Савитар мифология. Энциклопедия мифологии

  • 07.03.2024

Людей, Везя колесницу с золотым дышлом. Постоянно пребывают племена (людские) В божественном лоне Савитара (и) все миры. 6 (Есть) три неба. Два (из них) - лоно Савитара . Одно, с мужами-победителями, - в мире Ямы. Все бессмертное покоится на нем, ... восемь вершин земли, Равнину (длиной) в три перегона, семь рек. Прошел златоокий бог Савитар , Дающий желанные сокровища почитающему (его). 9 Златорукий Савитар , повелитель людского рода, Странствует между обоими: между небом и землей. Он гонит прочь...

https://www.сайт/religion/18450

Всевидящий и всезнающий. Кроме этого, Сурья, как один из главных ("солярных") Богов ведической религии отождествляется с Вишну и Савитаром . В текстах Вед, мы не сможем найти точного антропоморфного описания Сурьи, да и в этом не было необходимости, поскольку... prAsAM gandharvo amRtAni vocadindro dakSaM pari jAnAdahInAm (RV. X.139) С лучами солнца, с золотистыми волосами Савитар Простер вверх на востоке немеркнущий свет. По его побуждению движется Пушан как знаток, Пастух, озирающий все...

https://www.сайт/magic/12889

Растение, из которого он изготовлен). Другие видные боги - Митра, Варуна, Ушас (рассвет) и Ашвины. Также призываются Савитар , Вишну, Рудра, Пушан, Брихаспати, Брахманаспати, Дьяус Пита (небо), Притхиви (земля), Сурья (солнце), Вайу (ветер... к Агни и Индре, Вишвадевам, Марутам, двойному божеству Митре-Варуне и Ашвинам. Два гимна посвящены Ушас (заре) и Савитар . Большинство гимнов в этой книге приписываются семье Атри (atri?). Мандала 6 состоит из 75 гимнов, обращённых преимущественно к Агни...

https://www.сайт/religion/11987

Упанишад, 16.). ВСЕ ЛИЦА, РУКИ, РТЫ И НОГИ ПРИНАДЛЕЖАТ ЛИШЬ МНЕ - см. Шветашватара, 3.16.) 42. Я - Ману, Савитар и Яма; Я - Сарвавьяпи, Ашарирам; Я - Маха-Врата, Чандраяна; Асангохам, Я правлю миром. (МАНУ - Прародитель человечества; у... каждой эпохи есть свой Ману (Гита, 4.1.). САВИТАР - Сурья, Солнечный Бог, Которому адресована Гаятри-Мантра (Шветашватара, 2.1.). ЯМА - Правитель царства мертвых, Аид (Гита, 10.29.). ...

https://www.сайт/religion/13659

Для вас далеким, Когда вы едете на колеснице, О Ашвины, дом того, кто приносит в жертву сому. 5 Савитара , золоторукого, Я призываю для поддержки. Он знаток следа (пути) среди богов. 6 Апам Напата - для помощи... , Савитара прославь! Мы жаждем твоих обетов. 7 Мы зовем распределителя Добра, удивительного дара - Савитара , взирающего на людей. 8 Друзья, усаживайтесь! Сейчас Савитар достоин нашей хвалы! Даритель делает дары прекрасными. 9 О Агни, ...

https://www.сайт/religion/18405

И мать? 2 Мы вспомним милое имя бога Агни - первого из бессмертных. Он вернет нас снова великой Несвязанности, Чтобы я видел отца и мать! 3 К тебе, о бог Савитар , Владыке всего желанного, Мы идем за долей, о (ты,) дающий! 4 Ведь та поистине Счастливая доля, Что, покоясь за пределами зависти, Была бесстрастно вложена в твои руки, - 5 У тебя...

https://www.сайт/religion/18407

Стихов и в основном посвящена гимнам-мантрам, восхваляющим Господа и Его различные воплощения в форме божеств, наиболее часто упоминаемые среди которых – Агни, Индра, Варуна, Савитар и другие. Из божеств Троицы в Ведах в основном упоминается только Брахма ("Господь-Творец"), Который в Ведах персонифицируется фактически как Сам Брахман ("Бог"). Вишну и Шива...

САВИТАР САВИТАР

(др.-инд. Savitár, от sû-, «рождать», букв. «порождающий»), в древнеиндийской мифологии солярное божество. В «Ригведе» ему посвящено 11 гимнов. С. особенно тесно связан с Сурьей, иногда эти оба имени обозначают попеременно одно и то же божество, в других случаях С. отождествляется с Сурьей [(РВ V 81, 2-3); ср. также отождествления с Бхагой (VII 37, 8), Митрой (V 81, 4), Пушаном (V 81, 5)]; наконец, С. (X 85) - отец Сурьи. Как солнечное божество С. разъезжает на колеснице, запряжённой конями, по небу или между небом и землёй, восходит на небесные высоты, пробуждает по утрам весь мир и богов, приводит ночь и ночной покой, предшествует дню и ночи, членит время (в частности, определяет сроки жертвоприношения). С. торопит солнце, которое подчиняется ему (как и ветер). Универсальное определение С. - «золотой» (таковы его глаза, язык, руки, волосы, одежда, колесница, кони). С. обладает и другими космологическими функциями: он заполняет воздушное пространство и мир (IV 52. 2-3; VII 45, 1), управляет миром (его называют господином творения и господином мира, IV 53, 6), приводит в покой землю и укрепляет небо (X 149, 1), удерживает небо (IV 53. 2), охватывает тройное воздушное и небесное пространство, приводит в движение три неба, три земли, охраняет людей тремя обетами (IV 53, 5; число три особенно характерно для С.). С. простирает руки (он- «широкорукий») и даёт свет, указывает путь водам; даже боги, которым он указывает бессмертие (IV 54, 2), следуют его советам (II 38, 9). С. приносит и распределяет дары, богатство, сокровища, счастье (он - «бог счастья», V 82, 3), силу, даёт долгую жизнь (назначает жизненный срок; его молят о детях), изгоняет болезни, лечит от истощения, ограждает от колдовства, защищает жертвователя, забирает грехи. С.- «мудрейший из мудрых» (V 42, 3), он знает источник океана, возбуждает мысли; он может принимать все формы (V 81, 2); он - асура и иногда причисляется к адитьям (VIII 18, 3). В «Ригведе» С. связан ещё с Сомой, Ушас, Апам Напатом; упоминается (X 130, 4), что он соединился с Ушних - кобылой солнца. У С. есть дочь - Сурья. Некогда отец прочил её в жёны Сомы, но в состязании за право обладать Сурьей победили Ашвины, и она стала их подругой. В «Тайттирийя-брахмане» дочь С. - Сита, любившая Сому, но Сома был привязан к Шраддхе. С. дал дочери средство, с помощью которого Сома полюбил её (II 3, 10, 1-3). В истории жертвоприношения Дакши Рудра лишил С. рук, но потом вернул их ему. В ранней версии («Каушика-брахмана») боги дали С. золотые руки. В «Махабхарате» и пуранах С. изображается одноруким. В эпосе С. выступает в эпизоде битвы богов с Раваной и его спутниками: когда боги были близки к поражению, С. раздробил колесницу предводителя ракшасов Сумалина и поразил его самого, обратив в прах, после чего ракшасы отступили. Тем не менее в эпосе значение С. заметно падает.
Индийская традиция рассматривает С. как образ восходящего и заходящего солнца; некоторые видят в С. один из аспектов Варуны; есть точка зрения, согласно которой С. первоначально был персонификацией абстрактного принципа стимулирования; связь его с солнцем - результат позднейшего развития.
Лит.: Oldenberg Н., Savitar, Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1897, Bd 51; Dandekar R. N.. New light on the Vedic God - Savitar, «Annals of the Bhan-darkar Oriental Research Institute», 1939, v. 20;
Bhattacharji S., The Indian theogony, Camb., 1970, p. 213-15.
В. Н. Топоров.


(Источник: «Мифы народов мира».)


Смотреть что такое "САВИТАР" в других словарях:

    В ведийской и индуистской мифологии солнечное божество. Его представляют едущим по небу на золотой колеснице, запряженной конями … Большой Энциклопедический словарь

    САВИТАР, в ведийской и индуистской мифологии солнечное божество. Его представляют едущим по небу на золотой колеснице, запряженной конями … Энциклопедический словарь

    - (санскр. सवितर्, savitar IAST, «побудитель»; «Солнце») солнечное божество в ведийской мифологии. В Ригведе ему посвящено 11 гимнов. О солярном характере божества можно судить по его эпитетам. Глаза, руки и язык у Савитара золотые, волосы… … Википедия

    Савитар - в др. инд. миф. солярное божество. С. особенно тесно связан с Сурьей, иногда эти оба имени обозначают попеременно одно и то же божество, в др. случаях С. отожд. с Сурьей … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Савитар - (др. – инд.) – «порождающий» – бог солнца, нередко отождествляемый с Сурьей (вариант: являющийся отцом Сурьи). С. разъезжает на небесной колеснице, запряженной конями, пробуждает по утрам мир и богов, приводит ночь, членит время, торопит солнце,… … Мифологический словарь

    Савитар, Савитр (санскр. savitr родитель, возбудитель) солнечное божество в древнеиндийской мифологии. В Риг веде ему посвящено 11 гимнов. О солярном характере божества можно судить по его эпитетам. Глаза, руки и язык у Савитара золотые, волосы… … Википедия

    Совокупность мифологических представлений ведийских ариев (вторгшихся во 2 м тыс. до н. э. в северо западную Индию и постепенно расселившихся в восточном и южном направлениях); обычно под В. м. понимают мифологические представления ариев периода… … Энциклопедия мифологии

    - (др. инд. Œunahœépa, букв. «собачий хвост»), в древнеиндийской мифологии мудрец и знаток жертвоприношений. Однажды царь Харишчандра просил Варуну даровать ему сына, которого он по обету принесёт Варуне в жертву. Когда же сын (по имени Рохита)… … Энциклопедия мифологии

    Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направ … Википедия

Ему посвящено 11 гимнов.

О солярном характере божества можно судить по его эпитетам. Глаза, руки и язык у Савитара золотые, волосы жёлтые (как у Агни или Индры). Его золотая колесница снабжена золотым дышлом, принимающим, как и сам Савитар, разные формы; её везут два лучезарных коня. Ему приписывается сильное золотое сияние, которое он излучает вокруг, освещая воздух, небо, землю и весь мир. Он поднимает вверх свои могучие золотые руки, которыми благословляет и пробуждает все существа и которые простираются до конца земли. Савитар едет в своей золотой колеснице по верхнему и нижнему пути, взирая на все создания; он измерил всё земное пространство, идёт в три светлые небесные царства и соединяется с лучами Солнца. Савитара просят отвезти отшедшую душу туда, где обитают праведные; он даёт бессмертие богам и долговечность людям. Он прогоняет злых духов и колдунов; его просят прогнать дурные сны, сделать людей безгрешными.

Вместе с некоторыми другими божествами Савитар называется асура (первоначально - светлое божество). Ему приписываются и общие божественные свойства: он охраняет установленные законы; воды и ветры подчинены ему. Никто, даже Индра , Варуна , Митра и другие боги, не могут сопротивляться его воле и владычеству. Имя «Савитар» было первоначально простым эпитетом («бог побудитель - живитель»), и употребление в Ведах этого имени носит следы такого первичного значения. В Савитаре олицетворена божественная сила Солнца, тогда как Сурья - более конкретный образ, в представлении о котором никогда не упускается внешний вид Солнца.

Противоположное мнение принадлежит профессору Г. Ольденбергу , полагающему, что Савитар представляет собой отвлечённую идею побуждения, животворности, и конкретные признаки солнца только присоединились к этой идее путём вторичного процесса.

Савитару и его божественному свету посвящена одна из самых известных мантр индуизма - Гаятри-мантра (РВ III.62.10).

См. также

Напишите отзыв о статье "Савитар"

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М.:Советская энциклопедия , 1990. - 672 с.

Отрывок, характеризующий Савитар

На Тверском бульваре кто то окликнул его.
– Пьер! Давно приехал? – прокричал ему знакомый голос. Пьер поднял голову. В парных санях, на двух серых рысаках, закидывающих снегом головашки саней, промелькнул Анатоль с своим всегдашним товарищем Макариным. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы.
«И право, вот настоящий мудрец! подумал Пьер, ничего не видит дальше настоящей минуты удовольствия, ничто не тревожит его, и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что бы я дал, чтобы быть таким как он!» с завистью подумал Пьер.
В передней Ахросимовой лакей, снимая с Пьера его шубу, сказал, что Марья Дмитриевна просят к себе в спальню.
Отворив дверь в залу, Пьер увидал Наташу, сидевшую у окна с худым, бледным и злым лицом. Она оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты.
– Что случилось? – спросил Пьер, входя к Марье Дмитриевне.
– Хорошие дела, – отвечала Марья Дмитриевна: – пятьдесят восемь лет прожила на свете, такого сраму не видала. – И взяв с Пьера честное слово молчать обо всем, что он узнает, Марья Дмитриевна сообщила ему, что Наташа отказала своему жениху без ведома родителей, что причиной этого отказа был Анатоль Курагин, с которым сводила ее жена Пьера, и с которым она хотела бежать в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться.
Пьер приподняв плечи и разинув рот слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – Этого Пьер не мог понять и не мог себе представить.
Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему всё таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения, и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость. सवितर् , savitar , «побудитель»; «Солнце») — солнечное в . В ему посвящено 11 гимнов.

О солярном характере божества можно судить по его эпитетам. Глаза, руки и язык у Савитара золотые, волосы жёлтые (как у или ). Его золотая колесница снабжена золотым дышлом, принимающим, как и сам Савитар, разные формы; её везут два лучезарных коня. Ему приписывается сильное золотое сияние, которое он излучает вокруг, освещая воздух, небо, землю и весь мир. Он поднимает вверх свои могучие золотые руки, которыми благословляет и пробуждает все существа и которые простираются до конца земли. Савитар едет в своей золотой колеснице по верхнему и нижнему пути, взирая на все создания; он измерил всё земное пространство, идёт в три светлые небесные царства и соединяется с лучами Солнца. Савитара просят отвезти отшедшую душу туда, где обитают праведные; он даёт бессмертие богам и долговечность людям. Он прогоняет злых духов и колдунов; его просят прогнать дурные сны, сделать людей безгрешными.

Вместе с некоторыми другими божествами Савитар называется (первоначально — светлое божество) [ ] . Ему приписываются и общие божественные свойства: он охраняет установленные законы; воды и ветры подчинены ему. Никто, даже , и другие боги, не могут сопротивляться его воле и владычеству. Имя «Савитар» было первоначально простым эпитетом («бог побудитель — живитель»), и употребление в этого имени носит следы такого первичного значения. В Савитаре олицетворена божественная сила Солнца, тогда как — более конкретный образ, в представлении о котором никогда не упускается внешний вид Солнца.

Противоположное мнение принадлежит профессору , полагающему, что Савитар представляет собой отвлечённую идею побуждения, животворности, и конкретные признаки солнца только присоединились к этой идее путём вторичного процесса.

Савитару и его божественному свету посвящена одна из самых известных мантр индуизма — (РВ III.62.10).

См. также

Литература

  • // : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Савитар или Савитр (санскрит Sаvitr = родитель, возбудитель, от su-, "рождать", буквально "порождающий") – имя солнечного бога в древнейшей ведийской мифологии индусов. Прославлению его посвящено в Ригведе целых одиннадцать гимнов. Что Савитар есть солнечное божество – видно из эпитетов, прилагаемых к нему. Очи, руки, язык у Савитара золотые, волосы желтые (как у Агни или Индры). Золотая колесница его снабжена золотым дышлом, принимающим, как и сам Савитар, разные формы; везут ее два лучезарных коня. Ему приписывается сильное золотое сияние, которое он разливает кругом, освещая воздух, небо, землю и весь мир. Он поднимает вверх свои могучие золотые руки, которыми благословляет и пробуждает все существа и которые простираются до конца земли. Савитар едет в своей золотой колеснице по верхнему и нижнему пути, взирая на все создания; он измерил все земное пространство, идет в три светлые небесные царства и соединяется с лучами солнца.

Савитара просят отвезти отшедшую душу туда, где обитают праведные; он дает бессмертие богам и долговечность людям. Он прогоняет злых духов и волшебников; его просят прогнать дурные сны, сделать людей безгрешными. Вместе с некоторыми другими божествами Савитар называется асура (первично – светлое божество). Ему приписываются и общие божеские свойства: он охраняет установленные законы; воды и ветры подчинены ему. Никто, даже Индра, Варуна, Митра и другие боги, не могут сопротивляться его воле и владычеству.

Имя Савитар было первоначально простым эпитетом ("бог возбудитель – живитель"), и употребление его в ведах носит еще следы этого первичного значения. В Савитаре олицетворена божественная сила солнца, тогда как Сурья – более конкретный образ, в представлении о котором никогда не упускается внешний вид солнца. Противоположное мнение принадлежит профессору Ольденбергу, полагающему, что Савитар представляет собой отвлеченную идею возбуждения, животворности, и конкретные признаки солнца только присоединились к этой идее путем вторичного процесса.

Савитар, в древнеиндийской мифологии солярное божество. В "Ригведе" ему посвящено 11 гимнов. Савитар особенно тесно связан с Сурьей, иногда эти оба имени обозначают попеременно одно и то же божество, в других случаях Савитар отождествляется с Сурьей (Pигведа, V 81, 2-3); имеют место также отождествления с Бхагой (VII 37, 8), Митрой (V 81, 4), Пушаном (V 81, 5)]; наконец, Савитар (X 85) – отец Сурьи. Как солнечное божество Савитар разъезжает на колеснице, запряженной конями, по небу или между небом и землей, восходит на небесные высоты, пробуждает по утрам весь мир и богов, приводит ночь и ночной покой, предшествует дню и ночи, членит время (в частности, определяет сроки жертвоприношения). Савитар торопит солнце, которое подчиняется ему (как и ветер). Универсальное определение Савитар – "золотой" (таковы его глаза, язык, руки, волосы, одежда, колесница, кони).

Савитар обладает и другими космологическими функциями: он заполняет воздушное пространство и мир (IV 52, 2-3; VII 45, 1), управляет миром (его называют господином творения и господином мира, IV 53, 6), приводит в покой землю и укрепляет небо (X 149, 1), удерживает небо (IV 53, 2), охватывает тройное воздушное и небесное пространство, приводит в движение три неба, три земли, охраняет людей тремя обетами (IV 53, 5; число три особенно характерно для Савитар). Савитар простирает руки (он – "широкорукий") и дает свет, указывает путь водам; даже боги, которым он указывает бессмертие (IV 54,2), следуют его советам (II 38, 9). Савитар приносит и распределяет дары, богатство, сокровища, счастье (он – "бог счастья", V 82, 3), силу, дает долгую жизнь (назначает жизненный срок; его молят о детях), изгоняет болезни, лечит от истощения, ограждает от колдовства, защищает жертвователя, забирает грехи. Савитар – "мудрейший из мудрых" (V 42, 3), он знает источник океана, возбуждает мысли; он может принимать все формы (V 81, 2); он – асура и иногда причисляется к адитьям (VIII 18, 3).

В "Ригведе" Савитар связан еще с Сомой, Ушас, Апам Напатом; упоминается (X 130, 4), что он соединился с Ушних – кобылой солнца. У Савитар есть дочь – Сурья. Некогда отец прочил ее в жены Сомы, но в состязании за право обладать Сурьей победили Ашвины, и она стала их подругой. В "Тайттирийя-брахмане" дочь Савитар – Сита, любившая Сому, но Сома был привязан к Шраддхе. Савитар дал дочери средство, с помощью которого Сома полюбил ее (II 3, 10, 1-3). В истории жертвоприношения Дакши Рудра лишил Савитар рук, но потом вернул их ему. В ранней версии ("Каушика-брахмана") боги дали Савитар золотые руки. В "Махабхарате" и пуранах Савитар изображается одноруким.

В эпосе Савитар выступает в эпизоде битвы богов с Раваной и его спутниками: когда боги были близки к поражению, Савитар раздробил колесницу предводителя ракшасов Сумалина и поразил его самого, обратив в прах, после чего ракшасы отступили. Тем не менее в эпосе значение Савитар заметно падает. Индийская традиция рассматривает Савитар как образ восходящего и заходящего солнца; некоторые видят в Савитар один из аспектов Варуны; есть точка зрения, согласно которой Савитар первоначально был персонификацией абстрактного принципа стимулирования; связь его с солнцем – результат позднейшего развития.