквариумах.

Учитель – молодцы, еще немного и мы дома, ой, ой смотрите кто там почти на берегу. Да еще и синяя, пойдем знакомится. (слайд 23,24)

Ученики – да это же латимерия. В рождество 1938 года рыбаки, занимавшиеся промыслом в Индийском океане, у берегов Южной Африки" обнаружили среди рыб поднятых тралом с глубины 69 метров, очень странное существо. Размером и весом оно было с невысокого человека - длина составляла 1,5 -1,8м, а вес - 57 кг. Великолепного синеватого оттенка с металлическим блеском рыба была покрыта крупной толстой чешуей и имела мощные, веслообразные плавники. Когда капитан наклонился, чтобы получше рассмотреть это существо, оно разинуло пасть, полную острых зубов, и впилось ему в руку. Никто из находившихся на судне не видел Подобного животного. Когда судно пришвартовалось в одном из доков Ист-Лондона, это существо отнесли в местный музей. Известный ихтиолог тотчас понял, что это самая важная находка, которую удалось "сделать в море ученым. Он определил, что это один из экземпляров рыб, которая в течение миллионов лет скрывалась в глубинах морей, в сотнях метров от поверхности. Назвали ее в честь хранительницы музея, которая сообщила ему о находке, мисс Кортни Лэтимер. В 1952 году из глубин моря между Африкой и Мадагаскаром был извлечен еще один целакант. Позднее в этом же районе было поймано более дюжины таких живых ископаемых, представителей ветви, давно считавшейся вымершей, - ветви, которая соединяет между собой позвоночных обитателей суши и моря.

3. Закрепление

Учитель – мы вернулись из путешествия, давайте подведем итоги, что у нас получилось (Проверка таблицы). А теперь давайте подведем итоги перед вами карточки с внешним видом рыб – добавьте те часть тела, которых не хватает и определите к каким классам и отрядам они относятся. (приложение 2).

Посмотрите, фильм, который мы сняли за время путешествия, камера снимала только те моменты, которые мы из-за нашей большой исследовательской деятельности мы упустили из виду.(слайд 25).

4. Рефлексия.

Молодцы потрудились на славу, каждый из вас при посадке на корабль получил 3 рыбки – веселую, грустную и задумчивую, перед вами 3 аквариума отпустите рыбок в тот аквариум, который больше всего подходит к вашему настроению на данном уроке.

5. Домашнее задание: повторить п.22,23

Список литературы:

  1. В.В. Латюшин В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» -М. Дрофа 2009
  2. В.В. Латюшин Г.А. Уфимцева «Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин В.А.Шапкина «Биолигия. Животные. 7 класс» -М. Дрофа, 2008
  3. А.В.Онищенко «Биология в таблицах и схемах» СПБ ООО «Виктория плюс» 2010
  4. http://www.learnbiology.ru/19.htm
  5. http://www.zooeco.com/0-rib/0-ribi3-1.html
  6. http://images.yandex.ru
  7. http://900igr.net
  8. http://ru.wikipedia.org
  9. http://fish-book.ru