Какой первоначально была письменность у шумер. Что умели делать шумеры

  • 16.04.2024

Инструкция

При раскопках города Урук были найдены глиняные таблички примерно 3300 года до нашей эры. Это позволило ученым сделать вывод о том, что письменность способствовала стремительному развитию городов и полной общества. На находилось царство Элам, а между реками Тигр и Евфрат – Шумерское царство. Эти два государства вели торговлю, а потому в письменности была крайняя необходимость. В Эламе использовались пиктограммы, которые шумеры адаптировали.

В Эламе и Шумере использовались токены – глиняные фишки различной формы, которые обозначали единичные объекты (одну козу или одного барана). Несколько позже на токены стали наносить обозначения: засечки, отпечатки, треугольники, круги и другие фигуры. Токены складывали в контейнеры с . Чтобы узнать о содержимом, необходимо было разбить емкость, подсчитать количество фишек и определить их форму. Впоследствии на самом контейнере стали обозначать, какие токены в нем лежат. Вскоре эти фишки потеряли свое . Шумеры довольствовались лишь их отпечатком на контейнере, который превратился из шара в плоскую табличку. При помощи уголков и кругов на таких табличках указывали тип и количество предметов или объектов. По определению все знаки были пиктограммами.

С течением времени сочетания пиктограмм стали устойчивыми. Смысл их складывался из совокупности изображений. Если на табличке была нарисована с яйцом, то речь шла о плодовитости и продолжении рода как абстрактного понятия. Пиктограммы стали идеограммами (символическими изображениями идеи).

Через 2-3 века стиль шумерского письма кардинального изменился. Чтобы упростить чтение, символы разложили на клинья – небольшие отрезки. Кроме того, все используемые символы стали изображать перевернутыми на 90 градусов против часовой стрелки.

Начертания многих слов и понятий со временем стандартизируется. Теперь на таблички можно наносить не только письма административного назначения, но и литературные трактаты. Во II до нашей эры шумерской клинописью пользовались уже и на Ближнем Востоке.

Первую попытку расшифровки шумерской письменности предпринял Гротефенд в середине XIX века. Позднее его работу продолжил Роулинсон. Предметом его изучения стала Бехистунская рукопись. Ученый установил, что попавшие к нему в руки таблички написаны на трех языках и представляют собой эламскую и аккадскую письменности – прямых потомков шумерской письменности. К концу XIX века поздние формы клинописи были окончательно расшифрованы благодаря найденным в Ниневии и Вавилоне словарям и архивам. Сегодня ученые пытаются понять принцип протошумерского письма – прототипов клинописи шумеров.

Тип : силлабо-идеографическая

Языковая семья : не установлена

Локализация : Северная Месопотамия

Время распространения :3300 г. до н. э. - 100 г. н. э.

Родиной же всего человечества шумеры называли остров Дильмуи, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.

Наиболее ранняя представлена на текстах, найденных в шумерских городах Урук и Джемдет-Насра, датированных 3300 г. до н.

Шумерский язык до сих пор продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку и сейчас не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумеры создали Убайдскую культуру на юге Двуречья конца V - начала IV тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности шумеры оставили множество памятников своей культуры, запечатлев их на глиняных табличках.

Сама клинопись была письмом силлабическим, состоящим из нескольких сот знаков, из которых наиболее употребительными были около 300; в их число входили более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 для сложных; были знаки для цифр по шестидесятичной и десятичной системам.

Шумерская письменность развивалась на протяжении 2200 лет

Большинство знаков имеют по два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко рядом с шумерским они приобретали и семитическое значение. Порой они изображали смежные понятия (например, «солнце» - bar и «светить» - lah).

Само изобретение шумерской письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой. Ее заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках.

На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население - Нижней Месопотамии было шумерским. Широко известная история о Великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых XXVI в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны.

Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на Древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Впоследствии письменность утрачивает рисуночный характер и трансформируется в клинопись.

Клинописью в Месопотамии пользовались почти три тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году необычайно энергичный англичанин Генри Роулинсон - английский офицер и любитель древностей - не расшифровал ее. Однажды ему сообщили, что на отвесной скале в Бехистуне (близ города Хамадан в Иране) сохранилась надпись. Это оказалась одна и та лее надпись, выполненная на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.

В математике шумеры умели считать десятками. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.

На рисунке вы видите, как за 500 лет иероглифические изображения числительных превратились в клинописные.

Видоизменение числительных шумерского языка из иероглифов в клинопись

Шумер - цивилизация с исторической местностью в южной Месопотамии и занимавшая территорию современного Ирака. Это - наиболее древняя из известных человеку цивилизаций, колыбель человеческой расы. История Шумерской цивилизации охватывает более чем 3000 лет. С началом в периоде Ubaid во времена первого урегулирования Эриду (середина 6-ого тысячелетия до нашей эры) через период Uruk (4-ое тысячелетие до нашей эры) и династические периоды (3-ье тысячелетие до нашей эры) и до появления Вавилона в начале второго тысячелетия до нашей эры.

Шумерская цивилизация и особенности древней письменности.

Это место рождения письменности, колеса и сельского хозяйства. Наиболее важным из археологических открытий сделанных на территории шумерской цивилизации, несомненно, является письменность. Огромное количество табличек и манускриптов с записями на шумерском языке, было найдено в период изучения шумерской цивилизации. Шумерская письменность - самый старый пример письма на земле. В начале своей истории шумеры пользовались изображениями, иероглифами для письма, позже появились символы, складывающиеся в слоги, слова, предложения. Треугольные или клинописной формы знаки использовались для письма на тростниковой бумаге или же на сырой глине. Данный вид письменности именуется клинопись.

Огромное множество разнообразных текстов, которые написала шумерская цивилизация на шумерском языке, выжило и дошло до нашего времени, были найдены как персональные письма, так и деловые письма, квитанции, лексические списки, законы, гимны, молитвы, истории, ежедневные отчеты, и даже библиотеки, заполненные глиняными табличками. Монументальные надписи и тексты на различных объектах, на статуях или кирпичных постройках, получили большое распространение в шумерской цивилизации . Много текстов выжило в многократных копиях. Шумерский язык продолжал быть языком религии и закона в Месопотамии даже после того, как семиты завладели историческими территориями шумеров. Шумерский язык вообще расценивается как одинокий язык в лингвистике, так как он не принадлежит не к одной из известных языковых семей; аккадский язык, в отличие от языка шумерского принадлежит к языкам семито-хамитской языковой семьи. Было много неудачных попыток соединить шумерский язык, с какой либо языковой группой. Шумерский язык - агглютинативный язык; другими словами, морфемы ("единицы значения") соединены вместе, чтобы создавать слова, в отличие от аналитических языков, где морфемы просто добавляются, для создания предложений.

Шумеры, их устный и письменный язык.

Понимание шумерских текстов сегодня может быть проблематичным даже для экспертов. Самые трудные, это ранние по
времени тексты. Во многих случаях шумеры и их тексты не поддаются полной грамматической оценке, то есть полностью не расшифрованы до сих пор. В течение третьего тысячелетия до нашей эры, развился очень близкий культурный симбиоз между Шумерами и Аккадцами. Влияние шумерского языка на аккадский язык (и наоборот) очевидно во всех областях, от лексического заимствования в крупном масштабе, к синтаксической и морфологической, фонологической конвергенции. Аккадский язык постепенно заменил язык, на котором говорили шумеры, (примерно во 2-3 веках до нашей эры, точное датирование, является предметом дебатов), но шумерский язык продолжал использоваться как священный, церемониальный, литературный и научный язык в Месопотамии вплоть до первого столетия нашей эры.

МХК. 10 КЛАСС. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

В IV-I тысячелетиях до н.э. в низовьях двух больших рек Тиг­ра и Евфрата (Месопотамия , или Двуречье , или Междуречье ), а так­же на всей территории Передней Азии жили народы высокой куль­туры, которым мы обязаны основами математических знаний и деле­нием часового циферблата на двенадцать частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Зодчие Передней Азии умели возводить высо­чайшие башни, где в качестве строительного материала использо­вался кирпич. Здесь осушали болотистую местность, прокладыва­ли каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели коле­со и строили корабли, умели прясть и ткать, ковали из меди и брон­зы орудия труда и оружие. Народы Древней Передней Азии достиг­ли больших успехов в области политической теории и практики, во­енного дела и государственного права. Многими их изобретениями и научными открытиями мы пользуемся до настоящего времени.

В плодородной долине Междуречья сформировались такие крупнейшие города-государства, как Шумер, Аккад, Вавилон , а также Ассирийская держава и Персидское госу­дарство и многие другие. Здесь на протяжении веков возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности, распадались и возрождались древние сообщества.

В основе искусства Древней и Передней Азии лежит ясное пони­мание общей картины мира, четкое представление о мировом уст­ройстве. Его главной темой становится прославление силы и могу­щества человека.

Возникновение письменности

Книги-таблички из библиотеки царя Ашшурбанипала

К III тысячелетию до н.э. в южных долинах Двуречья сложи­лись многие города-государства, главным из которых стал Шумер. В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь бла­годаря изобретению письменности.

Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) пись­мо, постепенно заменённое сложными геометрическими знаками. Треугольники, ромбики, полоски, стилизованные пальмовые ветви наносили на поверхность сосудов. Каждая комбинация знаков рас­сказывала о важнейших для человека занятиях и событиях.

От сложного пиктографического письма, не позволяющего пере­дать многозначный смысл того или иного слова и понятия, вскоре пришлось отказаться. Например, знак или рисунок для обозначе­ния ноги стали читать как знак, передающий движение: «стоять», «ходить», «бегать». То есть один и тот же знак приобрел несколько совершенно различных значений, каждое из которых надо было подбирать в зависимости от контекста.

Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищенной от всяких примесей. С этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдав­ливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таб­лички обжигали. В таком виде они могли храниться в течение дли­тельного времени. Вначале писали справа налево, но это было неудобно, так как собственная рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональ­ному письму - слева направо. Так пиктография, из­вестная ещё первобытному человеку, превратилась в клинопись, которая позднее была заимствована и пре­образована многими народами. Много интересного о жизни шумеров поведали глиняные таблички, рас­шифровка и прочтение которых потребовали от учё­ных немало усилий и времени. Известно, например, что у шумеров были школы, которые назывались «домами табличек». По глиняным табличкам учени­ки постигали азы чтения и письма. Из сохранивших­ся памятников письменности мы можем узнать о том, как строился учебный процесс в этих своеобразных школах. По всей вероятности, учителя держали своих воспитанников в большой строгости и повиновении, а поэтому в табличках встречаются многочисленные жалобы воспитанников.

В доме табличек надсмотрщик сделал

мне замечание: «Почему ты опоздал?»

Я испугался, сердце мое бешено

заколотилось,

Подойдя к учителю, я поклонился

до земли.

Отец дома табличек выпросил

мою табличку,
Он был ею недоволен и ударил меня.

Потом я усердствовал с уроком,

мучился с уроком...

Классный надсмотрщик приказал нам:

«Перепишите!»

Я взял свою табличку в руки,

Писал на ней,

Но было на табличке и то, чего я

не понимал,

Чего не мог прочесть...

Судьба писца мне опостылела,

судьбу писца я возненавидел...

Перевод Л. Шаргиной

Учёба в «доме табличек» открывала перед учениками большие возможности: впоследствии они занимали ведущие должности в мастерских и на строительстве, руководили работами по возделыва­нию земель, решали важнейшие государственные вопросы и споры.

В Ниневии была обнаружена знаменитая библиотека царя Асси­рии Ашшурбанипала (669 - ок. 633 г. до н.э.), представляющая со­бой первое в мире систематизированное собрание, где книги-таблич­ки подбирались по сериям, имели заглавия, порядковый номер и размещались по отраслям знаний. Царь очень дорожил своим сокро­вищем, а потому хранил «книги» в ящиках в сухом помещении на втором этаже. Так как содержание книги невозможно было размес­тить на одной табличке, то другие таблички служили её продолже­нием и хранились в специальном ящике.

Книги-таблички в библиотеке Ашшурбанипала копировались с более древних, хранящихся в разных странах. Вот почему царь от­правлял туда наиболее опытных писцов, которые должны были ото­брать самые интересные и значительные «книги», а затем перепи­сать их текст. Иногда таблички были такими древними, со сколоты­ми краями, что их невозможно было восстановить. В этом случае писцы делали пометку: «Стёрто, не знаю». Это была очень кропот­ливая работа, требующая хорошего знания древнего шумерского языка и одновременного перевода на вавилонский язык.

Что же переводили древние писцы в первую очередь? Учебники по языку и грамматике, книги по основам наук: математике, астро­номии, медицине и минералогии. Особым спросом пользовались таб­лички с гимнами и молитвами, сказаниями и легендами.

В 612 г. до н.э. под натиском врагов эти глиняные книги чуть было не погибли. Их спасло то, что во время пожаров глина от обжига стала ещё крепче и не боялась сырости. Конечно, многие из книг-табличек разбились, разлетевшись на множество мелких кусочков, но то, что сохранилось, пролежав под слоями песка, пепла и земли, через 2500 лет поведало учё­ным удивительные сведения о жизни и культуре народов Между­речья.

Выдающийся памятник мировой литературы «Эпос о Гильгамеше» («О всё видавшем», III тыс. до н.э.) - правителе шумерского города Урука - сохранился на глиняных табличках, датируемых началом II тысячелетия до н. э.

Архитектура

Время сохранило очень немногие архитектурные сооружения, чаще всего лишь фундаменты зданий. Строились они из необожжён­ной глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро раз­рушались. Не пощадили их и многочисленные войны.

В стране бурных рек и заболоченных равнин храмовые сооруже­ния поднимали на высокие насыпные подножия, предохраняющие их от наводнений. Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости, заменяющие лестни­цу). По ним жители города или жрецы поднимались к святилищу. Города Междуречья защищали оборонительные сооружения с мощ­ными и высокими крепостными стенами, башнями и укреплёнными воротами.

Зиккурат в городе Уре. XXI век до н.э.

Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение так называемых зиккуратов - ступенчатых башнеобразных храмов, предназначенных для культовых обрядов, а позднее и для астроно­мических наблюдений. Они высоко вздымались к небу, были мас­сивны и прочно стояли на земле, напоминая людям горы. На верх­ней площадке зиккурата располагалось святилище, то есть «жилище бога», куда и нисходило божество. Простые люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари и жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.

Наибольшую известность приобрел зиккурат в городе Уре , кото­рый частично удалось раскопать из-под занёсших его слоев песка. Он представлял собой сооружение из трёх поставленных одна на другую усечённых пирамид. (В настоящее время сохранились лишь два этажа из первоначальных трёх его террас.) Низ был выкрашен в чёрный цвет, первая пирамида - в красный, средняя - в белый, верхняя со святилищем выложена голубым глазурованным кирпичом. Выступающие террасы были засажены декоративными деревьями и кустарниками. План здания позволяет сделать предположение, что святилище божества находилось за толстыми, не­проницаемыми стенами, а имевшиеся тесные помещения носи­ли замкнутый характер. Сохранившаяся в нижней части трёхцвет­ная мозаика, имитирующая связки тростника и тростниковое пле­тение, свидетельствует об изысканном декоративном убранстве зиккурата.

Ворота богини Иштар. VI в. до н.э. Музей Пергамон, Берлин

Не менее примечательны архитектурные сооружения Вавилона . Путь к городу шёл через ворота, посвящённые богине плодородия и земледелия Иштар . Они были облицованы глазурованным тёмно-синим кирпичом с изображением священных быков золотисто-жёлтого цвета и рядами белых и жёлтых драконов - фантастических существ с головой змеи, орлиными задними и львиными передними лапами. Эти символические защитники города придают воротам необычайную декоративность и зрелищность. Синий цвет фона выбран не случайно, он считался магическим средством от дурного глаза. Краски глазури, не потуск­невшие до сих пор, производят особенно сильное впечатление.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство Месопотамии представлено, глав­ным образом рельефами, которые украшали внутренние стены па­радных залов во дворцах ассирийских правителей. Трудно даже вообразить, сколько резчиков и скульпторов требовалось для выпол­нения подобной работы! На рельефах запечатлены батальные сцены: наступающие войска, быстрые колесницы, скачущие всадники, бесстрашные воины берут приступом крепость, взбираясь на крутые стены по канатным лестницам, или переплывают бурные реки, го­нят бесчисленные стада и толпы пленных. И всё это свершается во славу одного человека - царя!

Значительная часть рельефов и мозаик посвящена придворной жизни царя и его приближённых. Главное место занимают торжест­венные процессии. Царь (его фигура, как правило, намного больше остальных) восседает на троне в окружении множества вооружён­ных телохранителей. Справа и слева к царю тянутся бесконечной лентой пленники со связанными руками, народы покорённых стран с щедрыми подношениями. Или царь возлежит на пышном ложе в саду под тенистыми пальмами. Слуги навевают на него прохладу опахалами, веселят его игрой на арфе.

"Штандарт из Ура". Фрагмент. Середина III тыс. до н.э. Британский музей, Лондон

Среди подобных предметов искусства следует особо отметить «штандарт из Ура» - трехъярусную мозаичную плиту, иллюстри­рующую тему военного сражения и одержанной победы. Боевые ко­лесницы с запряжёнными в них приспособлениями для метания снарядов прокладывают дорогу. Колеса боевых колесниц имеют форму цельного диска без спиц и составлены из двух половинок. Слева направо движутся животные, сначала шагом, затем рысью и галопом. Под их копытами - тела побеждённых врагов. За ними следует многочисленная пехота в кожаных шлемах с наушниками, в кожаных накидках с металлическими бляхами. Воины горизон­тально держат копья, подталкивая ими идущих впереди пленников. В центре верхнего яруса - крупная фигура царя. Слева к ней на­правляется процессия с царской колесницей, оруженосцем и маль­чиком-слугой. Справа воины несут трофеи и ведут раздетых и обе­зоруженных пленников.

Большая львиная охота. Фрагмент барельефа. IX в. до н.э. Британский музей, Лондон

Сохранилось немало ассирийских рельефов с изображением охо­ты на диких животных, которая считалась великолепной трениров­кой для военных действий. В композиции «Большая львиная охо­та» художник выбрал один из самых напряжённых моментов охоты на львов. Фигуры людей и животных переданы в экспрессивном дви­жении. Охота уже началась. Стремительно мчится колесница. Под копытами лошадей в муках корчится раненый зверь. Возница с си­лой держит поводья, пришпоривая лошадей. В это время царь натя­гивает лук, готовясь поразить животное. Разъярённый дикий лев встал передними ногами на колесницу. С большой точностью ху­дожник изображает рычащую голову льва, защищающегося от уг­розы неминуемой смерти. С исключительным реализмом он воспро­изводит ту страшную боль, которую испытывает раненое животное. Художнику не откажешь и в мастерстве передачи деталей: силы мускулов царя, жесткости рук возницы, тщательной прорисовке ло­шадиных грив и уздечки.

Стела царя Нарамсина. XXIII в. до н.э. Лувр, Париж

Постоянная борьба за власть между городами и потребность в ознаменовании военных побед обусловили появление нового типа рельефа - рельефа мемориального характера . Речь идет о камен­ных плитах с округлой поверхностью, на которых символически за­печатлены религиозные сюжеты или исторические события. На победной стелецаря Нарамсина изображён поход царя против враждебных племён. Сверху по горным тропам развёртывается шествие воинов с копьями и штандартами на высоких древках. Их взоры обращены вверх, на победоносного царя Нарам­сина, поднявшегося к самым вершинам гор, над которыми сияют Луна и Солнце - сим­волы богов. Царь только что метнул дротик в одного из противников и готовится сра­зиться с последним врагом. Однако воин больше не сопротивляется, поднимает руки и закрывает лицо, точно ослеплённый величием победителя. Битва окончена. Нарамсин великодушно дарует ему жизнь и отводит назад руку со стрелой. Трупы убитых врагов падают из-под его ног в глу­бокую пропасть.

Интересна композиция стелы. На срав­нительно небольшой поверхности мастер удачно расположил возвышающуюся над всеми фигуру царя и множество воинов. В правой части видны фигуры спасаю­щихся бегством врагов: их копья слома­ны, на лицах ужас и мольба о пощаде. Умело использован и пейзаж: искрив­лённые ветром деревья, которые лепят­ся по крутым тропам горного ущелья.

Стела царя Хаммурапи. XVIII в. до н.э. Лувр, Париж

Не менее известна стела царя Хаммурапи. Вави­лонский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), создатель свода законов, подходит в молитвенной по­зе к богу солнца Шамашу . Голова царя покрыта шап­кой с отогнутым краем, а длинная одежда спускается мягкими, свободными складками до ступней, остав­ляя правую руку обнажённой. Шамаш величественно восседает на троне, похожем на вавилонский храм с нишами и выступами. Ноги божества покоятся на громоздящихся горах, из-за которых он ежедневно приходит на землю к людям. Голову Шамаша венча­ют четыре пары рогов - знак величия, у него длин­ная завитая борода, а из-за плеч вырываются снопы солнечных лучей. Правой рукой Шамаш протягивает Хаммурапи символы власти - кольцо и жезл, как бы поручая царю вершить правосудие.

Искусство Древней Передней Азии внесло нема­лый вклад и в развитие мелкой пластики. Одни из са­мых ранних произведений - небольшие (до 30 см) статуэтки людей, совершающих обряд почитания бо­жества, так называемые адоранты (лат. «поклоне­ние», «обожание»). У них благоговейно сложены ру­ки, пышные и тщательно завитые бороды; огромные, обращённые вверх, как бы застывшие в изумлении глаза; уши, напряжённо улавливающие любое жела­ние божества. Они навсегда застыли в позах смире­ния и покорности. На плече каждой статуэтки - имя того, кого она должна представлять в

Сановник Эбих-Иль. III тыс. до н.э. Лувр, Париж

храме. Вот уп­равляющий Эбих-Иль (III тыс. до н.э.). Он сидит на плетёном табурете с молитвенно скрещенными на груди кистями рук. Куда устремлён его напряжён­ный выжидающий взгляд? Обращает на себя внима­ние утончённая проработка деталей одежды - юбки из овечьей шерсти с тонко отчеканенными прядями. Превосходно вырезана борода с вьющимися завитка­ми. Округлые формы скрывают мускулатуру тела, мягкие руки утратили силу и жесткость.

Общепризнанным шедевром является скульп­турное изображение головы богини Иштар, предвос­хитившее многие античные образцы. Пустые глазни­цы богини когда-то были инкрустированы драгоцен­ными камнями и придавали облику неповторимое величие. Волнистый парик, выполненный чеканкой по листовому золоту, производил устрашающий и завораживающий эффект. Во­лосы, разделённые пробором, полукружиями падают на лоб. Брови, сросшиеся над переносицей, и плотно сжатый рот придают лицу не­сколько высокомерное выражение.

Голова богини Иштар из Урука. Начало III тыс. до н.э. Иракский музей, Багдад

Музыкальное искусство

Памятники музыкальной культуры не сохранились, но о высо­ком уровне развития музыки можно судить по произведениям лите­ратуры и изобразительного искусства. Так, напри­мер, при раскопках в городе Уре были обнаружены клинописные «учебники» по пению. Из них мы узна­ём, что храмовые музыканты-жрецы пользовались большим почётом в обществе. Их имена записыва­лись вслед за именами богов и царей. Именами музы­кантов начиналось летосчисление. В сравнении с государственными чиновниками музыканты были ран­гом выше.

Во время траурных церемоний храмовые музы­канты-жрецы исполняли песни-плачи, а в обычные дни должны были радовать богов и царей прекрасны­ми звуками. Сохранилось такое приказание царя му­зыкантам:

«Царь повелел певцу предстать и петь перед власте­лином Нингирсу, чтобы успокоилось его сердце, уми­ротворилась его душа, осушились его слёзы, прекра­тились его вздохи; ибо этот певец подобен морской глубине, он очищает, подобно Евфрату, и шумит, как буря».

Таким образом, музыка должна была доставлять на­слаждение богам и царям, утешать души верующих. Позднее существовали большие придворные ансамбли, которые да­вали публичные концерты. Некоторые из ансамблей насчитывали 150 человек! Концерты устраивались во время религиозных церемо­ний, народных праздников, возвращения войск из походов, царских приёмов, пиров и торжественных процессий.

Из музыкальных инструментов особое распространение получи­ли арфа, тарелки, двойной гобой, продольные флейты, лютни и ли­ры. В культовой музыке также использовались различные колокольчики - амулеты против зла и бедствий. В обрядах, посвящён­ных культу Луны и звезды Иштар (планете Венера), участвовали медные барабаны громадных размеров. В честь музыкальных инст­рументов совершались даже жертвоприношения.

Во время раскопок одной из царских гробниц в городе Уре была обнаружена арфа с головой быка. На передней части арфы, под подбородком быка, укреплена дощечка с изображением Гильгамеша, бо­рющегося с двумя быками с человеческими лицами. Это сюжет из мифа, согласно которому боги

Арфа с головой быка. Около 2600 г. До н.э.

Иракский музей, Багдад

ня Иш­тар, посватавшаяся к Гильгамешу и получившая от него отказ, решила ему отомстить. Она потребовала, чтобы бог неба Ану создал «небесного быка» и грозо­вую тучу, которые должны были погубить Гильга­меша.

Древневосточная арфа имела узкий резонатор и струны разной длины, которые натягивались по диагонали. Среди множества разновидностей арф, отличающихся количеством струн, размером и спосо­бом исполнения, особой популярностью пользова­лись ассирийские горизонтальные арфы. На них иг­рали с помощью медиатора (тонкой длинной палоч­ки). Если же это были вертикальные арфы , то при воспроизведении музыки пользовались только паль­цами.

Из Месопотамии до нас дошли и некоторые термины, обозначаю­щие музыкальные интервалы, лады и жанры. И хотя учёные до сих пор спорят об их настоящем звучании, несомненно одно: в Между­речье не только исполняли музыку, но и сочиняли её, а также раз­вивали музыкальную теорию.

Вопросы и задания

1. Расскажите о выдающихся достижениях культуры народов Древней Передней Азии. Какие из них не утратили своего значения в наши дни? Ка­кое влияние на общий характер развития культуры оказали природные ус­ловия и важнейшие исторические события?

2.Как и почему была изобретена шумерская письменность? Каковы её характерные особенности? О чём поведали нам глиняные таблички? Что вам известно о создании первой в мире библиотеки царя Ашшурбанипала в Ни­невии?

3. Каковы характерные особенности архитектуры Древнего Между­речья? Расскажите о шедеврах храмового и градостроительного зодчества.

4. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами они были обусловлены? Рассмотрите рельефы с изображением животных («Большая львиная охота» и «Раненая львица»). Что изменилось в изображении зверя по сравнению с живописью первобыт­ного человека?

5. Расскажите о музыкальной культуре Древней Передней Азии. Какие музыкальные инструменты пользовались особенной популярностью?

Творческая мастерская

· Прочтите стихотворение В.Я. Брюсова «Ассаргадон». Каким увидел поэт из своего XX века ассирийского царя-деспота? Существует ли перекличка между этим стихотворением и победными стелами Древнего Востока (стела Нарамсина)?

Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.

Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.

Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,

Элам читал судьбу в моём едином взоре,

Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Кто превзойдёт меня? кто будет равен мне?

Деянья всех людей - как тень в безумном сне,

Мечта о подвигах - как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоён,

Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.

· Познакомьтесь с «Эпосом о Гильгамеше» - выдающимся памятником мировой литературы. Какие философские и нравственные проблемы нашли отражение в этом произведении? Оформите свои впечатления в виде неболь­шого сочинения.

· Попробуйте оформить выставку-стенд, на которой были бы представле­ны основные виды искусства Древней Передней Азии.


Похожая информация.


Всемирно-историческое значение имело изобретение шумерами письма. Шумеры начали писать в конце 4 тыс. до н.э., т. е. значительно раньше египтян. В Красном храме Урука, датированном примерно 3300 г. до н.э., была обнаружена табличка с текстом, в котором было использовано около 700 знаков. Эта табличка является, по всей видимости, первым в мире памятником письменной культуры.

До появления письменности существовали цилиндрические печати, на которых вырезались миниатюрные изображения, а затем такая печать прокатывалась по глине. Эти круглые печати представляли собой одно из величайших достижений месопотамского искусства.

Письмо возникло как практическая необходимость для торговой деятель­ности, хозяйственных записей и подсчетов . Самые ранние письмена выполнялись в виде пиктограмм, или примитивных рисунков, выполненных тростниковой палочкой на табличках из сырой глины. Затем глиняные «дощечки» высушивали на солнце или обжигали в печи (если обозначения были особо важными и предназначались для длительного хранения). Первые такие таблички – памятные записки, списки товаров, рецепты (записки экономического характера). Догадаться о значении большинства пиктограмм, применявшихся около 3300 г. до н. э., не составляет труда. Лучистая звезда обозначала небо или, в дальней­шем, божество. Чаша, без сомнения, пере­давала слово «пища». В некоторых случаях можно легко расшифровать сочетания символов: стоящие вместе пиктограммы «большой» и «человек» означают «царь».

Первый шаг к абстрактным символам был сделан в начале 2 тыс. до н. э., когда пиктограммы стали «ло­житься на ребро», что могло быть связа­но с тем, что шумерские писцы стали пе­реворачивать таблички, чтобы иметь воз­можность писать слева направо, а не свер­ху вниз, как раньше. Но каковы бы ни бы­ли реальные причины такого «переворота», сам факт говорит о том, что символы по­степенно стали утрачивать связь с конкрет­ным изображаемым объектом.

Письменные символы претерпели еще более существенные изменения, когда пис­цы сменили заостренную тростниковую па­лочку для рисования на мягкой глине на стиль с клинообразным концом, что привело к изменению письма, которое получило название «клинописи» от лат. “cuneus”, что в переводе означает «клин». Древние писцы прилагали все усилия, чтобы их рисунок мак­симально походил на изображаемый предмет, и с этой целью при­меняли всевозможные виды клинообразных оттисков . Затем все клинья, используемые для изображения знака, были разделены на несколько классов: вертикальный, горизонтальный и наклонный.

Так возникла клинопись на глиняных «дощечках» . Она распрост­ранилась по всей Передней Азии, и более двух тысяч лет ею пользо­вались народы, говорившие на различных языках. Особенно про­дуктивно клинопись использовалась в вавилонской и ранней персидской письменности.

Около 1800 г. до н.э. писцы упростили написание многих клинописных символов, заменив их еще более условными знаками, которые имели лишь отдаленное сходство с прежними пиктограммами.

*Слайды: Нa примере избранных шумерских зна­ков на таблице справа можно проследить эволюцию шумерской письменности на протяжении 1500 лет - преобразование ранних пиктограмм в систему абстрактных символов.

Предписание в нижнем правом углу гласит: «Пропустите через сито, а затем перемешайте растолченные черепаховые панцири, ростки нага-си, соль и горчицу. Затем промойте поврежденные участки пивом хорошего качества и горячей водой и вотрите смесь. Подождите немного и снова протрите с маслом, после чего поставьте припарку из толченой сосновой коры».

Эпос о Гильгамеше

Благодаря изобретению письменности перед историками раскрылись многие стороны прошлого. Т.к. в письменных источниках сохраняются образцы литературы, историк может судить о менталитете людей того времени.

Величайшим памятником древней шумерской литературы является "Сказание о Гильгамеше". Оно сохранилось на клинописных табличках, одна из которых происходит из Ниппура. Гильгамеш по преданию был царем и удачливым полководцем из Урука примерно в 2700 г. до н.э..

Цикл эпических песен о Гильгамеше связан в основном с идеей человеческого бессмертия, причем на протяжении всей поэмы Гильгамеш отчаянно пытается победить смерть. Гильгамеш наде­лен силой и мужеством, обеспечившими ему победу в борьбе со львом. Вместе со своим спутником Энкиду Гильгамеш отправляет­ся в кедровый лес, чтобы сразиться с лесным правителем Хумбабу. Но главная его цель - поиск мудрости, счастья, бессмертия. Аккад­ский эпос содержит также описание путешествия Гильгамеша по ту сторону жизни за бессмертием. Он разыскивал Утнапишти, кото­рый пережил потоп. В Шумере часто случались наводнения, когда обе реки - Тигр и Евфрат - широко разливались. Возможно, ката­строфическое наводнение, когда обе реки сомкнулись между собой, и именуется потопом в народной памяти. В Дильмуне, райской стране шумеров, Утнапишти помог Гильгамешу найти «растение (жемчужину?) вечной молодости», дающее бессмертие, однако на обратном пути домой он потерял этот драгоценный корень и признает неизбежность своей судьбы.

Религия шумеров

Примерно к 2250 г. до н.э. в Шумере уже сложился целый пантеон богов, олицетворявших различные элементы и силы стихий. Этот пантеон являлся основой шумерской религии. Так зародилась теология.

По поверьям шумеров, землей управляют боги, а люди были созданы, чтобы им служить. Этот мотив шумерского эпоса много позже нашел свое отражение в Библии, в Ветхом Заве­те. Изначально у каждого города был свой собственный бог. Вероятно, в этом сказывались политические изменения в отношениях между городами, но в конце концов боги организовались в некую иерархию.

Каждому из богов была отведена своя роль и своя область деятельности: здесь были бог воздуха, бог воды, бог земледелия. Богиня Инанна(у аккадцевИштар) являлась богиней плотской любви и плодородия, но одновременно – богиней войны, олицетворение планеты Венера. Во главе иерархии стояли 3 высших бога мужского пола:

· Ану – отец богов, бог неба;

· Энлиль (у аккадцев Эллиль, Белом) – бог воздуха;

· Энки (у аккадцев Эйл, Эа) – бог мудрости и пресной воды, он был учителем, дарующим жизнь (вода=жизнь), и поддерживал порядок, созданный Энлилем.

Поскольку урожаю, в особенности зерновых, постоянно угрожали то засуха, то наводнение, то саран­ча, а беды эти происходили, согласно поверьям, по воле богов, шу­меры стремились их умилостивить . Этой цели служил сложнейший ритуал богослужений в их храмах - земных жилищах богов. Совер­шались ритуальные поклонения царю и главным богам шумерского пантеона . Каждому из божеств посвящался свой храм, который ста­новился центром города-государства. В Шумере были заложены и утвердились основные черты храмового зодчества Месопотамии .

Падение Шумера

Вторжение амореев . Мари . После 2000 г. до н. э. в битве с эла­митами, пришедшими из Персии, могущественное государство шу­меров пало. Затем последовало вторжение семитских племен - амореев - из северной Сирии. Амореи обосновались в Месопота­мии и построили богатые, цветущие города-государства.

Из всех городов особенно выделялся большой аморейский го­род Мари , построенный в среднем течении Евфрата. В результате раскопок был найден город со строгой, близкой к современной планировкой - длинные проспекты, дворцы на площадях, пер­пендикулярно пересекающиеся улицы, прекрасные скульптуры, богатые кладбища, стены, украшенные фресками.

Большой дворец Мари

Большой дворец Зимри-Лима, который правил в Мари с 1780 по 1760 гг. до н.э., был сооружен до 2100 г. до н.э. и через несколько столетий подвергся перестройке. Он состоял из более чем 260 помещений и дворов на нижнем этаже, остальные находились выше.

Центральным элементом дворца был двойной тронный зал, датирующийся временем ассирийского царя Шамши-Адада, который умер в 1780 г. до н.э., тем не менее основные составляющие дворца были заложены еще при Зимри-Лиме.

Наряду с общественными помещениями и частными жилыми комнатами, во дворце находились многочисленные ремесленные мастерские, где пряли и изготавливали полотно, шерстяную одежду, одеяла и драпировки, делали вещи из кожи, краснодеревщики инкрустировали дерево алебастром и перламутром. Значительное количество работников этих мастерских были рабами.

Кроме того, во дворце имелись царская сокровищница и другие хранилища.

Наиболее важным открытием в Мари был архив, в котором найдено более 20 000 табличек. Записанные на них тексты связаны с различными сторонами жизни города. Среди них многочисленные документы по официальному делопроизводству, дипломатическая и частная переписка, например о здоровье членов царской семьи.

Хаммурапи

В начале 2-го тысячелетия до н. э. возник­ло новое объединение Месопотамии с центром в городе Вавилоне . Вавилон расположен на берегу Евфрата в 90 км к югу от современного Багдада. Название города переводится как "ворота богов".

После падения государства Ур в 2000 гг. до н.э. Вавилоном управляет аморитская (западные семиты) династия. При Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) Вавилон становится политической и религиозной столицей южной Месопотамии.

Первоначально вассал ассирийского царя Шамши-Адада I, благодаря превосходным дипломатическим маневрам и успешным военным кампаниям с соперничающими городами-государствами (Урук, Иссин, Ларса, Эшнуна и Мари), Хаммурапи превратил Вавилон в господствующую державу Месопотамской равнины и регионов, расположенных севернее (Мари и Ашшур). Благодаря тому, что в эпоху Хаммурапи складываются характерные особенности вавилонской культуры, в истории Вавилона она получила название классической. Кроме того, при Хаммурапи было возведено много храмов и каналов. Его влияние к концу жизни (он умер в 1750 г. до н.э.) возрастает настолько, что Вавилон получает статус естественной столицы южной Месопотамии.

Законы Хаммурапи. Хаммурапи был величайшим законодателем в истории челове­чества. Подобно пророку Моисею, он дал своему народу и вместе с тем человечеству свод законов. Он был высечен на каменной стеле, которую нашли в Сузах (теперь она хранится в Лувре).

*Слайд: Сверху на моноли­те, где выбиты законы Хаммурапи, имеется изоб­ражение самого царя. Царь стоит в почтительной позе, выслушивая, что говорит ему бог правосу­дия - Шамаш. Шамаш сидит на своем троне и держит в правой руке атрибуты власти, а вокруг плеч у него сияет пламя. Шамаш приказывает Хаммурапи выполнить его волю совершенно так же, как Яхве в Библии повелевает Моисею.

Ко­декс Хаммурапи поражает уровнем юридической мысли, существо­вавшей за 15 столетий до появления римского права. В 282 разделах знаменитого кодекса законов Хаммурапи содержатся законы по разным тематикам: рабство, собственность, торговля, семья, заработная плата, развод, оплата медицинского обслуживания и многое другое.

Многие законы были заимствованы у шумеров, но примене­ние и толкование юридических норм было более детализирован­ным и более разработанным юридически.

Оговаривались даже такие частные случаи: «Если мужчина во время нападения или вторжения был взят в плен или увезен в дальние страны и долго там находился, и тем временем другой мужчина взял его жену и она родила ему сына, то в случае, если муж вернется, он получает назад свою жену». Или закон об обеспечении жен:

«Если муж отвернет свое лицо от своей первой жены... и она не поки­нет дом, тогда женщина, которую он взял как любовницу, будет ему вто­рой женой. Он должен продолжать содержать также свою первую жену».

Согласно кодексу Хаммурапи, многие преступления - воров­ство, супружеская неверность, ложное обвинение, лжесвиде­тельство - карались смертной казнью. Строгие наказания предус­матривались, например, в таких случаях: если пациент по невнимательности или неумению врача терял один глаз, врачу от­секали руку; если рушился дом; то его строитель приговаривался к смертной казни или крупному денежному штрафу.

Хаммурапи провел религиозную реформу. Шумерские боги продолжали почитаться, но главным вавилонским богом по пове­лению царя стал Мардук. (Мардук, в шумеро-аккадской мифологии центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона, сын Эйя (Энки) и Домкины (Дамгальнуны). Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют "судьей богов", "владыкой богов" и даже "отцом богов"). Он был богом всей империи Хаммурапи.

Возвышение Ассирии.

После смерти Хаммурапи его империя распалась. Сам Вавилон стал жертвой разбойничьего набега хет­тов, затем - касситов, пришедших из Персии. Они властвовали над Вавилоном вплоть до завоевания его ассирийцами - семит­ским народом, проживавшим издревле в верхнем течении Тигра.

Начиналось возвышение Ассирии, торговлю которой на севере страны долгое время сдерживали и контролировали хетты. Но в 1200 г. до н. э. царство хеттов распалось. Ассирия вышла на про­сторы Средиземноморья и захватила земли вплоть до территории современной Турции. Успехам завоевательных походов Ассирии способствовало применение железного оружия , в чем ассирийцы намного превосходили все соседние народы, и высокий уровень военного искусства , обеспечиваемый особой маневренностью войск. Нашествия ассирийцев были жестокими и кровавыми. Ветхий Завет рассказывает, что они применяли специальные машины для осады крепостных стен и «штурмовые козлы».

Ассирийский царь Саргон II (722-705 гг. до н.э.) выстроил новую величественную столицу - Дур-Шаррукин (ныне Хорсабад), что значит Крепость Саргона. Дворец стоял на высоком искусственно насыпанном холме. В 713 г. до н. э. Саргон II при строительстве своей столицы, Дур-Шаррукина (совр. Хорсабад, Ирак), окружил город сплошной кирпичной стеной, оставив в ней семь проходов (ворот). По бокам у входа во дворец стояли огромные статуи крылатых быков с человеческими головами. Это шеду - стражи, охраняющие дворцовые врата; они как будто зорко смотрят на проходящих мимо. Каждый, кто подходил ко дворцу, уже издали видел шеду спереди - голову, грудь и две ноги. Стоило пройти дальше и посмотреть на шеду сбоку, как начинало казаться, что бык шагнул вперед, двинув переднюю ногу. Ассирийский скульптор добился этого, сделав быку... пять ног! Поэтому спереди видны две ноги, а сбоку - четыре. А если бы не пятая нога, то в профиль бык казался бы треногим.

Но, пожалуй, самыми интересными и по-настоящему художественными произведениями искусства были ассирийские рельефы, украшавшие стены дворцов. Ассирия была могущественной военной державой, походам и завоеваниям не было конца, поэтому и на дворцовых рельефах изображены в основном военные сцены, прославлявшие царя-полководца. Все сцены переданы так живо, с таким мастерством, что сразу не бросается в глаза ни условное изображение человеческой фигуры (всегда в профиль), ни одинаковые черты лица почти у всех людей, ни слишком сильно подчеркнутая мускулатура рук и ног (этим художник хотел показать мощь ассирийского войска). На многих рельефах изображена царская охота, главным образом на львов. Животные изображены удивительно точно и правдиво.

Сын Саргона Синаххериб (705-680 гг. до н.э.) перенес столицу государства в Ниневию . Здесь археологи обнаружили многочисленные скульптуры, в том числе крылатых быков, нашли фрески и рельефы по камню, изображающие битвы Синаххериба с врагами. Синаххериб разграбил, сжег и разрушил Вавилон в 689 г. до н.э. Об этом событии сообщается на стеле, покрытой клинопис­ным письмом.

Сын Синаххериба - Асархаддон (680-669 гг. до н.э.) - в 671 г. захватил Египет и восстановил Вавилон в прежнем величии. Появились многочисленные новые памятники ассирийской куль­туры, однако прежние, шумерские и вавилонские, были при этом безвозвратно утрачены.

В 701 г. до н.э. ассирийские войска осадили Иерусалим, и иудейский царь Хискил был вынужден выплатить дань. Об этом сообщается в Ветхом Завете. Надписи на дворце Синаххериба про­славляют ассирийского царя как победителя, который будто бы запер царя евреев, «как птицу в клетке». Однако в действительно­сти Синаххерибу не удалось покорить и разграбить богатый Иеру­салим: помешала разразившаяся там эпидемия чумы.

Одновременно с завоевательными походами ассирийцы уделяли много внимания строительству и искусству . Рельефы во дворцах с изображением охоты и батальных сцен необычайно выразитель­ны. Ассирийцы были также превосходными инженерами-строите­лями . Построенные ими водопровод, двор­цы, техника для осады городов, внутреннее убранство дворцов, множество скульптур - все это поражало воображение.

Для украшения интерьеров дворца Ашшурбаниппала в Нине­вии (VII в. до н.э.) специально были доставлены золото и слоновая кость из Египта, серебро из Сирии, лазурь и полудрагоценные камни из Персии, кедровое дерево из Ливана.

*Слайд: В нижней части фрагмента, на триумфальной колеснице под зонтиком стоит могущественный царь Ашшурбанипал (правил в 669-631 гг. до н. э.). Традиционно, фигура царя имеет больший размер, нежели все остальные персонажи. Царь держит в руке нераспустившийся бутон, что является частью ассирийской судебной церемонии.

После смерти Ашшурбанипала его великая империя просущество­вала только пятнадцать лет. Причинами ее крушения была

Невозмож­ность защищать необъятные границы государства,

Восстания порабо­щенных народов, а также

Моральное разложение огромной армии, занявшейся грабежами. В Ветхом Завете пророк Наум предвещает ги­бель Ниневии: «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» (Ветхий Завет. Книга пророка Наума, 8:1.). Пророчество сбылось. В 612 г. до н. э. столица Ассирии Ниневия пала под натиском вавилонян и индийцев . Ассирийская им­перия была поделена между двумя победителями. Началась новая эпо­ха возвышения Вавилона и распространения его культуры.

Нововавилонское царство .

Новый расцвет Вавилона произошел в эпоху правления Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э.). Спустя тысячелетие после Хаммурапи он сделал попытку сравняться с ним в величии. И это ему частично удалось. Руины Вавилона до сих пор поражают своими грандиозными размерами.

Греческий историк Геродот описывал в своей «Истории» Ва­вилон как город, который богатством и роскошью превосходил все города мира. Больше всего поразила его воображение городская стена Вавилона . По свидетельству Геродота, ее ширина была та­кой, что на ней могли свободно разъехаться две колесницы, запря­женные четверками лошадей! На протяжении более чем двух ты­сячелетий эти слова Геродота считались преувеличением и подтвердились лишь в 1899 г. во время раскопок Вавилона, пред­принятых немецким археологом Р. Кольдевеем. Он раскопал двой­ные крепостные стены шириной по 7 м и протяженностью 18 км , окружавшие центр города. Пространство между стенами было за­полнено землей. Здесь могла проехать четверка лошадей! Через каждые 50 м к стенам примыкали сторожевые башни.

Ворота Иштар

Из восьми ворот, посвященных главным из почитаемых в Ва­вилоне богов, самыми великолепными были двойные ворота бо­гини любви Иштар . Через них проходила "дорога процессий" - важная магистраль, которая связывает храм Мардука и храм новогоднего празднества во внешней части города.

*Слайд: В конце XIX - начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина. Ворота были двойными, связывали обе оборонительные стены внутреннего города и достигали высоты 23 м. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука - быка и фантастического существа сирруш (вавилонский дракон). Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия.

Трижды они были перестроены при Навуходоносоре II, причем лишь при последней перестройке они были украшены изображениями этих животных. В этот период кирпичи были покрыты глазурью. Животные были окрашены в желтый и белый цвета, в то время как фон был ярко-голубым. Кроме того, ворота сторожили мощные колоссы в виде быков и драконов.

От ворот Иштар начиналась Священная дорога, предназначен­ная для праздничных процессий . Считалось, что по этому пути шествовал сам бог Мардук. Дорога процессий была вымощена круп­ными плитами. Достигавшая в ширину 16 м, Дорога процессий на протяжении 200 метров была окружена стенами из глазурованного кирпича, с которых на участников процессии смотрели 120 львов, изображенных на голубом фоне.

Дорога вела к святилищу Мардука - Эсагиле , величественному храмовому комплексу , в центре которого возвышался колоссаль­ный 90-метровый зиккурат Этеменанки (краеугольный камень зем­ли и неба), знаменитая Вавилонская башня, состоящая из семи тер­рас, окрашенных в разные цвета . На вершине стоял выложенный синим обливным кирпичом храм Мардука.

Эте­менанки был святыней и гордо­стью государства и воплощал дерзновенные помыслы людей, стремящихся приблизиться к небу . Именно с ним связана библейс­кая легенда о вавилонском столпотворении . Она рассказывает о том, как Бог, увидев город и башню, которую строили сыны человечес­кие, понял, что люди, говорящие на одном языке и делающие что-то сообща, не будут иметь препятствий ни в чем. Разгневавшись, он сошел на землю и смешал языки, так что люди перестали понимать друг друга и рассеялись по всей земле. Даже развалины Этеменан­ки, разрушенного в IV в. до н. э. войсками персидского царя Ксер­кса , потрясли Александра Македонского своим величием.

Славу Вавилона составил и красочный дворец Навуходоносора II со знаменитыми «висячими садами». Еще в древности сады были названы чудом свет. Они представляли собой искусственные террасы, сложенные из сырцового кирпича разного размера и опи­равшиеся на каменные уступы. На них помещалась земля с раз­ными экзотическими деревьями. Висячие сады были достопри­мечательностью дворца вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 до н.э.). Жаль, что они не сохранились до наших дней. раскинувшимися на сводча­тых террасах, соединенных с системой колодцев и водостоков.

Вавилоняне были торговым народом: они плавали не только по своим рекам - Тигру и Евфрату, - но и пересекали Персидс­кий залив, доставляли из Индии лазурит, ткани, продовольствие, торговали с Малой Азией, Персией, Сирией. Сохранились тысячи табличек с долговыми расписками и различными счетами, дого­ворными документами (например, на фрахт судов).

Одним изсамых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек и архивов.

Еще в древнейших городах Шумера - Уре и Ниппуре в течение многих веков писцы (первые образованные люди и первые чиновники) собирали литературные, религиозные, научные тексты и создавали хранилища, частные библиотеки . Одна из самых больших библиотек того периода - библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669 - ок. 633 до н.э.), содержавшая около 25 тыс. глиняных табличек с записью важнейших исторических событий, законов, литературных и научных текстов. Это была действительно библиотека: книги размещались в определенном порядке, страницы были пронумерованы. Существовали даже своеобразные каталожные карточки, где излагалось содержание книги с указанием серии и количества табличек каждой серии текстов.

Вавилонские ученые и жрецы знали астрономию, составляли карты звездного неба, наблюдали движение планет, умели предсказывать солнечные и лунные затмения.

В 539 г. до н. э. Вавилон пал под натиском персов. Библейский пророк Даниил рассказывает о том, как царь Валтасар (сын Навуходоносора II) пировал во дворце, утопавшем в богатстве и роско­ши, а в это время лучники царя Кира сумели отвести воды Евфра­та, по обмелевшему руслу пройти в город и ворваться во дворец. Как повествует пророк, в большом царском дворце на внутренней стене неожиданно появились начертанные таинственной рукой слова: «Мене, Мене, Текел, Упарсин». Вскоре все было кончено. Дворец был захвачен войсками Кира. Для управления Месопота­мией были назначены его наместники. Хотя персы не разрушили Вавилон, а превратили его в свою столицу, часть населения города была перебита, а остальные разогнаны. Персидское владычество длилось почти 200 лет.

В 321 г. до н. э. Александр Македонский разбил войска персов. Он поставил цель дать Вавилону новую блестящую жизнь, однако из-за его внезапной смерти этот замысел остался неосуществлен­ным. Город пришел в упадок, и жители покинули его.

Сохранившиеся руины величественного Вавилона и теперь на­поминают нам о той цивилизации в центре Месопотамии, которая на протяжении трех тысячелетий создавала культурные ценности, составившие основу многих последующих цивилизаций. Именно там впервые в истории появилась школа, был составлен первый в истории человечества календарь, создана первая письменность. Воз­никли многие науки - астрономия, алгебра, медицина. Появился величественный эпос. Родилась первая легенда о воскресении из мертвых. Была сложена первая любовная песнь, написаны первые басни. В Месопотамии была разработана первая система законности. Одним словом, здесь началась духовная жизнь человечества.