Муравьи и их царство проектная работа. Исследовательская работа муравьи

  • 05.03.2024

Ирина Казьмина

Краткосрочный проект .

Цель : расширять знания об особенностях внешнего вида муравьёв , их жизненных проявлениях; вызвать интерес к окружающему миру.

Как возник этот проект ? На прогулке, дети, наблюдали как позеленела и подросла весенняя травка, как набухли почки и т. д., обнаружили муравейник с большими муравьями и заинтересовались . И вот идея!

Ход работы:

Загадываю детям загадку :

Он - работник настоящий,

Очень-очень работящий,

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей .)

Сладко пахнут сосновой смолой

Разогретые тёмные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи .

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и брёвна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встаёт на рассвете

Работящий лесной муравей .

Вопросы для детей :

1. Как выглядят муравьи ?

2. Чем питаются?

3. Как они передвигаются?

4. Как называется муравьиный дом ?

5. Из чего муравьи строят свой дом ?

6. Какие враги есть у муравьёв ?

7. Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете ?

8. Как готовятся муравьи к зиме ?

Просмотр картинок с изображением муравьёв .

В конце беседы, воспитанники предложили создать макет муравейника , чтобы был в "Нашем любимом огороде". Но тут возникла проблема, что муравьи могут съесть нашу рассаду. Дети стали рассуждать и решили поставить муравейник подальше от "огорода".

Работаем над "муравейником "

Цель : воспитывать интерес к природе, познакомить детей с новой техникой создания объёмных образов - папье-маше (лепкой из бумажной массы) .

Бумагу рвём на полосочки, затем вымачиваем её в подготовленной массе (вода перемешенная с клеем ПВА) и скатываем в маленькие шарики


И вот собрали "муравейник "

День второй :

Муравей самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщённое брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти , очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи - хищники , они истребляют множество насекомых. У них много врагов : птицы, медведь, муравьед .

Просмотр и чтение энциклопедии.

Практическая работа. Осматриваем наш "вчерашний муравейник " - ВЫСОХ (каждый потрогал, продолжаем работать. Окрашиваем муравейник чёрной акварельной краской со всех сторон и приступаем лепить муравьёв .

Цель : учить лепить мелких насекомых, передавая их характерные особенности строения и окраски.


Для усиков мы использовали проволоку для бисера.

Муравейник с муравьями готов .

В конце работы вспомнили пословицы :

Каков мастер - такова и работа.

Наскоро делать - переделывать.

Птицу узнают в полёте, человека - в работе.

Поскорей подрастай да к работе поспевай.

землю красит солнце, а человека труд.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Экологическая тропа. Станции «Зеленая аптека», «Фруктовый сад», «Ельник», «Муравейник» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА СТАНЦИЯ «Зеленая аптека».ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА СТАНЦИЯ «Зеленая аптека». Цель- развивать умение рационально использовать.

Настольная игра "муравьи в муравейнике "Правила настольной игры-ходилки 1. Поставьте фишки на «Старт». игра предназначена для трех игроков.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Свои первые шаги к будущей профессии дети.

В данной презентации представлены фотографии о ходе реализации проекта по здоровому образу жизни "В стране здоровья" для детей подготовительной.

В рамках родительского собрания " Экологическое воспитание в детском саду и дома" в нашей группе " Фантазёры" проведён необычный мастер-класс.

«Огород на подоконнике». Проект:«Огород на подоконнике» в средней группе "Островок". Актуальность проекта: проект направлен на обобщение.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» с.п.Нартан

Чегемского муниципального района

VI Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Первые шаги в науку»

с.п.Нартан

Класс 3 «Б»

Направление: Общеинтелектуальное

Исследовательская работа

Тема: «Муравьи»

Руководитель исследовательской работы

Келеметова Джюлетта Борисовна

учитель начальных классов МКОУ СОШ №1 с.п.Нартан

Участник конкурса Ширитов Тимур

Цели исследования:

    Изучение жизни рыжих лесных муравьев.

    Влияние муравьев на экологическую обстановку в лесу.

Задачи исследования:

♦ Изучить литературу о муравьях и их разновидностях.

♦ Изучить поведение муравьев в их лесных домиках-муравейниках методом наблюдения.

♦ Научиться представлять результаты поиска и обобщения информации в различных видах (реферат, фотоотчет, презентация).

♦ Повышение творческой, познавательной активности и учебной мотивации.

Гипотеза: Муравьи играют большую роль в улучшении экологического состояния лесного сообщества.

Актуальность темы:

Сейчас очень много говорят о проблемах загрязнения окружающей среды, о применении огромного количества химических веществ. На фоне повсеместного загрязнения среды очень актуальным становится вопрос об уменьшении применения химикатов, о широком применении биологических способов борьбы с вредителями растений. Муравьи как санитары леса выходят в этом случае на передний план.

Объект исследования:

Рыжие лесные муравьи.

Предмет исследования:

Жилище муравьев.

Методы исследования:

~ Наблюдение за жизнью муравьев в лесных муравейниках

~ Изучение литературы и обобщение полученной информации;

    Введение.

    Основная часть.

1. Обзор по теме «Кто они, рыжие лесные муравьи?»

2.Практическая часть работы: Наблюдения за жизнедеятельностью муравейника.

III. Заключение:

О пользе муравьев в природном сообществе.

VI. Список используемой литературы.

1.Кто они, рыжие лесные муравьи?

Мы с родителями часто ходим в лес. Там я вижу огромные кучи, по которым быстро носятся маленькие насекомые - муравьи. Кто они, рыжие лесные муравьи? Как они живут? Мне захотелось узнать об этих обитателях нашего края.

Изучив много литературы, я узнал, что в настоящее время известно около 6 тысяч видов муравьёв, в действительности их существует в природе больше. В России обитает примерно 125 видов муравьёв, из них самый обычный – рыжий лесной муравей, который населяет всю лесную зону. Живут они в основном в хвойных и смешанных лесах. Рыжие лесные муравьи - это членистоногие насекомые, перепончатые, распространены в лесной зоне Европы и Западной Сибири. Размер взрослой рабочей особи 4-9 мм., крылатых форм «самцов и самок» 9-11 мм. Окраска головы и задней части брюшко- тёмная, груди стебелька и сочленений - рыжая. На конце брюшка находится аппарат для выбрызгивания едкого секрета – муравьиной кислоты.

Есть несколько видов муравьев, которые занимаются воровством и рабовладением. Муравьи-воры живут преимущественно под муравейниками, они маленькие и поэтому делают узенькие ходы, в которые не могут залезть большие муравьи, и питаются личинками и куколками хозяев.

Каждая семья муравьев имеет свою территорию, куда не допускает чужих себе подобных существ. Здесь муравьи образуют тропинки и постоянно наводят на них порядок. Общая длина этих тропинок составляет около километра, а протяжность дорог в середине гнезда временами превышает семь километров. Иногда между муравьями происходят войны. Более слабые убегают, забрав с собой личинки. Вне муравейника никому ничего не угрожает. Грабители захватывают личинки в середине гнезда. Из пленных завоеватели выращивают «рабов», которые потом воспитывают детей агрессоров, следят за чистотой в помещении, добывают пищу. Из 15 тысяч видов муравьев захватчиков насчитывается три тысячи.

2.Наблюдения за жизнедеятельностью муравейника.

Живут муравьи большими семьями не только в характерных постройках муравейниках, но и в стволах деревьев, под землёй. Но не все знают, что это верхний этаж муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю.

Свои наблюдения я проводил в солнечную и пасмурную дождливую погоду.

Перед дождём муравьи закрывают входы – выходы, а в хорошую погоду выносят иногда погреть свои белые яички. На самом деле это не яйца, а куколки, из которых выходят взрослые муравьи. Из яиц, которые откладывает самка, вылупляются изогнутые белые личинки, похожие на червяков. Рабочие муравьи кормят их питательной массой, потом личинки превращаются в куколок. Куколка лежит в коконе и очень похожа на взрослого муравья, только она белая и неподвижная. Затем из куколки вылупляется или рабочий муравей – недоразвитая самка, или крылатые самцы и самки. Век крылатых самцов недолог. Поднимутся они в воздух блестящим роем, а потом спустятся на землю и погибнут.

А самки сбрасывают крылья и до конца жизни поселяются в глубине муравейника, откладывают яички.

В лесу мы нашли несколько муравейников, находящихся под охраной местного лесничества.

Внимательно рассмотрев муравейник, я увидел, что он состоит из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд, кажется, что весь этот мусор набросан беспорядочно. Рабочие муравьи делают всю работу в муравейнике: строят, запасают пищу, защищают. У некоторых муравьёв есть «солдаты»- более крупные муравьи.

У рыжих муравьёв пожилые мудрецы трудятся наверху своего домика в качестве наблюдателя. Хранителями информации в муравейнике выступают старые муравьи.

Оказывается, муравьи быстрее всех насекомых обучаются находить правильную дорогу в лабиринте. В этом им помогает муравьиная кислота, которой они также пользуются для обороны и наступления. Если молодая муравьиная самка из-за неопытности основывает муравейник в сыром грунте, его сообразительные обитатели строят тропинку из хвои, чтобы не замочить лапки.

Если посадить на руку муравья, то через несколько секунд почувствуешь жжение кожи. Муравей выпустил для обороны муравьиную кислоту. Если молодая муравьиная самка из-за неопытности основывает муравейник в сыром грунте, его сообразительные обитатели строят тропинку из хвои, чтобы не замочить лапки. Эти насекомые любят не только работать, но и отдыхать. Спят муравьи приблизительно три часа, забравшись в углубление в грунте и тесно прижав конечности к туловищу. Проснувшись, они потягиваются и зевают словно люди.

Если пинцетом отобрать у них корм и складывать в одном месте в течение определённого времени, то результаты покажут, что муравьи тащат в гнездо главным образом гусениц сосновой совки, личинок пилильщиков, различных жуков и бабочек, относящихся к вредителям леса.

Я решил взять рыжего лесного муравья и рассмотреть его в цифровой микроскоп.

Выяснилось, что у него 6 ног, с помощью которых муравей быстро передвигается.

3.Выводы.

Польза муравьев.

Лесные рыжие муравьи приносят пользу человеку, помогая ему уничтожать опасных вредителей древесных насаждений. В этом нетрудно убедиться, если провести очень простой опыт. Наблюдая за муравейником, можно сразу заметить, что от него идут во все стороны дорожки, по которым снуют муравьи одни бегают от гнезда в поиске корма, а другие возвращаются с добычей. Кроме того, они уничтожают слизней, повреждающих листву деревьев. А ещё эти труженики разносят семена трав и цветов. Роя подземные ходы, они рыхлят почву, перемешивают её, обогащая органическими удобрениями. Они вместо дождевых червей преобразуют почву. Рыжий лесной муравей съедает много насекомых, вредных для леса. Вокруг муравейника деревья более зеленые и более высокие, потому, что муравьи оберегают их от вредителей. За день гнездо муравьев уничтожает до 100 тысяч вредных насекомых. Присутствие в лесу муравьев – залог его здоровья, развития флоры и фауны.

Муравьев издавна считают мудрецами. В Киргизии много лет тому назад человек, который задумал доброе дело, шел ночевать к муравейнику – это сулило удачу.

Некоторые люди иногда ворошат муравейники палками, нарушая при этом нормальную жизнь муравьёв. Таким образом, лес лишается самых надёжных защитников.

Муравьи очень полезные насекомые. Оберегая муравейники, мы сохраняем наши леса!

VI. Используемая литература:

1. Лес и окружающая среда. Молчанов А.А. Наука. 1968 год.

2 . Суворова П. И. Насекомые- друзья и враги. Просвещение. 1979 г.

3. Лесная энтомология. Воронцов А. И. Высшая школа. 1975 год.

МКОУ «Рождественская основная общеобразовательная школа

им. Героя Советского Союза И. М. Чертенкова»

Исследовательская работа по теме: «Жизнь лесных муравьёв»

Выполнила: обучающаяся 8 класса

Посохова Елизавета

Руководитель: учитель географии

и биологии В.Н. Феофилова

2017

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………..2

2. Исследование экологических особенностей муравейника как экосистемы…..……………………..………………………………

2.1. Методика исследования …………………………………………………3

2.2. Особенности строения рыжих муравьев …………………………........7
2.3. Описание муравейника ………………………………………………... 8

2.4. Результативность исследования …………………………………….. 10

2.5 Изучение внегнездовой деятельности муравьев…………………........11

3.Выводы ……………………………………………………………………15

4.Литература………………………………………………………………. .16

Полумрак и зной стоят в бору.

Смолы проступают сквозь кору.

А зайдешь в лесную даль и глушь,

Муравьиным спиртом пахнет сушь.

В чаще муравейники не спят –

Шевелятся, зыблются, кипят,

Да мелькают белки в вышине,

Словно стрелки, от сосны, к сосне…

С. Маршак

1.Введение.

Невольно вспоминаются эти прекрасные строки, когда вступаешь в вечно таинственный, задумчивый и полный трепетной жизни зеленый сумрак леса.
Вряд ли найдется человек, который хоть раз не останавливался возле муравейника, завороженный таким далеким и в то же время необъяснимо близким нам миром этих удивительных насекомых. Нас привлекает в муравьях прежде всего то, что во многих их действиях мы можем найти какое-то подобие наших собственных дел и проблем. Муравьи относятся к тем немногим живым существам, которые не только сами приспосабливаются к среде обитания, но и активно перестраивают окружающий мир применительно к своим нуждам, своим задачам. Муравьи - вечные строители. Гнезда многих видов поражают своими размерами, сложной и рациональной архитектоникой. Муравьям свойственно особое качество - «социальность», то есть обязательное существование только сообществами (семьями, общинами). Именно это качество позволило муравьям занять почетное место в мире беспозвоночных животных.

Всем известна роль муравьев в биоценозе - ускорение разложения растительных остатков, снижение численности зимующих и стволовых вредителей, и тем самым содействие приросту древостоя. Во многих отношениях муравейник представляет собой удобный модельный объект для исследования принципов организации биологических систем, структуры попу-ляции и биоценозов и ряда важных для науки и практики проблем.

Изучение образа жизни муравейника, внегнездовой жизнедеятельности рыжих лесных муравьев мне представляется очень интересной и актуальной задачей.

Цель работы : выявить роль рыжих лесных муравьев в экосистеме леса , их поведении и общественном образе жизни.

Задачи:

1. провести полевые исследования муравейника;

2. провести ряд экспериментов по исследованию внегнездовой деятельности муравьев.

3. выявить роль муравьев в экосистеме леса и предложить рекомендации по их охране.

Актуальность исследования (проблематика)

Сейчас очень много говорят о проблемах загрязнения окружающей среды, о применении огромного количества химических веществ: пестицидов, минеральных удобрений, инсектицидов, гербицидов и т. д. На фоне повсеместного загрязнения среды очень актуальным становится вопрос об уменьшении применения химикатов, о более широком применении биологических способов борьбы с вредителями растений. Муравьи как санитары леса выходят в этом случае на передний план.

Сроки изучения : апрель – май 2017г.

Место : Тимский район, с. Рождественка, территория Рождественской школы

Проводимые исследования имеют практическую направленность. Мною не только исследуется экологические особенности рыжих муравьев, выясняется их важная роль в природе, но и производится охранная деятельность муравейников

2. Исследование экологических особенностей муравейника как экосистемы .

2.1. Методы исследования:
- полевые исследования (метод закладки пробных площадок, геоботанического описания, изучение почвы), работа с научно-популярной литературой, статистический метод обработки результатов, метод наблюдения, метод лабораторных исследований, метод эксперимента, измерения параметров муравьиных гнезд и протяженности троп с помощью рулетки.

Исследовательская работа проводилась по плану:

    Изучение научно – популярной литературы и определение общих особенностей объекта исследования - Рыжий лесной муравей (Formica rufa) - общественное насекомое.

    Обследование территории школы, нахождение муравейника и определение его характеристик.

    Изучение внегнездовой жизни муравьев:


    - выявление способов общения муравьев с помощью феромонов и усиков, защита муравьев;


- перемещение муравьев в пространстве, охотничий инстинкт.


4. Изучение муравьиных троп.

5. Проведение кратковременных лабораторных экспериментов по доказательству« социальности» муравьев, определения и выявления основных объектов, приносимых в гнездо муравьями и изучение вкусовых предпочтений рыжих лесных муравьев

6. Определение роли муравьев и составление рекомендаций по их охране.

7. Проведение охранных мероприятий изучаемых муравейников.

Метод закладки пробных площадок.

Метод пробных площадок применяется для малоподвижных или неподвижных особей, наиболее часто для проведения геоботанического описания.

1. Для закладки пробной площадки требуется следующее оборудование 4 колышка, веревка размером 10м на 4 с разметкой, компас. Для изучения лесного сообщества надо заложить пробную площадку размером 20 х20 м.

2. Определить среднюю длину шага.

Методика геоботанического описания.

Для упрощения проведения описания параметров физической среды и самого фитоценоза разработан бланк описания участка растительного покрова, т.е. таблица с заранее расчерченными графами для каждого параметра описания среды. Бланки заполняются непосредственно в полевых условиях - на месте проведения описания. Я использовала простейшую методику геоботанического описания леса А.С. Боголюбова и А.Б. Панкова

Методика исследования почвы.

Беру образцы почвы и определяю характеристики свойств почвы, используя таблицы.

Таблица 1.Определение механического состава почвы.


Таблица 2. Определение влажности почвы.

3.почва заметно холодит руку


увлажнённая


4.В трещинах и порах заметно присутствие влаги, почва сильно холодит руку


влажная


5. При сжатии комочка почвы выделяется капля воды


сырая


6.Из комочков почвы или из стенки почвенной прикопки выделяется вода


мокрая

Степень изменения почвы под воздействием человека может быть оценена по глубине проникновения лопаты, на которую одновременно становится два ученика. Определив глубину, на которую вне её проникает остриё лопаты, вы сможете оценить степень уплотнения почвы.

Кислотность почвы определяется с помощью лакмусовой бумаги. Берется образец почвы и если произошло изменение окраски с желтой на малиновую, то следовательно почва кислая.

Температура почвы, внутри гнезда определяется атмосферными и почвенными термометрами.

Методика суточной активности муравьев – долговременные наблюдения,

методика изучения эффекта группы – длительный по времени лабораторный эксперимент.

2.2.Результаты исследования

2.2.1. Общие данные о муравьях.

Изучив научно- популярную литературу, я выявила следующие общие данные о муравьях. В мире известно около пятнадцати тысяч видов муравьев. Все они ведут общественный образ жизни, так как муравьи живут общинами или колониями. Среди муравьев есть и хищники, и поедатели семян, и грибоводы. Рыжий лесной муравей (Formica rufa) относится к отряду перепончатокрылых классу насекомых. Это самый обычный и часто встречающийся в России, он строит гнезда- муравейники высотой до 1 м. Formica rufa обитают в хвойных, смешанных и лиственных лесах возрастом свыше 40 лет, хотя одиночные гнезда встречаются в биотопах с густым подлеском. Их муравейники могут встречаться на открытых, хорошо прогреваемых полянах и опушках.

Все муравьи – общественные насекомые, живущие семьями. Число особей может колебаться от нескольких десятков до нескольких миллионов. Семья муравьев - многолетнее, четко организованное сообщество индивидов, состоящее из половых особей (самцов и самок), а также рабочих муравьев, которые являются недоразвитыми, бесплодными в обычных условиях самками. Роль самцов сводится к оплодотворению молодых крылатых самок. Самцы обычно появляются в муравейнике незадолго до брачного лета и вскоре после спаривания погибают. Самка оплодотворяется один раз и получает при этом огромный запас спермы, которая в ее организме расходуется постепенно в течение всей жизни. Продолжительность жизни муравьиной самки максимальна для мира насекомых - до 20 лет. Оплодотворенные самки сбрасывают крылья и либо основывают новую семью, либо остаются в своем муравейнике. Иногда молодых самок принимают в другие, уже существующие семьи своего вида.

Общество муравейника можно разделить на группы:


Плодущие самки (матка, царица)

Самцы (трутни)


Рабочие – бесплодные самки, бескрылые (носильщики, няньки, уборщицы, строители, фуражиры, разведчики, охотники, солдатики)


Размножение и расселение

Размножение

Уход за самкой, самцом, потомством; строят и охраняют гнезда, снабжают пищей

2.3.Особенности строения рыжих муравьев следующие :

1.Размеры тела от 0,8 до 30 мм. Окраска от светло-жёлтой до черной.

2.Хитиновый наружный скелет служит основой, к которой прикрепляются поперечнополосатые скелетные мышцы.

3.Дыхательная система муравьев, как и у подавляющего большинства других насекомых, трахейная. Трахеи открываются наружу дыхальцами, или стигмами.

4. Гемолимфа («кровь») муравьев - бесцветная жидкость. Она циркулирует по телу насекомого благодаря работе спинного сосуда («сердца») - мускулистой трубки, проходящей вдоль всей спинной поверхности тела.

5. Органы пищеварения у муравьев разделяются на предротовую камеру и собственно пищеварительный тракт. Предротовая камера – служит приемником для жидкой и полужидкой пищи. В ней происходит «сортировка» пищи – всё съедобное попадает в рот, а несъедобные частицы выделяются в виде комочков, имеющих форму камеры. Пищеварительный тракт состоит из переднего, среднего и заднего отделов. По образному выражению, зоб – это «общественный желудок» муравьев. Пища, хранящаяся в нем, распределяется среди всего населения гнезда.

6.Зрение у муравьёв развито слабо, а обоняние вкус и осязание – хорошо. Запах муравьи воспринимают жгутиком усиков. Муравьи великолепно различают тончайшие оттенки запаха, непостижимые для нас. Органы вкуса муравьев расположены на жгутиках усиков, на нижней губе. По запаху они определяют своих от чужих. По запаху они и находят дорогу к своему муравейнику. Пахучее вещество получило название феромон. У муравьёв их довольно много. Одни феромоны служат сигналом тревоги, другие заставляют чистить муравейник, ухаживать за царицей, воспитывать потомство.

7. Развиты ядовитые железы, выделяющие муравьиную кислоту. Все представители подсемейства Formicinae не имеют жала и при защите используют челюсти и выбрызгивают экскрет ядовитой железы, причем в зависимости от преобладания того или иного способа защиты железа может быть развита по-разному.

Строение муравейников

1. Покрытие из палочек и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.

3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.

4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки.

6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна.

7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

8. Камеры с яйцами, личинками и куколками.

9. "Коровник", где муравьи содержат тлей.

10. "Мясная кладовка", куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.

2.4. Описание муравейника .

Физико–географическое положение пробной площадки, на которой расположен исследуемый муравейник.

Исследуемый участок расположен в 100 м на северо – запад от школы с. Рождественка. Рельеф: слегка всхолмленная равнина. Климат местности умеренно континентальный, с тёплым летом и умеренно-холодной зимой. Местность располагается в зоне лесостепи, тип почвы: серые лесные и чернозёмные, грунтовые воды залегают на большой глубине. В травяном пологе леса много типичных дубравных растений. Весной расцветает гусиный лук, хохлатка, ветреница, медуница, и чистяк. Позже к ним присоединяются купена лекарственная, звездчатка, душица, костяника, яснотка, земляника, фиалка сомнительная. Роскошный покров образует здесь папоротник орляк. Видовой состав растительного мира разнообразен, доминирующие виды – дуб, осина, береза, подрост представлен осиной, терном, травянистый покров гораздо выше и гуще вокруг муравейников и состоит в основном из растений, требовательная к плодородию почв, но в тоже время способных произрастать на кислых почвах: ковыль на открытых участках, полынь, земляника лесная, крапива обыкновенная. Из часто встречаются шиповник и боярышник, а терн образует непроходимые заросли. Травяной покров в кустарниковых зарослях представлен лугово-степным разнотравьем: душицей обыкновенной, клевером луговым, шалфеем степным, подмаренником настоящим, васильком русским с примесью ковыля красивейшего, костра безостого и других злаков. Исследуемый объект – муравейник.

Описание муравейника.

На исследуемой пробной площадке было обнаружено 3 муравейника. Наиболее крупный муравейник №1 располагается с южной стороны дерева под дубами. Купол муравейника высокий и крутой. Его высота - 57 см. диаметр – 1 м 30 см. Пологая часть муравейника находится с южной стороны. Рядом с ним на расстоянии 8 м расположены еще 2 муравейника, более низкие с высотой 35 и 42 см, но с таким же крутым куполом.

Весь муравейник № 1 пронизан ходами (особенно в середине и сверху), по которым муравьи таскают наружу мелкий строительный материал: древесные и травянистые частицы, веточки, палочки, травинки, листья.

Проведенные наблюдения за тропами, по которым осуществляется движение муравьиных потоков на изучаемой территории, показали следующее. Большая часть троп соотносится к кормовым, поскольку по ним муравьи транспортируют пищу. Тропы проложены в основном к стволам деревьев, имеющих следы повреждений различными вредителями, к скоплениям сучков и веточек, листового опада. Максимальное движение на тропах отмечается в дневное время.

Результаты исследования почвы.

Таблица 3.Сравнительная таблица характеристик почвы вдали и у муравейника.

Анализ таблицы.

По данным таблицы почва у муравейника более структурная, лучшего механического состава, более рыхлая, влажная, и следовательно и более плодородная. Температура почвы у гнезда выше, чем в дали. Это объясняется прежде всего тем, что внутри самого муравейника температура более высокая, чем снаружи, соответственно и почва также прогревается.

Кислотность почвы у муравейника также повышенная.

Вывод: в естественных биоценозах, гнёздостроительная деятельность муравьев, имеет важное почвообразующее значение :

    Прокладывая ходы гнезда, муравьи рыхлят почву и облегчают доступ воздуха к корням растения. Кроме того, муравьи выделяют экскременты, заносят в гнездо различные органические остатки, и тем самым обогащают почву углеродом, азотом, калием, фосфором и многими микроэлементами, тем самым делая почву более плодородной.

    В гнездах формируется специфическая среда, которая способствует более быстрому разложению попадающих в гнездо растительных остатков, повышению биологической активности почв, т.к. при более высокой, чем в окружающей почве, температуре гнезда лучше развивается в муравейнике микрофлора - бактерий, грибы. Разложение ускоряется в десятки раз.


Поэтому исследуемое гнездо рыжих лесных муравьев диаметром более 1 м является «фабрикой плодородия» и настолько мощной, что в состоянии оказать серьезное влияние на рост не только произрастающих непосредственно у муравейников трав и кустарников, но и деревьев, достаточно удаленных от муравейника.

2.5.Изучение внегнездовой жизни муравьев

Эксперимент №1 «Защита муравьев»


Когда я слегка пошевелила веточкой муравейник, потревоженные муравьи приняли оборонительную позу. Подержав над муравейником ладонь, я почувствовала жжение и запах муравьиной кислотой. Потом я подержала синюю лакмусовую бумагу и она стала красной, следовательно, муравьи «выстреливают» из резервуара струйку жидкости, состоящей главным образом из смеси муравьиной кислоты и других углеводородов. Муравьиная кислота – это яд, которым муравьи защищаются и убивают добычу. Значит, таким образом, муравьи защищают себя и свой муравейник

Эксперимент №2 «Выявление способов общения муравьев с помощью феромонов и усиков»


    Эксперимент с подсадкой муравьёв из другого муравейника.


Я подсаживала муравьев на тропу рядом с муравейником и на муравейник по 10 особей в каждом случае. Опознание чужака происходило только при непосредственном контакте особей (взаимное ощупывание усиками). Реакция муравья непосредственно вступавшего в контакт с чужой особью поддерживали 2-3 муравья находящихся непосредственно в близости от зоны конфликта. Чужая особь атаковала не всегда, в большинстве случаев ей давали удрать. Чужих муравьёв подсаженных на тропу атаковали и уничтожили в 8 случаев. В 20см от купола муравейника вне тропы, движение муравьев внешне более хаотичное, что до некоторой степени препятствует прямым контактам особей. Здесь было опознано и уничтожено 10% чужаков. При подсадке особей из другой семьи на купол муравейника процент убитых составило 50%

Эксперимент с перемещением муравьёв с одной тропы на другую являлся контрольным по отношению к первому.


Я взяла 5 муравьев с муравьиной тропы, которая ведет от муравейника, на него не нападают даже в том случае, если он взят очень далеко от муравейника. Это говорит о том, что муравьи отличают обитателей своего муравейника от пришельцев того же вида.


    Эксперимент на общение усиками.


Взяв осторожно пинцетом одного из муравьев (рабочий муравей) и обмакнув его брюшко в корректирующую жидкость (штрих), отправила обратно на поверхность муравейника. Один из его сородичей заметил «незнакомца» и засуетился- побежал сообщать всем о возможной опасности, передавая информацию с помощью заветных усиков, скрещивая свои усики с усиками сородича: информация была передана и несколько муравьев побежали к «мнимому врагу». Подбежав к нему, незнакомец сделал несколько движений своими усиками и был узнан своими сородичами. После этого они подошли к пострадавшему и старательно стали счищать с брюшка это незнакомое белое вещество.

Вывод: Основной способ общения муравьев друг с другом - это особые химические вещества - феромоны, но общаются они также с помощью своеобразных антенн – усиков.

    Эксперимент №3 «Перемещение муравьев в пространстве, охотничий инстинкт»

    Эксперимент на охотничий инстинкт


Я подкладывала добычу (гусениц) на определенное расстояние от тропы и от муравейника. В результате получилось следующее: чем ближе добыча с тропы или муравейника, тем быстрее и больше особей её обнаруживают. Различия в сроках обнаружения у тропы объясняются различными расстояниями.

    Эксперимент на обнаружение препятствий


Положила доску размерами 35см на 10см и толщиной 2 см на тропу в разные положения и проверяли реакцию муравьёв. Ожидалось, что, новый субстрат, не имеющий запаха муравьиной тропы, вызовет исследовательскою реакцию и на восстановление тропы будет затрачено какое-то время. Однако этого не произошло. Доску расположенную как в вдоль, так поперёк тропы муравьи проходили без задержки. Доску, поставленную на ребро, после кратковременного исследования муравьи обошли и вернулись на тропу.

Вывод: при использовании знакомой тропы насекомые используют не только обоняние, но и способность к ориентации. Древесные предметы появляющиеся на тропах большой неожиданностью не являются (запах древесины им знаком). Препятствия с высокими вертикальными стенками муравьи избегают, демонстрируя способность к навигации.

Кратковременные лабораторные исследования:

1.« Социальности» муравьев.

Я поместила муравьев в разные пробирки. Через несколько дней я увидела, что те, которые сидят по трое, нарыли больше песка, чем одиночные. Еще через несколько дней все одиночные умерли, а остальные были живы. Так я узнала, что больше живут те муравьи, которые находятся вместе, а один муравей долго не проживет. Фактически муравей несамостоятельный организм. Одиночных муравьев в природе нет и проведенный мной опыт доказал « социальность» муравьев. Возникновение муравьев неразрывно связано с возникновением семьи (сообщества, общины) этих насекомых. Семья - постоянное, многолетнее объединение отдельных насекомых, взаимодействующих друг с другом, зависящих друг от друга и от общины в целом. Связь муравья с семьей столь велика, что изолированный одиночка неизбежно погибает.

2. Определение и выявление основных объектов, приносимых в гнездо муравьями.

Несмотря на время суток, муравьи активно собирают пищу и строительный материал для своего муравейника. Рацион питания муравьев весьма разнообразен: в нем преобладают некоторые из представителей жесткокрылых, двукрылых, чешуекрылых, а также клопов, стрекоз и кольчатых червей.

3. Изучение вкусовых предпочтений рыжих лесных муравьев

Положила на муравейник небольшие кусочки печенья, хлеба пшеничного, шоколадной конфеты, яблока, щепотку сахара и соли. Большинство муравьев увлеклись сладостями и лишь некоторая часть поинтересовалась солью. Через 1 час всех выложенных продуктов на муравейник не стало, и лишь кристаллы соли остались на прежнем месте.

Результаты исследований показали несомненно благоприятное влияние муравьев на окружающую среду. Мои маленькие открытия подтвердили многолетние исследования, описанные в литературе.

Непосредственное влияние муравейника:

    уничтожение вредителей и листвы;

    обогащение почвы гумусом, К, N, P, Mg в доступных для растений формах;

    увеличение численности насекомоядных птиц;

    возобновление требовательных к почве лесных пород.

Опосредованное влияние муравейника:

    снижение численности стволовых вредителей;

    увеличение прироста древостоя;

    сохранение прироста крон деревьев в очагах вредителей;

    повышение продуктивности леса;

    повышение биологической устойчивости насаждений.

Таким образом, работая с лесными рыжими муравьями, я убедилась в их биосферной роли в поддержании устойчивости экосистемы леса, плодородия почвы и пришла к выводу, что их надо беречь и охранять. Составила рекомендации по охране муравьев , которые я пропагандировала среди обучающихся школы и жителей села:


    Соблюдай правила поведения в лесу.


    Не разоряй муравейник - муравьи это санитары леса, они приносят много пользы


    Не оставляй в лесу мусор, в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того:


оставленный мусор может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;

целлофан и полиэтилен долго не разлагаются.


    Не разжигай костёр вблизи муравейника.


    Не оставляй костёр не потушенным.


    Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход.

3.Вывод исследования.

Данная работа очень интересна, увлекательна. В результате полевых исследований муравейника были изучены:


    особенности строения муравейника рыжих лесных муравьёв,


    пищевой рацион рыжих лесных муравьев,


    активность перемещения муравьёв по тропам,


    проведены эксперименты по изучению внегнездовой деятельности муравьев: способы общения, охотничий инстинкт,


    доказана «социальность муравьев»,


    выявлена роль муравьев в экосистеме леса и предложены рекомендации по их охране.


Муравьи являются самыми настоящими защитниками леса, составной частью лесного биоценоза. Известно, что проще сберечь природу, чем потом ее восстанавливать. И, если известно, что в сохранении лесов нам могут помочь муравьи, то мы просто обязаны сохранять их, оберегать и по возможности расселять.

Литература:

1.Алексеев С.В.Груздева Н.В. Практикум по экологии: Учебное пособие/Под ред. С.В. Алексеева-М.: АО МДС, 1996 – с.68.

2. Захаров А.А.Муравей, семья, колония.- М.: Изд-во « Наука», 1978

3. Длусский Г. М. Муравьи рода формика. М.: Наука, 1967

4. Методы геоботанических исследований. Методическое пособие. М., 1996

5. Растения и животные: Руководство для натуралиста: Пер. с нем./ К. Нидон, д-р И. Петерман, П. Шеффель. – М.: Мир, 1991.

6. Халифман И. А. Муравьи. М.: Молодая гвардия, 1967.

7.Харитонов Н. П., Дунаев Е. А. Изучение внегнездовой жизни муравьев: Методическое пособие по выполнению учебно-исследовательской темы. - М.: МГДПиШ, 1992. - 33 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 г. Новочеркасска

Муниципальный этап областного этапа конкурса научно-исследовательских проектов «Созвездие»

Номинация: «Флора и фауна»

«Муравьи - знакомые-незнакомцы»

12 лет, учащийся 6г класса

МБОУ СОШ №6 г. Новочеркасска

Руководитель: Битюкова О.А.

учитель биологии

МБОУ СОШ №6 г. Новочеркасска

г.Новочеркасск

2017г.

Оглавление:

Аннотация ………………………………………………………………...3-3

I. Введение ………………………………………………………………4-4

II . Муравьи - знакомые-незнакомцы ………………………………..4-13

1.Виды муравьёв ………………………………………………………………………4-5

2. Устройство муравейника ………………………………………………………….5-7

2.1. Купольные муравейники…………………………………………………………. 5- 6

2.2.Подземные муравейники…………………………………………………………. 6 -6

2.3.Древесные муравейники………………………………………………………….. 6-7

3.Строение муравья ……………………………………………………......................7-8

3.1.Внешнее строение…………………………………………………………………7-7

3.2.Нервная система и органы чувств………………………………………………..7-7

3.3.Зрительный аппарат……………………………………………………………….7-8

3.4.Назначение усиков.8-8

……………………..8-9

4.1. Формикарий ………………………………………………………………………. 8-8

4.2.Еда для домашних муравьев……………………………………………………….8-9

4.3.Влажность и температура для формикария ………………………………………9-9

5. Практическая часть… …………………………………………………………….9-13

5.1. Эксперименты и наблюдения …………………………………………………... 9-12

5.3.Почему летают муравьи?..................................................................................... 12-13

III. Заключение …………………………………………………….......13-13

IV. Литература ………………………………………………………...13-13

Аннотация

Тема: « Муравьи - знакомые-незнакомцы».

Цель:

Новизна исследовательской работы состоит в изучении жизнедеятельности колонии муравьёв в процессе выполнения практических исследований

В работе использовались теоретические и практические методы: анализ и классификация материала из различных источников, проведение простых экспериментов

Практическое значение: материал, который представлен в работе может быть интересен для учащихся школ.

Тема работы мною выбрана не случайно, меня очень заинтересовали самые известные общественные насекомые - муравьи.

I. Введение

Впервые я заинтересовался муравьями в 4 классе. Тогда я наблюдал их на даче, рассматривал под лупой, и мне стало интересно, что же это за насекомые?

Цель: изучить особенности строения и поведения муравьёв

Оказалось, что муравьи одни из самых известных общественных насекомых. Среди обширного отряда перепончатокрылых вообще нет муравьёв - одиночек. Семьи муравьёв состоят из хорошо различающихся по внешности каст, на членов которых возложены разные функции. Большую часть семьи составляют рабочие особи-бесплодные самки, лишённые крыльев. Они выполняют все необходимые работы в гнезде: строят и чистят его, добывают пищу, заботятся о потомстве. Касту солдат, охраняющих гнездо, составляют муравьи с крупной головой и мощными челюстями. Все члены семьи - это потомство самки основательницы. Жизнь муравьев основана на различных способах коммуникации и контролируется во многом благодаря инстинктам.

Данная работа позволила на основе наблюдений и экспериментов изучить жизнедеятельность муравьёв.

II. Муравьи - знакомые-незнакомцы

1. Виды муравьёв.

Существует более двенадцати тысяч видов муравьёв, я же перечислю более известные всем нам виды и расскажу немного о каждом виде.

Рыжие лесные муравьи .

Рыжие лесные муравьи - одни из самых важных защитников лесов от вредителей, так как потребляют огромное количество всевозможных насекомых.

.

Messor Structor - или жнецы .

Жнецы потребляют в пищу семена растений. Гнезда в почве, глубиной до нескольких метров и могут служить индикаторами грунтовых вод. Муравьи - жнецы делают запасы семян в глубинных камерах.

Lasius Nigger - чёрный садовый муравей

Всем нам известный чёрный садовый муравей потребляет в пищу, как и семена, так и других насекомых.

Фаронов муравей - (домовой муравей)

Фараонов муравей достигает в длину всего двух миллиметров. Окрас у него рыжий, широко известный, как «домовой муравей» заселяющий человеческие жилища. Относиться к одним из известнейших домашних вредителей.

2. Устройство муравейника

Муравейники бывают разных видов: подземные, купольные, древесные.

2.1. Купольные муравейники

Купольный муравейник устроен очень сложно. Купол муравейника, построенный из веточек и хвои, может достигать два метра в высоту и три метра в диаметре. Поверхность купола пронизана многочисленными входами, которые открываются и закрываются муравьями в зависимости от времени суток и погоды. Подземная часть гнезда, где зимует семья, и располагаются камеры с кормовыми запасами, расположена под куполом и уходит на глубину до метра-метра и 50 сантиметров

.

2.2.Подземные муравейники

Подземный муравейник устроен так же очень сложно, достигать в глубину он может до десяти метров. Состоит он из многочисленных камер. Каждая камера предназначена для своей цели, некоторые камеры служат, как кладовые для хранения запасов, некоторые в качестве полей для выращивания грибов, а некоторые служат даже в качестве яслей, больниц, и кладбищ! В камере, которая расположена глубже всех находится матка. Муравьи каждый день приносят ей пропитание, чтобы она откладывала муравьиные яйца. Сами яйца не остаются лежать рядом с самой маткой, их специальный муравей-воспитатель относит в камеру - ясли, где и появляются сами муравьи.


2.3.Древесные муравейники.

Муравьи могут строить свои гнёзда в старых упавших деревьях, или под их корой. Рядом с такими муравейниками можно часто увидеть горки древесных опилок.

Как выяснилось, существует множество видов муравейников разных размеров и форм и все-таки, зачем муравьям нужен муравейник? Во первых муравьям нужно поддерживать почти 100% влажность в своём муравейнике - это жизненно необходимо для муравьёв, во вторых муравьям нужно укрытие и защита от врагов и плохих погодных условий.

3.Строение муравья

3.1.Внешнее строение

Муравьи - близкие родственники пчел и ос. Они также относятся к отряду перепончатокрылых. Внешний вид. Различия касаются в основном размера и веса тела. Некоторые тропические муравьи достаточно мелкие - их вес составляет не более 2 мг, а размер тела - около 2 мм. Но существуют и довольно крупные представители семейства, у которых тело рабочих особей достигает в длину 3 см, а вес - 90 мг. Вместе с тем строение тела всех муравьев имеет такие общие черты: наличие прочной хитиновой оболочки для поддержания формы тела и защиты внутренних органов; тело разделено на 3 основных сегмента: голову, мезосому (грудь) и брюшко; на голове расположены характерные усики и мандибулы; ротовой аппарат лижуще-грызущего типа; наличие петиоля - узкой талии между грудью и брюшком. Эта часть тела состоит из 1-2 члеников; крылья есть только у самцов и у репродуктивных самок до окончания брачного периода; наличие жала - видоизмененного яйцеклада - у рабочих особей. Применяется для добычи пищи и защиты семьи. Из трех пар ножек передние - самые сильные, именно ими он выполняет основную работу. Вот почему то, сколько ног у муравья, не имеет значения - главное у муравья есть «руки»

3.2.Нервная система и органы чувств .

Нервная система муравьев состоит из длинной брюшной нервной цепочки и нервных узлов. Сложное поведение насекомых возможно благодаря надглоточному ганглию, который представляет собой мозг муравья. Его размеры достаточно велики по сравнению с размерами тела, а самый большой - у рабочих особей.

3.3Зрительный аппарат .

Не менее интересно узнать, чем видят муравьи. Как и у других насекомых, у них сложные фасеточные глаза, состоящие из большого количества линз. Муравьи не могут достаточно хорошо различать форму предмета, так как их зрение имеет низкое разрешение, зато отлично реагируют на движение. Кроме того, в верхней части головы расположены три маленьких органа зрения, которые называют простыми глазками. Они способны различать уровень освещенности и определять плоскость поляризации светового потока. Существуют также абсолютно слепые виды, которым зрение не нужно, так как они обитают в толще почвы.

3.4.Назначение усиков.

Также на голове муравьев находится универсальный орган чувств - усики. Они способны распознавать молекулы различных химических веществ, чувствовать воздушные потоки, вибрации и принимать сигналы при соприкосновении с предметами или другими насекомыми. Кстати, прикосновения вместе с особыми жестами и выделением феромонов составляют язык муравьев. Они же помогают различать вкус. Муравьи могут отличать чистую воду от загрязненной, обнаруживают минеральные примеси, растворенный сахар и кислоты.

4. Как наблюдать жизнь муравьёв в домашних условиях?

4.1. Формикарий

Домашних муравьев можно содержать в простой стеклянной пробирке до тех пор, пока колония не станет достаточно большой, чтобы переселить её в настоящий муравейник. В стеклянную пробирку необходимо поместить ватку, смоченную в сладкой воде. Пробирку необходимо закрыть еще одной ваткой, дабы муравьи не сбежали. Подобный тип жилья может и выглядит непривлекательно, но все же подойдет для содержания небольших колоний с максимальной численностью работников в 25 муравьев.

Покупной муравейник или формикарий состоит из гнезда и внешней оболочки. Гнездо обыкновенно выполнено из гипса или бетона, снабжено туннелями, покрытыми стеклянным шифером. Стекло накрывают чем-либо, чтобы создать темноту для гнезда, но в любой момент человек может заглянуть вовнутрь. Внешняя оболочка представляет собой территорию, где вы сможете оставлять еду для муравьев, сюда же они будут выбрасывать мусор.

4.2.Еда для домашних муравьев

Тип пищи зависит от конкретного вида муравьёв, который вы хотите завести. В целом муравьи питаются мертвыми или даже живыми насекомыми и смесью воды и сахара (или воды и мёда). Некоторые виды потребляют семена, например, вид муравьёв-жнецов Messor. Также насекомых вполне можно кормить фруктами, мясом, пыльцой и сиропом.

Вы можете сделать сладкую воду для муравьев, смешав 7 частей воды с 1 частью сахара или мёда. Получившуюся жидкость налейте в крышку от газировки, поставьте ее на общедоступную часть муравейника. Меняйте воду каждые 2-3 дня, не позволяя ей заканчиваться.

Для подкормки муравьев подойдут следующие насекомые: живые или только что умершие плодовые мушки, мелкие сверчки, мухи, моль, тля. Белки, полученные от этих насекомых, играют важную роль для жизнедеятельности колонны ваших домашних муравьев.

4.3 . Влажность и температура для формикария

Оптимальная влажность воздуха зависит от каждого конкретного вида муравьёв. Температура для формикария должна быть 20-28 градусов днем, и не ниже 15 градусов ночью. Гнездо должно находиться в темноте всё время.

5.Практическая часть.

5.1. Эксперименты и наблюдения

1.

В августе я приехал на дачу, чтобы провести своё наблюдение за муравьями. Я нашёл муравейник с муравьями вида Lasius Nigger (Чёрный садовый муравей). В тот день было очень жарко, а муравейник был расположен не в тени, поэтому я сделал искусственную тень, чтобы муравьи вышли из муравейника. Первым моим наблюдением была быстрота реагирования муравьёв на появление еды возле муравейника (в качестве еды я взял кусочки яблока и конфету). Спустя одну минуту и тридцать секунд после появления тени из муравейника выполз первый муравей - разведчик. Он быстро пополз в направлении яблока. Когда муравей достиг яблока, он подал сигнал с помощью феромонов другим муравьям, что появилась пища. Буквально через десять секунд из муравейника выползли ещё десять муравьёв, а затем двадцать. Все они направились к кусочкам яблок. Затем муравьи начали отрывать от яблока кусочки и уносить в муравейник.

2.

Следующим наблюдением было, насколько быстро муравей сможет перенести семена бархатцев через препятствия в муравейник. Первым к семенам подполз муравей - солдат он взял семя своими сильными челюстями и пополз в направлении муравейника. Для чистоты эксперимента я начал подлаживать на пути муравья препятствия, чтобы пронаблюдать, как он будет их преодолевать. Оказалось, что муравей сначала залазит на препятствие задними лапками, а затем передними. Вот так муравей преодолевает препятствия.

3 . Чтобы проверить агрессивность, муравья-испытуемого я сажал на специальную арену, а потом туда же помещал жужелицу — главного врага в естественной среде. И следил за характером и продолжительностью реакций.

У муравья мертвая хватка, как у бульдога. Его могут надвое разорвать, но челюсти он, если вцепился в противника, не разожмет. Такое поведение встречается именно у тех особей, которые выполняют функцию охранника. Муравьи-охотники близки к охранникам, у них тоже высокая агрессивность. Но у охотников больше проявляется еще и исследовательская активность, они чаще вступают в социальные контакты. И главное, агрессия имеет границы, она обычно не доходит до мертвой хватки, а значит, охотники не так склонны к риску.

4. Наблюдение за ориентировкой муравьев.

Я взял муравья с тропы, ведущей к муравейнику, и посадили его на расстоянии 2 метров от этой тропы на землю. Муравей долго и хаотично блуждал в течение 5 минут, пока не наткнулся на другую тропу. По ней он сразу же направился к муравейнику.

Я палочкой провел поперёк муравьиной тропы, стёр верхний слой земли.

Муравьи беспомощно стали метаться взад и вперёд, не зная куда идти. Движение на этом участке муравьиной тропы нарушилось.

Затем в муравьиной тропе верхний слой земли нарушил сразу в двух местах.

Муравьи находились как бы в заключении, никак не могли находить дорогу к муравейнику.

Не нарушая поверхностный слой земли, слегка прикоснулся пальцами к муравьиной тропе на несколько секунд.

Даже от такого прикосновения наблюдалось замешательство муравьев и нарушение движения, видимо от запаха пальцев рук, которое передалось почве при соприкосновении.

Муравьи ориентируются с помощью обоняния, используя специальные вещества - феромоны, запах которых не дает им заблудиться и сбиться с пути, А вот если он уйдёт далеко от дома и придёт к другому муравейнику, скорее всего в свою семью его уже не примут, так как у него «чужой запах». Он может погибнуть. Об этом говорят результаты следующего опыта.

5. Узнают ли муравьи своего?

Возьмём муравья и посадим в другой муравейник.

А) Чужой муравей тотчас подвергнётся нападению со стороны хозяев.

Б) Если муравьи не нападают, то этот муравей из их семьи.

Вывод. Муравьи отличают обитателей своего муравейника от пришельцев того же вида. Муравейники - это семья, община, сообщество, экосистема (это, безусловно, подобие устройства жизни человека).

5.3.Почему летают муравьи?

Летом мы обращаем внимание на странных летающих муравьев, нашествие которых происходит ежегодно, примерно в один и то же период. Муравьи начинают летать только для того, чтобы совершить «брачный лет». Молодые самцы и самки муравьев покидают свои жилища, чтобы иметь возможность спариться

Полностью брачный лет, как правило, заканчивается оплодотворением самок и массовой гибелью самцов. Спустившись на землю, все самки начинают искать подходящее место. Когда место найдено, самка строит в земле камеру и откладывает туда яйца. Так образуется новая колония.

В середине октября 2017г. после прохладной погоды на несколько дней аномально поднялась температура воздуха. На своем дачном участке под облепихой я наблюдал массовое скопление муравьёв, среди которых большинство особей имели крылья. Что же заставило насекомых появиться на поверхности? Я стал искать ответ на вопрос…. Оказалось, что из-за аномально теплой и влажной погоды и осенью может произойти вылет этих насекомых. Так срабатывает их организм на определенный температурный режим.

III. Заключение

В начале исследовательской работы я поставил цель - узнать о самых известных насекомых - муравьях.

В ходе работы, я изучил: виды муравьёв и их строение, состав муравьиной семьи устройство муравейника. Я узнал, что за жизнью и поведением муравьёв можно наблюдать в домашних условиях.

Летом мной были проведены несложные эксперименты. Проведенные исследования позволили понять, что в сложном поведении этих общественных насекомых преобладают инстинкты.

Считаю, что в ходе работы удалось достичь поставленную цель. Планирую продолжить наблюдения за этими удивительными насекомыми не только в природе, но и в условиях формикария.

IV. Литература

1.Интернет - ресурсы: www .4 ants . ru

2.Интернет - ресурсы: www . vikipedia . com

3.Интернет - ресурсы: www . doklad - referat . ru

4.Энциклопедия знаний «Насекомые» Р О С М Э Н 2013 г.

5. Большая энциклопедия школьника «Эксмо» 2005 г.

Федотова Любовь Сергеевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 399» г.о. Самара.

Актуальность проекта

Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Педагоги прошлого столетия придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.И. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

В современных условиях, с расширением сферы воспитательного воздействия, проблема экологического воспитания особенно актуальна. С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» , «Об образовании в РФ» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное образование. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач всей системы народного образования.

Дошкольный возраст-наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.

Так, дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и встречаясь с миром насекомых, реагируют по-разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе здорового интереса их не познакомили с жизнью насекомых. Дети не могут самостоятельно объяснить интересующие явления природы, поэтому это задача взрослых.

Наблюдение - основное средство познания природы. Оно дает воз-можность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять.

Во время прогулки дети увидели муравья. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания о насекомых скудные. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?» . Участие детей в проекте позволило сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цели и задачи выполненной работы

Цель: формирование представлений о жизни насекомых.

Задачи:

  • Формировать у детей элементарные представления о муравьях, их строении, способах передвижения.
  • Воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость.
  • Формировать навыки исследовательской деятельности.

Формы, методы работы, результаты

Работа с родителями по проекту

Консультация «Как привить любовь к природе»

Оказание помощи в подборе энциклопедий, литературе, игр.

Наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за муравьями.

Продукты проекта:

  • Муравей (лепка)
  • Муравейник (рисование)

Портфолио проекта

  • Экологический альбом «Путешествие в мир муравьев»

Ожидаемый результат по проекту:

Для детей:

  • Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям
  • Развитие познавательной активности, любознательности

Для педагогов:

  • Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
  • Создание условий для проявления воображения

Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихотворений.

Для родителей:

Совместное чтение художественной литературы о муравьях, просмотр мультфильма

Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательно-исследовательского интереса детей

I этап -Подготовительный

  • Диагностика экологических знаний о насекомых-муравьях.
  • Подбор энциклопедий, журналов, литературных произведений, иллюстративного материала о насекомых, муравьях.
  • Подбор дидактических игр (лото, пазлы) , игрушек и атрибутов для игровой деятельности.
  • Составление плана основного этапа.

II этап -Основной (реализация проекта)

1. Познавательные беседы по теме

Цель: знакомить с названиями частями тела муравья, знакомить со способами питания, образом жизни, о пользе или вреде и значении для жизни других обитателей природы.

2. Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки и просмотр мультфильма В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» . Чтение басни И.Крылова «Стрекоза и муравей» .

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.

3. Прогулка «Наблюдение за муравьями» (поиск муравейника: наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу) .

Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников

4. НОД «Из жизни муравьев»

Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей

5. Изодеятельность «Кто помог муравьишке добраться домой» , «Муравейник» , «Муравей» (лепка) .

Цель: Закрепить изобразительные умения детей, изображать муравья.

6. Игра –драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать речь,

артистические способности.

7. Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей»

8. Подвижные игры «Медведь и пчелы» , «День и ночь» , «Муравей и дождик» .

III результативный этап

Изготовление экологического альбома

Выставка творческих работ

Проведя исследование, наблюдая за жизнью муравьев мы узнали кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какие функции выполняет каждый муравей, какие виды существуют, какова роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой.

Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Муравьи- яркий пример трудолюбия, взаимопомощи. Они интересны своим сложным социальным поведением. Муравьи умеют строить, отыскивать воду, подавать друг другу сигналы, ориентироваться по солнцу, но не умеют жить в одиночку, как и всякий человек. Так появилось желание получить больше информации о муравьях и других насекомых.

Значение муравьев в природе велико. Поэтому необходимо беречь и охранять.

Литература:

  1. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии» , Ярославль. -1998г.
  2. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду» , Москва 2008г.
  3. Баранов, В. С. Исследовательская работа в ДОУ / В. С. Баранов // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 23 – 24.
  4. Баулина, Ю. В. Наблюдения в детском саду / Ю. В. Баулина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 30 – 31.
  5. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром природы» , Москва. - 1992г.
  6. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под. ред. Вераксы Н.Е., КомаровойТ. С., Васильевой М. А. – М., Мозаика – Синтез, 2015
  7. Пичугина, Н. О. Дошкольная педагогика. Конспект лекций / Н. О. Пичугина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
  8. Инновационная направленность современного дошкольного образовательного учреждения / В. Н. Абушаева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 23 – 24.
  9. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? М.: «ГНОМ и Д» -2005г.
  10. Раскраска Муравей [Электронный ресурс]