Предложения на правила пунктуации при обособлении дополнений. Обособленные члены предложения

  • 25.03.2024

Структура простого предложения может осложняться различными конструкциями. В настоящем конспекте рассматривается тема ««. Для изучения остальных тем раздела «Знаки препинания в простом осложнённом предложении» необходимо .

Знаки препинания при обособленных дополнениях. Основные правила:

1. Дополнения, выраженные существительными с предлогами (или предложными сочетаниями) кроме, сверх, наряду с, включая, исключая, за исключением, помимо, вместо со значением включения, исключения, уточнения, замещения и т.д., могут обособляться в зависимости от объёма оборота, смысловой нагрузки, степени распространения: Все, включая подбежавших взрослых, любовались пушистым лисёнком. В зале никто, кроме дамы в пенсне, не засмеялся. Многие из нас, помимо тяжелых рюкзаков, несли ещё и научное оборудование. Поездка эта, за исключением некоторых деталей , всем нам понравилась. Гонец был послан, но ответ, сверх ожидания, разочаровал князя.

2. Если предлог вместо имеет значение «взамен», «за», то оборот с ним обычно не обособляется: Вместо жаркой погоды хлынули ливни. Сторож дежурил вместо жены . Вместо лампы или свечи горел яркий веерообразный огонёк, приделанный к трубочке, вбитой в стену.

3. Всегда обособляется оборот с кроме , если есть отрицательные местоимения ничто и никто и вопросительные местоимения кто и что : Что, кроме благодарности, мог я испытывать в, тот момент? Кто, кроме нас, сможет помочь Елисееву? Его появление ничего, кроме неприятностей, не могло предвещать. Никто, кроме Эльзы, не владел немецким языком.

4. Всегда обособляются обороты с сочетаниями кроме того, кроме шуток, кроме как : В селе, кроме как старого седобородого старика, мы никого не увидели. Нет, кроме шуток, неужели вы решитесь прыгнуть с этого трамплина? Сергей прекрасно играл на гитаре и, кроме того, замечательно пел.

Таблица. Знаки препинания при обособленных дополнениях

Обособленные члены предложения в устной речи выделяются интонацией, а в письменной – запятыми с обеих сторон.

Выделение обособленных дополнений

Уточняющие обстоятельства места, времени, образа действия обособляются, если они стоят после уточняемых.

Сложность применения этого правила состоит в том, что отличить уточняющее от уточняемого слова не всегда легко, для этого надо знать, что именно хотел сказать автор.

Сравните:

Книга лежит в углу, на полке. Понятие угол (если говорить о соотнесении части и целого) шире понятия полка : вероятно, это угол комнаты, в котором находится полка. Обстоятельство на полке в данном контексте уточняющее и выделяется запятой.

Книга лежит в углу на полке. Понятие угол уже понятия полка : вероятно, это закрытая полка, имеющая углы, и книга лежит в углу полки, а не в углу комнаты. Здесь уточняющим обстоятельством будет слово в углу , но оно стоит перед уточняемым на полке и поэтому не обособляется.

Еще пример:

Встретимся во вторник, в пятнадцать часов. Адресат ничего не знал о времени встречи, поэтому он сначала узнает о дне встречи, а потом уточняется время внутри этого дня. В этом случае уточняющим обстоятельством будет в пятнадцать часов, оно обособляется, потому что стоит после уточняемого. Сравни: Встретимся в пятнадцать часов во вторник. Если смысл предложения не менялся, а уточняемое и уточняющее обстоятельства поменялись местами, то ничего не обособляется, так как уточняющее оказывается впереди уточняемого. Иначе будет обстоять дело, если в предложение вложен другой смысл. Встретимся в пятнадцать часов, во вторник. Адресат знает, что встречи всегда происходят в пятнадцать часов, он должен уточнить, в какой из дней его пригласят. В этом случае уточняющим обстоятельством будет во вторник , оно обособляется, потому что стоит после уточняемого.

Поскольку расстановка знаков при уточняющих обстоятельствах сильно зависит от смысла, который хотел передать автор, при диктовке такие обстоятельства обязательно выделяются интонацией.

Знаки при конструкциях с деепричастиями

Запятыми с обеих сторон выделяются деепричастные конструкции (обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами).

Деепричастные конструкции выделяются независимо от их места в предложении.

Знаки при однородных деепричастных конструкциях ставятся так же, как и при других однородных членах. Для того чтобы определить, являются ли деепричастия однородными, внимательно посмотрите, к одному ли сказуемому они относятся. Обратите внимание на расстановку знаков: Распугивая воробьев и насвистывая , мальчик шел по улице (союз и соединяет однородные деепричастные конструкции, относящиеся к сказуемому шел). Мальчик шел по улице, распугивая воробьев , и, насвистывая , сочинял мелодию. (союз и соединяет однородные сказуемые шел и сочинял , к каждому из которых относятся деепричастные конструкции, сами деепричастные конструкции однородными не являются).

Цветом выделены разные группы сказуемых

Деепричастные обороты и деепричастия не обособляются в следующих случаях:

Если по смыслу деепричастие близко к наречию . Он сидел сгорбившись.;

Если деепричастие является частью устойчивого оборота . Работать спустя рукава.

Не путайте с деепричастиями образованные от них наречия: стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, не глядя, не спеша, играючи, припеваючи, крадучись и др. Эти слова являются деепричастиями, если они образуют деепричастный оборот. Ехать пришлось лежа. Лежа на берегу моря, можно мечтать.

Знаки при обстоятельствах уступки, причины, цели, условия

Запятыми выделяются обстоятельства уступки, причины, цели, условия , начинающиеся словами: несмотря на, невзирая на, вопреки, благодаря, согласно, вследствие, ввиду, по причине, по случаю, в силу, с согласия, за неимением, ради, во избежание, при условии, в случае, при наличии, при отсутствии и др.

Выделение обособленных определений

Согласованные определения обособляются с обеих сторон в следующих случаях.

Урок русского языка в 8 классе

Тема урока : Обособленные дополнения: значение, интонация, знаки препинания.

Цель урока : дать понятие об обособлении дополнений;

совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения; развивать пунктуационные навыки, творческие способности учащихся; воспитывать культуру языка, письма.

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Оборудование: интерактивная доска, таблица-схема, толковый словарь русского языка

Ход урока

    Актуализация опорных знаний учащихся

1.Фронтальный опрос

    Какие члены предложения называются обособленными?

    Назовите известные вам обособленные члены предложения.

    Какова роль обособленных второстепенных членов предложения? (Помогают выделить особо значимые признаки предмета; пояснить, уточнить, раскрыть смысл того или иного члена предложения)

2. Найдите соответствия.

Назовите обособленные члены предложения, укажите причину обособления.

(Предложения распечатаны для каждой парты)

А) Сирень, покрытая росой, наполняла воздух нежным ароматом.

Б) Дождь, нудный и бесконечный, всё ещё лил и лил.

В) И ворон, птица умная, сидит на дереве у самого костра.

Г) Утомлённый утренней прогулкой, я медленно брёл по аллее сада.

Д) Несмотря на сильный ветер, катер продолжал двигаться вперед.

1. Определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

2. Распространённое определение, стоящее после определяемого слова.

3. Два нераспространённых определения, стоящих после определяемого слова.

4. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

5. Приложение, стоящее после определяемого слова.

II . Сообщение темы и цели урока

    Восприятие и первичное осознание нового материала

1. Ознакомление учащихся с теоретическим материалом учебника

(с. 220)

    Какие дополнения обособляются?

    Каковы основные значения обособленных дополнений?

(Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения , то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения ).

2. Работа с таблицей-схемой «Обособление дополнений»

Предлоги

+ сущ.

Примеры

Сверх всяких ожиданий, весна была холодной.

    включая, наряду

Наряду с благородными, попадаются грибы попроще.

    за исключением, исключая

Рассказ очень понравился мне, за исключением нескольких деталей.

    вместо, помимо

Вместо голых утесов, я увидел зеленые горы.

    «не считая кого-чего-либо», «за исключением кого-чего-либо»;

    «сверх кого-чего-либо»;

«вдобавок к кому-чему-либо»

Кроме сосновых лесов, есть леса еловые, березовые. Ни одного звука, кроме дождевых капель, не слышалось вокруг.

Есть в тех лесах, кроме дикого зверя, и разная птица.

вместо = за, взамен (не обособляется ) Вместо благодатного дождя пошел град.

    Составление алгоритма выделения обособленного дополнения .

    Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме .

    Выделите границы обособленного дополнения.

    Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.

    Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.

    Обособьте дополнение.

    Практическое применение новых знаний

1. Определение стилистических особенностей обособленных дополнений.

Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. Чем выражены обособленные дополнения? Объясните расстановку знаков препинания. Спишите предложения, подчеркивая обособленные дополнения.

1.Кроме стандартного императорского портретаво весь рост, в кабинете висели небольшие портреты маслом Суворова и Кутузова. 2.Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, было положение слушающего. 3.Ни звука не было слышно, кроме вздохов моря. 4.Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров. 5.Но я никого не встретил, кроме белой мокрой собаки. 6.Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. 7.Кроме вахмистра, говорил ещеЛаврушка, этот бойкий плутоватыйлакей Денисова.

Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя отмечают, что обособленные дополнения в научном стиле выполняют информационную функцию, внося в речь уточнение. В художественном стиле обособленные члены предложения помогают передать мысль более выпукло и конкретно, внести уточняющие смысл подробности, акцентировать внимание читателя на чем-либо важном.

2. Лингвистический тренинг

Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него;

3) обозначают предметы, замещающие другие.

1. Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков.

2. В саду помимо сторожа никто не бывал.

3.Вместо фруктов он купил овощи.

4.Воды нигде нет за исключением редких ключей.

5.Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым.

6. Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию.

7. В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров.

8. Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.

3. Творческая работа

Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями ; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий .

    Подведение итогов урока.

    С какими предлогами обычно обособляются дополнения?

    Каковы условия обособления дополнений?

    В каком случае не обособляются дополнения с предлогом вместо?

    Домашнее задание

Написать мини-сочинение о любимом времени года с использованием обособленных членов предложения

Тема урока . Условия обособления дополнения

Цель урока : дать понятие об обособлении дополнений, совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения, развивать пунктуационные навыки, творческие способности учащихся, воспитывать культуру языка, письма.

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Оборудование: таблица-схема, толковый словарь русского языка

Ход урока

    Актуализация опорных знаний учащихся

1.Фронтальный опрос

    Какие члены предложения называются обособленными?

    Назовите известные вам обособленные члены предложения.

    Какова роль обособленных второстепенных членов предложения? (Помогают выделить особо значимые признаки предмета; пояснить, уточнить, раскрыть смысл того или иного члена предложения)

II . Сообщение темы и цели урока

    Восприятие и первичное осознание нового материала

1. Ознакомление учащихся с теоретическим материалом учебника

    Какие дополнения обособляются?

    Каковы основные значения обособленных дополнений?

(Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения , то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения ).

2. Работа с таблицей-схемой «Обособление дополнений» (на доске или на слайде)

Предлоги

+ сущ.

Примеры

Сверх всяких ожиданий, весна была холодной.

    включая, наряду

Наряду с благородными, попадаются грибы попроще.

    за исключением, исключая

Рассказ очень понравился мне, за исключением нескольких деталей.

    вместо, помимо

Вместо голых утесов, я увидел зеленые горы.

    «не считая кого-чего-либо», «за исключением кого-чего-либо»;

    «сверх кого-чего-либо»;

«вдобавок к кому-чему-либо»

Кроме сосновых лесов, есть леса еловые, березовые. Ни одного звука, кроме дождевых капель, не слышалось вокруг.

Есть в тех лесах, кроме дикого зверя, и разная птица.

вместо = за, взамен (не обособляется ) Вместо благодатного дождя пошел град.

    Составление алгоритма выделения обособленного дополнения .

    Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме .

    Выделите границы обособленного дополнения.

    Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.

    Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.

    Обособьте дополнение.

    Практическое применение новых знаний

1. Определение стилистических особенностей обособленных дополнений.

Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. Чем выражены обособленные дополнения? Объясните расстановку знаков препинания. Какие стилистические черты научной и художественной речи выражают обособленные дополнения?

1.Площадь всех природных льдов на нашей планете, включая область расположения айсбергов и разреженных льдин, составляет в среднем сто миллионов квадратных километров. 2. Щука обитает в пресных водах, за исключением холодных быстротекущих рек. 3. К ластоногим, кроме тюленей, принадлежат крупные моржи, отличающиеся размерами клыков. 4. Вместо знакомой равнины с дубовым леском и низенькой белой церковью в отдалении, увидел я совершенно другие, неизвестные мне места. 5. На дальний глухариный ток охотники, кроме меня, не приезжали. 6. Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно.

Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя отмечают, что обособленные дополнения в научном стиле выполняют информационную функцию, внося в речь уточнение. В художественном стиле обособленные члены предложения помогают передать мысль более выпукло и конкретно, внести уточняющие смысл подробности, акцентировать внимание читателя на чем-либо важном.

2. Лингвистический тренинг

Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него;

3) обозначают предметы, замещающие другие.

1. Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков.

2. В саду помимо сторожа никто не бывал.

3.Вместо фруктов он купил овощи.

4.Воды нигде нет за исключением редких ключей.

5.Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым.

6. Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию.

7. В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров.

8. Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.

3. Творческая работа

Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями ; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий .

    Работа с текстом

Запишите текст под диктовку, произведите его анализ.

В приморском парке

В приморском парке росли деревья и цветы, собранные со всех сторон мира. Помимо привычных акаций и дубов, встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках деревенских домов. Широко стояли чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, таинственные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. Раскинув могучие кроны, магнолии светились необыкновенными снежно-белыми цветами. Наряду с экзотическими деревьями, росли здесь вечнозеленые кустарники.

    Что отражает заголовок: тему или основную мысль?

    Какова основная мысль текста?

    Определите тип и стиль речи. Докажите справедливость своего утверждения.

    Какими языковыми и изобразительными средствами пользуется автор?

    Найдите обособленные члены предложения. Какие это обособления? Какова их роль в данном тексте?

    Обоснуйте постановку знаков препинания в предложениях с обособлением.

    Написание каких слов следует объяснить?

    Какие правила орфографии необходимо помнить, чтобы не допустить ошибок в этих словах?

    Объясните значение слова «экзотический ». Подберите синонимы к слову. Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд? Почему в тексте используется данное слово?

    Подведение итогов урока.

    С какими предлогами обычно обособляются дополнения?

    Каковы условия обособления дополнений?

    В каком случае не обособляются дополнения с предлогом вместо?

    Домашнее задание

Написать мини-сочинение о любимом уголке природы с использованием обособленных дополнений.

Тема: БСП с отношениями причины, пояснения, дополнения

Цель урока: познакомить учащихся с обобщенным правилом постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (БСП).

Задачи урока: 1. Формировать у учащихся умение различать варианты пунктограмм и употреблять двоеточие между частями БСП; 2. закрепить роль постановки запятой и точки с запятой между частями БСП; 3. повторить роль двоеточия в других пунктограммах; 4. содействовать нравственному воспитанию школьников.

Оборудование: таблицы, карточки

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного на постановку запятой и точки с запятой между частями БСП.

Запятая меду частями БСП:

    части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,

    тесно связаны между собой по смыслу,

    обычно кратки,

    произносятся тоном перечисления,

    между частями БСП мысленно можно поставить союз И.

Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. , , . БСП

Точка с запятой между частями БСП:

    части БСП менее связаны по смыслу,

    более распространены,

Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ], [межд., ]! БСП

Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься. [ да ], . БСП

III. Объяснение нового материала.

1. Объявление темы и цели и урока. Вспомним в каких предложениях встречается двоеточие (при прямой речи, при обобщ. слове с однор. чл.)

2. Работа по таблице: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении». Вывод: Мы познакомились с правилами постановки двоеточия в БСП, давайте изобразим их в

Алгоритм анализа БСП:

    найти грамматические основы;

    определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;

    поставить необходимый знак препинания;

    построить схему БСП.

3. Объяснительное письмо. Запишем предложение, объясним значение второй части:

На реке Каратал происшествие: (пояснение) лед отправился в путешествие.

Мы сбежались на происшествие: (причина) захотелось и нам в путешествие.

Посмотрели мы и увидели: (дополнение) льдины мчатся в одном направлении.

Женщина плакала навзрыд: (причина) среди погибших был и ее муж.

Страшная мысль мелькнула в уме моем: (пояснение) я вообразил ее в руках у разбойников.

Павел чувствует: (дополнение) чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

Двоеточиие 1: (потому что)Я понял. что сам виноват: не учел особенности грунта.

2: (а именно) В прекрасном месте высадились: трава подстрижена, дорожки посыпаны песком. 3: (что) Вдруг чувствую: сейчас сядем на мель.

5. Работа над интонацией предложений с двоеточием. Запишем предложение:

Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий.

В последнюю минуту вспомнил: в кармане револьвер.

Прочитайте их, наблюдая за интонацией. Обратите внимание, что перед двоеточиями в конце первой части предложения голос слегка понижается и делается пауза более продолжительная, чем при запятой, потому что дальше будет следовать разъяснение.

А теперь с помощью схемы произнесите предложение с необходимой интонацией:

Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда.

Народы знают: правда есть!

Взглянул на часы: они показывали начало восьмого.

6. Работа в группах по карточкам. Причина, пояснение,дополнение. Схема.

1.Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

пояснение : .

2.Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. причина : .

3. Он поднял глаза: маленькое облачко неслось по небу. дополнение : .

4.Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. пояснение : [ и ].

5. Я понимал: выручить нас может только случайность. дополнение : . .

6. Печален я: со мной друга нет. причина : .

7.Однако пора спать: уже без четверти шесть причина : .

8.Знаю: батька на сынишку издержал последний грош. дополнение : . .

9. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал. причина :

IV. Подведение итогов урока.

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: упражнение, придумать рассказ на свободную тему, используя в тексте данный тип предложений.

3 1. Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что) Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (И. Гончаров) Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (И. Гончаров)

4 2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно вставить союз а именно) У моряков есть прекрасный обычай: когда судно уходит в дальний рейс, то все стоящие в бухте суда провожают его гудками.

5 3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно вставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что) О, знаю я: трон ждёт тебя (А.Пушкин) О, знаю я: трон ждёт тебя (А.Пушкин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М.Горький) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М.Горький)

6 Упражнения для закрепления:

7 Задание 1. Конструирование предложений. - Перестройте предложения из сложноподчинённых предложений в бессоюзные сложные предложения. - Как изменяется пунктуационное оформление? Задание 1. Конструирование предложений. - Перестройте предложения из сложноподчинённых предложений в бессоюзные сложные предложения. - Как изменяется пунктуационное оформление?

8 1) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле 1) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле 2) Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 2) Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 3) Осень и зиму Павел не любил, потому что они приносили ему много физических мучений. 4) Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает. 4) Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает. 5) Я поднял голову и увидел, что перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. 6) Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.

9 Задание 2. Конструирование предложений Объедините простые предложения в бессоюзные сложные с двоеточием. Напишите их и расставьте знаки препинания.

10 1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше. 2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше. 3. Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. 3. Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. 4. Я стал прислушиваться. Возле дома ходили. 4. Я стал прислушиваться. Возле дома ходили. 5. Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. 5. Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. 6. Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги. 6. Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.

11 Вывод: Как и в других бессоюзных сложных предложениях в предложениях с двоеточием велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь». Как и в других бессоюзных сложных предложениях в предложениях с двоеточием велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь». Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда: а) есть значение причины; б) второе предложение поясняет первое; в) второе предложение дополняет первое.

Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 21. Обособленные дополнения

§ 21. Обособленные дополнения

1. В зависимости от смысловой нагрузки, степени распространения оборота, близости к основной части предложения и т. д. могут обособляться существительные с предлогами (или предложными сочетаниями) кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду с и др. (условно называемые дополнениями) со значением включения, исключения, замещения, т. е. ограничительным или расширительным значением. Факультативность их обособления видна из таких сопоставлений:

У заставы вместо часового стояла развалившаяся будка (П.). - Вместо голых утёсов, я увидел около себя зелёные горы и плодоносные деревья (П.); Он опять хотел заговорить, но вместо слов из груди его выходило какое-то глухое клокотанье (Григ.). - Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидел совершенно другие, мне неизвестные места (Т.);

И стал Михаил Синицкий гвардии красноармейцем, участником всех славных дел своего пышного батальона, несущим наряду со всеми боевые тяготы (Пол.). - Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках, стоял неподвижно (Кор.);

Как бы человек ни стремился помимо школы, сам по себе получить знания, он всё-таки будет, как говорят, самоучкой. - Многие из бойцов, помимо своей винтовки, были вооружены трофейными автоматами (Пол.);

Вы будете получать всё нужное сверх пенсии (Т.). - Дедушка приказал, сверх месячины, выдавать птичнице ежемесячно по полпуду пшеничной муки на пироги (Акс.).

Примеры обособленных дополнений: Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек (Т.); Сверх всякого ожидания, бабушка подарила мне несколько книг (Акс.); Все принимали участие в общем разговоре, кроме Кити и Левина (Л.Т.); Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья, развешанного по углам, не было никакой другой мебели и, вместо лампы, горел яркий веерообразный огонёк (Ч.); За неимением места во флигеле, мне отвели комнату в графских хоромах (Ч.); Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей (М.Г.); Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое (Н.-П.); Все, за исключением Вари, громко аплодировали певцам (Степ.); Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды… (Ш.)

2. Предлог кроме имеет два значения:

1) «за исключением кого- чего-либо», «не считая кого- чего-либо»: Кроме чаек, в море никого не было (М.Г.);

2) «сверх кого- чего-либо», «вдобавок к кому- чему-либо»: Кроме старика, в этот день приходило к нам ещё двое (Ч.). В обоих значениях оборот с предлогом кроме обычно обособляется:

1) (исключение) Кроме большого дыма в Замоскворечье, ничто не напоминало о ночной схватке (Леон.); Дом, кроме этой комнаты, стоял заколоченный (А.Т.); Все улыбнулись, кроме лейтенанта (Каз.); Он ожидал чего угодно, кроме этого;

2) (включение) Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков (Г.); Теперь слышались, кроме грачиных, человеческие голоса (А.Т.); Кроме дикого зверя, есть в этих местах и разная птица.

Однако в печати встречаются и необособленные обороты с предлогом кроме со значением включения: Кроме зарплаты они получают и премиальные; Кроме рисунков были приложены ещё чертежи; Кроме хозяев в комнате были и гости; Кроме вашей химии существуют ведь и другие науки.

Вариативность пунктуации позволяет в некоторых случаях внести ясность в текст; ср.: Пригласили и других, кроме тебя (значение исключения: «пригласили и других, а тебя не пригласили»). - Пригласили и других кроме тебя (значение включения: «пригласили тебя наряду с другими»).

Иногда объем обособляемого оборота с предлогом кроме со значением включения меняется в зависимости от вносимого в предложение смысла. Ср.: Кроме записей живой диалектной речи, на местах имеются и другие источники пополнения наших знаний о словарном богатстве народных говоров (т. е. записи живой диалектной речи являются дополнительным источником к уже имеющимся на местах). - Кроме записей живой диалектной речи на местах, имеются и другие источники пополнения наших знаний о словарном богатстве народных говоров (т. е. записи на местах являются дополнительным источником к имеющимся другим источникам).

Как правило, обособляется оборот с кроме при отрицательных местоимениях никто, ничего и вопросительных местоимениях кто, что: Я ничего не мог различать, кроме мутного кручения метели (П.); На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил, кроме воды (Л.Т.); Никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит на него (М.Г.); Кто, кроме нас самих, должен заботиться об охране природы?; Что, кроме осуждения, может вызвать неуважение к обществу?

Обособляются обороты с сочетаниями кроме как, кроме шуток и кроме того (в значении вводного слова): Мы и зла-то никому, кроме как медведям, не делаем (Марк.); Кроме шуток, неужели вам нравятся такие книжки? (Дост.); Мечик окончательно уверил себя в том, что Бакланов гораздо лучше и умней его, что Бакланов, кроме того, очень смелый и сильный человек (Ф.). Оборот кроме того обособляется и после союза: И, кроме того…; Но, кроме того…; Если, кроме того…; Хотя, кроме того… и т. д.

3. Оборот с предлогом вместо употребляется и обособляется в двух случаях:

1) как дополнение, зависящее от глагола-сказуемого: Вместо весёлой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой (П.) - оборот связан со сказуемым, так как и то и другое «могло ожидать меня»; обособление факультативно;

2) как особая конструкция, не управляемая глаголом-сказуемым: Вместо ответа, Кириле Петровичу подали письмо (П.) - оборот синтаксически не связан со сказуемым, поскольку не образуется словосочетание подать ответ; Вместо ответа на какой-то запрос, Зурин захрипел и присвистнул (П.) - то же самое: слово ответ лексически не сочетается со словами захрипел и присвистнул; обособление обязательно.

Ср. также: Помимо своей работы, я теперь тружусь ещё и в Радиокомитете (Павл.).

Но если предлог вместо имеет значения «за», «взамен», то оборот с ним не обособляется: Вместо гнедого жеребца Коржу дали толстого белого мерина (Дик.); Вместо шубы надел пальто; Пошёл на заседание вместо заведующего.

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 18. Обособленные определения Согласованные определения1. Обособляются (отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависящими от него словами (так называемые

Из книги Азбука Мерфи автора Автор неизвестен

§ 19. Обособленные приложения 1. Обособляется распространенное приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже - впереди него):

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

§ 20. Обособленные обстоятельства

Из книги 100 великих музеев мира автора Ионина Надежда

§ 21. Обособленные дополнения 1. В зависимости от смысловой нагрузки, степени распространения оборота, близости к основной части предложения и т. д. могут обособляться существительные с предлогами (или предложными сочетаниями) кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением,

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

Дополнения Закон доступности ДжэксонаКак только идея становится понятной всем, ее пора менять.Аксиома Анонима старшего Наука - это строгая классификация того, что сегодня считается фактами. Наука - это создание дилемм путем планомерного уничтожения загадок.Аксиома

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги Миллион растений для вашего сада автора Кизима Галина Александровна

Дополнения Музей футбола В Лондоне действует, может быть, единственный в мире Музей футбола. Любители этого вида спорта могут посмотреть там пятнадцатиминутные фильмы о выдающихся матчах прошлого, фотографии, рассказывающие об истории футбола. А история футбола,

Из книги автора

7.37. Обособленные приложения Приложения бывают разных видов: согласованные, несогласованные, распространенные приложения. Каждое приложение обособляется и выделяется запятыми или тире (кавычками) в предложении. Если согласованное приложение и определяемое им

Из книги автора

7.38. Обособленные дополнения Дополнения, которые состоят из предлогов кроме, помимо, исключая, включая, за исключением, сверх, наряду с, вместо, обособляются и на письме выделяются запятыми: Кто, кроме охотника, может знать и любить родные места! Самолет, наряду с

Из книги автора

7.39. Обособленные обстоятельства Существует несколько видов обстоятельств, например обстоятельства причины, уступки, времени, условия. В предложении эти обстоятельства выражаются оборотами, которые обозначают положение или событие. В состав обстоятельственных

Из книги автора

§ 92. Обособленные определения 1. Как правило, обособляются (отделяются запятой, а в с середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого

Из книги автора

§ 93. Обособленные приложения 1. Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже – впереди

Из книги автора

§ 94. Обособленные обстоятельства 1. Деепричастный оборот, как правило, обособляется независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому, например: Идя рядом с ним, она молчала, с любопытством и удивлением смотрела на него (Горький); Радость, вступая в один

Из книги автора

§ 95. Обособленные дополнения Обособляются факультативно (в зависимости от смысловой нагрузки, объема оборота, подчеркивания его роли в предложении и т. д.) имена существительные с предлогами или предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением,

Из книги автора

§ 180. Место дополнения в предложении 1. Дополнение обычно следует за управляющим словом, например: вычитать рукопись, исправление опечаток, готовы к набору. Дополнение (чаще всего прямое), выраженное местоимением (личным, неопределенным), может предшествовать управляющему

Из книги автора

Некоторые дополнения к введению Наиболее распространены в наших садах растения семейства сложноцветных (Asteraceae Dum.).К этому семейству относят растения, корзинки цветков которых состоят из белых или цветных гладких и, как правило, плоских краевых лепестков и желтой