Я понял те муки. Конспект урока на тему "сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

  • 14.03.2024

Чтобы увидеть нормальное отображение страниц сайта включите JavaScript!
И обновите страницу!

Стихотворение Фета А. А.
«Я видел твой млечный, младенческий волос...», «Я жду... Соловьиное эхо...»,

Стихотворение Фета А. А.
«Я видел твой млечный, младенческий волос...»

Я видел твой млечный, младенческий волос,
Я слышал твой сладко вздыхающий голос -
И первой зари я почувствовал пыл;
Налету весенних порывов подвластный,
Дохнул я струею и чистой и страстной
У пленного ангела с веющих крыл.

Я понял те слезы, я понял те муки,
Где слово немеет, где царствуют звуки,
Где слышишь не песню, а душу певца,
Где дух покидает ненужное тело,
Где внемлешь, что радость не знает предела,
Где веришь, что счастью не будет конца.

1884, Фет Афанасий Афанасьевич

Стихотворение Фета А. А.
«Я жду... Соловьиное эхо...»

Я жду... Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.

Я жду... Темно-синее небо
И в мелких, и в крупных звездах,
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и в ногах.

Я жду... Вот повеяло с юга;
Тепло мне стоять и идти;
Звезда покатилась на запад...
Прости, золотая, прости!

1842, Фет Афанасий Афанасьевич

Стихотворение Фета А. А.
«Я знаю, гордая, ты любишь самовластье...»

Слушать стихотворение Фета А. А.
«Я знаю, гордая, ты любишь самовластье»

Я знаю, гордая, ты любишь самовластье;
Тебя в ревнивом сне томит чужое счастье;
Свободы смелый лик и томный взор любви
Манят наперерыв желания твои.
Чрез всю толпу рабов у пышной колесницы
Я взгляд лукавый твой под бархатом ресницы
Давно прочел, давно - и разгадал с тех пор,
Где жертву новую твой выбирает взор.
Несчастный юноша! давно ль, веселья полный,
Скользил его челнок, расталкивая волны?
Смотри, как счастлив он, как волен... он - ничей;
Лобзает ветр один руно его кудрей.
Рука, окрепшая в труде однообразном,
Минула берега, манящие соблазном.
Но горе! ты поешь; на зыбкое стекло
Из ослабевших рук упущено весло;
Он скован, - ты поешь, ты блещешь красотою,
Для взоров божество - сирена под водою.

Июль 1847, Фет Афанасий Афанасьевич

Особое место в фетовской лирике занимает тема любви . «Любовь фетовской лирики, - писал Д.Д. Благой, - отнюдь не некое восхищенно-мечтательное, бесплотное, а самое что ни на есть естественное, порожденное природой для продолжения на земле чувство, именно в этой своей сущности бесконечно прекрасное - одно из высших проявлений «музыки» мира, подобно красоте, разлитой во вселенной».

Но следует отметить и другую особенность любовной лирики Фета : поэт поразительно сильно сумел передать мысль о преображении человека чувством любви: обретении им способности под влиянием переживаемого чувства открыть душу мира, его тайную прекрасную жизнь:

Я видел твой млечный, младенческий волос,
Я слышал твой сладко вздыхающий голос -
И первой зари я почувствовал пыл;
Налету весенних порывов подвластный,
Дохнул я струею и чистой и страстной
У пленного ангела с веющих крыл.

Я понял те слезы, я понял те муки,
Где слово немеет, где царствуют звуки,
Где слышишь не песню, а душу певца,
Где дух покидает ненужное тело,
Где внемлешь, что радость не знает предела,
Где веришь, что счастью не будет конца.

Созерцание возлюбленной, внимание ее голосу позволяет герою понять и красоту мира и придают ему поразительную мощь, способность к полету и обретению тайны мироздания - счастья и радости, скрытых в слезах и муках. Но любящему герою не только открывается красота и тайна мироздания. Любовь делает его всемогущим, помогая преобразить сам мир, передать ему частицу собственного огня - своей души, одухотворить - зажечь его своим чувством, внести тепло и свет в холодную мглу:

Теснее и ближе сюда!
Раскрой ненаглядное око!
Ты - в сердце с румянцем стыда,
Я - луч твой, летящий далеко.

На горы во мраке ночном,
На серую тучку заката,
Как кистью, я этим лучом
Наброшу румянца и злата.

Напрасно холодная мгла,
Чернея, все виснет над нами:
Пускай и безбрежность сама
От нас загорится огнями.

Пожалуй, впервые в русской поэзии чувство любви осознается как сила, меняющая человеческую природу, рождающая у человека способность к взлету - подобно птице или ангелу - над земным бытием. Столь характерный для последующего поэтического поколения - русских символистов мотив полета влюбленных источником имеет, конечно же, поэтически дерзкий образ А. Фета:

Люби меня! Как только твой покорный
Я встречу взор,
У ног твоих раскину я узорный
Живой ковер.

Окрылены неведомым стремленьем,
Над всем земным, -
В каком огне, с каким самозабвеньем
Мы полетим!

И, просияв в лазури сновиденья,
Предстанешь ты
Царить навек в дыханьи песнопенья
И красоты.

Современники не раз подшучивали над способностью старого поэта вдохновенно сочинять стихотворения о любви с юношеским пылом. Этой способности поэта хранить чистоту и непосредственность переживаний объяснение дал сам Фет. В одном из писем Я.П. Полонскому он утверждал: «Ты совершенно прав, полагая, что человек, не переживший лично всего любовного томления во всевозможных его оттенках, не способен писать о нем; но человек, бесповоротно теряющий пережитые душевные моменты, не может называться поэтом».

Пытаясь определить своеобразие звучания темы любви у Фета, исследователи отмечают неизменное соединение в переживаниях героя двух взаимоисключающих чувств - радости и страдания, усматривая в фетовской поэзии источник известного блоковского утверждения «Радость - Страданье - одно». Любовь, даже любовь счастливая, у Фета всегда вызывает не только свет, но и боль. Неразделимость этих двух чувств во многом и определяет переживания фетовского героя. Так, вспоминая о счастливом событии юности, герой говорит о горечи счастья («Глядя в огонь, я забывался, / Волшебный круг меня томил, / И чем-то горьким отзывался / Избыток счастия и сил»). Высшее переживание любви определяется героем с помощью оксюморона «страданье блаженства» («В страданьи блаженства стою пред тобою»).

Можно отметить еще одну особенность поэзии Фета , оказавшуюся столь необычной на фоне современной ему лирики и столь значимой для следующего поэтического поколения: героиня его стихов предстает не только идеальным воплощением земной женщины, но и богиней или небесным светилом. При этом идеальное явление обретает трепет и чувства человека, а в человеческом переживании соединяется земное чувство любви с преклонением и благоговением:

Упреком, жалостью внушенным,
Не растравляй души больной;
Позволь коленопреклоненным
Мне оставаться пред тобой!

Горя над суетной землею,
Ты милосердно разреши
Мне упиваться чистотою
И красотой твоей души,

Глядеть, каким прозрачным светом
Окружена ты на земле,
Как Божий мир на свете этом
В голубоватой тонет мгле!..

О, я блажен среди страданий!
Как рад, себя и мир забыв,
Я подступающих рыданий
Горячий сдерживать прилив!

То же соединение земного и небесного в образе героини можно увидеть в стихотворении «Ты вся в огнях, - твоих зарниц» , 1888):

Ты вся в огнях. Твоих зарниц
И я сверканием украшен...
Под сенью ласковых ресниц
Огонь небесный мне не страшен,

Но я боюсь таких высот,
Где устоять я не умею:
Как сохранить мне образ тот,
Что придан мне душой твоею?

Такие стихотворения позволили позднее Блоку говорить о том, что идея Вечной Женственности была прочно установлена еще Фетом. Можно сказать, что поэтический образ любви в лирике Фета поразительно совпадает с концепцией любви, утверждаемой в работах младшего фетовского современника, философа Вл. Соловьева. По мнению философа, есть два рода любви: к высшему существу - богине и к человеку. «Любовью восходящей» «мы любим высшее по отношению к нам существо, получая от него богатство, которым он обладает и которого мы не можем достичь своими собственными силами». «Любовью нисходящей» «мы любим низшее по сравнению с нами существо, которому мы даем имеющееся у нас духовное богатство, получив его от нашего высшего возлюбленного». И только соединение двух этих переживаний и составляет, по Вл. Соловьеву, любовь совершенную.

С поразительной силой любовь восходящая и нисходящая, земная и небесная соединяются в переживаниях героя в стихотворении «С какой я негою желанья» , 1863. Здесь высокая любовь к звезде позволяет герою осознать свою любовь к земной подруге, предназначенность ее ему:

С какой я негою желанья
Одной звезды искал в ночи!
Как я любил ее мерцанье,
Ее алмазные лучи!

<...> Любовь, участие, забота
Моим очам дрожали в ней
В степи, с речного поворота,
С ночного зеркала морей.

Но столько думы молчаливой
Не шлет мне луч ее нигде,
Как у корней плакучей ивы,
В твоем саду, в твоем пруде.

Любовь к земной женщине и любовь к богине не противопоставлены в лирике Фета. Пожалуй, можно сказать, что и «она» - богиня, и «она» - земная женщина в чем-то близки для лирического «я». Близкими, похожими их делает свет, излучаемый и юной возлюбленной, и небесным светилом («Если зимнее небо звездами горит...», «Ах, дитя, к тебе привязан...»).

«Я видел твой млечный, младенческий волос…» Афанасий Фет

Я видел твой млечный, младенческий волос,
Я слышал твой сладко вздыхающий голос —
И первой зари я почувствовал пыл;
Налету весенних порывов подвластный,
Дохнул я струею и чистой и страстной
У пленного ангела с веющих крыл.

Я понял те слезы, я понял те муки,
Где слово немеет, где царствуют звуки,

Где дух покидает ненужное тело,
Где внемлешь, что радость не знает предела,
Где веришь, что счастью не будет конца.

Анализ стихотворения Фета «Я видел твой млечный, младенческий волос…»

Будучи уже пожилым человеком, Фет не прекращал писать о любви. Более того – его поздняя интимная лирика по силе, страсти, искренности выражения чувств ничуть не уступает произведениям молодых талантливых поэтов. При этом никаких романов у Афанасия Афанасиевича в старости не было. Его стихотворения – воспоминания о давно прекратившихся отношениях, воспоминания очень яркие, наполненные мельчайшими деталями. Среди величайших образцов любовной поэзии Фета, написанных на излете жизни, — «Я видел твой млечный, младенческий волос…» (1884). И если его ранняя интимная лирика зачастую носила характер камерный, то рассматриваемое произведение звучит мощно, масштабно и даже несколько торжественно.

Поэзия Фета удивительно музыкальна – это давно заметили и литературоведы, и простые читатели. Стремясь словами выразить невыразимое, Афанасий Афанасиевич часто прибегал к образам, которым нет нужды искать буквальное толкование – их необходимо воспринимать только в целостности, словно аккорд, состоящий из разных звуков. Сам поэт говорил, что музыка и лирика – «не только родственны, но и нераздельны». Искусство давало Фету возможность укрыться от прозаической действительности, от меркантильности, мелочности, ежедневных бытовых проблем. Впрочем, не стоит забывать, что Афанасий Афанасиевич, вернув себе дворянство, стал крепким хозяйственником, имение которого процветало и приносило неплохой доход. Двойственность его натуры (с одной стороны – поэзия и музыка, с другой – счета и мудрые деловые решения) нередко вызывали насмешки со стороны современников.

В стихотворении «Я видел твой млечный, младенческий волос…» важную роль играет антитеза – скучная реальность противопоставлена высшему миру:
…Где слово немеет, где царствуют звуки,
Где слышишь не песню, а душу певца,
Где дух покидает ненужное тело…
Эти три строки довольно точно передают характер значительной части фетовской лирики. Невыразимое легче выразить через музыку, нежели при помощи слов. Хорошо исполненная песня действительно отходит на второй план, на передний выводя душу певца. Тело – бренная оболочка, необходимая для того, чтобы наслаждаться всеми благами жизни земной, но в мире ирреальном она ни к чему. Согласно стихотворению «Я видел твой млечный, младенческий волос…», самый простой путь в этот благословенный высший мир – любовь. Именно она помогла лирическому герою оторваться от земли, поверить, что «счастью не будет конца».

С каким обстоятельственным придаточным нам осталось познако­миться? (Следствия.)

III. Знакомство с обстоятельственными придаточными предло­жениями следствия. Работа с учебником.

1. Упражнение 184.

2. Упражнение 185.

3. Словарный диктант.

Выделить грамматические основы предложений, укажите вид придаточных.

I. 1) Если кукушка закуковала, то пора сеять лен. (Пословица) 2) Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. (К. Евграфов) 3) За любую работу брался, не задумываясь даже, сумеет ли справиться с ней. 4) На другое утро, хотя было дождливо и холодно, я позволил себе прогуляться по родным местам. 5) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде, контуры острова становились четче.

II. 1) Его взгляд был направлен вперед, туда, где должна была находиться дичь. (В. Мясников) 2) Я воспользовалась случаем, чтобы получше рассмотреть портрет, и подошла поближе. (Е. Яковлева) 3) С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься. (О. Погорелов) 4) Стояли они недалеко от скверика, где были скамейки. (В. Шукшин) 5) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Константинова)

III. 1) Солнце вот-вот должно было нырнуть за верхушки елей, так что поперек дороги уже протянулись черные тени. 2) Тогда наступает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. (Н. Гоголь) 3) Через пару минут мы услышали, как отъезжала машина. 4) Чтобы тебя поняли, лучше сказать все прямо. (В. Ленцов) 5) Побежали к лодке, что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды. (В. Шукшин)

Домашнее задание.

Упражнение 186 Запомнить написание слова в рамке на с. 83 («будущее»).

Тема: СПП с придаточными присоединительными .

Цели:

1. Познакомить учащихся с придаточными предложениями присоединительными.

2. Формировать умения постановки знаков препинания в сложно­подчинённых предложениях.

3. Употреблять в речи предложения присоединительные.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I. Повторение домашнего задания.

П. Подготовка к экзамену!!!

(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой бы­ло написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бе­жать из детдома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, при­жавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

(21)- Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и ма­ленькая Людочка...

В3. Из предложений 16-20 выпишите слово, право­писание приставки в котором определяется пра­вилом: «Пишется приставка ПРИ-, если исполь­зуется в значении присоединения, близости к чему-либо».

В5. В приведенных ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Вы­пишите цифру, обозначающую запятую при обо­собленном уточняющем члене предложения.

И вдруг нам сказали, (1) что детей возвраща­ют в Москву, (2) к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, (3) к кому мы собираем­ся ехать, (4) кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, (5) гля­дя в бумаги, (6) правленные карандашом: - Мальчик, (7) здесь на некоторое время оста­ется часть наших воспитанников.

В8. Выпишите из предложений 18-19 словосочетание со связью согласование.

B9. Напишите номер варианта правильно указанной грамматической основы предложения 18,

1) мне захотелось бежать

2) захотелось

3) бежать из детдома

4) захотелось бежать

Ответы; В3 прижавшись В5: 2 В8 моя сестричка В9: 4

III. Знакомство с обстоятельственными придаточными предло­жениями присоединительными. Работа с учебником.

1. Чтение правила на с. 80

2. Упражнение 187

3. Упражнение 188

Домашнее задание.

Выучить правило, упр 190.

Тема: Закрепление темы «Сложноподчиненные предложения»

Цели:

1. Повторить и закрепить знания учащихся по теме: «Сложноподчи­нённые предложения».

2. Проверить и закрепить знания учащихся и применение этих зна­ний на практике.

3. Воспитывать желание к совершенствованию письменной речи (текст о творчестве).

Ход урока

I. Работа со сложноподчинёнными предложениями (разминка).

Задание.

1. Записать предложения под диктовку.

2. Выделить грамматическую основу предложений.

3. Объяснить правописание н - нн в прилагательных, причастиях, наречиях.

4. Объяснить постановку знаков препинания.

5. Определить тип придаточных предложений.

6. Какова тема предложений?

7. Какая главная мысль объединяет предложения?

8. Какой вывод мы можем сделать для себя из высказываний знаме­нитых людей?

О ТВОРЧЕСТВЕ

1. Хотя гений и вспыхивает в юности, лишь зрелый возраст и ста­рость способны давать завершённые, подлинно зрелые художественные произведения (Гегель). 2. Федин садился писать только в том случае, если очередная глава была строго обдумана, выверена, обогащена размышле­ниями и воспоминаниями (К. Паустовский). 3. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск (К. Паустовский). 4. Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена (Вольтер). 5. Талант имеет то драгоцен­ное свойство, что он не умеет лгать (В. Гончаров).

III. Тест «Сложноподчинённое предложение».

Тестовые задания в отличие от обычных контрольных работ , оцени­вающих только конечный результат, помогут выявить причину, по которой ученик не справился с заданием, т. е. получить основу для анализа резуль­татов обучения. Тест составлен по требованиям государственной програм­мы по русскому языку , по материалам справочного пособия «Тесты к школьному курсу: русский язык. 9 класс . - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. С. 30-51, 84-88. Тест состоит из трёх уровней: 1. Задания, позволяющие прове­рить, насколько учащийся может повторить новую информацию. 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял учебный материал и научился применять полученные знания. 3. Задания повышен­ного уровня сложности и творческие задания.

Уровень 1.

1. Вписать недостающие слова.

Если сложносочинённое предложение состоит из равноправных про­стых, то сложноподчинённое - из двух (или более) простых, одно из кото­рых по смыслу _______________другому и связано с ним_________________________________________________________________________.

Независимое предложение в составе называется_____________________________________

а зависимое (по смыслу и грамматически)______________________________________________.

2. Выбрать средства связи в сложноподчинённом предложении:

1) сочинительные союзы; 2) подчинительные союзы; 3) предлоги; 4) союзные слова; 5) местоимения .

3. Заполнить пропуски.

Указательные слова помогают ____________________ от главного предложения к придаточному. Указательные слова в главном предложении указывают не только на наличие другого предложения, но и на его_____________________________.

4.Ответить на вопросы, подчеркнув слова да или нет.

Всегда ли придаточное предложение следует за главным? (Да, нет.)

Может ли придаточное предложение стоять перед главным? (Да, нет.)

Можно ли иногда менять местами главное и придаточное предложе­ние? (Да, нет.)

5. Завершить утверждение, вписав пропущенные слова.

Если сложносочинённое предложение состоит из равноправных про­стых, то сложноподчинённое - из двух (или более) неравноправных пред­ложений, потому что от одного простого предложения к другому можно

Предложение, от которого зависит одно или несколько подчинённых ему предложений, называется__________________________.

6. Вписать недостающие слова в утверждение.

Указательные слова в главном предложении указывают на наличие в

сложноподчинённом ___________________. Указательные слова

помогают_____________от главного предложения к придаточному.

7. Выбрать правильный вариант утверждения, подчеркнув нуж­ное слово в скобках. В третьем предложении дописать недостающее слово.

1) Придаточное предложение, которое относится к слову в главном предложении, всегда стоит (перед ним / после него). 2) Придаточное пред­ложение, которое относится ко всему главному предложению, может сто­ять (перед ним / после него). 3) Придаточное предложение может стоять не только перед или после главного предложения, но и ______

8. Отметить основные группы придаточных предложений:

1) сравнения; 2) времени; 3) определительные; 4) условия; 5) изъясни­тельные; 6) уступки; 7) обстоятельственные.

Правда, я легко мог пропустить её потому что часто останавли­вался и смотрел в глубину улиц, выходивших на набережную.

Он знал где лежит дорога к человеческому благородству, достоин­ству и счастью и оставил все приметы этой дороги.

И та же волна смоет её при случае в один миг как бы вы ни хотели продлить её пребывание здесь. __________________________.

У всех кто рассматривает эту амфору она вызывает прежде всего мысли об Одиссее и Эгейском море. ______________________.

Так смеются люди когда сбываются мечты. _____________.

Если у вас есть особые причины туда стремиться то я только развожу руками. _________________________________.

2. Преобразовать предложения. Зачеркнуть неподходящий со­юз, вставить необходимый, добавить одно-два слова, где это необходи­мо по смыслу, соответственно изменить знаки препинания, если это требуется:

а) преобразовать в сложное предложение.

Когда мастер открыл нам дверь, ____свет из комнаты упал по­лосой в шумную темноту и осветил волны, бившие о мол.

б) преобразовать в бессоюзное предложение.

Мы трое пошли вечером на ялтинскую пристань, чтобы _____

купить на проходящем теплоходе мандарины.

в) преобразовать в сложноподчинённые предложения.

Мы вышли с вокзала - ________синеватый свет уже брезжил над Феодосией.

Говорили: ______он погас навсегда.

Только днём в саду было тихо: __________беспокойные птицы улетали на юг.

Мой друг завёл себе большую собаку, которая должна охранять дом от воров, которая поможет на улице в схватке с хулиганами и которая хорошо поддаётся воспитанию.

2. Сколько форм может быть у местоимения чей, если известно, что оно изменяется по числам, родам и падежам. Сколько придаточных предложений с различными вариантами чей вы сможете придумать (не ме­няя главного предложения) за пять минут?

Домашнее задание: выполнить вариант №6 из сборника ГИА русский язык Сениной.

Цели:

1. Уметь распознавать предложения с несколькими придаточными.

2. Знать различные типы связи в предложениях с несколькими придаточными.

3. Формировать навык постановки знаков препинания.

Ход урока 1

I. Проверка домашнего задания.

II. Объяснение нового материала.

Работа с таблицей.

III. Работа с учебником.

1. Чтение теоретического материала (с. 86-87).

2. Беседа:

Назовите основные группы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.

В каких случаях между придаточными предложениями не ставится запятая?

Когда между придаточными предложениями может ставиться точка с запятой?

Может ли в сложноподчинённом предложении быть несколько ком­бинаций придаточных?

3. Выполнение упражнения 200.

IV. Дополнительное задание.

Разберите предложение, выпишите грамматическую основу.

Как ни огромно было расстояние между тем, кто он был, и тем, чем хотел быть, для пробудившегося духовного существа представлялось всё возможно ().

В этом предложении четыре части. Главная часть: для пробудивше­гося духовного существа представлялось всё возможно, К ней относится придаточное уступки, присоединяемое словами «как ни» - как ни огромно было расстояние между тем...и тем.... К придаточному уступки относят­ся неоднородные придаточные изъяснительные, присоединяются союзны­ми словами кто и чем: между тем, кто он был и тем, чем хотел быть. Придаточные изъяснительные относятся к разным словам, поэтому неод­нородны.

Домашнее задание.

Теория (с. 86-87). Упражнение 201.

Тема: СПП с несколькими придаточными.

Цели:

1. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложноподчи­нённых предложениях с несколькими придаточными.

3. Воспитывать стремление к счастью.

Ход урока 2

I. Проверка домашнего задания.

1. Беседа:

Какие виды сложноподчинённых предложений вам известны?

В каких случаях не ставится запятая между частями сложноподчи­нённого предложения?

В каких случаях однородные придаточные могут отделяться точкой с запятой?

2. Упражнение 201.

II. Тренировочные упражнения.

1. Записать предложения. Определить тип подчинения. Выделить грамматическую основу. Обозначить орфограмму «Гласные в приставках».

Счастье завоёвывается и вырабатывается, а не получается в гото­вом виде из рук благодетеля. И самая важная часть задачи состоит имен­но в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать ту доро­гу, которая должна к нему привести. Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определённой цели, тогда чело­век может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть

и умереть на дороге...

Как понимает, что такое счастье, Д. Писарев?

2. Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением критика. Предложение начните так:

Я согласен (не согласен) с тем, что если.... Полагаю, что, для того чтобы....

3. Записать предложения. Обозначить орфограмму «Разделительные ъ и ь». Определить вид подчинения. Обозначить границы простых предложений в составе сложных. Подчеркнуть основы предложений.

[Просыпаюсь я рано с первыми лучами и вижу], (как бьются они), (чтобы проникнуть в овраг сквозь туман). - Последовательное подчинение.

Трепещущие листики бьются друг о друга, стараясь оторваться и улететь. [Монетки осени так промёрзли или подсохли],(что слышно),(как в трепете друг о друга стучат) (М. Пришвин).

Ответьте:

Какой тип речи использован в тексте Пришвина?

Какое чувство (радости, грусти, умиления, тревоги, тоски и т. п.) вы­зывает описание природы?

4. Записать предложение. Обозначить орфограмму «Гласные в лич­ных окончаниях глаголов». Объяснить постановку знаков препинания при стечении союзов. Какое художественное средство используется в предло­жении?

Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое мо­ре с водой цвета звёзд.

5. Записать поэтический текст А. Фета с бессоюзным соединением однородных придаточных и присоединением к ним придаточных второй степени. Объяснить правописание гласных в личных окончаниях глаголов.

Я понял те слёзы, я понял те муки,

Где слово немеет, где царствуют звуки,

Где слышишь не песню, а душу певца,

Где дух покидает ненужное тело,

Где внемлешь, что радость не знает предела,

Где веришь, что счастью не будет конца.

6. Обратимся ещё к одному поэтическому тексту. Послушайте от­рывки из стихотворения Н. Рыленкова и охарактеризуйте синтаксический строй текста. К сочинению на какую тему может служить эпиграфом по­следнее предложение?

Как мне жалко людей, про которых

Говорят, что угрюмый их глаз

А в лесу древесины запас;

Кто не может с речушкой сдружиться,

Не заплачет навзрыд с куликом,

Кто не знает, как пахнет душица

На поёмном лугу вечерком...

Пей же всласть родниковую воду,

Росной свежестью луга дыши,

Кто не любит родную природу –

Тот не знает народной души!

Ответ. Синтаксический строй стихотворения характеризуется слож­ностью и разнообразием. Использование сложноподчинённого предложе­ния с несколькими придаточными даёт возможность точно, однозначно, лаконично выразить главную мысль стихотворения.

Найдите придаточные изъяснительные. К чему они прикрепляются? Ответ. Придаточные изъяснительные относятся к глаголам говорят,

не знает. Присоединяются с помощью союза что союзного слова как.

Какими словами из текста можно проиллюстрировать правописание глаголов?

Ответ. Видит, любит, заплачет, пахнет, может, знает; не может, не знает, не заплачет, не любит; сдружиться.

Задание. Запишите глаголы, группируя их по видам орфограмм.

Вывод. В художественном произведении синтаксис помимо комму­никативной задачи несёт и эстетическую функцию, участвуя вместе с дру­гими приёмами языковой экспрессии в создании художественных образов, в передаче отношения к изображаемой действительности.

7. Записать предложение с двумя главными предложениями и общи­ми придаточными.

По мере того как городской шум заглушается, по мере того как ос­таются назади городские здания, суровые глаза унтер-офицера, везущего вас в трущобу, смягчаются, а густые, преднамеренно нахмуренные брови постепенно разглаживаются, делаются обыкновенными, редковолосыми бровями, приличествующими всякому человеку, не наторевшему в ремесле театрального разбойника (М. Салтыков-Щедрин).

III. Самостоятельная работа.

Составьте предложение по схеме: (Хотя...), , (который...), (что...).

Вариант ответа. Хотя нам надо было ехать, не пришёл ещё человек, который должен был быть нашим проводником и сказать, что нужно взять с собой.

IV. Индивидуальная работа.

Для индивидуальной работы можно использовать упражнения из учебника (202-205).

Возможно, по 2-3 предложения. Оценку поста­вить в журнал.

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольному диктанту. Упражнение 206.

Тема: Контрольный диктант №2 по теме «Сложноподчиненные предложения».

Цель: проверить качество усвоенного материала по пройденным темам.

Ход урока.

1. Чтение диктанта.

2. Запись текста под диктовку.

3. Грамматическое задание:

1) Потому что молодость - это время сближения.

2) Потому что пожилые люди не должны дружить.

3) Потому что настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости.

4) Потому что друзья должны вести активный образ жизни.

2. Из предложений 3-7 выпишите слово с чередующейся глас­ной в корне.

3. Из предложения 8 выпишите словосочетание(-ия), постро-енное(-ые) на основе подчинительной связи управление.

Вариант 2

1. В каком из высказываний , приведенных ниже, содержится ответ на вопрос «Почему горе человеку, если он один»?

1) Потому что подлинные друзья приобретаются в моло­дости.

2) Потому что человек так устроен.

3) Потому что и в радости, и в пору утрат человек нуждается в поддержке друзей.

4) Потому что одному трудно справляться с повседневными

заботами.

2.Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание при­ставки в котором определяется правилом: «Приставка ПРИ-придает слову значение присоединения, приближения, близо­сти».

3. Из предложения 8 выпишите словосочетание(-ия), постро-енное(-ые) на основе подчинительной связи согласование.

Ответы: вариант1: 1, росли, приобретаются в молодости.

Вариант 2: 3, приобретаются, подлинные друзья.

Тема: Р/Р Устная сопоставительная характеристика «Портрета » работы О. Кипренского с работой В. Тропинина.

ЦЕЛИ: Открыть новую тему “Описание внешности человека. Дать общее представление о портрете, имеющее самое прямое отношение к описанию внешности человека; Показать значимость данной темы в системе уроков развития речи.

Дидактический материал: карточки для групповой работы .

(Класс разбит на 4 группы, на столах - иллюстративный материал: портреты кисти других художников).

ХОД УРОКА

I. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Учитель : Я надеюсь, что, глядя на оформление доски, рабочих мест, вы самостоятельно определите тему нашего урока.

Да, тема урока “Портрет”. Она имеет самое прямое отношение к одному из высказываний в нашей речи, то есть к описанию внешности человека.

Серьезно поработав над этой темой,

    вы научитесь быть наблюдательными и внимательными к окружающим вас людям; обогатите речь “портретной” лексикой, которой вы еще недостаточно владеете на уроках литературы. Именно через описание внешности можно передать внутренний мир героя, выразить свое отношение к нему.

Данный перечень задач показывает, как важна такая работа и серьезное отношение к ней, как нужны наши деловые качества, умение сотрудничать, работать коллективно , помогая друг другу, проявляя инициативу.

II. МОТИВАЦИЯ.

Учитель : Задача поставлена, но чтобы выполнить ее, что нужно иметь?

Совершено верно. Как и в любом другом деле, нужны знания. В данном случае - знания о портрете. Запомните, если художник – живописец, график или скульптор изображает человека (или группу людей), существующих в действительности, значит, он создает портрет (от французского “изображать”).

А какова история портрета, как он вошел в нашу жизнь, вы сейчас узнаете.

III. МИНИ-СООБЩЕНИЯ.

Ученик 1 группы.

Портрет – один из жанров изобразительного искусства.

И живописцы, и скульпторы, и графики любят работать в этом жанре. А зародилось искусство портрета в глубокой древности.

В 1887 году археологи вели раскопки в Египте и обнаружили древнее кладбище. В бинты мумий (особым образом высушенных тел) на месте лица были вставлены портреты людей. Ученые считают, что они (по месту находки их назвали фаюмскими) писались еще при жизни людей, украшали их дома, а после смерти попадали в захоронения. Но это не самые древние портреты – им меньше двух тысяч лет.

В Музее изобразительных искусств имени наряду с фаюмскими портретами хранится, например, скульптурный портрет фараона Аменемхета III, созданный в XIX веке до нашей эры.

Русское портретное искусство начиналось с парсуны (искаженное латинское слово “персона” - “личность”). Первые парсуны очень походили на иконы, но имели уже сходство с изображаемым лицом. А сходство для портрета очень важно.

Постепенно росло мастерство художников-портретистов, и на свет появились выдающиеся произведения, такие как портрет Федора Шаляпина, Александра Сергеевича Пушкина, Струйской, написанные Рокотовым, Боровиковским, Серовым и другими.

Да, поистине волшебна кисть художника.

Не зря Николай Заболоцкий, поэт, дал высокую оценку мастерству живописцев в стихотворении “Портрет”.

Ученик 2 группы.

Портрет.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг. Полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

II I. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРТРЕТОВ.

Учитель:

На первый взгляд, тема одна – портрет литературного героя. Но так ли похожи представленные материалы. Давайте сравним.

Ученик 3 группы показывает бюст (работа О. Кипренского, 1827 год) и проводит сопоставительный анализ с портретом:

Есть ли общее в работах художника и скульптора?

В чем отличие портрета и бюста?

Звучит музыка.

На фоне музыки ученик ведет рассказ: “Творчество – яркая страница не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. Родился в Пермской области. Получил образование и диплом Училища правоведения в Петербурге, служил в юстиции Министерства и в это время серьезно начал заниматься музыкой. В 1865 году окончил Петербургскую консерваторию. Чайковский обращался практически по всем музыкальным жанрам и формам. Часто обращался к произведениям литературы, на основе которых создал лаконичные и эмоционально насыщенные музыкальные образы, которые по-другому можно назвать музыкальными портретами.

Учитель:

Описание внешности человека может быть деловым, научным и художественным.

    На художественных описаниях внешности мы сегодня остановились подробно. Описание внешности этнической группы, расы, национальности, например, портрет африканца, киргизской девушки, якута представляет собой научное описание. А деловое описание мы создадим сегодня на уроке в мини-проекте. Но сначала проведем небольшую разминку.

Определенную сумму знаний (теоретическую) вы получили на уроке. Переходя к практической работе , понимаем, что не избежать нам ошибок. Чтобы их было как можно меньше, сделаем работу над ошибками в работах ваших сверстников.

I V . РАБОТА С КАРТОЧКАМИ.

Карточка № 1 (1-я группа).

Задание: Данные примеры содержат речевые ошибки. Укажите (по возможности) тип каждой речевой ошибки.

Я сказал Сереже, чтобы он не возникал. Маруся посмотрела на меня своими коричневыми глазами. В конце аллеи появился молодой юноша. В этом рассказе рассказывается о подвиге русского разведчика. Мне нравятся ихние цветы. Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей.

Карточка № 2 (2-я группа).

Задание: Отметьте нарушения языковой нормы.

Я помогаю маме мыть посуды. Он не боялся опасностей и рисков. Мы сделали во дворе большую качель. Один брат был богатей другого. Гаврик рос круглой сиротой. Гринев жил недорослью.

Карточка № 3 (3-я группа).

Задание: Исправьте грамматические ошибки.

Я скоро выздоровею. Игрушки, выпущенные фабрикой, красивые и прочны. Я всегда радуюсь хорошей книгой. Справа стоит кровать у моей сестры. Он был похож на смертельно усталым человеком. Крестьянство не успевали убрать урожай. Заговор

V . ВЗАИМОПРОВЕРКА И ВЗАИМООЦЕНКА РАБОТ.

V I. ИТОГ УРОКА. ВЫВОДЫ.

В жизни умение указывать приметы какого-либо лица может оказаться полезным. Этот вид работы требует умения видеть характерные детали внешности человека, а значит, развивает наблюдательность, учит давать информацию точно, кратко, “по-деловому”.

Пример - передача “Жди меня”.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Упражнение 205 письменно.