Деяния 16 глава. Русский синодальный перевод

  • 22.04.2024

Книга Деяний носит весьма практический характер, описывая жизнь верующих и церкви в первом веке н.э., а также путь веры таких мужей Божиих как Павел, Петр и др., и давая нам, таким образом, пример для подражания. Один из таких практических примеров записан в 16 главе книги Деяний, где говорится о посещении Павлом города Филиппы.

1. Деяния 16: 6-10: Решение посетить город

Начнем наше исследование с отрывка Деяния 16:6-8, где говорится:

Деяния 16:6-8
«Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду».

Посмотрев на карту, вы увидите, что путь, описанный в этих четырех строчках, был на самом деле весьма долгим путешествием. Галатия, Фригия и Асия были смежными территориями. Павел со своими спутниками миновал две из них (Фригию и Галатию) и подошел к третьей – Асии. Однако, как написано, Бог, Дух Святой, не допустил их проповедовать там Слово, и поэтому они направились на север, к Мисии. Когда же они пытались оттуда пойти в Вифинию, Бог опять воспрепятствовал им. В результате они обошли Мисию и отправились в Троаду, что на побережье Эгейского моря.

Из вышесказанного становится ясно, что Филиппы не входили в изначальный маршрут Павла и Силы. Более того, они дважды пытались попасть в другие города, но Бог не допустил их туда. Причина этого запрета была не в том, что Бог не хотел, чтобы Его Слово проповедовалось в этой местности. Да и Павел все-таки побывал в Асии некоторое время спустя, как сказано в Деяниях 19:10: «... все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины». Однако мы знаем, что невозможно находиться в двух местах одновременно. То есть, невозможно было, чтобы Слово проповедовалось одним и тем же человеком одновременно в Асии или Вифинии и в Филиппах. Куда-то он должен был отправиться в первую очередь, и, видимо, с точки зрения Бога, проповедь в Филиппах и Греции должна была быть услышана раньше, чем в Асии и Вифинии. Из этого можно сделать вывод, что Богу важна не проповедь Слова сама по себе, а проповедь Слова именно там, где ЕМУ угодно, как ЕМУ угодно и когда ЕМУ угодно. Как сказано в Ефесянам 5:23:

«Христос глава Церкви».

У церкви есть свой начальник, к которому следует обращаться по всем касающимся ее насущным вопросам. И этот начальник – не вы, не я и не какой-либо другой смертный человек, а Христос. В рассматриваемом нами случае желанием Начальника, как сказано в стихах 9-10, было следующее:

Деяния 16:9-10
«И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там ».

На тот конкретный момент Бог не призывал их проповедовать Слово в Асии и Вифинии. Вместо этого Он призвал их проповедовать Слово в Македонии, а затем и на всем восточном побережье материковой Греции. Откуда им стало это известно? Господь обратился к ним в видении. Более того, он обратился к ним так, что они без всякого сомнения пришли к заключению , что Господь вел их именно туда. И все же, как вы думаете, поступил бы Бог так, не будь они готовы послушно идти туда, куда Он их пошлет? Я так не думаю. Бог никого не будет принуждать трудиться на Его жатве. Однако, если кто-то добровольно желает трудиться для Него (а этого Он ожидает от каждого из нас ), то ему нужно не самому определять, как, когда и где он будет служить, а обратиться за советом к Господину, который, в конечном счете, и решает все эти вопросы .

2. Деяния 16: 11-40: Путешествие в Филиппы и произошедшие там события

Получив от Бога ясные указания отплыть в Македонию, Павел со своими спутниками тотчас отправился в путь. В стихах 11-12 говорится:

Деяния 16:11-12
«Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь, оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней».

Бог повелел им идти в Македонию. Поэтому они не остановились для проповеди в Самофракии, а отправились прямиком в Филиппы, крупнейший город той части Македонии. Далее мы узнаем о событиях, произошедших там.

2.1 Лидия: первая христианка в Европе

История начинается со стихов 13-15:

Деяния 16:13-15
«В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися [там] женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите [у] [меня]. И убедила нас».

Чтила ли Лидия Бога? Да, именно так и сказано в этом отрывке. Однако была ли она спасена? НЕТ, так как она еще не знала Господа Иисуса Христа. В этом она была похожа на Корнелия: он был «благочестивым человеком, боящимся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни и всегда молившимся Богу» (Деяния 10:2). Но и для него необходимо было, чтобы Петр пришел к нему и сказал слова, которыми бы спасся он и весь дом его (Деяния 11:14). Лидия тоже почитала Бога, и, тем не менее, нужно было, чтобы кто-то пришел и рассказал ей об Иисусе Христе, чтобы она уверовала и была спасена. Именно это и произошло: Бог отправил Павла в долгий путь от самой Киликии, чтобы тот благовествовал ей Слово. Она уверовала, став тем самым первой христианкой на материковой Европе (согласно письменным источникам). И это было только начало.

2.2 Одержимая бесом девушка

В стихах 16-18 говорится:

Деяния 16:16-18
«Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки--рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней [...]».

Очевидно, эта девушка была одержима бесовским духом, прорицавшим ее устами о миссии Павла и его спутников. На первый взгляд может показаться, что мы имеем дело с парадоксальной ситуацией, когда дьявол способствует делу Господа. Однако, разве такое возможно? Я так не думаю. Как Павел однажды сказал другому одержимому, Елиме:

Деяния 13:9-10
«Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? »

Извечным стремлением дьявола является совращение с прямых путей Господних . А это значит, что когда он устами одержимой девушки возвещал якобы ту же истину, что и Павел, его целью было не что иное, как совращение с прямых путей Господних. Нетрудно догадаться, как именно он собирался этого добиться. Представьте себе, насколько была бы дискредитирована проповедь Павла, если бы она по внешним признакам согласовывалась с тем, что возвещает одержимая бесом девушка. Для местного населения она была ничем иным, как оракулом древнегреческого бога Аполлона. Это становится понятным, когда мы обращаемся к древнегреческому оригиналу текста, в котором говорится, что девушка была не просто одержима прорицательным духом, а что она имела в себе «духа Пифона». Как указывает в своем словаре Зодхиатес :

"Пифон (тж. Питон – прим. пер.) – греческое наименование мифического змея или дракона, жившего в Пифо у подножия горы Парнас и охранявшего Дельфийского Оракула. Позже это имя было присоединено к имени Аполлона, бога прорицания в греческой мифологии, и с тех пор использовалось для обозначения любых оракульских и прорицающих духов».

Очевидно, местное население считало девушку прорицательницей Аполлона. Поэтому в тексте и сказано, что дух, обитавший в ней, был духом Пифона. Естественно, слова «Бог Всевышний» из ее уст, как и в понимании местного населения, обозначали отнюдь не единого истинного Бога, Отца Господа Иисуса Христа , а... Зевса. Теперь становится ясным, какого рода извращение истины грозило проповеди Павла в ее лице. Враг хотел вовсе не возвещать, а «ИЗВРАЩАТЬ прямые пути Господни». К счастью, эти замыслы не осуществились.

Как сказано в Деяниях 16:18 :
«Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час».

Благодаря дару различения духов (1 Коринфянам 12:10) Павел понял, что прорицательный дух девушки был бесовским духом. Поэтому он прямо обратился к нему и повелел ему выйти, что тот сразу же и сделал.

2.3 Прославление Бога поздней ночью в тюрьме

К несчастью, не все обрадовались освобождению служанки от злого духа. Ее господа имели хорошую прибыль с бесовских лживых предсказаний духа, которым она была одержима, и, увидев, что «исчезла надежда дохода их...»:

Деяния 16:19-24
« ... схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду».

Испытав такие гонения, многие из нас, возможно, начали бы роптать на Бога, обвиняя Его в происшедшем. Однако Слово Божье предостерегает нас от ропота в подобных ситуациях. Как сказано в 1 Петра 4:16:

1 Петра 4:16
«... а если [страдаешь] как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь ».

Именно так и поступили Павел с Силой:

Деяния 16:25
«Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их».

Мало того, что эти избитые и измученные люди молились и воспевали Богу, но еще и все узники слушали их. Слово, переведенное здесь как «слушали» - греческий глагол «epakroomai», означающий не просто «слушать», а «

Деяния 16:26
«Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели».

Чтобы осознать всю значимость происшедшего, представим себя на минуту одним из узников. Итак, вы находитесь в темнице, внимательно слушая песни прославления Богу, раздающиеся из камеры двух зверски избитых заключенных, как вдруг начинается землетрясение, после которого… оковы спадают с ваших рук и все двери темницы отворяются. Разве не оставит такое событие неизгладимый след в вашей жизни, настолько коснувшись вас, что и вы призовете Бога Павла и Силы? Несомненно. Давайте же посмотрим, как повел себя один из людей, находящихся там той ночью:

Деяния 16:27-30
«Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал [в темницу] и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи [мои]! что мне делать, чтобы спастись? »

Почему этот человек так был уверен в том, что именно Павел и Сила смогут дать ему правильный ответ на этот насущный вопрос? Ответ прост: он слышал, как они прославляли Бога, и как Бог ответил им землетрясением и последовавшими за ним событиями. Именно поэтому он был уверен, что Павел и Сила были посланцами Бога. И именно поэтому, первое, о чем он их спросил, было: «Что мне делать, чтобы спастись?» Он знал, что у них есть правильный ответ на этот вопрос. Давайте же посмотрим, каким был ответ Павла и Силы:

Деяния 16:31
«Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой».

Я даже не знаю, много ли нашлось бы сегодня христиан, способных так прямо говорить о спасении, как это сделали Павел и Сила. «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ». Это действительно все, что необходимо. Если уверуешь – спасешься. Не уверуешь – не спасешься. Как сказано в Римлянам 10:9:

Римлянам 10:9
«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься ».

Как просто! Возвращаясь к истории тюремного стража, мы видим, что, дав ему нужный ответ на вопрос, Павел и Сила продолжили наставлять его:

Деяния 16:32-34
«И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все [домашние] его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.».

Обратите внимание на то, в какое время суток все это происходило. Было уже за полночь , потому что сказано, что, когда Павел и Сила молились и воспевали Бога, времени было около полуночи (стих 25). Итак, после полуночи Павел, Сила и тюремный страж со всеми своими домочадцами устроили прекрасное богослужение, во время которого многие души спаслись и возрадовались в Господе!!! Кто мог бы себе такое представить? И тем не менее, эта история записана в Библии. Однако произошло бы такое чудо, если бы Павел и Сила вместо молитв и песнопений роптали бы на Бога о своей тяжкой участи? НЕТ. Они прославляли Бога, находясь в беде, проповедуя таким образом Слово другим узникам. И Бог подкрепил Свое Слово серьезным знамением, которое никого не оставило равнодушным. Сам начальник тюрьмы и все его домочадцы уверовали в ту самую ночь и в радости прославляли Бога вместе с Павлом и Силой, несмотря на весьма поздний час! Какое благословение читать такие истории! Наверняка и для самих Павла и Силы все происшедшее стало большим благословением и исцелением, учитывая мучения, которые им пришлось перенести до этого. Но на этом благословения не закончились. Вот что произошло на следующий день:

Деяния 16:35-40
«Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей. Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром. Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас. Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, ИЗВИНИЛИСЬ ПЕРЕД НИМИ и, выведя, просили удалиться из города. Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились».

Под конец следующего дня ситуация в корне изменилась – теперь уже воеводам пришлось унижаться. Они даже ИЗВИНИЛИСЬ перед Павлом и Силой и попросили их удалиться из их города. Однако они уже успели основать в этом городе церковь. Этой церкви, как и многих других греческих церквей, никогда бы не существовало, если бы Павел и его спутники не последовали по воле Божьей в Македонию, а действовали бы по собственному усмотрению. И все же их послушание Божьей воле не гарантировало им отсутствие гонений. Но Бог обернул эти гонения во благо, так что многие души были спасены, церковь в той местности укрепилась и возросла, а Его служители получили освобождение и укрепление в вере.

Примечания

См. Луки 10:2

См. Spiros Zodhiates, The complete word study dictionary, AMG publishers, 1992, p.1253.

До тех пор никто еще не рассказывал местному населению о Нем.

См. Dimitrakos: Lexicon of all the Greek language, p. 2,688 (in Greek).

6. Призвание Тимофея (16:1-5)

Деян. 16:1-3 . Тимофей, живший в Листре, был смешанного происхождения; его мать была еврейкой, а отец - греком. Может быть, Тимофей обратился ко Христу благодаря служению Павла еще в первый заход апостола в Листру (1-Тим. 1:2). Полагают также, что обращение его состоялось даже раньше - под воздействием бабушки его Лоиды и матери Евники (2-Тим. 1:5). Так или иначе, но впостол покровительствовал этому молодому человеку.

И поскольку Тимофей пользовался хорошей репутацией, Павел взял его с собою, вероятно, в качестве помощника, каким поначалу был ему и Варнава Марк в их первом миссионерском путешествии. В связи с Тимофеем возникла, однако, проблема. Иудеи, которым Павел тоже намеревался проповедовать Благую Весть, оскорбились бы, узнав, что апостола сопровождает необрезанный сын еврейской матери (возможно, обрезанию Тимофея воспрепятствовал его отец). И вот Павел решил обрезать Тимофея.

Не противоречит ли это образу мыслей Павла, выраженных им в Гал. 2:3-5, откуда ясно, что он был против обрезания Тита? Нет, ибо это были разные ситуации. Темой Гал. 2 является метод оправдания: здесь же дело состояло в том, чтобы не оскорбить чувств людей, до которых следовало донести Благую Весть (1-Кор. 9:19-23). Да, Иерусалимский собор постановил, что обрезание не является условием спасения (Деян. 15:10-11,19). Мы узнаем об этом из Деян. 15. Но в 16 главе этой книги Павел принимает решение - в интересах служения; и решение это было мудрым.

Деян. 16:4 . Переходя из города в город, они возвещали уверовавшим о постановлениях, принятых Иерусалимским собором (15:23-29), и призывали соблюдать их. Если исходить из того, что галатам Павел писал после своего первого путешествия, но до Собора в Иерусалиме, можно себе представить, какой поддержкой служили Благовестию, которое проповедовал Павел, иерусалимские решения, когда он ссылался на них.

Деян. 16:5 . Еще одним "сообщением об успехе" (Вступление) Лука завершает данный раздел книги. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.

В. Возникновение церквей на побережьи Эгейского моря (16:6 - 19:20)

1. ПОБУЖДЕНИЕ ИДТИ В МАКЕДОНИЮ (16:6-10)

Деян. 16:6-7 . Здесь мы видим пример того, как Бог не только направляет Своих служителей, но и удерживает их, с учетом всех обстоятельств, людям неизвестных. Фригия и Галатия были удаленными от моря территориями малой Азии. Провинция Асия, главным городом которой был Ефес, охватывала все западное малоазиатское побережье Средиземного моря, включая упоминаемую тут Мисию. Она и Вифнння были северо-западными областями Малой Азии, выходившими к Черному и Мраморному морям.

Сказано, что в эти области Дух Господень не допустил их. Какие именно препятствия возникли на пути Павла и его спутников, не уточняется. Это могли быть неблагоприятные обстоятельства, некое слово пророчества, видение или какое-то другое необычное явление. И что бы это ни было, они умели распознать в нем откровение воли Духа Святого, не путая его с собственными расчетами и предположениями. Бог удержал миссионеров от захода в Ефес и Вифинию, где, согласно Его планам, Благовестие должно было быть проповедано позже (18:19-21,24 - 19:41; 1-Пет. 1:1).

Деян. 16:8-9 . Наконец, в Троаде, порте на берегу Эгейского моря (близ древнего города Трои), Бог послал Павлу ночное видение - с тем, чтобы направить его, Силу и Тимофея по угодному Ему маршруту. Македония была римской провинцией, примерно соответствовавшей территории современной северной Греции.

Деян. 16:10 . Здесь впервые в Деяниях Апостолов сказано мы положили отправиться, из чего следует, что Лука присоединился к Павлу, Силе и Тимофею. Где, почему и при каких обстоятельствах это произошло, автор книги не указывает.

2. КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В МАКЕДОНИИ (16:11 - 47:15)

а. В Филиппах (16:11-40)

1) Обращение Лидии (16:11-15).

Деян. 16:11 . Из Троады… в Самофракию и на другой день в Неаполь (морской порт Филипп) миссионерская группа добралась быстро; вероятно, ветер был попутным (сравните с 20:6, откуда видно, что путешествие в обратном направлении заняло у них пять дней).

Деян. 16:12 . Из Неаполя миссионеры прошли километров 16-17 по дороге Виа Эгнация до Филипп; Лука называет этот город главным в той части Македонии и римской колонией. Существует версия, что Лука вырос в Филиппах и выучился там на врача. Естественно в таком случае, что он любил этот город. До того, как отец Александра Македонского - Филипп дал городу собственное имя, он назывался Креиидес, что значит "Источники". В 168 г. до Р. Х.

Филиппы стали владением Рима. После того, как Марк Антоний и Октавиан нанесли близ Филипп (42 г. до Р. Х.) поражение Бруту и Кассию, убийцам Юлия Цезаря, город был превращен в римскую колонию. Империя даровала своим колониям ряд привилегий (например, жители их платили меньше налогов); особое значение колоний состояло в том, что они становились весомыми "частицами" Рима на периферии (толкование на этот счет во Вступлении к Посланию Филиппийцам).

Назначение колоний было, в первую очередь, военным: римские власти полагали разумным иметь в стратегически важных пунктах своих граждан и людей, симпатизировавших империи. Так Октавиан Август ставший в 27 г. до Р. Х. первым римским императором, расселил в Филиппах (после поражения, нанесенного им в 31 г. до Р. Х. при Акциуме, на западном побережьи Греции, Антонию) новые контингенты колонистов, главным образом, солдат.

Деян. 16:13 . Очевидно, еврейское население в Филиппах было настолько малочисленным, что там даже не было синагоги (для открытия ее требовалось не менее 10 мужчин-иудеев). Судя по английскому переводу Библии и другим источникам, тут скорее подразумевалось место (а не "дом") молитвы; при отсутствии синагоги евреи собирались с этой целью в определенном месте, нередко на открытом воздухе; случалось, они сооружали в таком месте простое здание. Тут, вероятно, подразумевается река Гангит, находившаяся километрах в двух на запад от города. Собравшимся там женщинам (чьи мужья, возможно, были язычниками) миссионеры проповедовали Евангелие.

Деян. 16:14 . Имя одной из женщин было Лидия; она торговала пурпурной тканью (багряницею). (Краска для такой ткани добывалась как из особых раковин, так и из растительного корня.) Родом Лидия была из… Фиатир (малоазиатского торгового города; толкование на Фиатиры в Откр. 2:18-29). Она была чтущей Бога. В таких или сходных словах говорилось о язычниках (к примеру, о Корнилии 10:2; о фессалоникийцах в 17:4 и об афинянах в 17:17), которые, не будучи иудейскими прозелитами в полном смысле слова, все-таки чтили Иегову. К новозаветной Церкви Христа они, однако, не принадлежали. Лидии Господь отверз сердце с интересом и пониманием слушать то, что говорил Павел.

Деян. 16:15 . Вскоре после того, как Лидия уверовала во Христа, она крестилась. Приняли крещение и домашние ее (вероятно, слуги, может быть, и дети ее; Лидия, возможно, была вдовой). Среди других перечисленных в Новом Завете, которые приняли Христа вместе со "своими домашними", - Корнилий (10:24,44), тюремщик в Филиппах (16:31), Крисп (18:8), Аристовул (Рим. 16:10), Наркисс (Рим. 16:11) и Стефан (1-Кор. 1:16).

Судя и по тому, что Лидия настоятельно просила апостола Павла и его спутников поселиться у нее, она была женщиной состоятельной (сравните Деян. 16:40).

2)Изгнание духа из прорицательницы.

Деян. 16:16-18 . Хозяева некоей молодой рабыни наживались на ее "способностях", ибо она была одержима духом прорицательным. (В греческом тексте здесь стоят два слова: "духом, питоном". Существовало поверье, что в греческом городе Дельфах бог Аполлон воплотился в огромную змею - питона. Считалось, что главной жрицей дельфийского храма Аполлона владел дух этого бога, воплотившегося в питона; он и давал жрице способность "прорицать" будущее. Отсюда возникло представление, что и всякий, в кого вселялся "дух питона", делался способным предсказывать грядущее.) Вообще-то молодая рабыня просто была во власти демона (демоны "пользуются" теми, кто поклоняются лжебогам; сравните 17:23; 1-Кор. 10:20).

Одержимая служанка стала ходить по пятам за Павлом и его спутниками и, не умолкая, возглашать, кто такие эти люди (рабы Бога Всевышнего), и о чем они проповедуют (они возвещают… путь спасения). И хотя то, что она говорила, соответствовало истине, "благовестие", исходившее от одержимой бесом, не могло не повредить Благовестию. И поэтому Павел, хоть и терпел это много дней, в конце-концов, вознегодовав, изгнал из девицы духа (любопытно, что он обратился непосредственно к нему). (Другие случаи победы над силами зла записаны в Деяниях Апостолов в 8:9-24; 13:6-12; 19:13-20.)

3)Обращение тюремщика (16:19-34).

Деян. 16:19-21 . Каждая римская колония управлялась одновременно двумя поставленными для этого начальниками; на латыни такое правление называлось "дуо-вири" (буквально - правление двух мужей). Незадолго перед тем, как господа упомянутой рабыни выступили с обвинением против Павла и Силы, император Клавдий изгнал евреев из Рима (18:2). Вновь поднявшаяся волна антисемитизма докатилась и до Филипп, римской колонии. В свете этого понятно, что Тимофея и Луку к "начальникам" не потащили. Но Павла и Силу обвинили в том, что возмущают… город и проповедуют обычаи, которых… Римлянам не следует ни принимать, ни исполнять.

Римскими законами жителям колоний позволялось исповедовать их собственные религии, но обращать в них граждан Рима запрещалось. "Два мужа", управлявшие Филиппами, конечно, не различали между иудаизмом и христианством (сравните 18:14-15); так или иначе, проповедь Павла и Силы была в их глазах нарушением упомянутого закона.

Деян. 16:22 . Под давлением разбушевавшейся толпы городские власти (в русском тексте - воеводы) приказали, сорвавши с них одежды… бить их палками. Это одни из трех случаев (о которых упоминает Павел в 2-Кор. 11:25), когда апостола били палками.

Деян. 16:23-24 . Долго и жестоко били Павла и Силу, а потом бросили их в темницу. И так приняли их в первом европейском городе, где они проповедали Благовестие! Получив… приказание… крепко стеречь их, тюремный страж заключил их во внутреннюю темницу (возможно, так названа здесь подземная часть тюрьмы), и ноги их забил в колоду.

Деян. 16:25 . Ночью в тюрьме, молясь в прискорбном своем положении, Павел и Сила… воспевали Бога, и этим подчеркивается тема радости, постоянно звучащая в Деяниях Апостолов (сравните с Пс. 41:9: "и ночью песнь Ему у меня"). Их молитва и песнь услышаны были не только Богом, но и другими узниками.

Деян. 16:26 . Внезапное сверхъестественное избавление, полученное Павлом и Силой, конечно, напомнит читателю о подобных же вещах, происходивших с Петром (сравните 5:18-20; 12:3-11). В данном случае Господь прибег к землетрясению, от которого поколебалось основание темницы… отворились все двери, и у всех узы ослабели.

Деян. 16:27-28 . Отвечавший за узников страж, проснувшись от подземного толчка и решив, что все узники сбежали, хотел было умертвить себя мечом, но Павел вовремя остановил его, заверив, что все они на месте. Вероятно, и другие узники - под впечатлением молитвы и пения Павла и Силы, а затем и чуда, совершенного их Богом, - не осмелились бежать!

Деян. 16:29-30 . Вбежав в камеру Павла и Силы, тюремщик, дрожа, повел их вон из темницы. Его вопрос, обращенный к ним: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? - исполнен глубокого значения. Ведь он несомненно знал о молодой рабыне, которая возглашала, что эти люди - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают… путь спасения (стих 17).

Вероятно, молитвы и пение Павла и Силы коснулись и его слуха тоже (стих 25). А теперь это землетрясение, раскрывшее перед его таинственными узникамим все двери, и затем - призванные успокоить его слова Павла. Все это и побудило охваченного благоговением темничного стража обратиться к ним с вопросом о спасении.

Деян. 16:31-32 . В стихе 31 исчерпывающе сформулирован принцип веры. Все, что нужно для оправдания в глазах Бога, - это верить в Господа Иисуса Христа. Что мне делать? - именно такая постановка вопроса естественна в устах язычника. И в ответ он услышал: веруй и спасешься… Слова и весь дом твой относятся к его домашним, достаточно зрелым, чтобы уверовать и получить спасение… Павел и Сила получили возможность проповедать слово Господне не только темничному стражу, но и всем бывшим в доме его.

Деян. 16:33 . Тюремщик омыл раны своим узникам - невиданная вещь! Вслед за тем он сам и все домашние его приняли водное крещение, тем засвидетельствовав, об омытии своих грехов.

Деян. 16:34 . Потом темничный страж предложил Павлу и Силе ужин в своем доме. И возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

4)Освобождение Павла и Силы (16:35-40).

Деян. 16:35-36 . По-видимому, на оставшуюся часть ночи тюремщик вновь отвел Павла и Силу в тюрьму. Что заставило городских начальников отпустить их, не говорится. Может быть, их ошеломило землетрясение, но, возможно, они, по здравом размышлении, пришли к выводу, что поступили по отношению к этим людям несправедливо.

Деян. 16:37-40 . Не мстительным чувством руководствовался Павел, когда потребовал, чтобы начальники города не тайно отпустили их, а принародно вывели из тюрьмы. Скорее всего, он хотел таким образом оградить молодую церковь в Филиппах от нападок в будущем, официально утвердить ее в глазах властей.

Но почему Павел с самого начала не сказал, что является римским гражданином? Может быть, он и говорил, но за шумом и гамом на площади (стихи 19-22) его не услышали. А, может быть, промолчали сознательно, чтобы сказать об этом в более подходящий момент. (Римские граждане обладали рядом особых прав, включая право быть выслушанным принародно. Кроме того, граждане империи не подлежали телесным наказаниям.) В Деяниях Апостолов отмечено лишь два случая, когда Павлу угрожали язычники и когда он пострадал по их вине, - это было в Филиппах и в Ефесе (19:23-41).

И там и тут обрушились на него люди, потерпевшие из-за апостола финансовые убытки. Но в обоих случаях в поддержку его выступили представители римской администрации. По освобождении из тюрьмы Павел и Сила пришли в дом к Лидии, где, встретившись с другими верующими, беседовали с ними, а потом отправились в путь. На этом кончается повествование Луки от первого лица, из чего следует, что он остался в Филиппах (сравните Они в 16:40).

Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин. Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.

Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду.

И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.

Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь, оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней.

В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня . И убедила нас.

Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.

Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?

Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей. Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром.

Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас.

Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города. Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились.

 1 Вторичное посещение церквей Павлом; обрезание Тимофея. 6 Призыв из Македонии в видении Павлу и отправка его в Филиппы. 11 Крещение Лидии и принятие ею в дом Павла и его спутников. 16 Исцеление служанки – прорицательницы; избиение и арест Павла и Силы. 25 Освобождение их чрез землетрясение; обращение темничного стража. 35 Уход из Филипп по просьбе воевод.

1 Дошёл он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,

2 и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии.

3 Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.

4 Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.

5 И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.

6 Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии.

7 Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их.

8 Миновав же Мисию, сошли они в Троаду.

9 И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам.

10 После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.

11 Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь,

12 оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней.

13 В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами.

14 И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел.

15 Когда же крестилась она и домашние её, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас.

16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из неё. И дух вышел в тот же час.

19 Тогда господа её, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.

20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город

21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками

23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.

26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.

27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,

30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?

31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.

33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.

34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

35 Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей.

36 Темничный страж объявил о сём Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак, выйдите теперь и идите с миром.

37 Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас.

38 Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане.

39 И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города.

40 Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Деяния святых апостолов, 16 глава

Прииде же в Дервию и Листру: и се ученик некий бе ту, именем Тимофей, сын жены некия иудеаныни верны, отца же еллина: Иже свидетельствован бе от сущих в Листрех и Иконии братии. Сего восхоте Павел с собою изыти: и приемь обреза его, иудей ради сущих на местех онех: ведяху бо вси отца его, яко еллин бяще.

Бысть убо распря. Между Павлом и Варнавою произошло некоторое недоразумение; один стоял на почве справедливости, а другой хотел поступиться справедливостию, но каждый имел одну цель - служение вере. Причина недоразумения следующая. На евангельском пути сопутствовал им от Палестины до Пергии памфилийской некто Марк, который, как человек слабый, отстав от апостолов, возвратился в Палестину, не отрицаясь однако же Христа, но отказываясь от дальнейшего путешествия, как трудного для него. Между тем Павел и Варнава возвратились с обильными плодами веры и благочестия и благовествовали находившейся в Иерусалиме церкви об обращении и покаянии язычников. Когда же стали воздавать Павлу и Варнаве хвалу за их подвиги, Марк опечалился, смутился душою; потому что подумал: если бы и я был с апостолами, то и я сделался бы участником в их славе; и потому снова пожелал сопутствовать им. Варнава принимал его, как раскаявшегося; а Павел настаивал, что не следует брать с собою, на дело Господне, человека, который не мог сопутствовать им прежде. Итак разномыслие имело характер не несправедливости, а правды и проистекало от недоразумения. Павел требовал правды, Варнава - человеколюбия. Расходясь в мнениях, они сходились в чувстве благочестия; и разделились не по вере и убеждениям, а по человеческому недоразумению. Случилось же это по Божьему устроению; потому что как только они расстались, Варнава взял с собою Марка и пошел своим особым путем. Но строгая точность Павла принесла и Марку свою пользу; так как своим рвением он старался загладить прежнюю оплошность. Павел советовал в церквах не принимать Марка, не с тем, чтобы опечалить его, но чтобы сделать его ревностнее; и когда увидел, что Марк явил успехи ревности и оправдал себя своими последующими действиями, начинает одобрять его и говорить: целует вы Марко анепсий Варнавин, о немже приясте заповеди: аще приидет к вам, приимите его (Колосс. 4, 10). То же замечаем и между пророками, то есть, замечаем различие в мнениях и нравах: так Илия - строг, Моисей - кроток. Точно также и здесь: Павел является настойчивее Марка. Но посмотри: он в то же время и снисходителен. Глаголаше, говорится, то есть, он не горячился, но требовал настойчиво не брать Марка. Итак что же? Павел и Варнава разлучились врагами? Да не будет! В посланиях Павла ты находишь, что Варнава имел после этого много похвал от Павла. Мне кажется даже, что они разлучились по взаимному согласию, сказав друг другу: так как ты не хочешь, чего я хочу, и наоборот; то, чтобы не спорить, изберем для проповеди различные местности. Так они и поступили, вполне уступив друг другу. А написано это в наше назидание, чтобы предостеречь нас от падения; потому что нам, как людям, нельзя обойтись без распрей, но в распрях следует делать взаимные уступки. Но для Марка распря эта была как нельзя более полезна. Павлова строгость исправила его, а Варнавина снисходительность ободряла его не оставлять еще призвания. Итак Павел и Варнава спорят; но из спора выходит одно следствие - польза. Смотря на Павла, решающегося разлучиться с Варнавою, Марк сильно испугался и обвинил себя; а смотря на Варнаву, который так защищал его, Марк сильно полюбил последнего. И ученик исправляется распрею учителей; так далека была эта распря от того, чтобы послужить соблазном. Прохождаше же Сирию и Киликию, утверждая церкви. Прежде, чем идти в другие города, посещает те, которые приняли уже слово Божие. Так поступаем и мы: первых людей прежде наставляем, чтобы они не послужили препятствием для наставления последующих. И се ученик некий бе ту, сын еллина. Замечательно, что иудеи так пренебрегали законом, что своих дочерей выдавали за еллинов и женились на еллинах. И приемь обреза его, иудей ради. Достойна великого удивления мудрость Павла. Он, который так ратовал против обрезания язычников и который давал толчок всему, пока не решили вопроса, обрезал своего ученика. Он не только другим не запрещал этого, но даже сам делает это. В каждом деле он имел в виду пользу и ничего не делал без цели. И тому нужно удивляться, как еще Павел расположил его к обрезанию. Иудей ради сущих в местех онех: потому что они никак не решились бы слушать слово Божие от необрезанного. И что же? Обрати внимание на оправдание этого поступка. Павел обрезал Тимофея для того, чтобы уничтожить обрезание; он не поддерживал обрезания, а хотел выполнить величайшую и всем апостолам приятную задачу; потому что, если бы Тимофей не был обрезан и в то же время был бы учителем иудеев, то все отшатнулись бы от него. Если уже иудеи так сильно обвиняли Павла за Трофима ефесского, так как думали, что Павел ввел его в храм (а он был из еллинов); то что пришлось бы перенести самому Павлу, если бы при нем находился учителем же человек необрезанный? Но посмотри: он оправдан и в мнении апостолов, и говорит в храме об исполнении этого оправдания. Все он делал ради спасения иудеев. Пожалуй, можно указать, что и Петр прикрывался личиною иудейства… И это нисколько не вредило апостолам; а напротив то, что иудеи имели таких учителей, которые, по их мнению, соблюдали закон, - послужило поводом к их обращению и началом их веры во Христа.

И якоже прохождаху грады, предаяше им хранити уставы сужденныя от апостол и старец, иже во Иерусалиме. Церкви же утверждахуся верою, и прибываху в число по вся дни. Прошедше же Фригию и Галатийскую страну, возбранени быша от Святаго Духа глаголати слово во Асии. Прешедше же Мисию, покушахуся в Вифинию поити: и не остави их Дух. Прешедше же Мисию, снидоша в Троаду. И видение в нощи явися Павлу: муж некий бе македонянин стоя, моля его и глаголя: пришед в Македонию, помози нам, И якоже видение виде, абие взыскахом изыти в Македонию, разумевше, яко призва ны Господь благовестити им. Отвезшеся же от Троады приидохом в Самофрак, воутрие же в Неаполь: Оттуду же в Филиппы, иже есть первый град части Македонии Колониа, бехом же в том граде пребывающе дни некия.

Предаяше им хранити уставы. Хранити, говорится, уставы, - не тайны воплощения, но наставления огребатися от идоложертвенных и крови и удавленины и блуда; что касается устройства правильной жизни. Возбранени быша от Святаго Духа глаголати слово во Асии. Почему воспрещено было им проповедовать в Азии - об этом не говорит; но о том, что воспрещено было это им, сказал, научая этим нас повиноваться и не требовать отчета, и показывая, что часто они действовали и по-человечески. Дух запрещает апостолам проповедовать в Азии и Вифинии; так как предвидел, что тамошними жителями овладеет ересь духоборцев. И видение в нощи явися Павлу: муж некий македонянин и т. д. Уже не чрез ангела, как Филипп и Корнилий, но в видении получает откровение Павел, - более человеческим уже образом. Где легко убедить, там так, более человеческим образом; а где требуется большое усилие, там откровение бывает в форме более божественной. Нужно заметить, что в этих городах с Павлом был и Лука. Это видно из того, что последний объединяет свою личность с первым, когда говорит: взыскахом, приидохом, изыдохом.

В день же субботный изыдохом вон из града при реце, идеже мняшеся молитвенница быти и седше глаголахом к собравшымся женам. И некая жена именем Лидиа, порфиропродалница от града Фиатирскаго, чтущи Бога, послушаше: ейже Господь отверзе сердце, внимати глаголемым от Павла. Якоже крестися та, и дом ея, моляше ны глаголющи: аще усмотристе мя верну Господеви быти, вшедше в дом мой, пребудите: и принуди нас.

При реце. Это случилось более потому, что там, по причине малочисленности иудеев, не было синагоги, и особенно набожные из них тайно собирались вне города при реке. Как народ более плотской, иудеи там, где не было синагоги, молились и вне ее, определяя для этого какое-либо место, - молились и по субботам, когда обыкновенно собирался и народ. Аще усмотристе мя верну Господеви. Посмотри, как любомудра жена: сначала сама засвидетельствовала, что Бог призвал ее. Обрати также внимание и на ее скромность. Это - женщина простая, и, по ремеслу, говорится, порфиропродалница, то есть, она продавала материи, окрашенные в пурпур. И дееписатель не стыдится упомянуть об ее ремесле. Не сказал: если вы увидели, что я великая женщина, или: что я благочестивая женщина, но говорит: аще усмотристе мя верну Господеви. Если Господеви, то тем более вам. Не просто просила их к себе в дом, но предоставила дело на их волю, хотя и сильно настаивала на своем желании.

Бысть же идущым нам на молитву, отроковица некая имущая дух пытлив срете нас, яже стяжание много даяше господем своим, волхвующи. Та последовавши Павлу и нам, взываше глаголющи: сии человецы раби Бога вышняго суть, иже возвещают нам путь спасения. Се же творяше на многи дни: стужив же си Павел, и обращся, духови рече: запрещаю ти именем Иисуса Христа, изыди из нея. И изыде в том часе. Видевше же господие ея, яко изыде надежда стяжания их, поемше Павла и Силу, влекоша на торг ко князем. И приведше их к воеводам, реша: сии человецы возмущают град наш, иудее суще: И завещавают обычаи, яже не достоит нам ни приимати ни творити, римляном сущым.

Имущая дух… Что это за демон? Называют его, по месту, богом Пифоном. Он хотел ввести апостолов в искушение. Иначе это та женщина - Пифия, о которой говорят, что она садилась на треножник Аполлона, раздвинув ноги, и что злой дух, поднимаясь из углубления, находившегося под треножником, проникал в нее и приводил ее в исступление; тогда она приходила в бешенство, испускала из рта пену, и в состоянии такого исступления произносила бессвязные слова. Сии человецы раби Бога вышняго суть. О дух нечистый! если ты знаешь, что они возвещают путь спасения, то почему не удаляешься их? Стужив же си Павел, Т. е. быв возбужден и взволнован. Заградив ей уста, хотя она говорила и истину, он научает нас не допускать к себе демонов, хотя бы они принимали вид, что защищают истину, но преграждать им всякий повод к соблазну и не слушать ничего, что они говорят. Если бы Павел обратил внимание на свидетельство этого духа, то последний обольстил бы многих из верующих. Поэтому Павел на первый раз только не принял, а отверг его свидетельство, не желая увеличивать числа своих знамений. Но когда дух упорствовал, тогда Павел повелел ему выйти из отроковицы. Итак дух действовал коварно, Павел же разумно. Видевше же господие ея, яко изыде надежда стяжания их. Везде виною зла - деньги. В видах обогащения господа отроковицы желали, чтобы она одержима была бесом. Посмотри: они и демона не хотят знать, но поглощены одною своей страстью - сребролюбием. Демон говорил, что человецы сии раби Бога вышняго суть, а они говорят, что человецы сии возмущают град наш; демон говорил, что они возвещают нам путь спасения, а господа отроковицы говорят, что они завещавают обычаи, яже не достоит нам приимати.

И снидеся народ на них: и воеводы растерзавше им ризы, веляху палицами бити их. Многи же давше им раны, всадиша в темницу, завещавше темничному стражу, твердо стрещи их. Иже таково завещание прием, всади их во внутреннюю темницу, и ноги их заби в кладе. В полунощи же Павел и Сила молящеся пояху Бога: послушаху же их юзницы. Внезапу же трус бысть велий, яко поколебатися основанию темничному: отверзошася же абие двери вся, и всем юзы ослабеша. Возбужден же темничный страж, и видев отверсты двери темницы, извлек нож, хотяше себе убити, мня избегша юзники. Возгласи же гласом велиим Павел, глаголя: ничтоже сотвори себе зла: вси бо есмы зде. Просив же свещи вскочи, и трепетен быв, припаде к Павлу и Силе. И извед их вон, рече: господие, что ми подобает творити, да спасуся? Она же рекоста: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешися ты и весь дом твой. И глаголаста ему слово Господне, и всем, иже в дому его. И поемь я в тойже час нощи, измы от ран, и крестися сам и свои ему вси абие. Введ же я в дом свой, постави трапезу, и возрадовася со всем домом своим, веровав Богу.

И снидеся народ на них. Творить чудеса и учить было делом Павла, а в опасностях принимал участие с ним и Сила. Прими к сведению, что и демоны знают о том, что распятый Иисус есть вышний Бог, а Павел раб Его; что сам он утверждал, говоря: Павел раб Иисус Христов (Рим. 1, 1). Внезапу же трус бысть велий, так что темничный сторож пробудился; и отворились двери, так что случившееся изумило его. Но узники не видели этого; иначе все они бежали бы. А чтобы сторожу не показалось, что это случилось само собой, последовало вслед за землетрясением и то, что двери отворились, свидетельствуя ему о необычайности этого явления. Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешися ты и весь дом твой. И в темнице не давал себе покоя Павел; и тут он привлек к себе темничного стража и совершил это прекрасное пленение. И поем я в тойже час нощи, измы от ран. Им страж омыл раны, а сам омыт был от грехов, И возрадовася со всем домом своим, веровав Богу, хотя и ничего не получил, кроме благих слов и благих надежд.

Дню же бывшу, послаша воеводы паличники, глаголюще: отпусти человека она. Сказа же темничный страж словеса сия Павлу: яко послаша воеводы, да отпущени будут: ныне убо изшедше, идите с миром. Павел же рече к ним: бивше нас пред людми, неосужденных человеков римлян сущих, всадиша в темницу: и ныне отай изводят нас? ни бо: но да пришедше сами изведут нас. Сказаша же паличницы воеводам глаголы сия: и убояшася слышавше, яко римляне суть. И пришедше умолиша их, и изведше моляху изыти из града. Изшедше же из темницы приидоста к Лидии: и видевше братию, утешиста их, и изыдоста.

Павел же рече к ним:… И после того, как приказали воеводы, Павел не выходит из темницы; но, в назидание Лидии - порфиропродалницы и других, устрашает воевод, чтобы не подумали, что они освобождены по чьей-либо просьбе. Он даже обвиняет воевод в том, что они публично били их, - их, ни в чем не обвиненных и притом римских граждан. Видишь: часто поступали они так, как свойственно обыкновенным людям? Высказал же Павел это (т. е. то, что они римские граждане и ни в чем не обвинены) для того, чтобы не показалось, что его освобождают как человека вредного и в чем-либо обвиненного. Что же касается темничного стража, так это - Стефан, о котором упоминает Павел в первом послании к Коринфянам, когда говорит: крестих же и Стефанинов дом (1 Кор. 1, 16). Изшедше же из темницы, приидоста к Лидии: и видевше братию, утешиста их, и изыдоста. Не следовало оставлять в состоянии беспокойства и заботы жену, которая оказала им гостеприимство; и они, несмотря на побуждения воевод, не хотели удалиться, не посетив простой женщины и других лиц, которых они называли братьями. О, сколь велики их смирение и любовь!

Толкование Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского