Типовые ошибки при формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Законодательная база российской федерации Новая отчетная форма

  • 23.03.2024

При ведении финансово-хозяйственной деятельности не все операции выполняются бухгалтерами строго так, как это регламентируют нормы законодательных актов. Иногда это связано с невнимательностью бухгалтера, иногда с незнанием, неверным прочтением норм законодательства, а иногда и с несовершенством нормативных актов. Все это зачастую приводит к ошибкам при составлении бюджетной отчетности. Встречающиеся ошибки условно можно разделить на две группы:

  • организационные (в частности, связанные с ошибочным определением состава отчетности);
  • методологические (возникают в результате неверного ведения бюджетного учета и отражаются в отчетности).
В этой статье проведен анализ ошибок, встречающихся в формах бюджетной отчетности.

Представленный в статье материал написан на основании результатах проверок форм бюджетной отчетности главных распорядителей и получателей бюджетных средств. Целями проверок являлись оценка достоверности сводной бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, состояния учета и отчетности у главных распорядителей и получателей бюджетных средств, а также определение проводимой главным распорядителем бюджетных средств работы по обеспечению целевого использования данных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Оформление бюджетной отчетности с нарушением требований Инструкции № 191н

В оформлении форм бюджетной отчетности встречаются следующие ошибки:

1. Отчетность представлена без оглавления и в непронумерованном виде. Пунктом 4 Инструкции № 191н установлено, что бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.

2. В нарушение п. 6 Инструкции 191н некоторые формы отчетности, в частностиотчет о принятых бюджетных обязательствах ф. 0503128), содержащий плановые (прогнозные) показатели и аналитические показатели, не подписаны руководителем финансово-экономической службы, Пояснительная записка (ф. 0503160) не подписана руководителем, главным бухгалтером и руководителем финансово-экономической службы. Из норм п. 6 Инструкции № 191н следует, что бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, финансового органа, органа казначейства, органа, осуществляющего кассовое обслуживание. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы.

3. В состав отчетности включены формы, не имеющие числового значения. Напомним, что согласно нормам п. 8 Инструкции № 191н в случае, если все показатели, предусмотренные формой бюджетной отчетности, утвержденной Инструкцией № 191н, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется, информация о чем подлежит отражению в пояснительной записке к бюджетной отчетности за отчетный период.

4. В состав баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130)невключена справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах или она отнесена в состав пояснительной записки (ф. 0503160), что нарушает нормы п. 20 Инструкции № 191н .

5. В нарушение п. 23 Инструкции № 191н учреждение заполнило справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) по форме, не соответствующей той, которая приведена в Инструкции № 191н.

6. В нарушение п. 43 Инструкции № 191н справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) указана в представленной главному распорядителю отчетности с наименованием, не соответствующим названной инструкции.

7. В нарушение п. 44 Инструкции № 191н учреждением не был соблюден порядок отражения показателей в графе 1 «Номер счета бюджетного учета». Данным пунктом установлено, что получатель бюджетных средств, администратор источников финансирования дефицита бюджета, администратор доходов бюджета формирует справку (ф. 0503110) к балансу (ф. 0503130) на основании данных по соответствующим кодам счетов 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет», 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами», 1 304 050 00 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» и по соответствующим номерам счетов 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года», 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» в сумме показателей, сформированных по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в рамках бюджетной деятельности (разд. 1) до проведения заключительных операций (графы 2, 3) и в сумме заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря, по завершении отчетного финансового года (графы 4 - 9).

В графе 1 разд. 1 справки (ф. 0503110) отражаются номера соответствующих счетов 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года», 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года», содержащих в соответствующих разрядах номера счета бюджетного учета коды бюджетной классификации (далее - БК) РФ: видов доходов, разделов, подразделов, классификации расходов бюджета, групп, подгрупп, статей источников финансирования дефицита бюджета. Коды бюджетной классификации РФ (глав по БК, целевых статей расходов, видов расходов бюджета, подвидов доходов бюджета, видов источников финансирования дефицита бюджета в соответствующих разрядах номера счета бюджетного учета) отражаются со значением «ноль».

8. В нарушение п. 96 Инструкции № 191н учреждение в отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) заполнило строки 370, 371, 372, не предусмотренные инструкцией.

9. В пояснительной записке (ф. 0503160), составленной субъектом отчетности отсутствуют таблицы № 2 - 7, что является нарушением п. 152 Инструкции № 191н .

10. В нарушение п. 152 Инструкции № 191н в составе проверяемой бюджетной отчетности таблицы № 3 «Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете» и 7 «Сведения о результатах внешних контрольных мероприятий» пояснительной записки отсутствуют.

11. Субъект учета в составе форм бюджетной отчетности представил сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) (таблица пояснительной записки). Как показали результаты проверки, в форме наименования граф 1, 5, 7 не соответствуют требованиям п. 163 Инструкции № 191н и отсутствует строка 620.

Ошибки в содержании форм бюджетной отчетности

В разрезе форм отчетности приведем обзор ошибок, которые, как показали результаты проверки, допускаются при составлении форм бюджетной отчетности.

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110). В ходе проверки было выявлено, что в нарушение п. 43 Инструкции № 191 в данной справке отсутствует разд. 2 «Деятельность со средствами, поступающими во временное распоряжение». Согласно нормам этого пункта справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года формируется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета, финансовым органом, органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, в составе форм годовой отчетности и отражает обороты по счетам бюджетного учета, подлежащим закрытию по завершении отчетного финансового года в установленном порядке, в разрезе бюджетной деятельности (разд. 1) и деятельности со средствами, поступающими во временное распоряжение (разд. 2). При отсутствии сведений, необходимых для заполнения разд. 2, он не заполняется, но включается в форму.

Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184). В нарушение п. 50 Инструкции № 191н в указанной справке за декабрь отражены доходы. Согласно нормам данного пункта инструкции показатели этой формы за декабрь финансового года должны иметь нулевое значение.

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503127). В нарушение п. 55 - 57 Инструкции № 191н в данном отчете не отражены по разделам годовые объемы утвержденных бюджетных назначений, лимитов бюджетных обязательств и, соответственно, не заполнена графа «Неисполненные назначения».

Кроме того, в нарушение п. 55 Инструкции № 191н учреждением включены прогнозные показатели по графе 4 по разделу «Доходы бюджета» отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств. Согласно нормам названного пункта инструкции в графе 4 отражаются соответственно по разделам отчета «Доходы бюджета», «Расходы бюджета», «Источники финансирования дефицита бюджета» годовые объемы утвержденных бюджетных назначений на текущий финансовый год.

Пояснительная записка (ф. 0503160) . В нарушение п. 152 Инструкции № 191н не всеми участниками бюджетного процесса были заполнены таблицы № 2 - 5, входящие в состав пояснительной записки.

В нарушение п. 155 Инструкции № 191н в таблице № 3 «Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете» не отражена информация, характеризующая результаты анализа исполнения двух текстовых статей закона (решения) о бюджете, имеющих отношение к деятельности субъекта бюджетной отчетности. Согласно положениям данного пункта информация в таблице характеризует результаты анализа исполнения текстовых статей закона (решения) о бюджете, имеющих отношение к деятельности субъекта бюджетной отчетности. Таблица оформляется главным распорядителем, распорядителем, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета, финансовым органом. В графе 2 отражается результат исполнения положений текстовых статей (с указанием показателей, характеризующих степень результативности). В графе 3 указываются причины неисполнения положений текстовых статей.

В нарушение п. 158 Инструкции № 191н в таблице № 6 «Сведения о проведении инвентаризации» не названа причина проведения инвентаризации. Согласно нормам п. 159 Инструкции № 191н информация, отражаемая в таблице, характеризует результаты проведенных в отчетном периоде инвентаризаций имущества и обязательств субъекта бюджетной отчетности в части выявленных расхождений. Таблица оформляется главным распорядителем, распорядителем получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета, финансовым органом, органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета при составлении пояснительной записки по итогам года. В графах 1 - 4 указываются причины проведения инвентаризации (составление годовой бюджетной отчетности, смена материально ответственных лиц, выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, чрезвычайные ситуации, требующие проведения инвентаризации, реорганизация или ликвидация субъекта бюджетной отчетности и другие случаи, предусмотренные законодательством РФ), дата проведения инвентаризации и реквизиты распорядительного документа о проведении инвентаризации.

Внарушение п. 162 Инструкции № 191н в форме 0503163 «Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета» не указаны причины внесенных уточнений со ссылкой на правовые основания их внесения. Данным пунктом установлено, что в графе 4этой формы указывается разница между показателями бюджетных назначений согласно бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, с учетом внесенных в нее изменений, оформленных надлежащим образом на отчетную дату (графа 3), и показателями бюджетных назначений, утвержденных законом (решением) о соответствующем бюджете (графа 2). В графе 5 указываются причины внесенных уточнений со ссылкой на правовые основания их внесения (статьи БК РФ и закона (решения) о соответствующем бюджете).

Кроме того, как показали результаты проверки, в нарушение п. 162 Инструкции № 191н в форме 0503163 «Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета» некоторые учреждения в графе 2 указали бюджетные назначения, которые не утверждались на отчетный финансовый год законом (решением) о бюджете.

В нарушение п. 163 Инструкции № 191н в форме 0503164 «Сведения об исполнении бюджета» в разделе «Расходы бюджета» не ставились коды по бюджетной классификации РФ, по которым имеются отклонения между плановыми и фактически исполненными показателями, а также не указывались причины отклонений от планового процента исполнения по доходам и расходам. Кроме того, как показали результаты проверок, некоторые проверяемые учреждения при заполнении этой формы отчетности по графе 1 в разделе «Доходы» не ставили код главы по БК, код видов доходов по бюджетной классификации, а в разделе «Расходы» - код главы по БК, код разделов, подразделов и целевых статей расходов бюджета по бюджетной классификации РФ. Также в ходе проверки было установлено, что графа 5 формы неправильно сосчитана: в ней не отразили разность исполнения по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета и плановых показателей на 2012 год (графа 4 - графа 3).

В нарушение п. 164 Инструкции № 191н по результатам проверок выявлено несоответствие показателей, отраженных в отчете «Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ» (ф. 0503166) и отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127): в графе 5 отчета формы 0503166 сумма исполненных бюджетных назначений была завышена по сравнению с отчетом формы 0503127. Также проверка показала, что некоторые участники бюджетного процесса в нарушение этого пункта в графе 4 отчета «Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ» отразили сумму бюджетных назначений не в соответствии с объемом утвержденных уточненной бюджетной росписью средств на реализацию указанных мероприятий, что привело к искажению формы отчетности.

При проверке таблицы пояснительной записки (ф. 0503167) «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169) были выявлены следующие ошибки. В нарушение п. 167 Инструкции № 191н не указаны причины образования просроченной кредиторской задолженности. Меры по снижению кредиторской задолженности следует изложить в разд. 4 «Анализ показателей финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности» текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160). Некоторые учреждения при отражении сведений по дебиторской задолженности, указывали в таблице остатки расчетов по аналитическому счету 0 204 00 000 «Финансовые вложения», но не отражали данные, сформированные по счетам 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». Все это привело к искажению данных о состоянии расчетов по дебиторской задолженности.

Как установлено п. 167 Инструкции № 191н , в таблице содержатся обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов.

Приложения составляются раздельно по дебиторской и по кредиторской задолженности.

В разделе 1 отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности учреждения с выделением сумм просроченной дебиторской, нереальной к взысканию кредиторской задолженности. При этом в графе 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов счета, на основании которых заполняется эта таблица:

0 205 00 000 «Расчеты по доходам»;

0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»;

0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;

0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу»;

0 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»;

0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»;

0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»;

0 304 02 000 «Расчеты с депонентами»;

0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»;

0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», -

по которым на отчетную дату отражены остатки расчетов по дебиторской (кредиторской) задолженности.

Кредитовые остатки на отчетную дату по соответствующим аналитическим счетам счетов 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 0 209 0 0000 «Расчеты по ущербу имуществу» отражаются в приложении по дебиторской задолженности со знаком «минус». Дебетовые остатки на отчетную дату по вышеназванным счетам бюджетного учета, входящим в состав разд. 3 «Обязательства» плана счетов бюджетного учета, отражаются в приложении по кредиторской задолженности со знаком «минус». В первых 17 разрядах номера счета бюджетного учета отражаются коды бюджетной классификации в соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации на финансовый год.

В графах 2, 4 указывается общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемая по конкретному номеру счета бюджетного учета по состоянию на начало года и на конец отчетного периода соответственно.

В графах 3, 5 приводятся данные о не исполненных соответственно на начало года и на конец отчетного периода обязательствах, по которым срок исполнения уже наступил (обязательства, не исполненные в установленные сроки, подтвержденные по результатам инвентаризации кредиторами), и нереальной к взысканию дебиторской задолженности (дебиторская задолженность неплатежеспособных дебиторов до момента принятия решения о ее списании на забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных кредиторов»).

В нарушение п. 172 Инструкции № 191н в таблице пояснительной записки формы 0503167 «Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий» (ф. 0503177) не дано обоснование целесообразности произведенных расходов.

Как следует из положений данного пункта, в графах 1, 2 указываются наименования показателей и коды строк приложения. В графе 4 указывается соответственно по строкам приложения сумма расходов субъекта бюджетной отчетности, связанная:

  • с проектированием прикладных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры;
  • с оазработкой (доработка) программного обеспечения;
  • с капитальными вложениями в объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры;
  • с приобретением оборудования и предустановленного программного обеспечения;
  • с приобретением неисключительных прав на программное обеспечение;
  • с услугами по аренде оборудования;
  • с подключением (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам;
  • эксплуатационными расходами на информационно-коммуникационные технологии;
  • обучением сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий;
  • прочими расходами в области информационно-коммуникационных технологий.
В графе 5 указывается обоснование целесообразности произведенных расходов (обеспечение текущей деятельности, техническое перевооружение, иные цели и т. п.).

По решению финансового органа показатели расходов на информационно-коммуникационные технологии могут быть детализированы по кодам классификации расходов бюджетов РФ путем указания в графе 3 данных кодов.

  1. Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Смотрите инструкцию и пример заполнения формы 0503190 за 2018 год. Узнаете, как заполнить Сведения, какие статусы присваивать объектам, как указать целевую функцию и учетный номер.

С 2018 года Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства ф. 0503190 включили в состав Пояснительной записки (ф. 0503160) к годовой отчетности. Образец, как правильно заполнить форму 0503190, смотрите ниже.

Форму 0503190 формируют учреждения – балансодержатели объекта незавершенного строительства, произведенных вложений в объекты недвижимого имущества.

Периодичность сдачи – годовая.

Порядок заполнения формы 0503190 в 2019 году

Форма 0503190 состоит из 22 граф. Рассмотрим подробнее порядок заполнения формы 0503190 согласно инструкции 191н в 2019 году.

В графе 3: ИНН балансодержателя объекта капстроительства или приобретаемого объекта.

В графу 4: код объекта из документа, в котором предусмотрено распределение бюджетных ассигнований:

  • на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капстроительства;
  • покупку недвижимости;
  • другие капвложения на территории России.

Федеральные учреждения указывают код объекта капвложений по федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП), который присвоен Минэкономразвития.

В графе 5: кадастровый номер недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН.

В графе 6: 28-разрядный учетный номер объекта на отчетную дату:

  • 1–3 разряды – код ГРБС по бюджетной классификации;
  • 4–23 – уникальный номер реестровой записи участника бюджетного процесса;
  • 24–27 разряды – порядковый номер, присвоенный учреждением – балансодержателем объекта капвложений при принятии его к учету;
  • 28 разряд – код контура идентификации сведений об объекте: 1 – сведения, не составляющие государственную тайну; 2 – сведения, составляющие гостайну.

В графе 7: учетный номер объекта, который был присвоен предыдущим балансодержателем. Если номера не было, укажите 28 нулей.

В графе 8 указывается информация о состоянии объекта:

  • код 1 используйте если строительство ведется;
  • 2, если объект находится на консервации;
  • 3 – строительство объекта приостановлено без консервации;
  • 4, если строительство не начиналось;
  • 5 – иной статус объекта.

В графе 9 укажите код целевой функции объекта капвложений, которую определили по результатам оценки техсостояния:

1 – завершение строительства (реконструкции, технического перевооружения);
2 – консервация объекта незавершенного строительства;
3 – приватизация (продажа) объекта незавершенного строительства;
4 – передача объекта незавершенного строительства другим субъектам хозяйственной деятельности;
5 – передача объекта незавершенного строительства в собственность иному публично-правовому образованию;
6 – принятие объекта незавершенного строительства в государственную (муниципальную) казну;
7 – передача в концессию;
8 – списание и снос объекта незавершенного строительства;
9 – строительство (реконструкция, техническое перевооружение) объекта незавершенного строительства продолжается;
10 – целевая функция не требуется – указывайте в случае завершения строительства;
11 – целевая функция не определена;
12 – иная целевая функция.

В графе 10 проставьте год фактической приостановки (прекращения) строительства. Не заполняйте, если в графе 8 статус объекта 01, 11, 12, 13, 21, 22, 23, 24.

В 11 графе покажите код причины приостановки (прекращения) строительства:

1 – строительство (реконструкция) приостановлено по решению Правительства РФ или уполномоченного органа госвласти, органа местного самоуправления;
2 – приостановлено финобеспечение;
3 – низкий уровень подготовки и реализации проектных решений;
4 – отсутствие прав собственности;
5 – неудовлетворительная работа подрядных организаций;
6 – отсутствие претендентов-подрядчиков для реализации проекта в результате конкурсных процедур на право заключить госконтракт на выполнение строительных, проектных и изыскательных и других работ, услуг;
7 – увеличение сроков процедур размещения заказов;
8 – прочие причины.

В 12 графе пишите дополнительную информацию, которая разъясняет причину приостановления строительства.

13–16 – планируемый год начала и окончания реализации вложений (инвестиций), предполагаемый год реализации целевой функции и размер сметной стоимости на отчетную дату по проектно-сметной документации.

На страницах нашего журнала неоднократно размещались статьи, посвященные ошибкам и нарушения бюджетная отчетность при составлении отчетных бухгалтерских форм. На сайте Федерального казначейства появилась информация, посвященная результатам принятия бухгалтерской (бюджетной) отчетности по итогам 2017 года, в которой особое место отведено анализу типовых нарушений и ошибок, выявленных работниками Федерального казначейства в ходе камеральной проверки отчетных форм. На наш взгляд, данная информация будет небезынтересна как ревизорам, так и бухгалтерам, поэтому мы посчитали необходимым обсудить ее с вами – нашими читателями.

Из представленной Федеральным казначейством информации следует, что нарушения субъектами отчетности допускались как при соблюдении требований порядка составления годовых отчетных форм, так и при отражении показателей бухгалтерского (бюджетного) учета, сформированных на отчетную дату в годовых отчетных формах. Среди нарушений выделены следующие.

Своевременность представления отчетности.

Системные недостатки в части учета объектов недвижимого имущества. Как отмечает Федеральное казначейство, субъект отчетности нередко отражает объекты недвижимости на счете 0 101 00 000, в отношении которых регистрация обязательна, без документов, подтверждающих такую регистрацию. Напомним: положениями п. 36 Инструкции № 157н установлено, что принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Одновременно встречается и противоположное нарушение: когда объект, отвечающий всем признакам основного средства и при наличии на него документов, подтверждающих его регистрацию, не отражается субъектом учета на счете 0 101 00 000, а продолжает отражаться на счете 0 106 00 000.

Здесь же в отношении учета объектов основных средств отметим, что в соответствии с п. 23 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости, которой признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ). При этом балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений, предусмотренных согласно п. 27 и 28 Инструкции № 157н. Руководствуясь положениями ФСБУ «Основные средства» и Методическими указаниями по применению переходных положений ФСБУ «Основные средства» при первом применении (Письмо Минфина РФ от 30.11.2017 № 02-07-07/79257), укажем, что порядок отражения в бухгалтерском учете материальных ценностей, признаваемых основными средствами, находящихся у субъекта учета во владении (пользовании) на праве оперативного управления и соответствующих критериям активов, применяемый до 2018 года (до перехода на применение ФСБУ «Основные средства»), не изменяется.

Обязательные общие требования к бухгалтерскому учету организациями государственного сектора (автономными учреждениями) объектов недвижимого имущества, признанных в составе основных средств до 01.01.2018, не предусматривают отражения учреждениями в бухгалтерском учете указанных объектов по их актуализированной кадастровой стоимости (Письмо Минфина РФ от 24.04.2018 № 02-07-10/27705).

Отражение земельных участков по неактуальной кадастровой стоимости. Согласно ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. В силу ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Напомним, что в соответствии с Инструкцией № 157н бухгалтерский учет земельных участков ведется на счетах:

  • 0 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения» – по их кадастровой стоимости, в случае если земельный участок используется учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенных под объектами недвижимости);
  • 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну» – по их кадастровой стоимости, если земельный участок составляет государственную (муниципальную) казну.

Положениями Закона о бухгалтерском учете установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит отражению в бухгалтерском учете. Отсутствие в регистрационных документах информации о стоимости земельного участка не дает субъекту учета право не отражать событие по поступлению указанного нефинансового актива в бухгалтерском учете.

Системные ошибки в части учета дебиторской задолженности. Федеральное казначейство отмечает, что нередко субъекты отчетности лишь частично отражают информацию о наличии у них на отчетную дату дебиторской задолженности, о просроченной задолженности, а также некорректно отражают дебиторскую задолженность на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета. Например, при проведении претензионной работы по взысканию средств в бюджет показатели по счету 0 206 00 000 должны быть перенесены на счет 0 209 30 000, а субъект отчетности этого не делает и продолжает отражать такую дебиторскую задолженность на счете 0 206 00 000. Стоит заметить, что вопросу отражения в отчетных формах показателей дебиторской, кредиторской задолженности уделяется достаточно много внимания. Регулярно выходят письма Минфина и Федерального казначейства, разъясняющие особенности отражения в отчетных формах сумм задолженности, например, Письмо Минфина РФ № 02-06-07/49174, Федерального казначейства № 07-04-05/02-14766 от 13.07.2018. Для правильного отражения в отчетных формах сумм дебиторской и кредиторской задолженности рекомендуем обратиться к письмам Минфина.

Системные недостатки в части отражения показателей на забалансовых счетах. Как установлено п. 332 Инструкции № 157н, на забалансовых счетах учреждением учитываются:

  • находящееся у учреждения имущество, не являющееся балансовыми объектами бухгалтерского учета (в частности, имущество, не соответствующее критериям активов; права пользования имуществом, не являющиеся объектами учета аренды, имущество, находящееся (поступившее) на хранение и (или) переработку;
  • имущество, поступившее (оплаченное) по централизованным закупкам (централизованному снабжению);
  • неисключительные права пользования результатами интеллектуальной деятельности, материальные ценности, учет которых согласно Инструкции № 157н предусмотрен вне балансовых счетов (основные средства стоимостью до 10 000 включительно, введенные (переданные) в эксплуатацию, периодические издания для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости);
  • музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части – по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда РФ;
  • бланки строгой отчетности, имущество, приобретенное в целях награждения (дарения), переходящие награды, призы, кубки, специальное оборудование для выполнения научно-исследовательских работ по государственным (муниципальным) договорам (контрактам), экспериментальные устройства), иные ценности, расчеты;
  • обязательства, ожидающие исполнения, дополнительные аналитические данные об иных объектах учета и проведенных с ними операциях, необходимые для осуществления внутреннего контроля и (или) раскрытия сведений о деятельности учреждения в формируемой им отчетности.

Перечень забалансовых счетов иособенности их применения установлен Инструкцией № 157н. При этом учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование. Показатели по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам, отражаются в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. Федеральным казначейством среди нарушений в части ведения такого учета были отмечены неотражение субъектами учета объектов имущества на забалансовых счетах 01, 20, 25, неотражение лицензий и иных неисключительных прав на забалансовом счете01.

Системные ошибки при заполнении форм и таблиц пояснительных записок (ф. 0503160, 0503760). Федеральным казначейством отмечено, что при приеме годовой отчетности за 2017 год были зафиксированы ошибки в 80% форм. На страницах нашего журнала мы неоднократно отмечали некоторую небрежность, проявляемую субъектами учета при заполнении пояснительной записки (ф. 0503160, 0503760). Очень часто составляемая форма не отвечает требованиям инструкций № 191н, 33н. Таблицы, включаемые в пояснительную записку, либо лишь частично заполнены субъектом учета, либо не заполнены вовсе. Иногда вместо заполнения таблиц информация отражается в текстовой части пояснительной записки, что также не отвечает требованиям инструкций № 191н, 33н.

Среди общих недостатков, выявленных при заполнении таблиц и форм пояснительной записки (ф. 0503160, 0503760) Федеральное казначейство отметило следующие:

  • некорректное формирование показателей форм отчетности;
  • неполное формирование показателей форм отчетности;
  • недостатки формирования текстовой части пояснительных записок;
  • ошибки, связанные с технологией формирования и представления форм отчетности.

Наиболее часто встречаются ошибки в следующих таблицах формы.

  1. Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164). Информация в таблице характеризует результаты анализа исполнения текстовых статей закона (решения) о бюджете, имеющих отношение к деятельности субъекта бюджетной отчетности, в целях раскрытия информации о результатах использования бюджетных ассигнований отчетного финансового года главными распорядителями бюджетных средств (п. 155 Инструкции № 191н). Таблица оформляется главным распорядителем, распорядителем, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета, финансовым органом. При заполнении этой таблицы указывается прогноз поступлений по доходам, который не соответствовал данным Минфина. Фактически в таблице указывается результат исполнения положений текстовых статей закона (решения о бюджете) (с указанием показателей, характеризующих степень их результативности).
  2. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169). В этой таблице отражаются обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта формирование бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов. При заполнении таблицы встречается расхождение остатков дебиторской (кредиторской) задолженности) на начало текущего года с остатками задолженности на конец года.
  3. Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190). В этой таблице раскрывается информация об имеющихся на отчетную дату объектах незавершенного строительства, а также о сформированных на отчетную дату вложениях в объекты недвижимого имущества, источником финансового обеспечения которых являлись средства соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

При формировании сведений (ф. 0503190) субъектами отчетности зачастую ошибочно указываются:

  • наименование объектов строительства;
  • учетные номера объектов (при заполнении формы указывается код объекта при его наличии. Данный код содержится в документе, устанавливающем распределение предусмотренных законом (решением) о бюджете бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществление на территории РФ иных капитальных вложений. Федеральными учреждениями в графе 4 указывается (при наличии) код объекта капитальных вложений по федеральной адресной инвестиционной программе (далее – ФАИП), присвоенный Минэкономразвития);
  • кадастровые номера объектов (указывается кадастровый номер объекта недвижимого имущества, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости);
  • статус объекта и его целевая функция (код статуса объекта отражается в графе 8 формы. Сами коды и их значения содержатся в п. 173.1 Инструкции № 191н. Субъекту отчетности при заполнении этой формы следует выбрать нужный код и указать его).

Кроме того, Федеральным казначейством отдельно были отмечены недостатки заполнения текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160 и 0503760), среди которых названы:

  1. Неотражение или частичное раскрытие информации в текстовой части пояснительной записки. В частности, нередко не отражается или не полностью отражается информация о проведении инвентаризации, о сведениях о формах отчетности, не имеющих показателей и не подлежащих представлению. Напомним, что согласно п. 10 Инструкции № 33н в случае, если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, утвержденной Инструкцией № 33н не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в составе бухгалтерской отчетности за отчетный период не представляется, при этом информация об отсутствии в составе бухгалтерской отчетности указанных форм подлежит отражению в текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760). В свою очередь, при формировании и (или) представлении бюджетной отчетности средствами программных комплексов автоматизации документы бюджетной отчетности, не имеющие числовых значений показателей и не содержащие пояснения, формируются и представляются с указанием отметки (статуса) «показатели отсутствуют» (п. 8 Инструкции № 191н).
  2. Отсутствие раскрытия информации требующей пояснения, например, отсутствие пояснений:
  • о причинах неполного исполнения утвержденных бюджетных ассигнований по расходам, отраженного в сведениях (ф. 0503164, 0503166);
  • о причинах наличия существенных остатков денежных средств на счетах учреждений, отраженных в сведениях (ф. 0503779, 0503166).
  1. Несоответствие текста пояснительной записки данным, отраженным в таблицах, включенных в нее (в частности, расхождение сведений, указанных в текстовой части самой пояснительной записки и в сведениях (ф. 0503769, 0503169)).

* * *

В рамках статьи были рассмотрены отдельные системные ошибки при составлении форм бухгалтерской (бюджетной) отчетности субъектами учета по итогам 2017 года.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, №10, 2018 год